Вторник, 26.09.2017, 22:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Гражданское право

Место и роль воспитательной функции в системе функций права

С.В.Левина*

 

Место и роль воспитательной функции в системе функций права

 

Необходимость существования права как социального явления состоит в осуществлении им определенных функций. Функция как философская категория представляет собой «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений», деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит; вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечет изменение другого, при этом второй объект называется функцией первого, а также «явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления»[1].

В науке категория «функция права» исследовано глубоко. Разногласия возникают лишь в основном вокруг различных видов функций права, критериев их классификации, функций отдельных элементов системы права – отраслей, институтов, норм, а также о соотношении функций права между собой[2]. Известно, что именно функции права характеризуют его как специфическое образование. Обоснованным представляется рассматривать функции права не изолировано, вне связи друг с другом, а как единую целостную систему. До настоящего времени в юридической литературе не до конца выясненным остается вопрос о месте воспитательной функции права в системе его функций. Задача настоящей статьи – исследовать соотношение воспитательной функции с другими группами на основе их дифференциации и определить ее значение и роль в общей системе.

Как известно, возможности познания остаются малоэффективными, если это познание ограничивается уровнем единичности, оставляя попытки за отдельными элементами увидеть их систему. Ни одна из них не может быть исследована без глубокого и полного выяснения ее взаимодействия с другими функциями, без изучения ее в системе; последняя представляет собой сложное, многоплановое, многоуровневое, иерархичное и в определенной степени динамическое образование. Указанные качества объективно порождают немало трудностей в ее построении[3].

В науке понимание функций права в виде единой системы сложилось не сразу[4]. Основанием для этого стало становление, утверждение и развитие в методологии научного юридического познания в 70-80-х годах ХХ века, которое ориентирует на рассмотрение объектов исследования как единых систем, а также на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в общее целостное представление.

В современной литературе по общей теории права традиционно предлагают две группы критериев классификации функций права: внешние (находящиеся за пределами права) и внутренние (находящиеся в его рамках). По внешнему критерию выделяют социальные функции права: политическую, экономическую, идеологическую, воспитательную, информационную. При этом внешним объективным критерием классификации функций права являются различные социальные факторы, определяющие назначение права. По внутреннему критерию – две основные собственно-юридические функции: регулятивную и охранительную.

Рассматривая данную категорию подробнее, обратим внимание, что к наиболее значительным исследованиям в отечественной юридической науке по вопросу о функциях права относятся работы Т.Н. Радько. Он предлагает следующий вариант систематизации функций права применительно к системе права общеправовые, межотрас­левые, отраслевые, функции правовых институтов и норм права; основные собственно юридические  и не основные: основ­ные социальные и не основные социальные функции [5].

Большое значение имеет вопрос о соотношении функций права различных уровней, так как структурным элементам системы права присущи функции, которые имеют известную специфику, определяемую предметом и методом правового регулирования данных элементов и их назначением в системе права. Та или иная общеправовая функция может в большей или меньшей степени конкретизироваться функциями более низкого уровня. Это зависит, во-первых, от характера общеправовой функции и, во-вторых, от назначения отрасли, института, нормы права и соответственно их функций[6].

Остановимся на одном моменте, который вызывает немало противоречий в научных кругах. Речь идет о том, какое направление правового воздействия характеризует функцию права – любое направление, отличающееся от остальных, или же только основное, главное, наиболее существенное. Ряд ученых (М.И. Байтин, Р.З. Лившиц, В.Н. Хропанюк) считают, что под функцией права следует понимать основное направление правового воздействия[7]. На основании этого М.И. Байтин отрицает отнесение воспитательной функции к со­циальным, указывая на то, что все функции права социальны и указан­ная функция не направлена на духовную сферу отношений[8]. Критериями классификации функций он называет характер и цели действия права на общественные отношения. По характеру он выделяет регулятивную, которая в сочетании с другим критерием получает практическое воплощение в трех общих основных собственно-юридических функциях: регулятивно-статической, регулятивно-динамической и регулятивно-охранительной. Воспитательную функцию он относит к основным не собственно юридическим, при этом воспитательное действие права объединил с идеоло­гическим. М.И. Байтин вводит также такой критерий, как сфера обществен­ных отношений, подпадающих под функциональное действие права. На основании его он выделяет производные от основных функций: общие экономическую, политическую, социально-культурную; частные экологическую, налоговую[9].

Исходя из того, что воспитательная функция относится к социальным, она находится с ними в тесной связи. Помимо взаимосвязанности следует обратить внимание на их отличия, наделяющие воспитательную функцию определенной индивидуальностью. Экономическая, политическая, идеологическая и воспи­тательная функции отличаются друг от друга по характеру задач, стоя­щих перед ними[10]. Соответственно данные функции объектом своего воз­действия имеют экономическую и политическую сферы общественной жизни. Но право, имея определенную зависимость от экономического строя общества, обладает определенной самостоятельностью. Между рынком и авторитетом государства должен быть баланс, определенный посредством права в целом и его конкретных функций – в частности. Государство, используя право в качестве средства, активно регулирует и определяет направление экономических отно­шений. Действие политической функции направлено на регулирование политических общественных отношений. Она показывает значение права в закреплении политической системы общества, системы осуще­ствления государственной власти, роль права в совершенствовании ин­ститутов и принципов демократии. Воспитательная функция выступает в данном соотношении как дополнительный стимулятор, катализатор политэкономических процессов, как связующее ее звено. Именно при успешной реализации данной функции и экономические, и политические процессы будут происходить более гладко, разумно, законно на пользу государства и общества.

Нельзя не затронуть соотношение воспитательной, регулятивной и охранительной функции, так как последние имманентные праву функции и играют большую роль в системе функций права. Напомним, что особенности регулятивной функции заключаются, прежде всего, в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей[11]. Охранительная функция права – это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений чуждых данному строю[12].

При анализе взаимосвязи воспитательной, охранительной и регулятивной функ­ций следует исходить из того, что формирование ценностного мировоззрения, которое дает каждому человеку осознание смысла жизни и собственного существования в ней, неосуществимо как без устранения негативных явлений, имеющих место в общественном сознании, так и безупречной юридической практи­ки, в том числе и правоохранительной деятельности. Другое направление взаимодействия охранительной и воспита­тельной функций права выражает специфику воспитательного воздей­ствия юридической формы.

Охранительная и воспитательная функции являются средством разрешения объективно-возникающих противоречий в сфере общест­венного сознания. Государство через право имеет возможность устра­нять как недостатки общественного сознания, так и дефекты индивидуального правосознания. Причем такое воздействие возможно в ин­формационно-идеологической форме конкретными правовыми средствами.

До настоящего времени большую трудность вызывает вопрос о разграни­чении идеологической и воспитательной функций права. Воспитательное действие права направлено на обособленный сектор общественного сознания правосознание, установлены также цели такого воздействия. Возможно, недостаточная изученность вопроса о соотношении этих функ­ций приводит к тому, что воспитательная функция права представляется как господствующее, системное направление его идеологического воздействия[13]. Это не совсем так, но данное определение лишний раз до­казывает глубокую взаимосвязь данных функций. Трудности в их диф­ференциации связывались в науке с тем, что указанные функции якобы имеют единый объект воздействия – духовную сферу жизни общества.

Воспитательное действие права включает в себя идеологический аспект, реализуемый в основном средствами правовой пропаганды и на­правленный на повышение правовой культуры. Через воспитательную функцию права передаются ценности пра­ва, как элемента духовной культуры общества, а также навыки, правила общественного поведения, зафиксированные в юридических нормах. Поэтому передача социально-правового опыта, фиксируемого в праве как идеологическом явлении, только одно из направлений вос­питательного воздействия. В идеологическом воздействии пра­ва также присутствует воспитательный компонент, воздействующий и на правовую психологию. Анализируя приведенную позицию, можно прийти к выводу о совпадении признаков сопоставляемых функций. Некоторые исследователи склоняются к мысли о тождестве этих функций и объединяют их в единую идеологическо-воспитательную функцию права[14].

Подводя итог, укажем: система функций права представляет собой сложное, многоуровневое образование. Критерии (основания) классификаций функций права вытекают из системы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации; ее (систему функций) не следует рассматривать как навсегда данное, неизменное образование. Общее правило здесь таково: как только определенная сфера общественной жизни становится существенно значимой, начинает активно регулироваться нормами или почти всех отраслей права, правомерно ставить вопрос о существовании соответствующей его функции. Однако взаимосвязь различных функций не дает оснований для того, чтобы включать одну самостоятельную функцию в состав другой. Кроме того, отношение, связь, зависимость вот те базовые, определяющие элементы функций, которые составляют их сущностный момент. Все определения функций в любой отрасли знаний (будь то гуманитарные или технические науки) основаны на указанных элементах. Воспитательную функцию права, по нашему мнению, уместно отнести к социальному явлению. При этом не стоит забывать, что явление не может реализовать своего социального назначения, не находясь во взаимосвязи с другими общественными явлениями; в противном случае оно попросту не сможет оказать на них никакого воздействия. Таким образом, назначение социального явления в обществе обусловлено наличием связей, отношений этого явления с иными явлениями объективной реальности[15].

Отметим, что пренебрежительное отношение общества к праву (с учетом отнесения и того и другого к явлениям объективной реальности) в настоящее время привело к крайнему обострению нравственных проблем и фактически поставило под угрозу само существование цивилизации. Не стоит забывать, что одной из важнейших задач воспитательной функции права является формирование стимулов правомерного поведения у граждан, воспитание высокого правосознания[16]. Именно правосознание, по мнению И.А. Ильина, представляет собой более значительный феномен, чем право. Правосознание есть естественное чувство права и правоты, особая духовная настроенность инстинкта, особого рода инстинктивное правочувствие, некая универсалия, которая имеет формально-юридическое, естественно-правовое измерение[17].

В результате изложенного представляется возможным сделать вывод, что воспитательная функция права как часть системы права имеет значительное влияние на организацию гражданского общества, построение демократии, повышение правовой культуры, правосознания, правопорядка, аналогичных им институтов и всего государства в целом. Роль этой функции не отражается напрямую в законотворческом процессе, но имеет сильное влияние на правоприменительную практику. В большинстве функций права можно найти косвенное отражение воспитательной функции.

 

 

* Левина Светлана Викторовна - аспирантка Института права ТГУ им. Г.Р. Державина. Научный руководитель – доктор юридических наук, доцент В.Г. Баев.

[1] Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1986. – С. 526; Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Минск, 1998. – С. 783; Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М., 1990. – С. 856.

[2] Абрамов А.И. Понятие функции права // Журнал Российского права. – 2006. – № 2. – С. 71.

[3] Глебченко О.А. Охранительная функция в системе функций права // Сибирский юридический вестник. – 2008. – № 4. – С. 8.

[4] Агафонова Г.Ю. К вопросу о системе функций права // Юридический аналитический журнал. – 2002. – №3. – С. 5.

[5] Радько Т.Н. Основные функции социалистического права. – Волгоград, 1970. – С. 38.

[6] Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник. – М.: Проспект, 2001. – С. 586.

[7] См.: Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты; Лившиц Р.З. Теория права. – М., 2001; Пашков А.С. Основные функции советского трудового права // Правоведение – 1977. – N 5; Похмелкин В.В. О восстановительной функции советского уголовного права // Правоведение. – 1990. – N 2; Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. – М., – 1996.

[8] Байтин М.И. Функции права. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – С.160.

[9] См.: Там же. С. 156-161.

[10] Радько Т.Н. Социальные функции советского права. – Волгоград, 1971. – С. 23 – 74.

[11] Лазарев В.В. Общая теория права и государства. Учебник. – М.: Юристъ, 1996. – С. 125.

[12] См. там же. С. 126.

[13] Галимов М.М., Мурометс О.Ф. Правовое воспитание трудящихся и роль закона в его осуществлении. – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1976. – С. 116.

[14] Слюсаренко И.Л. Воспитательная роль социалистического права и роль ОВД в ее реализации. Автореф. …уч. ст. канд. юрид. наук. – Киев, 1982. – С. 11.

[15] Абрамов А.И. Понятие функции права // Журнал Российского права. – 2006. – № 2. – С. 71

[16] Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2009. – С. 752.

[17] См.: Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997. – С. 140, 142-145.

Категория: Гражданское право | Добавил: x5443x (01.01.2013)
Просмотров: 1985 | Теги: функция, воспитательной, место, отношения, права, роль, системе, направления, системы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь