Среда, 07.12.2016, 11:34
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

МАСКИ НАРОДОВ СЕВЕРА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ

И.Ю.Понкратова, А.К.Сокольская

МАСКИ НАРОДОВ СЕВЕРА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ

Коллекции масок коряков, эскимосов и чукчей хранятся в различных музеях России и США, что позволяет использовать их как источники для восстановления особенностей материальной и духовной культуры народов Севера Дальнего Востока России. На основе анализа этнографической, исторической и справочной литературы в статье систематизированы данные и определено место масок, прослежен их дальнейший путь в судьбе и в культуре народов СДВР.

Ключевые слова: Север Дальнего Востока России, маски, татуировки, коряки, чукчи, эскимосы, ритуал, праздник.


Представления о природе и человеке, религиозные идеи, бытовавшие у народов мира, нашли отражение во многих произведениях изобразительного искусства, в том числе в масках, использовавшихся во время охоты, в различных обрядах, праздничных мистериях и пантомимах. Изготовление зоо- или антропоморфных масок, надевание на себя шкур животных, прикрепление к головному убору человека головы животного или птицы и другие виды маскировки восходят к глубокой древности. Еще в эпоху палеолита, судя по дошедшим до нас наскальным изображениям, европейские охотники надевали на себя шкуру оленя или бизона, чтобы незаметно приблизиться к зверю. Этот древнейший вид маскировки имел ярко выраженный реалистический характер. Подобного рода приемами люди пользовались и в более позднее время [3, с. 41, 43].

Маска (личина) - предмет (накладка на лицо) надеваемый, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска по форме обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. Маски использовались в церемониальных, эстетических и практических целях. В древности маски использовались как защита от злых духов. Слово «маска» происходит от французского masque, итальянского maschera или испанского mascara. 5000-летняя Маска Warka, как полагают, является самой древней из дошедших до наших дней масок. Маски могут изготавливаться из разнообразных материалов: дерева, металла, гипса, ткани, кожи, папье-маше и многих других [18]. Сегодня маски можно купить к различным праздникам или для интерьера своего дома в магазинах. В сети Интернет можно не только приобрести понравившийся экземпляр маски, но и узнать историю масок [6].

Наиболее полная классификация масок, охватывающая все их категории, предложена советским этнографом и театроведом А.Д. Авдеевым [1]. В ней непосредственное отношение к народам Севера Дальнего Востока России (СДВР) имеют три группы: маски - головные уборы, в их числе наголовники, маски-личины и маскоиды. Наиболее распространенными были маски-личины и маскоиды (маскоиды - это предметы, похожие на маску, но не предназначавшиеся для ношения на лице). Заслуга А.Д. Авдеева в том, что, предложив свою классификацию масок, он впервые сделал их объектом этнографического исследования [1].

С.В. Иванов, широко известный специалист по искусству коренного населения Сибири, тщательно изучил маски разных категорий, имеющие отношение к народам Сибири. Результаты своей работы он опубликовал в ряде статей, а также в альбоме «Маски народов Сибири» [12]. Общее количество масок в этом альбоме - 50. С.В. Иванов приводит фактические сведения по истории изучения и бытования масок у чукчей, эскимосов, коряков и других народов. Исключительной особенностью работ С.В. Иванова является полнота исследуемого материала. Помимо того, что он обнаружил и ввел в научный оборот значительное число архивных данных, он широко использовал сравнительный этнографический материал из смежных регионов.

В коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН собраны маски со всех сторон света, прежде всего из стран Азии. Их общее количество в музейной коллекции приближается к одной тысяче экспонатов. Для нас наибольший интерес представляют маски коряков, чукчей, эскимосов СДВР и Северо-Западного побережья США [19].

Маскам американских индейцев и эскимосов, народов Африки, Индонезии, Океании; китайским, японским, тибетским, монгольским и индийским посвящена обширная литература [1]. В ней выясняются их назначение, способы ношения и изготовления. О масках народов СДВР работ значительно меньше. Отдельные экземпляры эскимосских и корякских масок опубликованы в общих трудах по этнографии и искусству этих народов [19].

Сегодня поиски новых масок продолжаются. Так, в корякском музее пос. Палана (п-ов Камчатка) хранятся деревянные маски народов п-ова Камчатка, изучение которых для нас стало возможным благодаря виртуальной выставке музея . С отдельными экспонатами масок можно ознакомиться на сайте Государственного исторического музея . Музеи США и Канады выставляют сегодня на своих интернет-сайтах великолепные экспонаты масок народов Северо-Западного побережья США - эскимосов , которые позволяют дополнить наше представление о масках этого северного народа.

В Магаданском областном краеведческом музее (г Магадан, 2013-2014 гг.) экспонируется выставка «Маски народов Севера. Текстиль», автор - С. В. Будникова. Это серия панно, великолепно выполненная в технике «арт-квиллинг» по этнографическим мотивам. Но представленные на выставке маски имеют больше художественную ценность, чем историческую. В фондах музея, со слов С.В. Будниковой, этнографические маски народов севера отсутствуют. Их нет и в Сеймчанском краеведческом музее, с фондами которых один из авторов работал. Проведенный опрос представителей народов севера, обучающихся в Северо-Восточном государственном университете, к сожалению, не дал положительных результатов, так как никто из опрошенных ничего не знает об использовании традиционных масок ни сегодня, ни ранее.

В связи с этим на основе имеющих в нашем распоряжении источников и опубликованных данных мы попытались восстановить особенности изготовления и использования масок у народов СДВР, определить место и роль масок в их культуре. Частично в тезисах нами уже опубликованы материалы исследования [24-27], в настоящей статье же впервые эти данные публикуются подробно.

Маски коряков. Коряки - коренное население СДВР [14, с. 9]. Древние предки коряков - племена древнекорякской культуры
Охотского побережья, сложившейся на основе внутриконтинентальных культурных традиций неолитических охотников. Сегодня коряки - жители Корякского автономного округа Камчатской области, Чукотского автономного округа и Северо-Эвенского района Магаданской области [14, с. 96-103].

По мнению С.В. Иванова, коряки «особенно преуспели» в изготовлении масок (рис. 1) [12]. Он отмечал, что у коряков до первой четверти XX в. имелись деревянные антропоморфные маски-личины, происхождение и назначение которых недостаточно выяснены. Некоторые из корякских масок тщательно моделированы и носят реалистический характер, другие менее удачно передают черты лица и обработаны грубо. На отдельных из них на месте усов и бороды сохранились следы сажи, у других на тех же местах прикреплены пучки волос. Форма корякских масок различна: встречаются овальные, яйцевидные или заостренные книзу. На месте глаз прорезаны круглые, овальные или прямоугольные отверстия, но иногда таких отверстий нет [12]. В.И. Иохельсон писал, что на масках черным цветом коряки обозначают бороду, а красной охрой или кровью - щеки (рис. 2) [13].

Н.И. Каплан, исследователь народного декоративно-прикладного искусства Крайнего Севера и Дальнего Востока, отмечает, что наблюдательные и умевшие довольно точно передавать свои жизненные наблюдения средствами искусства коряки не только не стремились к тому, чтобы маска воспроизводила корякский типаж, а, напротив, придавали маскам характер скорее европейский: подбородок острый, лоб покатый, глаза круглые, нос крупный, сильно выступающий вперед. Там, где должны быть уши, приделаны ремешки, с помощью которых маска закреплялась на лице. Маску обычно вырезали из древесины любимого северянами дерева - ольхи. Иногда для изготовления масок применялся кедровый стланик [16, с. 86].

 
Рис. 1. Деревянные корякские маски начала XX в., фотографии С.В. Иванова, 1975 г. РЭМ РАН, МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН


Рис. 2. Коряки в деревянных масках Камчатка, фотография В.И. Иохельсона, начало XX в. 
 
Во время разделки туши белого кита коряки надевали на голову кита травяную маску (капюшон), «чтобы он не видел, как его будут резать» [10, с. 17-18]. Кит являлся особо почитаемым промысловым животным у коряков, и его добыча сопровождалась определенными ритуалами. Праздник «Кита» проводился обычно осенью в конце промыслового сезона в течение нескольких дней и включал приветствия, рассказы, кормление духов, огня, гадания и т. п. На пятые сутки праздника устраивали проводы кита (кит - это «гость»), и женщины, снаряжавшие «гостя» в дорогу, надевали на лицо травяные макси, которые считались обязательным атрибутом этого праздника [10, с. 19].

В конце праздника коряки ходили к друг к другу в гости, при этом они надевали на лицо маски Уллаун, сделанные из дерева («деревянное лицо»), ровдуги или сплетенные из травы. Хозяева дома, которых посетили гости в масках, должны были узнать пришедших. Однако узнанные в доказательство того, что это были они, снимали маски, только выйдя из жилища. Смотреть под маску в доме хозяев строго запрещалось. Тот, кто не был узнан, имел преимущество. Он мог подойти к хозяину и указать на понравившуюся вещь. Тот не мог отказать пришедшему и обязан был отдать ему то, что он требовал. Но, в свою очередь, владелец вещи проделывал тоже самое во время следующего праздника. Он приходил к человеку, которому сделал подарок и указывал на вещь равной ценности. Таким образом, подарок компенсировался [10, с. 17-18].

По сведениям В. Г. Богораза коряки-алюторцы в масках ходили группами от десяти человек и более. Среди них были и дети. Такое шествие В. Г Богораз рассматривал как игру, а не как религиозный обряд. О происхождении обряда хождения в масках коряки рассказывали В. Г. Богоразу следующее: «...Некогда пухли у людей лица, и они умирали. Тогда шаман велел сделать маски и носить их в виде процессии. Окончив процессию утром, он уносил их на закат. С тех пор и носят их на закат».

Оставляя маски после праздника на западной стороне, коряки обкладывали их шерстью зайца. Они верили в магическую силу заячьей шерсти и использовали ее при изготовлении различных амулетов, которые способны были, по их мнению, защитить человека от вредоносных духов, являющихся причиной болезни. Вероятно, в данном случае шерсть этого животного выполняла именно защитную функцию. Постепенно, теряя связь с религиозной обрядностью, уже в начале XX в. хождение в масках у алюторцев превратилось в один из развлекательных элементов праздника [7; 8; 10, с. 22].

Изготовление масок приурочивалось и к осенне-зимнему национальному празднику коряков «Хололо», одним из эпизодов которого является выступление ряженых в масках Уляу (праздник проводится и в наши дни) [16, с. 86]. Ряженые разыгрывают перед зрителями маленькие смешные интермедии. Также на празднике «Хололо» устраивали обрядовое действие для мальчика, впервые добывшего зверя или птицу. Важнейшим компонентом обрядовой одежды мальчика был капюшон, сплетенный из травы и имеющий вставки из шерсти или носа животного, пера или клюва птицы - первой добычи юного охотника. По окончании обряда мальчик мог надеть эту маску на голову любого мужчины, который после весенней охоты дарил ему свою добычу [10, с. 23].

Заканчивался праздник «Хололо» утром. До восхода солнца атрибуты праздника, в том числе и маски, коряки уносили в лес и там оставляли. При этом маски мазали тол- кушей, а в прорези, обозначающие глаза и рот, насыпали мусор, принесенный из жилища [10, с. 25]. Возможно, насыпание мусора было связано с желанием возвратить в живой мир всех убитых животных и получить удачу в будущем промысловом сезоне. Выбрасывание мусора и остатков жертвоприношений из жилища описано В. Г. Богоразом и у чукчей [7, с. 94].

Коряки использовали маски иногда и с увеселительной целью: надев маски, молодые люди разыгрывали пантомимы, танцевали, изображая охоту на медведя, гонки на нартах и т. п. Деревянные корякские маски изображали как мужчин, так и женщин, но актерами были только мужчины [12].

Оленные коряки пользовались иногда кожаными личинами, изображавшими людоедов. Их надевали женщины, чтобы пугать непослушных детей [12].

Коряки использовали маски и с религиозной целью - напугать и изгнать злого духа Калау из зимнего жилища [12]. Калау - злые духи, несущие болезнь и смерть и жившие под землей или в пустынных местах на Западе (но не на море). Проникают в очаг с левой стороны через дымовое отверстие, кусаются, похищают души людей, стрелами вызывают болезни; имеют облик животных или людей с острыми головами (иногда с несколькими головами), одноглазых, с длинными зубами и ногтями [21]. Вероятно, для того чтобы Калау не узнали и не навредили тем, кто их изгоняет, и требовались маски.
 
 
Рис. 3. Деревянные корякские маски начала-середины XX в., фотографии, КОКМ, 2013 г.

Маски, представленные в Корякском окружном краеведческом музее пос. Палана (КАО), выполнены из ольхи (рис. 3). Две из них (№ 4601, 4694) сделаны недавно с использованием современных материалов. Они покрыты морилкой, на них достаточно свежие кожаные ремешки, бисер. Возможно, эти маски использовались в 1980-е гг. на традиционном празднике «Хололо». Вот как описывает праздничное действо Владимир Новиков, побывавший в корякском пос. Карага на празднике: «Уже который час длятся танцы, а исполнители не устают. Танец мастериц сменяют танцы орла, ворона, медведя... Вдруг раздается резкий стук в дверь - и смолкли бубны, смолкли певцы, прекратились танцы. В дом входят какие-то люди. Одеты они в вывернутые наружу кухлянки, стоптанные торбаса, на голове капюшон, шапка, женский платок. А лицо деревянное! Маска из красной ольхи. Стуча суковатыми палками о пол, Уляу-маски шефствуют друг за другом. У одного на спине сумка, у другого - связка юколы, у третьего - сломанное ружье. Ни один из них не произносит ни слова. Они танцуют, жестикулируют, показывают комические сценки. Вот одна из масок, по одежде «муж», отнимает у своей «жены» плетеную сумку из травы. В сумке кукла-ребенок, которая переходит то к отцу, то к матери. Все смеются - отец не умеет обращаться с ребенком. В старину Уляу могли прийти ночью в любой дом, взять излишки юколы, мяса и раздать людям селения. Особенно часто они заходили в дома богатых и жадных людей. Уляу могли ударить суковатой палкой любого, кто к ним без почтения относился. Так в древности при помощи ряженых регулировались некоторые отношения между представителями одного племени». Коряки пели: «А сейчас из древних плясок/ Мы танцуем танец масок! / Приезжайте в Ка- рагу/На веселый «Уляу»! [22].

Используются маски на празднике «Хололо» и в наши дни, хотя в большей степени сегодня этот праздник проводится для туристов (рис. 4) [15].

Рис. 4. Корякский танец в масках на стойбище «Кайныран», фотография, 2012 г.

Таким образом, можно отметить, что корякские маски представлены головными уборами (капюшоны) и личинами; корякская типовая маска изображала собой человеческое лицо, выполненное максимально реалистично; изготавливались маски как мужские, так и женские; маски могли носить все - и мужчины, и женщины, и дети; в редких случаях их надевали на животных (кит); материалом для масок служили древесина (ольха, кедровый стланик), трава, кожа (особенность материала обусловила плохую сохранность масок, чем объясняется их отсутствие в археологических материалах); характерной особенностью корякских масок является маркирование растительности на лице красками и сажей; использовались маски у коряков во время религиозных обрядов и праздников.

Маски эскимосов. Эскимосы - народ, проживающий на территории от Гренландии и Нунавута (Канада) до Аляски (США) и восточного края Чукотки (Россия) [30].

Первая находка хорошо сохранившейся антропоморфной эскимосской маски была сделана на Чукотке в 1967 г. археологом Д.А. Сергеевым при раскопках Эквенского могильника (рис. 5). Он датировал ее древнеберингоморским временем (III в.). Возможно, маска надевалась во время каких-то праздников, танцев или пантомим подобно позднейшим маскам алеутов и аляскинских эскимосов [20]. Описание маски следующее: «Дерево. Маска найдена в ногах погребенрного. Глаза - прорезанные отверстия, в которые вставлены кусочки кости, имитирующие глазные яблоки. Центральная часть глаз покрыта легкими штрихами. Зубы вставные, вырезанные из кости, частично утрачены. По краю маски идет ряд небольших ямчатых углублений. Одно из них - сквозное отверстие. Не исключено, что и остальные были сквозными, но со временем засорились. Предназначались, видимо, для прикрепления пучков волос, перьев или сивучьих усов, как на многих масках современных американских эскимосов. Высота 23 см, ширина 18 см» [12]. Д.А. Сергеев видел в ней изображение хозяина Вселенной [23]. А С.А. Арутюнов, принимавший участие в раскопках, установил культурный круг, в котором бытовали такие изображения. В него входили алеуты, а также индейцы юга Аляски и северо- запада Канады [20].

Интересно, что художественные традиции в изображении человеческого лица, сказавшиеся в этой древней скульптуре, проявляются и в некоторых аналогичных произведениях эскимосов и алеутов XIX-XX вв. На погребальной алеутской маске XIX в. с острова Атха (Алеутские острова) (хранится в Музее антропологии и этнографии РАН) (рис. 6) столь же четко выявлены надбровные дуги (но глаза не имеют отверстий), нос такой же широкий и толстый, рот приоткрыт, зубы вставные [2]. Пластические особенности древнеберингоморской маски обнаруживают черты, сближающие ее с некоторыми художественными произведениями современных народов Алеутских островов и Аляски, что свидетельствует о весьма древних общих традициях этого вида искусства.

Рис. 5. Маска «хозяина Вселенной» - одного из главных персонажей эскимосской мифологии, фотография С.В. Иванова, 1975 г., МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Рис. 6. Погребальная алеутская маска XIX в. с о-ва Атха (Алеутские острова), фотография, рисунок А. Д. Авдеева, 1958 г., МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Кроме маски хозяина Вселенной в Эквенском могильнике были обнаружены антропоморфные маскоид и маски из дерева (рис. 7, 8) [20].

 
Рис.7. Эскимосский маскоид (нашивная пластина?) из моржового клыка. Эквенский могильник, начало XX в.


 
Рис. 8. Эскимосские деревянные антропоморфные маски из Эквенского могильника, начало XX в.

В 1970 г. в размытых морем древних эскимосских землянках в пос. Яндогай (Чукотка) обнаружены предметы, датируемые пунукским временем (X-XV вв.), в частности, фрагментированная деревянная танцевальная маска (рис. 9) [4, с. 223, 224].
 
„Известно, что еще в 1930-х гг. маски изготовлялись азиатскими эскимосами. Шили их из кожи нерпы и украшали султаном из белого медвежьего меха. Надевал такую маску кто-либо из мужчин, присутствовавших на празднике хозяина моря Касака, кита Полья и всех морских животных, посылающего людям добычу (то же, что у чукчей Кереткун) [31]. Эскимосскую шаманскую маску, изображавшую Касака, надевали во время камлания, когда шаман просил хозяина животных о ниспослании хорошей охоты.

 
Рис. 9. Эскимосская деревянная танцевальная маска X-XV вв., пос. Яндогай

Обруч и перья на маске (иногда только перья) указывали на небесное происхождение Касака [12]. Можно предполагать, что прежде в хозяине китов эскимосы видели самого кита. На это, в частности, указывают некоторые детали позднейших масок, сочетающие признаки кита и человека. Неслучайно и самого хозяина моря представляли «страшилищем» огромного роста с черным лицом.

Известно, что эскимосы использовали маски и в качестве амулетов. Так, эскимосы мыса Барроу возили в своих лодках антропоморфные маски с привязанными к ним сухожильными веревочками маленькими деревянными изображениями китов. Они верили, что эти амулеты помогают им в охоте на китов и отказывались продавать их американцам [17, с. 38-54].
Иногда маску заменяла раскраска лица. Приморские чукчи и азиатские эскимосы на празднике кита разрисовывали себе лицо сажей, изображая на нем фигурку кита или его хвост, а к передней части налобной повязки прикрепляли пучок шерсти, имитирующий фонтан. Так поступали все принимавшие участие в празднике. Это пример массовой маскировки.

По данным С. В. Иванова, кожаных масок, связанных с праздником чукотского Керет- куна и эскимосского Касака, в российских музеях нет [12]. Нам также не удалось их найти. Некоторое представление об эскимосских масках дают коллекции с северо-западного побережья США, где представлены антропоморфные и зооморфные маски, использовавшиеся в XIX-начале XX в. Маски изготавливались очень реалистично, в основном из дерева, имели зубы из клыка моржа, растительность на лице изображалась черной краской, щеки-красной (рис. 10-12) .

В XVIII и XIX вв. у эскимосов существовало множество ритуальных праздников. Ни один из них не обходился без танца. Для подобного действа специально готовили наряд - искусно шили парки из кишок морских животных, на руки надевали перчатки с бахромой из птичьих клювов, жезлы, браслеты и трещотки украшали перьями (рис. 13). На праздник обязательно брали маски - непременный атрибут танца.
 
Если о лицевых масках эскимосов сегодня известно многое, то о том, что у эскимосов существовали еще и пальцевые маски, информации крайне мало. Тем не менее археологические исследования подтверждают, что появились они в районах Берингова моря в XIX в. По данным Е. Солдаткина, пальцевые маски делали из дерева, обычно из плавника, в форме диска, реже - в форме квадрата с отверстием для пальца и непременно парами - на каждую руку. На овальной или квадратной пластинке вырезали мужское или женское лицо. Размеры пальцевых масок колебались в пределах от 7 до 11 см в диаметре. Изготовляли подобные маски с разрешения шамана и под его присмотром. Только по его указанию резчик мог наносить на них изображения животных или их духов.
 

Рис. 10. Эскимосские маски из дерева и кости, Аляска, XIX в.


 
Рис. 11. Эскимосские маски, Аляска, начало XX в. Музей естественной и культурной истории Университета Орегона, 1890-1905 гг. (частная коллекция)


Рис. 12. Эскимосские маски
 

Рис. 13. Эскимосский шаман, фотография. Аляска, начало XX в. северо-западное побережье США (коллекция Карпентера)

Обычно на одной стороне пальцевой маски вырезалось животное, а на другой - его дух в виде человеческого лица. Реже изображали звезды и другие небесные светила. Эти небольшие по размеру маски украшали перьями, кусочками меха карибу, укрепляя их вокруг диска. В нижней части маски вырезали одно, иногда два отверстия для пальцев. Форма пальцевой маски, как правило, не менялась, но символические изображения на них и украшения вокруг диска в разных районах побережья были различны. Резчик был свободен в выборе красок, символов и декоративных элементов, но он всегда воплощал идею шамана. Так, изображая злого духа, художник вырезал на маске один глаз круглый, другой - косой, и рот, скошенный на сторону.

На культовые церемонии обычно собиралось все стойбище. Здесь у каждого была своя роль: кто-то исполнял танец, кто-то отбивал ритм на бубне, кто-то издавал гортанные звуки в такт движениям. Женщины только сидели или стояли. Им запрещалось исполнять танец, но они создавали эмоциональный фон для действа, жестикулируя и медленно раскачиваясь в такт ударам бубна. На руках у женщины были надеты пальцевые маски. Вероятно, эти маски выполняли ту же роль, что и лицевые: в ритуальном действе символизировали духов и призывали их к людям.

Пальцевые маски исчезли одновременно с принятием местным населением христианства. Искусство их изготовления была утрачено. Последняя запись об употреблении пальцевых масок во время камлания и ритуальных праздников была сделана в 1912 г. Сегодня пальцевые маски можно увидеть разве что в музее. Есть они и в коллекции знаменитого исследователя И. В. Нельсона, которая хранится в Музее естественной истории при Смитсоновском институте г. Вашингтон [28].

Существовали у эскимосов и специальные маски, имеющие защитную функцию, - это так называемые снежные очки. В полярной тундре весной очень сильная инсоляция, усиливающая под действием белого снега. И одним из величайших изобретений культуры эскимосов стали защитные от солнца маски, которые в большом количестве находят сегодня археологи на эскимосских поселениях Эквен, Пайпельгак и др. [20, с. 130]. Изготавливались эти маски из моржового клыка, оленьего рога, дерева, китового уса, декорировались прорезным орнаментом (рис. 14-15).

Рис. 14. Эскимосские кожаные снеговые маски-очки (по В.Г. Богоразу, материальная культура чукчей, 1991)
 

Рис. 15. Эскимосская костяная снеговая маска-очки, Северная Америка, 1801-1900 гг.

Исходя из анализа археологических и этнографических источников, можно отметить, что эскимосские маски представлены личинами, маскоидами, в том числе и пальцевыми, очками; эскимосские маски были как антропоморфные, так и зооморфные, изображавшие таких животных и птиц, как медведь, ворона, гусь и пр.; изготавливались маски из дерева, моржового клыка, китового уса, оленьего рога, украшались мехом, декорировались красками в основном черного и красного цветов; использовались маски во время охоты (очки), ритуальных обрядов, праздников.

Маски чукчей. Чукчи - древнейшие обитатели континентальных областей Севера Дальнего Востока России, носители внутри- материковой культуры охотников на диких оленей и рыбаков. Сегодня чукчи живут на территории Чукотского автономного округа [29].

Информации о масках чукчей крайне мало. Известно, что в конце XIX в. специальным исследованием чукчей занимался В.Г. Богораз, и он отмечал, что не видел масок на праздниках у чукчей и эскимосов, но нашел несколько масок, сделанных из оленьей шкуры, которые чукчи называли «волосяными лицами». Волосяными маски называли так из-за взлохмаченных пучков меха на «лице» и на деревянном обруче вокруг [12]. Во время пребывания В.Г. Богораза на Чукотке эти маски уже не использовались. Как ему объяснили сами чукчи, этими масками матери пугали детей, заставляя их слушаться. Женщина надевала маску и делала вид, что она - Келе (злой дух), пришедший за непослушным ребенком [7, с. 70]. В его описании имеется рисунок такой маски (рис. 16).

 
Рис. 16. Чукотская маска из оленьей шкуры (по В.Г. Богоразу «Чукчи», 1939 г., с. 70)

Надевали маски на празднике в честь Кереткуна - духа моря, хозяина морских зверей. Это был основной праздник приморских чукчей, который определял жизнь поселка на весь следующий год. Обряды совершались в течение целого месяца, во время которого пели, танцевали, состязались в силе и ловкости, обменивались вещами. Обрядовые пляски и шаманство происходили круглосуточно - считалось, что кит находится среди гостей и его надо развлекать. В последний день праздника появлялись танцоры в масках, символизирующие перевоплощение танцоров в духов, которым посвящался праздник [5].

Иногда маску заменяли раскраской лица. Приморские чукчи и азиатские эскимосы на празднике «Кита» разрисовывали себе лицо сажей, изображая на нем фигурку кита или его хвост, а к передней части налобной повязки прикрепляли пучок шерсти, имитирующий фонтан [12].

Своеобразными маскоидами можно назвать «помощников» чукчей, которые имели вид головы, вырезанной из дерева или кожи (рис. 17). Их носили привязанными к связке амулетов или у пояса. Помощник «помогал» своему хозяину в его делах. Продажа или потеря такого «помощника» могла стать причиной смерти хозяина [7, с. 68].

 
Рис.17. Кожаный кружок, изображающий охранителя-помощника (маскоид) (по В.Г. Богоразу «Чукчи», 1939 г., с. 68).

Известно существование и снеговых очков-масок у чукчей. Изготавливались они из дерева или кожи. На месте зрачков делались узкие прорези (рис. 18). С появлением русских на Чукотке, чукчи стали охотно покупать их дымчатые очки в подражание европейским [8].
 

Рис.18. Кожаные очки чукчей (по В.Г. Богоразу «Материальная культура чукчей», 1991 г.)
 
Также известно, что во время охоты на нерпу чукотские охотники надевали на голову шкурку, снятую с головы нерпы (рис. 19) [12].

 
Рис.19. Шкурка нерпы - охотничий головной убор чукчей, фотография С.В. Иванова, 1975 г.,

Описание своеобразной маски приводит И.С. Вдовин, который отмечает, что весьма часто у молодых и старых чукчей можно было увидеть на голове узкий ремень с пришитыми к нему пуговицами либо бусами. Это так называемый чеутыъчев (повязка вокруг головы). Пуговицы располагались симметрично по обе стороны темени и служили дополнительными глазами. Глаза должны были увидеть и отпугнуть злонамеренные существа, если те попробуют приблизиться к владельцу повязки [9].

Таким образом, можно отметить, что чукчи пользовались масками, но широкого распространения они не получили. Об этом свидетельствует немногочисленность данных археологических и этнографических источников, данные опроса представителей чукотской национальности. Чукотские маски изготавливались из кожи, дерева, декорировались мехом, пуговицами, кожей. Использовались маски в обрядовых целях - на празднике «Кита», в охранительных целях - для защиты от злых духов, на охоте в целях маскировки, в качестве «помощников» в работе. Особую роль у чукчей, как у эскимосов, играли снеговые очки для защиты от солнца.

Заключение

Необходимо отметить, что изготовление и применение масок было зафиксировано в культурах коряков, эскимосов, чукчей, но особенно преуспели в изготовлении масок коряки.

Большое количество масок эскимосов было обнаружено при археологических раскопах на Чукотском полуострове. Возможно, это связанно с особенностями религиозных культов, связанных с обрядом захоронения масок в могилах умерших и особенностью почвы, в которой в условиях вечной мерзлоты хорошо сохраняются изделия из органических материалов. Эти два взаимосвязанных условия, а также сохранившиеся этнографические данные позволили обеспечить значительный объем сохранившихся источников, которые позволяют также реконструировать особенности изготовления и использования масок у эскимосов.

Очень немногочисленную группу источников представляют чукотские маски. Это можно объяснить плохой сохранностью органических материалов, из которых изготавливались маски, в условиях традиции наземного захоронения чукчей. В конце XIX в. чукотские маски практически уже вышли из употребления.

В целом же необходимо заметить, что для всех народов Севера маски имели как ритуальное, так и практическое значение. Они надевались участниками шаманских, промысловых, праздничных, а также иных обрядов, несли в себе идею преображения человека в иное существо - животное, духа, предка, передавали определенное состояние участвующего в обряде человека. В то же время маски защищали человека от злых духов, ослепляющего весной солнца, являлись средством маскировки при охоте.

Проведенный нами опрос представителей национальностей народов Севера показал, что в связи с изменением культуры народов СДВР постепенно изменились их представления о человеке, об обществе, о природе. Сейчас обрядовые и культовые маски исчезли из употребления. Их можно увидеть в музейных коллекциях и в реквизите местных национальных ансамблей.
Наше исследование не является законченным. В дальнейшем представляется перспективным провести аналогии как с сопредельными территориями - Якутией, Сибирью, югом Дальнего Востока России, се
веро-западным побережьем США, так и с другими странами; описать технико-технологический процесс изготовления масок, включающий заготовку сырья, его обработку, декорирование - не исключено, что процесс изготовления масок мог иметь ритуальный характер; проанализировать традиции нанесения татуировки на лице и выявить их взаимосвязь с традициями изготовления масок.

Библиографический список

1. Авдеев А.Д. Маска. Опыт типологической классификации по этнографическим материалам [Электронный ресурс] // Сборник МАЭ. - Л., 1957. - Т. 17. - С. 232-244. - Режим доступа: www. ku ns-tkamera. ru/ lib/rubrikator/08/08_03/m ae_xvii/.
2. Авдеев А.Д. Алеутские маски в коллекции Музея антропологии и этнографии [Электронный ресурс] // Сборник МАЭ. - Л., 1958. - Т. 18.- С. 279-304. - Режим доступа:www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/08/ 08_03/mae_xviii/.
3. Авдеев А.Д. Происхождение театра / А.Д. Авдеев. - Л. ; М., 1959. - 271 с.
4. Алексеев В.П. Работы на Крайнем Северо-Востоке Азии [Электронный ресурс] / В.П. Алексеев, Б.З. Гамбург, Д.А. Сергеев // Археологические открытия 1970 г - М., 1971. - С. 223, 224. - Режим доступа: http://kronk.spb.ru/library/ao-1 970-1971-180- 224.htm#223a.
5. Ансамбли Чукотки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.chukotka-ensembles.ru/festivali.
6. АртМаска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://artmaska.com.ua/.
7. Богораз В.Г. Чукчи. Религия / В.Г. Богораз. - М., 1939. - Ч. 2. - 195 с.
8. Богораз В.Г. Материальная культура чукчей / B. Г. Богораз. - М., 1991. - 224 с.
9. Вдовин И.С. Религиозные культы чукчей / И.С. Вдовин // Памятники культуры народов Сибири и Севера: (2-я половина XIX-начало XX в.). - Л., 1977. - C. 117-171.
10. Горбачева В.В. Обряды и праздники коряков / В.В. Горбачев. - СПб., 2004. - 152 с.
11. Гурвич И.С. Корякские промысловые праздники // Сибирский этнографический сборник. - М., 1962. - Т. 4. - С. 238-257.
12. Иванов С.В. Маски народов Сибири [Электронный ресурс]. - Л., 1975. - Режим доступа: http:// squadette.ru/maski/index0.html.
13. Иохельсон В.И. Коряки. Материальная культура и социальная организация / В.И. Иохельсон. - СПб., 1997. - 238 с.
14. Камчатка XVII-XX вв. Историко-географический атлас. - М., 1997. - 112 с.
15. Камчатка-фото. «Хололо» - корякский национальный обрядовый праздник нерпы (фоторепортаж) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. fotopetropavlovsk.ru/2010/11/04/hololo-den-nerpy/.
16. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока : книга для учащихся старших классов / Н.И. Каплан. - М., 1980. - 125 с.
17. Ляпунова Р.Г. Зооморфная скульптура алеутов. Культура и быт народов Америки [Электронный ресурс]. - Л., 1967. - С. 38-54 . - Режим доступа: www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/08/08 03/mae xxiv/.
18. Маска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F1%EA%E0.
19. Маски в коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kuns- tkamera.ru/exhibitions/virtualnye_vystavki/maski/.
20. Мир арктических зверобоев. Шаги в непознанное: каталог выставки. - Москва-Анадырь, 2007. - 215 с.
21. Мифологический словарь [Электронный ресурс] / гл. ред. Е.М. Мелетинский. - М., 1990. - 672 с. - Режим доступа: myths.kulichki.net/enc/item/f00/s19/ a001904.shtml.
22. Новиков В. «Хололо» [Электронный ресурс] // Вокруг Света. - 1981. - № 2 (2485). - Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2101/.
23. Сергеев Д.А. Мотивы эскимосского фольклора в древнеберингоморской культуре / Д.А. Сергеев // Фольклор и этнография. - Л., 1970. - С. 105-133.
24. Сокольская А.К. Маски коряков: материалы VI Междунар. студ. электрон. науч. конф. «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.science-forum.ru/2014/771/ 5691.
25. Сокольская А.К. Маски народов Севера Дальнего Востока России // Современные проблемы древних и традиционных культур народов Евразии: тез. докл. LIV Регион. (Х Всерос. с междунар. участием) археолого-этнограф. конф. студ. и молодых ученых, посвящ. 130-летию открытия палеолита на Афонто- вой горе и 100-летию первых раскопок памятников андроновской культуры (Красноярск, 25-28 марта 2014 г.). - Красноярск, 2014. - С. 236-237.
26. Сокольская А.К. Маски народов Севера Дальнего Востока России: сб. тез. работ участников VIII Всерос. конф. обучающихся «Национальное достояние России». - М., 2014. - С. 251.
27. Сокольская А.К. Маски чукчей: материалы Междунар. молодежного науч. форума «Ломоносов- 2014» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// lomonosov-msu.ru/uploaded/2200/2200_68919_ 527be8.pdf.
28. Солдаткин Е. Маски эскимосов // Северные просторы. - 1993. - № 1, 2.
29. Чукчи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kamchatskv-krai.ru/ethnoqraphv/chukchi/chuk- chi.htm.
30. Эскимосы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.orq/wiki/%DD %F1%E A%E8% EC%EE%F1%FB.
31. Эскимосы. Северная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. emaproject. co m/ north article.html?id=7807.

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2014. Выпуск 22

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (17.05.2016)
Просмотров: 397 | Теги: маски | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016