Воскресенье, 24.09.2017, 04:22
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

МЕХАНИЗМЫ БАЛАНСИРОВКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ КАЛИНИНГРАДСКОГО РЕГИОНА

ШИЯНОВА Л.А.,
кандидат экономических наук, заведующая кафедрой менеджмента Калининградского филиала ФГБОУ ВПО СПбГУСЭ

ПОСТАВНОЙ А.А.,
ассистент кафедры экономики Калининградского филиала ФГБОУ ВПО СПбГУСЭ

 

МЕХАНИЗМЫ БАЛАНСИРОВКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ КАЛИНИНГРАДСКОГО РЕГИОНА

 

 


Особенность  перехода  к  инновацион-
ному социально-ориентированному типу раз-
вития в условиях глобальной конкуренции и
открытой  экономики,  как  было  отмечено  в
Концепции долгосрочного социально-эконо-
мического развития Российской Федерации
[1],  состоит  в  том,  что  для  России  актуаль-
ным  представляется  одновременное  реше-
ние  задач  догоняющего  и  опережающего
развития.  Иными  словами,  для  того,  чтобы
приблизиться  к  развитым  странам  мира  по
уровню  благосостояния  и  эффективности
экономики,  необходимо  обеспечить  опере-
жающее прорывное развития в тех секторах
российской экономики, которые определяют
ее  специализацию  в  мировом  хозяйстве  и
позволяют  в  максимальной  степени  реали-
зовать национальные конкурентные преиму-
щества.
Инновационный  социально-ориенти-
рованный тип роста имеет ряд качественных
и  количественных  характеристик,  отражаю-
щих  особенности  его  ключевых  факторов.
Это рост на основе:
- диверсификации экономики, в струк-
туре  которой  ведущая  роль  переходит  к  от-
раслям  «экономики  знаний»  и  высокотехно-
логичным  отраслям  промышленности.  Доля
высокотехнологичного сектора и «экономики
знаний» в ВВП должна составлять не менее
17-20% (2006 год - 10,5%), вклад инновацион-
ных факторов в годовой прирост ВВП - не ме-
нее 2-3 процентных пунктов (2006 год - 1,3);
-  повышения  эффективности  и  кон-
курентоспособности  экономики,  без  суще-
ственного  наращивания  производственных
ресурсов.  Производительность  труда  долж-
на увеличиться к 2020 году в 2,4-2,6 раза (по
отдельным секторам - до 4 раз), а энергоэф-
фективность - в 1,6-1,8 раза;
-  высокой  инновационной  активности
компаний,  связанной  с  освоением  новых
рынков, обновлением ассортимента продук-
ции, освоением новых технологий, создани-
ем новых форм организации бизнеса. Доля
промышленных  предприятий,  осуществля-
ющих  технологические  инновации,  должна
возрасти до 40-50% (2005 год - 9,3%), а инно-
вационной продукции в объеме выпуска - до
25-35% (2005 год - 2,5%);
-  активизации  фундаментальных  и
прикладных исследований и разработок при
кардинальном    повышении  их  результатив-
ности. Внутренние затраты на исследования
и  разработки  должны  подняться  до  3,5-4%
ВВП в 2020 году (2006 год - 1 % ВВП);
-  повышения  качества  человеческого
капитала  и  эффективности  его  использова-
ния,  что  характеризуется  опережающим  ро-
стом  заработной  платы  квалифицированных
работников. Среднемесячная заработная пла-
та в экономике повысится в 2020 году до 2700
долларов США (2007 год - 526 доллара США);
- опережающего роста отраслей, обе-
спечивающих  развитие  человеческого  по-
тенциала,  прежде  всего,  образования  и
здравоохранения.  Расходы  на  образование
за  счет  государственных  и  частных  источ-
ников - 5,5-6% ВВП в 2020 году (2006 год -
4,6%),  на  здравоохранение  -  6,5-7%  ВВП  в
2020 году (2006 год - 3,9 %), что сопоставимо
с уровнем наиболее развитых стран.
Чрезмерный крен экономики в сторону
экспортно-сырьевой ориентации экономиче-
ского  развития,  зависимого  от  присвоения
и  централизованного  распределения  при-
родной  ренты  -  сверхдоходов  от  экспорта
углеводородов и сырья, неизбежно сопрово-
ждается  усилением  экономической  диффе-
ренциации населения, нарушением принци-
пов социальной справедливости, критически
важных для российского общества.
При  этом  экономическая  политика  в
регионах должна учитывать динамику изме-
нений социальных установок населения. По-
этому вектор переориентации экономики на
инновационные  стратегии  развития  должен
сопровождаться не менее сильной ориента-
цией на максимально полное использование
человеческого  капитала.  Эти  задачи  могут
быть решены на основе создания благопри-
ятных условий жизнедеятельности местного
населения  и  повышения  качества  жизни,  а
также максимально полного индивидуализи-
рованного  учета  потребностей  и  интересов
жителей  региона  в  сфере  получения  обра-
зования и профессионального трудоустрой-
ства. К числу мер, способствующих решению
данных задач, в частности, можно отнести:
-  создание  эффективных  механизмов
регулирования  рынка  труда,  обеспечиваю-
щих сочетание конкуренции на рынке труда
с  партнерскими  отношениями  работников,
работодателей,  учебных  организаций  и  ор-
ганов власти;
- переход от системы массового, стан-
дартизированного образования, характерно-
го для периода индустриальной экономики, к
необходимому для создания инновационной
социально-ориентированной  экономики  не-
прерывному  индивидуализированному  об-
разованию, сочетающему овладение совре-
менными  знаниями  с  профессиональными
навыками;
-  обеспечение  высокой  профессио-
нальной  и  территориальной  мобильности
трудовых ресурсов, формирование профес-
сиональной  культуры,  продвижение  и  под-
держка  трудовых  и  предпринимательских
ценностей;
-  формирование  в  регионах  иннова-
ционных  систем,  включающих  такие  эле-
менты,  как  интегрированную  с  высшим  об-
разованием систему научных исследований
и  разработок;  инжиниринговый  бизнес,  ин-
новационную  инфраструктуру,  институты
обеспечения  рынка  интеллектуальной  соб-
ственности, механизмы стимулирования ин-
новаций и др.;
-  содействие  повышению  конкуренто-
способности  отраслей  региональной  эконо-
мики  с  использованием  механизмов  госу-
дарственно-частного партнерства, создания
территориально-производственных  класте-
ров, поддержки экспорта высокотехнологич-
ной продукции и продукции с высокой добав-
ленной стоимостью и рациональной защиты
внутренних рынков с учетом развития меж-
региональных и международных связей.
В качестве основы для выявления тен-
денций  развития  Калининградской  области
мы  учитывали  отдельные  положения,  име-
ющие отношение к развитию региональных
рынков  образовательных  услуг  и  трудовых
ресурсов.
В предпринимательской среде и среди
населения  основными  субъектами,  заинте-
ресованными  в  переходе  к    инновационной
социально-ориентированной  экономике,  яв-
ляются компании, разрабатывающие новые
технологии,    предоставляющие  интеллек-
туальные  и  социальные  услуги,  работни-
ки  образования,  науки,  здравоохранения  и
высокотехнологичных  секторов  экономики,
занятые  производством  новых  продуктов  и
услуг  (потенциально  около  трети  занятых  в
экономике). Вместе с тем в инновационном
развитии  заинтересованы  значительно  бо-
лее  широкие  слои  работников  и  бизнеса,
сталкивающиеся с интенсивной глобальной
конкуренцией  и  нуждающиеся  в  активном
технологическом  перевооружении,  управ-
ленческих и социальных инновациях [2].
В таблицах 1 и 2 приведены некоторые
состояния  инновационной  сферы  в  Кали-
нинградской области в сравнении с другими
регионами Северо-Западного федерального
округа. Видно, что Калининградская область,
в сравнении с Россией в целом и с другими
регионами  Северо-Западного  федераль-
ного  округа  имеет  крайне  поляризованную
структуру  инновационной  деятельности  в
отраслевом  разрезе.  Так  в  отраслях,  отно-
сящихся к добывающим и обрабатывающим
производствам,  производству  и  распреде-
лению  энергии,  газа  и  воды  преобладают
затраты  на  инновационную  деятельность  в
сфере проведения исследований и разрабо-
ток  (91,6%  всех  затрат)  при  крайне  низком
развитии  (за  исключением  приобретения
машин  и  оборудования  -  7,6%  затрат)  для
остальных  направлений.  Иными  словами,
здесь отсутствует полноценная цепочка ре-
ализации всего цикла инновационной актив-
ности  от  замысла  идеи  до  ее  реализации.
Соответственно  это  отражается  на  спросе
на специалистов для инновационной сферы
в ведущих отраслях экономики. Что касается
затрат на подготовку в области соответству-
ющих специалистов, то они также ниже, чем
в других регионах СЗФО.
В то же время, как следует из табли-
цы 1, в Калининградской области в среднем
выше, чем в Российской Федерации и в дру-
гих  регионах  Северо-Западного  федераль-
ного  округа  относительная  численность  в
соответствующих секторах экономики орга-
низаций,  занимающихся  инновационными
разработками.
Это обстоятельство позволяет утверж-
дать,  что,  как  минимум,  в  среднесрочной
перспективе  инновационный  сектор  в  эко-
номике области будет развиваться ускорен-
ными  темпами,  что  приведет  как  к  измене-
нию «структурной цепочки» инновационного
цикла  от  разработок  и  исследований  до  их
внедрения  в  промышленное  производство,
но и стимулирует рост потребности в высо-
коквалифицированных кадрах. Этому росту
инновационной  активности  должны  также
способствовать  и  условия  особой  экономи-
ческой зоны.
Библиографический список:
1. URL: 88.210.42.11/wps/wcm/connect/economylib/mert/resources/5ed83c0048a06e1cb7a1f7
1eec85a001/oznakomitsya.d.
2. Естественное движение населения Калининградской области в 2004 году. Статисти-
ческий сборник Территориального органа Федеральной службы государственной статистики.
Калининград: 2009.
3. Заде Л. Понятие лингвистической переменной и ее применение к принятию приближен-
ных решений. М.: Мир, 1976.
4.  Заседание  Научно-экспертного  совета  при  Председателе  Совета  Федерации  на
тему «Российское высшее профессиональное образование: проблемы и перспективы раз-
вития. 7 мая 2009 года.
5. Оганесян Т. По завету Кампанеллы // Эксперт. №12. 29 марта 2010 г. С.88-91.
6. Даниленко Л.В. Вуз в условиях поиска соглашения: рынок труда и рынок образователь-
ных услуг // Персонал Микс. // URL: http://www.marketologi.ru/lib/danilenko/labor.html.
7. Данные мониторинга рынка труда Калининградской области на 12 августа 2009 года.
8. Емельянова Л.Л. Рынок труда, трудовая миграция и вопросы миграционного регулиро-
вания в Калининградской области // URL: http://migrocenter.ru/publ/konfer/suzdal/m_suzdal05.php.
9. Мазин А. Инвестиции в образование и рынок труда // Человек и труд. №5. 2004. // URL:
www.rhr.ru/index/.../8110,0.html .
10. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года Реформирование образова-
ния // URL: http://www.informika.ru/text/magaz/univers/news/gref3005.htm.







 

 

 

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (13.12.2012)
Просмотров: 656 | Теги: инновационная сфера, трудовые ресурсы региона, Рынок образовательных услуг | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь