Воскресенье, 15.12.2019, 20:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Трудовые отношения

МЕРЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

О.Г.Леонова

МЕРЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье изложены основные факторы, обуславливающие необходимость совершенствования методов мотивации профессорско-преподавательского состава образовательной организации. Актуальность работы обусловлена значимостью эффективного использования и подготовки трудовых ресурсов, реализации имеющегося кадрового потенциала.

Ключевые слова: высшее образование, профессорско-преподавательский состав, методы мотивации, моральная мотивация, материальная мотиваций, учебная деятельность, управление кадрами.


Краеугольным камнем эффективной работы сотрудников любой организации является мотивация. Так как именно от мотивации зависит, совпадают ли цели и задачи конкретной личности со стратегиями и миссией организации. А результаты работы организации в свою очередь зависят от того, чтобы каждое ее звено «смотрело в одну сторону» и разделяло общие цели и задачи, прикладывая к этому максимальные усилия.

Вечным вопросом, над которым борются и наука и практика, остается, как заставить сотрудников любой организации работать с максимальными усилиями для достижения конкретных запланированных результатов? На этот вопрос можно ответить по-разному: особенности психики, воспитания и менталитета, а также жизненные обстоятельств, в которых оказывается человек.

В условиях рыночных отношений материальная мотивация преобладает над моральной, но и значимость моральной мотивации нельзя недооценивать. При этом я полагаю, что, не смотря на отличительные особенности личностей, в отдельных сферах, например в социальной, значимость моральной мотивации имеет больший эффект, чем например, для финансового сектора экономики. Но это вовсе не значит, что люди, выбравшие организации социальной направленности, не нуждаются в достойной заработной плате. Это не так, потому что работа социальной направленности, общение с людьми и решение их проблем, требует больше затрачиваемых ресурсов, тем более в образовательной деятельности.

Высшее образование является главным вектором развития общества, так как основное внимание сосредоточено на понимании человека как основного ресурса развития. Всестороннее развитие личности обеспечивает творческую его составляющую, заключающуюся в способности к формированию новых знаний, навыков и умений, принятию обоснованных нестандартных решений. Именно за развитие личности обучающегося несет ответственность преподаватель, который ее формирует.

Работа преподавателя сложна в силу того, что предусматривает несколько видов работ: учебно-воспитательную, учебно-методическую и научную, постоянную работу над совершенствованием своих знаний, навыков и умений. Профессорско-преподавательский состав осуществляет все виды вышеприведенных работ, но один из них преобладает помимо личностного роста.

В общем контексте образовательной организации, преобладающей должна быть учебно-воспитательная работа, а учебно-методическая и научная - вспомогательными видами работ. Согласно Федеральному закону об образовании в Российской федерации научные работники образовательной организации обязаны:

1) формировать у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки;

2) развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности [1].

Прикладные научные исследования должны стать зоной ответственности специализированных научных организаций, численность которых в настоящее время растет, в связи с наличием Правительственных программ по развитию и поддержки науки в Российской Федерации. Эти организации, как правило, создаются под конкретные цели и задачи государства и бизнеса. Фундаментальные научные исследования являются неотъемлемой частью Университета, так как обеспечивают его устойчивость.

Основной функцией Университета является подготовка высококвалифицированных кадров на основе фундаментальных научных исследований. Поэтому наличие и развитие фундаментальной науки оказывает влияние на деятельность Университета, но должно быть второстепеннее процессов учебной деятельности.

Основным критерием качества обучения и образования должна выступать не научная работа педагога, а учебная его деятельность, с которой связана в большей степени методическая работа, чем научная. А у нас, к сожалению, основным критерием оценки качества образования и квалификации педагога, а соответственно и его заработной платы, выступает научная деятельность, выраженная в росте индекса цитируемости и количестве публикаций. В настоящее время публикационная активность связана напрямую с коммерцией и осуществляется из собственных средств преподавателя. Доля бесплатных публикаций крайне мала, так как требования к этому виду публикации гораздо выше, и времени затрачивается соответственно больше.

Правовой статус педагогического работника связан со свободой выражения своего мнения, свободой от вмешательства в профессиональную деятельность, свободой выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания. Значимость этого аспекта тоже теряется по причине растущего административного аппарата высшей школы на всех уровнях управления, который пытается унифицировать деятельность профес- сорско-педагогического состава.

Чрезмерное обилие «спущенных бумаг» указывает, на то, что на них надо отреагировать и отчитаться для этого набирают административный персонал, доля которого в отличие от профессорско-преподавательского состава растет в организациях высшего образования. Административный персонал разрабатывает новые формы, по которым оценивает качество и уровень обеспеченности учебного процесса. Разработанные формы заполняет профессорско- преподавательский состав, при этом время на эту работу сотрудник берет из своей основной трудовой функции - учебного процесса.

Настолько быстрое изменение стандартов образования и документов, регулирующих его качество, приводит к негативным последствиям, от которых страдает система высшего образования.

Для осуществления своей деятельности на высоком профессиональном уровне необходимо постоянное развитие людей, осуществляющих педагогическую деятельность. При этом ответственность за развитие личностных и профессиональных качеств должен нести не только преподаватель, но и образовательная организация, в которой он работает. В настоящее время эта работа в большей степени переложена на плечи преподавателя.

На мой взгляд, необходимо больше уделять внимания учебным процессам, начиная со студента. Чтобы стимулировать внимание сотрудников к учебным процессам, необходимо привязать методы мотивации к рейтинговой системе преподавания. Похожие системы материального стимулирования применяются в Высшей школе, когда по итогам года проводится независимое голосование студентов, выявляются лучшие преподаватели по разным номинациям, и им начисляются премии или месячные индивидуальные надбавки.

Исходя из компетентного подхода к формированию личностных качеств студента, преподаватель должен обладать всеми компетенциями, которые стремится сформировать у обучающихся. Поэтому деятельность администрации образовательной организации должна быть направлена на обеспечение возможности личностного и профессионального роста преподавателя, заинтересованности его в вовлечении в учебном процессе, достижении конкретных результатов у обучающихся. На рис. 1 представлены предлагаемые меры моральной и материальной мотивации труда профессорско-преподавательского состава образовательной организации высшего образования.

Рис. 1. Меры моральной и материальной мотивации труда профессорско-преподавательского состава образовательной организации высшего образования

Исходной базой для оценки качества оказываемых услуг образовательной организацией должен стать не критерий цитируемости и количества научных трудов преподавателей, а результаты их обучающихся.

Проведение ежегодных конкурсов сотрудников организации обеспечит повышение качества выполняемой ими учебной работы, признание и престиж со стороны обучающихся. Различные номинации позволят реализовать творческую составляющую работы преподавателя.

Стажировки в профильных организациях по направлениям подготовки обучающихся, совместные проекты как внутри страны, так и за рубежом необходимы для развития научной деятельности, передачи накопленного опыта, повышения уровня знаний и навыков преподавателей, которыми они потом поделятся со своими воспитанниками и коллегами.

Прохождение стажировок в профильных организациях поддержит связь между бизнесом и образовательной организацией. Это позволит решить вопросы повышения квалификации сотрудников, понимания спроса рынка труда, обеспечит поддержку проведения студенческих практик и стажировок. В идеале надо стремиться к тому, чтобы студентов уже ждали после обучения в местах прохождения практик, что также простимулирует их интерес к учебе и получению новых знаний, навыков и умений.

Повышение квалификации в области инновационных методик обучения, психологии и педагогики, иностранных языков необходимо для осуществления профессиональной деятельности на качественно новом уровне. Так как основной задачей обучения является воспитательная функция личности, то умение найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся, является наиглавнейшей задачей преподавания. Стать для обучающегося авторитетом - сложная задача для педагога, которая невозможна без специальной подготовки в этой области.

Наличие социальной защищенности сотрудника косвенно влияет на процессы обучения, но обеспечивает интерес к работодателю и выполняемой работе.

Факторы материальной мотивации, безусловно, играют ключевую роль в формировании интереса работника к конкретному труду и мнения об оценке этого труда.

К материальным методам мотивации предлагается дифференцированный подход к оценке деятельности педагогов обучающимися высшего учебного заведения. Предлагается разработать систему надбавок за конкретные результаты обучающихся:

• ежемесячные надбавки за рейтинги преподавателей по номинациям на год (открытое голосование обучающихся);

• материальные поощрения за достижения обучающихся под руководством педагога.

Необходимо также оставить материальные поощрения за достижения в различных видах деятельности - эффективный контракт. Условия содержания эффективного контракта и его реализацию оставить в зоне ответственности образовательной организации. Администрация высших учебных заведений, заинтересованная в высоких показателях профессорско-преподавательского состава в учебно-методической и научной деятельности, должна также поддерживать интерес к этой деятельности у преподавателей с помощью эффективного контракта.

Предложенный подход позволит образовательной организации за счет методов мотивации контролировать результаты всех видов работ профессорско-преподавательского состава.

Соединение функции обучения с воспитательной и научно- исследовательской функциями всегда повышает качество учебного процесса, общество получает более подготовленных специалистов-профессионалов [3].

Данные меры моральной и материальной мотивации рядовых сотрудников высших учебных заведений позволят поднять престиж образования в стране, образовательной организации, педагогической деятельности. Основным результатом предложенных методов мотивации выступает воспитательная функция личности конкретного обучающегося, а не преподавателя. Предложенные меры повысят интерес к профессии подрастающих кадров.

В идеале критерием оценки удовлетворения своим трудом у преподавателя должно стать одно место работы в высшем учебном заведении на ставке. Большая нагрузка приводит к тому, что чем-то приходится жертвовать, что сказывается на отношении к учебному процессу и обучающимся.

Основная функция Университета заключается в воспитании, формировании личности, которая обеспечивает поддержание стабильности в обществе и увеличивает потенциал его поступательного развития за счет полученных знаний, навыков и умений в процессе обучения.

Финансирование Университета со стороны государства в сущности является в высшей степени выгодной инвестицией, потому что вложенные в университет деньги возвращаются в виде хорошо подготовленных специалистов, новых ученых, научных открытий, патентов на изобретения [3].

Таким образом, совместные усилия государства, высших учебных заведений и их сотрудников приведут к положительному эффекту, которое ждет общество.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 47 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=286908&fld=134&dst=100645,0&rnd=0.253911686 13168613#02324613434854783 (дата обращения: 03.02.2018).
2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 №1н Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=112416&fld=134&dst=100 0000001,0&rnd=0.5469958176245209#07253323517827153 (дата обращения: 03.02.2018).
3. Томсинов В.А. Роль университета в жизни общества // Этнос и право. 2016. №1. С. 4-8.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)


Категория: Трудовые отношения | Добавил: x5443 (15.11.2019)
Просмотров: 23 | Теги: Высшее образование, профессорско-преподавательский сост | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь