Вторник, 20.02.2018, 16:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА СТУДЕНТОВ АСТРАХАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

З.М.Нуржанова, О.Ю.Блохина, Е.В.Обухова, А.Б.Шаронова
Астраханский государственный медицинский университет

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА СТУДЕНТОВ АСТРАХАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В статье представлен анализ медицинских осмотров студентов Астраханского государственного медицинского университета с 1991 по 2016 гг., который указывает на снижение количества здоровых студентов и показателей их физической подготовленности. Данная тенденция наблюдается, несмотря на проводимую государством политику поддержки физической культуры и спорта и оздоровление населения. Исследование предполагает поиск новых путей мотивации молодого поколения к занятиям физической культурой или различными системами физических упражнений.

Ключевые слова: студенты; медицинский осмотр; медицинская группа; физическая культура; физическая подготовленность.

 

Развитие средней и высшей школы в современных условиях сопровождается дальнейшей интенсификацией учебных нагрузок, возрастанием разнообразного информационного потока, широким внедрением технических средств и компьютерных технологий в учебный процесс, сильным социально-экономическим прессингом на все стороны студенческой жизни и труда. В результате сочетания сниженной мышечной нагрузки и нарастания интенсивности нервно-психической деятельности происходит ухудшение работоспособности, повышение заболеваемости и снижение уровня физической подготовленности.

Целью данного исследования является сравнительный анализ результатов медицинского осмотра и физической подготовленности студентов Астраханского ГМУ, занимавшихся физической культурой и спортом в период с 1991 по 2016 годы.

По результатам медицинского осмотра студенты распределяются на медицинские группы для занятий физической культурой: основную, подготовительную и специальную. Специальная группа, в свою очередь, подразделяется на подгруппы: физкультурную (А) и лечебную (Б). Каждая медицинская группа характеризуется по объему и интенсивности физических нагрузок.

Таблица 1

Основная группа выполняет программу по физическому воспитанию в полном объеме, предусмотренную программой «ФГОС3+». В данную группу направляются лица со средним, выше среднего и высоким уровнем физического развития, без отклонений, а также с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, но имеющие нормотоническую реакцию сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку.

В подготовительную группу направляются лица с уровнем физического развития ниже среднего без отклонений в состоянии здоровья, а также те, у кого уровень физического развития средний, выше среднего и высокий, но имеющие отклонения в состоянии здоровья. При этом тип реакции сердечно-сосудистой системы у них должен быть преимущественно нормотонический.

Рис. 1. Анализ распределения студентов высшего образовательного учреждения по группам здоровья

Специальная группа включает две подгруппы: подгруппа А и подгруппа Б. К подгруппе А относятся студентов с низким уровнем физического развития без отклонений в состоянии здоровья, а также студентов, у которых уровень физического развития средний, выше среднего и высокий со стойкими отклонениями в состоянии здоровья, но без выраженных нарушений функции со стороны пораженных органов либо систем. Реакция сердечно-сосудистой системы преимущественно нормотоническая, возможны элементы патологических реакций. К подгруппе Б относятся лица с нарушениями состояния здоровья постоянного характера (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) или временного характера, без выраженных нарушений самочувствия.

Из данных диаграммы (таблица 2) видно, что в целом по университету, практически здоровые студенты I-V курсов высшего профессионального образования (основная группа) составили более 50% от общего количества обследованных. Количество студентов со слабым физическим развитием и физической подготовленностью, занимающихся в подготовительной группе - 17,8%. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, низкое физическое развитие, были распределены в специальную медицинскую группу (СМГ), из числа обследованных они составили - 30,1%.
Количество студентов с серьезными хроническими заболеваниями (подгруппа Б специальной группы) составило 11,7% от всех обследованных из 38,8% специальной группы. Студентам, направленным в данную подгруппу, показаны занятия только лечебной физической культурой (ЛФК) (рис. 2).

Рис. 2. Распределение студентов по подгруппам

Таблица 2
Распределение студентов I-II курсов высшего профессионального образования на медицинские группы в период с 1991 по 2004 годы

Из данных таблицы 2 видно, что в целом по медицинской академии (юридический статус на тот период), количество практически здоровых студентов I-II курсов высшего профессионального образования (основная группа) составляло от 58,4% в 1991 году до 34% от всех обследованных в 2004 году. Количество студентов со слабым физическим развитием и физической подготовленностью, занимающихся в подготовительной группе - от 16,3% до 28,4%. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, низкое физическое развитие, были распределены в специальную медицинскую группу (СМГ), из числа обследованных они составили от 16,3% до 28%.

Для характеристики уровня и динамики физической подготовленности студентов применялись следующие методики: тесты, устанавливающие степень развития скоростных качеств - бег 100 м (с), силовых качеств - прыжок в длину с места (см), максимальной силы мышц - сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подъем туловища из положения лежа на спине, руки за головой (количество повторов), выносливости - бег 500 м, 2000 м (мин.), ловкости - челночный бег (с)

Таблица 3
Динамика физической подготовленности студентов I курса (девушки)

В таблице 3 представлены показатели, отражающие уровень физической подготовленности студентов I курса за период с 1991 по 2016 годы. Отмечается прогрессирующее снижение уровня физической подготовленности студентов-медиков, что вызывает серьезную настороженность.

Студенты-медики - это будущие врачи, которые в дальнейшем будут испытывать серьезные психические и физические нагрузки. Кроме того, они должны пропагандировать здоровый образ жизни. Поэтому закономерно возникает вопрос о том, как это смогут сделать специалисты, слабо подготовленные в данной области. Исходя из вышесказанного, задачами преподавателей физической культуры являются повышение уровня мотивации студентов к занятиям, проведение занятий по предмету максимально интересно и с адекватной физической нагрузкой для каждого студента, а также поиск новых путей мотивации и применение на занятиях новых систем физических упражнений.

Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 4 (22) - 2017

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (30.01.2018)
Просмотров: 19 | Теги: МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь