Пятница, 24.02.2017, 20:32
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК

М.А.Смирнова

 Место и значение теории избирательного права России в системе юридических наук

Противоречивость, неоднозначность реформирования обществен­ной жизни России, постоянно испытывающей давление радикально настроенных социальных и политических сил, как справа, так и слева, накладывает свой отпечаток на процесс становления и совре­менного развития теории избирательного права. Несмотря на то, что, начиная с 2000 г., в России проведено более сорока диссертационных исследований      в области избирательного права, к сожалению, так и не появилось практически сколько-либо системно значимых теоретических исследований природы и содержания правовых основ         и источников теории современного избирательного права. В проводимых исследованиях раскрывается, например, исторический опыт развития избирательных прав граждан как в России, так и в других государствах, как правило, с романо-германской правовой системой [1—5]. Далее следует отметить исследования, посвященные избирательной системе и избирательному процессу [6; 7], проблемам региональных и муниципальных выборов [8; 9].

Особое место в исследованиях занимают проблемы противодействия совершаемым правонарушениям и преступлениям против избирательных прав граждан [10—12].

Однако теоретического исследования самого понятия «избирательное право», его межотраслевых связей в правовой науке и его места          в системе отраслей права или институтов права никто достаточно подробно не проводил. Хотя эта проблема в современном праве приобретает все большую актуальность и не только применительно к «избирательному праву». Все чаще вспыхивают дискуссии: относить ли к отрасли права «образовательное, социальное, миграционное, медицинское, спортивное право» и т. д. Ответы на эти вопросы, безусловно, помогут         и в поиске места в системе отраслей права понятия «избирательное право».

Игнорирование указанных обстоятельств уже приводит к тому, что, как правило, на уровнях регионального законотворческого процесса все чаще появляются предложения о разработке законодательных проектов по принятию «Социального кодекса», «Медицинского кодекса», «Физкультурного кодекса», в том числе и «Избирательного кодекса» [8, с. 7] и т. д. Такие предложения представляют определенную опасность для государства, т. к. могут привести, с одной стороны, к усложнению развития системы права в государстве, а с другой стороны — к невозможности применения принимаемых законопроектов.

В теории государства и права сложилось устойчивое представление об отраслях, подотраслях, институтах права и т. д. Эта позиция активно обсуждается и, как правило, защищается          в теории государства и права… и не без основания. Однако уже входит в научный оборот новое понятие, предлагаемое профессором В. В. Кожевниковым: «комплексная отрасль законодательства, как отрасль, включающая нормы нескольких отраслей права, которые регулируют различные по своему видовому содержанию отношения, составляющие относительно самостоятельную сферу общественной жизни» [14, с. 14].

Говоря об избирательном праве как о межотраслевом институте права, учитывая позицию профессора В. В. Кожевникова, на наш взгляд,     в понятии «межотраслевой институт права» нет противоречия с понятием «комплексная отрасль законодательства». Несмотря на высказанное нами положительное отношение к указанному понятию «комплексная отрасль законодательства», хотелось бы предостеречь от слишком активных предложений «закодифицировать все возможное в праве».

На что обращается неоднократно внимание специалистами в области теории права и государства?

Как полагает профессор В. М. Баранов, «чем согласованнее между собой элементы системы права, тем ощутимее оказывается социальная отдача права. Принимая законодательный акт, законотворческий орган обязан «вписать» его      в действующую систему права, не нарушая ее целостности и гармонии. Не принятый системой права закон не только бездействует, но нередко проявляет активность в режиме «эффекта бумеранга» [15, с. 328].

Поскольку содержанием права являются его нормы, то, следовательно, и систему права представляют определенным образом структурированные и взаимосвязанные друг с другом нормы права. Объективно складывающаяся между отдельными нормами (или группами норм) связь придает им определенное структурное единство. Таким образом, нормы объединяются в более общее нормативно-юридическое образование — институты права, а те, в свою очередь, в подотрасли и отрасли права, которые      в своем единстве и есть система права. Единство системы права — специфическое свойство права, обусловленное единством целей и задач правового регулирования, единством правовых принципов, определяющих сущность права, наконец, единством системы регулируемых отношений. Будучи внутренне единым и целостным нормативным образованием (системой нормативного регулирования), право вместе с тем подразделяется на определенные части — отрасли и институты, каждая из которых выполняет самостоятельную роль в механизме воздействия права на поведение и деятельность людей-индивидов и их организаций. Единство      и обособленность (дифференцированность) являются необходимыми условиями системной организации права [15, с. 324].

Для понимания системности теории избирательного права и всей сложности правового обеспечения проведения избирательных кампаний следует учитывать следующие обстоятельства:

¾ во-первых, необходимо признать многофункциональность избирательного права и наличие значительного количества субъектов правоотношений, в том числе граждан России, которые обладают набором своих специфических особенностей правосубъектности как участники избирательного процесса, а также общественных объединений, организаций и т. д.      [16; 17];

¾ во-вторых, многоуровневость нормативно-правового регулирования избирательного процесса, а также взаимосвязь федерального и регионального законодательства с правотворчеством органов местного самоуправления [18—22];

¾ в-третьих, многообразие нормативно-пра-вовой базы, регулирующей все стадии избирательного процесса и уровни проводимых избирательных кампаний [23; 24].

Изложенные обстоятельства на практике проявляются следующим образом. При планировании и уже в ходе подготовки и проведения избирательных кампаний в избирательных комиссиях всех уровней, от ЦИК до участковых комиссий, приходится проводить сверку достоверности действия всей нормативно-правовой базы, обеспечивающей очередную избирательную кампанию, т. к. в перерыве между избирательными кампаниями принимаются новые законы федерального, регионального уровней, постановления органов местного самоуправления либо в них вносятся поправки или дополнения.

Следовательно, говоря об избирательном праве как о межотраслевом институте права, приходится проводить систематически указанные мероприятия не только по нормативно-правовой базе, непосредственно касающейся организационно-правовой работы, связанной       с избирательными комиссиями, а практически    со всей системой законодательства России.       В том числе: с административным, уголовным, уголовно-процессуальным законодательством, законами о судах и судопроизводстве, законодательством об общественных объединениях         и партиях, об органах местного самоуправления и т. д.

При этом приходится сталкиваться и с обратным процессом, когда вносимые поправки в непосредственно избирательное законодательство автоматически приводят к внесению поправок       в соответствующие законы, связанные с правоприменением указанных поправок в ходе избирательных кампаний.

Таким образом, учитывая особенности законодательных процедур, можно в общих чертах сформулировать понятие избирательного права.

Можно соглашаться и не соглашаться с мнением С. В. Евдокимова, полагающего, что «развитие избирательного права как подотрасли конституционного права направлено на постепенное,      по мере распространения выборных про­цессов, на государственные институты и развитие правовой формы законо­дательства о выборах, превращение в самостоятельную отрасль права, которая становится базовой для формирования всех выборных институтов государственной власти, кои могут и должны образовываться в демократи­ческом обществе и правовом государстве только в рамках избирательных процессов. Связь между становлением институтов гражданского общества и правового государства осуществляется преимущественно через избиратель­ные процессы, которые являются предметом правового регулирования избирательного права» [25].

На наш взгляд, в узком смысле, теория избирательного права ¾ это система основных правовых идей, понятий, на основе знания теории государства и права формирующих конкретные представления и умения в области правового регулирования избирательных процессов и избирательных кампаний.

В широком смысле, теория избирательного права ¾ это комплексная система знаний в рамках межотраслевого института, имеющих универсальный характер: о закономерностях одного из существенных государственно-правовых явлений, проявляющихся в сфере избирательного права и процесса, обеспечивающих утверждение таких принципов, как свобода, равенство       и демократия народа, а также знания о возникновении избирательного права, его сущности, функционировании и развитии в едином взаимодействии с основными отраслями права.

Предмет теории избирательного права образуют особенные закономерности в системе государственно-правовых явлений, раскрывающие содержание и сущность существования и развития избирательного права и процесса в государстве.

Специфика предмета теории избирательного права проявляется в связях с такими общественными науками, как социология, политология, история, этнография, кибернетика, психология, этика, логика, лингвистика и др.

Внутри юридической науки теория избирательного права занимается специальной разработкой таких проблем государственно-правовой действительности, которые связаны с совершенствованием управления государственными делами, демократизацией политической жизни общества, активным участием в этой жизни граждан данного государства, в частности, изучением связанных с избирательным процессом конкретных правовых норм, получением навыков их реализации в области избирательного права.

В заключение следует отметить, что проводимые исследования последних лет посвящены не только различным аспектам проблемы народного представительства во власти государственных органов, но и в продолжение традиции отечественной государственно-правовой мысли обращены к опыту демократических институтов страны, наглядно демонстрируя при этом необходимость познания истории и теории избирательного права России для определения и исследования важности текущих изменений, итогов деятельности государственных институтов, анализа достижений в области демократических прав и свобод граждан, развития правовой мысли.

В Российской Федерации конституционно закреплены как высшее непосредственное выражение принадлежащей народу власти референдум и свободные демократические выборы. Это важнейшая предпосылка для того, чтобы при рассмотрении многих важных проблем избирательного права выйти за пределы узких «электоральных» границ: здесь содержится более широкая проблематика, в том числе и вопросы народного представительства и общественного волеизъявления в непростой истории российской государственности.

 

 Список библиографических ссылок

 

1. Минникес И. В. Выборы в истории Русского государства IXX¾VIII вв.: дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2004.

2. Шафигулина С. Р. Развитие избирательного права в России во второй половине XIX ¾ начале XX вв. (1864¾1917 гг.) (историко-правовое исследование): дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2002.

3. Боков Ю. А. Формирование избирательных прав германских граждан (1815¾1918 гг.): дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2003.

4. Жалсараева Э. Б. Институты избирательного права в Бурятии. Историко-правовой анализ: дис. … канд. юрид. наук. М., 2004.

5. Искандаров У. С. Избирательный процесс в Российской империи (вторая половина ХVIII ¾ начало ХХ вв.): дис. … канд. юрид. наук Краснодар, 2007.

6. Скосаренко Е. Е. Избирательная система в политической жизни России: конституционно-правовые аспекты: дис. … канд. юрид. наук. М., 2006.

7. Загайнов С. В. Избирательный процесс в современной России: конституционно-правовой аспект: дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2006.

8. Ищенко О. А. Муниципальные выборы в системе народовластия (на примере Дальневосточного федерального округа): дис. … канд. юрид. наук. М., 2005.

9. Покровский Е. А. Организационно-правовые основы становления и развития избирательной системы субъекта Российской Федерации (на примере Астраханской области 1995¾2000 гг.): дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2003.

10. Акчурин А. Р. Порядок защиты избирательных прав граждан в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. М., 2007.

11. Бровченко В. Н. Юридическая ответственность в избирательном праве Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. М., 2004.

12. Елисеева Т. Н. Уголовно-правовая охрана избирательных прав граждан Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. М., 2004.

13. Ищенко О. А. Муниципальные выборы в системе народовластия (на примере Дальневосточного федерального округа). М., 2005.

14. Кожевников В. В. Теория государства и права: учеб.-нагляд. пособие: в 2 ч. Омск, 2001.

15. Теория государства и права: учебник / под ред. проф. В. Я. Кикотя, проф. В. В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

16. Об общественных объединениях: федер. закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ.

17. О политических партиях: федер. закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ.

18. О местном самоуправлении в Российской Федерации: закон РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-I.

19. О муниципальной службе в Российской Федерации: федер. закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ.

20. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: федер. закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ.

21. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.

22. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 5 декабря 2006 г. № 225-ФЗ.

23. О выборах Президента Российской Федерации: федер. закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ.

24. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ.

25. Евдокимов С. В. Избирательная система и избирательное право России: учеб. пособие. Н. Новгород, 2003.

 © М. А. Смирнова, 2009

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (26.12.2012)
Просмотров: 878 | Теги: избирательное право, системность права, избирательная компания | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017