Суббота, 23.03.2019, 09:20
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К СДАЧЕ НОРМ ГТО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

Золотарева М. О., Тома Ж.В., Григорьева ОД.

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К СДАЧЕ НОРМ ГТО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

Аннотация. Не только сдача нормативов ГТО, но и подготовка детей для того, чтобы успешно пройти эти испытания должна привлекать внимание специалистов. Возвращение комплекса ГТО в стиль жизни российского школьника возможно не только при условии яркой рекламы и пропаганды, но и, прежде всего, создания ситуации успеха, который возможен только после результативной сдачи норматива и получения значка.

Ключевые слова. ГТО, методико-биологические аспекты, подготовка, школа.

 

Введение. За последние годы продолжилась положительная тенденция в развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации и в соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в стране поставлена цель по увеличению числа занимающихся физической культурой и спортом. Решить поставленную задачу призван вновь возрожденный комплекс ГТО. Однако существует сложность не только организации сдачи норм ГТО, но и в обеспечении подготовки сдающих. Сложность этого процесса усугубляется еще и тенденцией к снижению уровня здоровья занимающихся и тогда подготовка к сдачи норм ГТО должна в полной мере опираться на медико-биологические аспекты подготовки и организации процесса физического воспитания.

Однако при реализации нового комплекса ГТО следует обратить серьезное внимание на печальные факты не только уровня физической подготовленности детей и подростков, но и на случаи смертей на занятиях физической культурой.

Лонгитудинальные исследования морфофункционального состояния детей и подростков по сравнению со сверстниками 60-х и 80-х гг. прошлого столетия убедительно показывают снижение функциональных показателей на фоне тотального увеличения размеров тела и ускорения биологического развития. Подобная картина наблюдается в разных регионах страны, в разных возрастных группах. Поэтому возникает необходимость при разработке комплекса учитывать сложившиеся отрицательные данные о физическом развитии и состоянии сдающих нормативы.

Материалы и методы. В итоге анализа юридической базы ГТО выявлен ряд гигиенических и медицинских условий, которые соблюдаются при подготовке с сдаче нормативов. Отнюдь не стремясь поставить под сомнение необходимость введения в стране Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, более того, желая избежать компрометирующих его ситуаций, авторы считают необходимым подчеркнуть необходимость участия гигиенистов и врачей в разработке нормативной базы комплекса ГТО, в части его научно-методического обеспечения и надзора за соблюдением санитарного законодательства как преследующего главную цель ГТО - «развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения».

Особенно хочется обратить внимание еще на одну сторону проекта внедрения современного комплекса ГТО - на открывающиеся широкие возможности для формирования здоровья подрастающего поколения. Ученые, изучающие проблемы здоровья дошкольников, школьников и студентов, постоянно бьют тревогу по поводу низкого физического потенциала подрастающего поколения. Известно, что именно физическая подготовленность во многом обеспечивает здоровье человека, поэтому при разработке комплекса ГТО приоритетно должен ставиться вопрос о формировании здоровья, а не о его сбережении, так как нельзя сберечь то, чего нет. Систематическая подготовка к сдаче норм ГТО, построенная на здоровьеформирующем подходе, позволит по-новому подойти к решению проблемы повышения уровня здоровья молодого поколения страны.

Результаты и их обсуждение. К сдаче норм комплекса ГТО и соревнованиям допускаются здоровые дети, состоящие в основной медицинской группе, после соответствующих тренировочных занятий между одинаковыми возрастными группами детей с учетом допустимых норм нагрузок по соответствующим видам спорта.

Для прохождения тестирования участник должен будет получить медицинское заключение о допуске к занятиям физической культурой и массовым спортом, выданное по результатам медицинского осмотра.

По результатам медицинского осмотра специалистами по спортивной медицине определяется принадлежность к четырем функциональным группам. К сдаче нормативов ГТО допускаются дети основной, подготовительной групп при отсутствии обострений хронического заболевания в течение 6 месяцев или дети 1 - 2 групп. Вопрос о допуске 3 группы здоровья решается врачами по спортивной медицине врачебно-физкультурных диспансеров (отделений, центров), при наличии выписки из амбулаторной карты.

При подготовке к сдаче комплекса ГТО рекомендуется включать в двигательный режим ряд упражнений, развивающих основные физический качества и опорно-двигательный аппарат.

Основными формами подготовки являются уроки физической культуры, занятия в спортивных секциях, самостоятельные физкультурно-оздоровительные занятия, соревнования по видам спорта, физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия.

Группы подготовки к выполнению норм комплекса ГТО создаются в соответствии с положением о комплексе и имеют основной задачей обеспечить необходимую подготовку к выполнению норм и требований соответствующих ступеней комплекса ГТО. Они отличаются от секций ОФП, во-первых, подходом к комплектованию групп и планированию работы; во-вторых, более дифференцированной направленностью средств; в-третьих, сроками функционирования. Группы формируются в соответствии с видами упражнений комплекса ГТО (группы бега, прыжков, лыжной подготовки и т. д.) из учащихся одного класса или не скольких, попадающих в рамки возрастной градации определенной ступени комплекса ГТО. Основной критерий отбора - уровень готовности учеников к выполнению конкретных норм. Если учащийся выполнил норму, он может прекратить занятия или перейти в группу по другому виду. Занятия строятся на базе общей физической подготовки с использованием упражнений школьной программы и комплекса ГТО. Большее внимание, чем на уроках, уделяется воспитанию физических качеств. Органической частью содержания работы является проведение контрольных испытаний по видам упражнений с целью предварительной проверки готовности занимающихся к выполнению норм. Прием зачетных норм осуществляется на официальных соревнованиях. Сроки функционирования групп и планирование работы определяются общешкольным графиком сдачи норм комплекса ГТО.

К медико-педагогическому контролю за организацией занятий физической культурой школьников и подготовкой к сдаче норм ГТО должны быть привлечены все участники педагогического процесса - это совместная деятельность врача и педагога с целью повышения эффективности влияния занятий физической культурой на укрепление состояния здоровья и совершенствование функциональных возможностей учащихся.

Прежде чем начать работу по комплексу ГТО со школьниками, необходимо по результатам диспансеризации составить списки учащихся 1-11 класс, которые не допускаются по состоянию здоровья к подготовке и сдаче норм комплекса и участию в школьных соревнованиях. Целесообразно иметь отдельные списки по возрастным группам в соответствии со ступенями комплекса.

Практически контингент учеников, допущенных к подготовке и сдаче норм, определяется только в октябре-ноябре. Однако существенная часть осенних соревнований по программе комплекса ГТО проводится в школе уже в сентябре- октябре ноябре (легкая атлетика, многоборье ГТО и др.)

Для учета индивидуальности развития каждого школьника более точно возрастные группы разделяют по биологическому возрасту школьника, учитывающему его темпы ассимиляции. Эти особенности необходимо учитывать тренерам и преподавателям физической культуры в период подготовки школьников к сдаче нормативов ГТО.

Для выполнения нормативов ГТО школьник каждого возраста должен употреблять нормативное количество белков, жиров и углеводов, т.к. недостаток белков, избыток жиров при недостаточной двигательной активности замедляют физическое развитие, а недостаток углеводов снижает уровень сахара в крови и сокращает количество необходимой энергии. Физические упражнения для школьников должны быть эмоциональными, разнообразными, игровыми, а не монотонными, ухудшающими обмен веществ.

Нормативы ГТО учитывают, что с повышением возраста школьника затраты энергии на одинаковую мышечную нагрузку при выполнении одинаковых упражнений снижаются, экономичность мышечной деятельности повышается. Чем больше период выполнения физических упражнений, тем меньше становится их эффективность, поэтому интенсивность упражнений необходимо с повышением возраста школьника увеличивать.

С увеличением возраста школьника увеличивается масса его сердца, а частота сокращений сердца (ЧСС) при выполнении одинаковой работы уменьшается. Поэтому школьники старших возрастов могут выполнить физические упражнения большей интенсивности, продолжительности и большее число раз.

Несколько сложнее учитывать особенности изменения артериального давления у школьников. С увеличением возраста увеличивается диаметр кровеносных сосудов и образуются новые сосуды, что улучшает кровоснабжение тканей. У школьников, активно занимающихся спортом и физическими упражнениями, образование новых сосудов происходит более интенсивно. По общему правилу с увеличением возраста артериальное давление увеличивается, но из этого правила выпадают периоды временного повышения давления, после которых оно снижается.

Рекомендуемые физические нагрузки для каждого возраста должны учитывать эти особенности изменения АД. По-видимому, именно это отклонение привело к необходимости возрастающую продолжительность минимального двигательного режима с I до IV ступени ГТО сменить ее уменьшением на 1 час в неделю в V ступени ГТО.

С увеличением возраста школьника увеличивается объем легких, укорачивается вдох и удлиняется выдох, но дети не приспособлены задерживать дыхание и адаптироваться к недостатку кислорода. Интенсивная тренировка помогает без значительного усиления дыхания выполнять физические упражнения. Анализ разработанных нормативов ГТО показывает, что эти нормативы хорошо сочетаются с физиологическими особенностями школьников всех возрастных периодов.

Заключение. Таким образом, медико-биологические аспекты соблюдаются не только при разработке норм ГТО и подходе к их сдачи, но и осуществлении подготовки школьников.

Литература

1. Акимов, Г.Л. Соревновательные игровые средства и методы при подготовке к выполнению норм ГТО / Г.Л. Акимов, А.И. Бондарь // Вопросы теории и практики физкультуры и спорта. - 1984. - Вып. 14. - С. 29.
2. Апробация тестовых испытаний ВСФК ГТО-2014 в образовательных учреждениях региона / Р.И. Платонова [и др.] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 1. - С. 7-10.
3. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне: документы и методические материалы» / Н.В. Паршикова, В.В. Бабкин, П.А. Виноградов, В.А. Уваров. - М. : Советский спорт, 2014. - 60 с.
4. Гудинова, Ж.В. ГТО-2014: задачи гигиены физического воспитания / Ж.В. Гудинова, Е.И. Толькова, Г.Н. Жернакова, Н.В. Семенова, И.В. Гегечкори // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 56-63.
4. Качановский, А.Ю. Отечественный опыт вовлечения молодёжи в массовые занятия физкультурой и спортом / А.Ю. Качановский // Среднее профессиональное образование. - 2012. - №4. - С.60-61.
5. Перова, Е.И. Совершенствование комплекса ГТО в современных условиях учебного процесса общеобразовательных учреждениях РФ / Е.И. Перова, В.А. Кабачков, В.А. Куренцов // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - 2013,-№5.-С. 46-47.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (21.02.2019)
Просмотров: 29 | Теги: гто | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь