Суббота, 27.05.2017, 18:32
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА: ВОПРОСЫ КЛАССИФИКАЦИИ

А.И.Земскова

 

Место и значение правозащитной функции государства в системе функций государства: вопросы классификации


Под правозащитной функцией государства, по нашему мнению, следует понимать обусловленную естественно-социальными потребностями личности и сущностью правового государства его способность к деятельности в правозащитном направлении, а также реализацию данной способности совокупностью нормативных, индивидуально-правовых, организационно-правовых и международно-правовых средств обеспечения защищенности прав человека.

В рамках исследования сущности данного государственно-правового явления представляется эффективным применение такого метода изучения, как классификация. Она служит не только средством  систематизации, но и предпосылкой научного анализа изучаемого объекта. В основу любой классификации должны быть положены наиболее существенные объективные признаки, содействующие упорядочению содержания рассматриваемого явления в соответствии с его внутренней сущностью.

Существует целый ряд оснований классификации функций государства (продолжительность действия; принцип разделения властей; степень важности, характера тех противоречий, на преодоление которых функции направлены; историче­ская судьба функций [1, с. 14—34] и т. д.), однако традиционным остается такой критерий, как сфера общественной жизни, в которой реализуется функция государства.

Деление функ­ций государства на внутренние и внешние является научно обоснованным и позволяет выявить связь функций любого государ­ства, а также проследить за тем, как изменяются их объем и содержание, значи­мость и количество с появлением новых целей и задач государства. Подобная классификация не только дань классическому подходу, но и возможность на­учного анализа и познания предмета и содержания деятельности государства как внутри страны, так и за ее пределами.

Однако даже среди авторов, признающих такой подход, нет единого мне­ния о перечнях внутренних и внешних функций государства.

Так, Е. С. Мазаева в своей диссертации, проведя критический анализ существующих точек зрения, отнесла к внешним следующие функции Российского государства: обороны страны; обеспечения мира; интеграции в мировую экономику; сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ. В числе внутренних функций ею выделены: экономическая; социальная; финансовая; экологическая; охраны правопорядка, прав и свобод граждан; политическая; идеологическая и информационная [2, с. 15].

Такой исследователь социалистической государственности, как Н. В. Черноголовкин, в рамках официального подхода к вопросу о классификации функций Советского государства, сложившегося в 40¾50-х гг. в юридической науке, среди внутренних функций выделял экономи­ческие, идеологические и политические [3, с. 115]; Л. И. Загайнов предложил выделить наряду            с экономическими и идеологическими функциями еще и охранительные [4, с. 27—28].

Часто под правоохранительной (охранительной) функцией (деятельностью) государства понимается деятельность компетентных органов (правоохранительных) по обеспечению законности и правопорядка, в том числе и по охране прав и свобод человека. При этом в зависимости от подхода правоохранительная деятельность осуществляется только в рамках правоприменения, либо объединяет в себе правотворчество и правоприменение, либо рассматривается шире, включая, например, профилактическую работу.

Исследования различных подходов к определению сущности и содержания государственной деятельности по обеспечению, охране и защите прав человека [5, с. 7—8; 6, с. 14; 7; 8; 9, с. 10—11; 10, с. 41—42; 11, с. 10] позволяют сделать следующий вывод. В юридической науке нет единого мнения об объекте (цели) данной государственной деятельности; субъектах (органах), уполномоченных ее осуществлять, а также когда именно возникает необходимость в ней, должна ли она осуществляться непрерывно. Безусловно, такие государственно-правовые явления, как «правоохранительная функция», «контрольно-надзорная функция», «государственная защита прав человека», «правообеспечительная деятельность» и непосредственно «правозащитная функция» присутствуют в рамках функционирования современного правового государства и так или иначе осуществляются в рамках правозащитного регулирования. Расхождение мнений ученых-юристов в вопросах исследования функций государства по обеспечению и защите прав человека уходит своими корнями в проблему соотношения таких категорий, как «право человека на защиту прав», «охрана прав человека», «защита прав», «правовая защита», «обеспечение прав» и «реализация прав». Вопрос о соотношении указанных понятий превратился в самостоятельную и достаточно сложную научную проблему. В свою очередь, соотношение право-охранительной, правозащитной и правообеспечительной функций (деятельности) государства как предмет исследования ученых-юристов встречается нечасто. На наш взгляд, теоретические разработки при решении вопроса о соотношения категории «защита прав» со смежными категориями необходимо использовать при раскрытии сущности и содержания правозащитной функции государства.

Возвращаясь к вопросу о классификации функций государства и месте правозащитной функции в системе внутренних функций государства, необходимо, по нашему мнению, отметить мнение Ф. Н. Фаткуллина. Он, указывая на наличие экономической, социальной, собственно политической и духовной функций государства, в своих рассуждениях исходил из того, что объясняет наличие множества мнений относительно количества и наименований отдельных функций, а также взаимоотношений между ними. Ученый обращает внимание на одну важную сторону проблемы — «разноплоскостный характер рассматриваемой системы, позволяющий видеть в ней отличающиеся друг от друга структуры, взятые в разных срезах» [12, с. 77]. Следует согласиться с М. И. Пискотиным, отмечающим, что всякая классификация функций государства обладает «некоторой условно­стью» [13]. Иное положение вряд ли возможно, поскольку функционирую­щее государство представляет собой находящееся в постоянном разви­тии неразрывное целое. Успешное выполнение каждой из функций зависит от степени реализации других функций государства и, в свою очередь, активно помогает их развитию.

Именно такой подход, в соответствии с которым функции государства находятся в тесном взаи­модействии, являясь структурными элементами единой функциональной системы, позволит определить место и механизм реализации правозащитной функции государства в системе функций современного государства.

Очевидно, что правозащитное регулирование, частью которого является правозащитная функция государства, охватывает различные сферы общественной жизни, тем самым объединяя их в едином правозащитном направлении — стремлении к достижению состояния защищенности прав человека во всех областях жизнедеятельности.

Необходимость в обеспечении и защите прав в жизни человека возникает постоянно и повсеместно. Юридическое обеспечение прав и свобод личности начинается с самого их признания государством и регламентации в законодательстве. Определяющим здесь является характер регламентации, включая имплементацию международных актов о правах человека, а также придаваемый социально-юридический смысл. Российская Федерация, как известно, присоединилась к важнейшим международно-правовым документам о правах человека, признала их приоритет. Кроме того, основные права и свободы человека и гражданина закреплены на конституционном уровне как непосредственно действующие, что придает им высшую юридическую силу в отношении правотворческой, правоисполнительной, правоохранительной деятельности всех государственных органов и должностных лиц. Основные процедуры защиты прав человека также нормативно закреплены на высоком уровне национальной системы законодательства и в рамках международного права. Однако, как справедливо отмечает И. В. Ростовщиков, «невозможно юридически оформить все многообразие явлений общественной жизни, которые влияют на реализацию субъективных прав, ее результативность» [14, с. 17]. Необходимо учитывать меняющиеся факторы политического, экономического, культурологического, организационного, социально-психологического и иного порядка, которые обусловливают процесс обеспечения и защиты прав и свобод. Для этого в рамках осуществления правозащитной функции государства необходимо создавать наиболее благоприятные условия и использовать эффективные средства, способствующие реализации конкретных прав и свобод личности. Правозащитная деятельность государства не долж-на сводиться только к правоприменению, она должна осуществляться в различных направлениях (сферах общественной жизни) и динамично развиваться при помощи предоставленных правовых средств в соответствии с прогнозируемыми или уже произошедшими изменениями. При этом необходимо использовать международный правовой опыт, а также научные разработки в области социологии, юриспруденции, экономики и др.

 

 

Список библиографических ссылок

 1. Черноголовкин Н. В. Функции Советского государства в период развернутого строительства коммунизма. М., 1960.

2. Мазаева Е. С. Социальная функция современного российского государства: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001.

3. Черноголовкин Н. В. Теория функций социалистического государства. М., 1970.

4. Загайнов Л. И. Экономические функции Советского государства. М., 1968.

5. Бухтерева М. А. Формы реализации функций государства: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002.

 6. Овсепян Ж. И. Социалистическая законность — конституционная основа деятельности советского государства по охране основных прав и свобод граждан СССР: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 1985.

7. Ардашкин В. Д. К теории правоохранительного механизма // Правоведение. 1988. № 1. С. 9—10.

8. Братко А. Г. Правоохранительная деятельность и применение права // Проблемы обеспечения законности в механизме правоприменения: тезисы докладов. Волгоград, 1991. С. 64—65.

9. Федоров В. П. Человек и правоохранительная деятельность (философско-правовой аспект): автореф. дис. … д-ра юрид. наук. СПб.,1996.

10. Снежко О. А. Конституционные основы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 1999.

11. Сацкевич Т. К. Права человека и принцип разделения государственной власти в Российской Федерации: теоретические вопросы взаимосвязи: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2008.

12. Фаткуллин Ф. Н. Проблемы теории государства и права: курс лекций. Казань, 1987. Т. 1.

13. Пискотин М. И. К вопросу о функциях Советского государства в со­временный период // Сов. гос-во и право. 1958. № 1. С. 91.

14. Ростовщиков И. В. Реализация прав личности и деятельность органов внутренних дел. Волгоград, 1996.

 © А. И. Земскова, 2010

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (04.01.2013)
Просмотров: 1479 | Теги: функция государства, правозащитная функция государства, правовая защита, механизм реализации, права человека | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь