Вторник, 06.12.2016, 08:43
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Сельское и приусадебное хозяйство

МАРКЕТИНГОВЫЕ ПОДХОДЫ К ДИВЕРСИФИКАЦИИ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕГИОНЕ

МАРКЕТИНГОВЫЕ ПОДХОДЫ К ДИВЕРСИФИКАЦИИ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕГИОНЕ

Н.В. Иванова, кандидат экономических наук, доцент

Н.С. Талдыкина, студентка экономического факультета

А.А. Свиридов, студент агрономического факультета

А.Н. Бейников, студент экономического факультета

Волгоградский государственный аграрный университет

В статье рассмотрены основные маркетинговые подходы к диверсификации аграрного производства и представлено краткое описание инновационного проекта возделывания новой нетрадиционной для Волгоградской области овощной культуры – артишок, с последующей реализацией сырья на агропродовольственных рынках.

Ключевые слова: диверсификация, маркетинговые инструменты, крестьянское (фермерское) хозяйство, производство, реализация, конкурентоспособность, инновация, управление, продвижение, маркетинг.

Волгоградский регион располагает крупным научным и производственным потенциалом, многоотраслевой промышленностью, развитым сельским хозяйством, разветвленной инфраструктурой и транспортными коммуникациями. В области созданы благоприятные условия для развития инновационной и инвестиционной деятельности, как на законодательном уровне, так и на уровне реализации бизнес-проектов, приветствуется приход отечественных и иностранных инвесторов.

Регион является одним из крупнейших аграрных производителей в Российской Федерации. Более 60 % валовой продукции сельского хозяйства производится в растениеводстве. Зерновая отрасль имеет первостепенное значение – под зерновыми культурами занято более 2 млн га. Животноводство представлено разными направлениями: молочное и мясное скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство и пчеловодство [2].

Аграрной экономике Волгоградского региона присущ многоукладный характер, поскольку сельскохозяйственным производством в Волгоградской области занимаются 519 сельскохозяйственных предприятий, 117 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, 11,7 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств, 183 предприятия, обслуживающих сельское хозяйство [7].

Поэтому, в условиях членства в ВТО задачи устойчивого экономического роста агропромышленного производства Волгоградского региона могут быть достигнуты преимущественно на основе увеличения объемов производимой валовой добавленной стоимости и равномерного рассредоточения ее получения в течение всего календарного года, что актуализирует необходимость поиска эффективного синергетического взаимодействия, основанного на достижении полного соответствия между потребностями общества и материальными интересами товаропроизводителей – сельскохозяйственных организаций, производственных кооперативов, фермерских и личных подсобных хозяйств.

При этом достижение баланса интересов невозможно без диверсификации производства, в классической трактовке представляющей собой расширение сферы производства за счет включения в нее выпуска новых товаров. С точки зрения аграрной экономики, основная цель диверсификации заключается в повышении эффективности производства и конкурентоспособности предприятий. Подразумевая под диверсификацией стратегию выхода на новый рынок, Д. Аакер подчеркивает, что она находит отражение в двух стратегиях роста – в расширении товарного ассортимента и расширении рынка или производстве нового товара и выходе на новый рынок [6]. При родственной диверсификации новый вид производства имеет существенную общность с основной деятельностью предприятия, что позволяет использовать потенциал положительного эффекта масштаба на основе обмена активами и навыками.

Группа авторов Т.Д. Маслова, С.Г. Божук и Л.Н. Ковалик выделяют новизну при использовании диверсификации, определяя ее как распространение хозяйственной деятельности на новые сферы – расширение ассортимента производимых изделий, видов предоставляемых услуг, географической сферы деятельности и т.д. [8]. Ряд зарубежных ученых отождествляют уход от специализации с изменением ключевого направления маркетинга, определяя диверсификацию как отказ от доминанты одного продукта или одного способа распределения, развитие нескольких не связанных между собой видов производства или продажи (сбыта) товаров [1, 4, 5].

Вслед за Ф. Котлером, И. Ансоффом и Ж.Ж. Ламбеном, многие отечественные ученые вообще определяют диверсификацию как одну из стратегий маркетинга, проявляющуюся в отказе от ориентации на единственный продукт или одну форму распределения, рассматривая ее в рамках ключевых парадигм присутствия предприятия на рынке: проникновение на рынок, развитие рынка, разработка товара [11].

Поэтому возникающие в условиях ужесточения конкуренции на продовольственных рынках объективные потребности внедрения в аграрную практику инновационных методов ведения хозяйства и адаптации технологии возделывания новых сельскохозяйственных культур к агроклиматическим особенностям регионов, наиболее приемлемо решать за счет совершенствования маркетинговой составляющей агробизнеса, т.е. диверсификации аграрного производства путем расширения ассортимента, изменения вида и каналов дистрибуции региональной сельскохозяйственной продукции, освоения новых видов производств с целью повышения эффективности ведения сельского хозяйства и получения наилучшей экономической выгоды.

В этой связи весьма интересен имеющийся опыт внедрения инновационных разработок Волгоградского государственного аграрного университета в практику хозяйствования АПК региона, в частности, создания на территории Иловлинского района крестьянского (фермерского) хозяйства «АгроНова» в целях возделывания и последующей реализации на внешних рынках новой нетрадиционной для Волгоградской области сельскохозяйственной культуры – интродуцированного артишока. Это растение хорошо известно в странах Европы и Америки, его популярность среди населения обусловлена вкусовыми и полезными свойствами (табл. 1). Артишок входит в рацион питания различных народов мира, однако для России культура производства и потребления данного продукта является сравнительно новой и малоизученной.

Возделывание артишока является высокорентабельным. В зависимости от видов артишока для использования в пищу пригодны от 70 % до 90 % мясистого цветоложа или мясистых черешков прикорневых листьев, для фармацевтики используется практически вся фитомасса [9]. Несмотря на это, в России лекарственные препараты артишока не выпускаются из-за отсутствия сырьевой базы и недостаточной изученности технологических процессов возделывания культуры. Решение вопросов перспективы интродукции артишока колючего, его фитохимической оценки позволит обеспечить фармацевтические производства сырьем и наладить выпуск ценных гепатопротекторных и желчегонных средств. Возможно также использовать артишок для производства детского питания и применять для лечения мочекаменной и желчекаменной болезней, гепатита, атеросклероза, псориаза, экзем.

Артишок не случайно выбран для производства и внедрения на региональный рынок, поскольку в условиях нарастающего экологического кризиса, многие люди уделяют больше внимание здоровому образу жизни. Главным фактором риска для россиян является снижение потребления продуктов питания, богатых микроэлементами и биологически активными веществами. По данным института питания Российской академии медицинских наук (РАМН), потребление овощей в Российской Федерации в 2 раза ниже рекомендуемой нормы. Это связано с тем, что локальные агропродовольственные рынки представлены малым ассортиментом овощной продукции.

Для реализации проекта К(Ф)Х «АгроНова» будет использовать богатую научную базу по возделыванию артишока именно в Волгоградской области, накопленную опытным путем на протяжении последних пяти лет [10]. Персонал хозяйства планируется укомплектовать 5 высококвалифицированными специалистами, проходившими обучение на базе Волгоградского ГАУ, которые займутся выращиванием артишока на научной основе, эффективно применяя маркетинговые инструменты в дальнейшей реализации нетрадиционной овощной культуры.

В последние годы на базе УНПЦ «Горная Поляна» Волгоградского ГАУ проводились опыты по возделыванию интродуцированного артишока, что позволило адаптировать культуру к засушливым условиям региона на основе использования капельного орошения. Так как артишок плохо переносит сухость воздуха, был разработан оптимальный график полива, который позволяет в период активного солнечного сияния достигать интенсивного физического испарения, что позволяет создать благоприятные условия для производства этой овощной культуры в нашем регионе.

Предпосевную культивацию зяби, разрыхление верхнего слоя почвы для уничтожения сорняков и активизации жизнедеятельности полезной микрофлоры гумуса, высадку ростков артишока и междурядную обработку планируется производить с помощью специализированных машин в составе трактора РАМПА-4,8, разработанных на кафедре сельскохозяйственных машин ВолГАУ. Эти инновационные механизированные средства позволяют выполнять интенсивное рыхление плотной почвы и уничтожение сорной растительности с одновременным вычесыванием их корней. При работе РАМПА-4,8 не происходит налипания почвы и фрагментов сорняков на рабочий орган по сравнению с аналогичными по назначению машинами, вследствие чего происходит значительное сбережение трудовых, энергетических и временных ресурсов.

Залогом успешной производственно-сбытовой деятельности КФХ «АгроНова» будет являться своевременное обеспечение необходимыми средствами и предметами труда – техникой, семенами, ГСМ, энергетическими, материально-техническими, кредитными и иными ресурсами на основе договоров поставки. Так, договоры поставки нефтепродуктов хозяйство планирует заключить с ООО «ЛУКОЙЛ – Нижневолжскнеф-тепродукт», поставки оросительной техники и комплектующих с ООО «АгроАльянс», запчастей к сельхозтехнике с ООО «Агро-Сервис», закупки семян артишока с Агрофирмами «Аэлита» и «СеДеК».

Важнейшей составляющей конкурентной стратегии хозяйства на рынках сбыта будет являться использование прогрессивных маркетинговых инструментов управления бизнесом. Осуществленная в проекте сравнительная оценка каналов дистрибуции артишока на региональных и локальных рынках показала, что наиболее выгодно будет совмещать сбыт продукции оптом и в розницу как на рынках Волгоградской, так и Астраханской областей, обеспечив уникальным сырьем предприятия пищевой и фармацевтической промышленности региона, повысив тем самым их конкурентоспособность в условиях членства ВТО.

Реализацию артишоков, возделываемых К(Ф)Х «АгроНова», предполагается осуществлять по двум основным двум направлениям:

-    в Волгоградской области в свежем виде на рынках и супермаркетах, а также консервных заводах (ООО «Волгоградский консервный завод», ООО «Пастушка», ООО «Сублимированные продукты Галакс», ООО «Помидорпром - консервный холдинг»). В перспективе планируется поставка продукции в сеть ресторанов «Шоколадница» для приготовления десертов, а зеленую массу, с учетом ее медицинской значимости, для дальнейшей переработки в лекарственные препараты лидирующей фармацевтической компании региона – «Волгофарм»;

-    в Астраханской области оптовые поставки на консервные заводы (ООО «Астраханский натуральный продукт», ООО «Астраханская консервная компания», ООО «Володарский консервный завод» и др.) для дальнейшей переработки.

Гарантией сбыта продукции К(Ф)Х является то, что в условиях ужесточения конкуренции перерабатывающие предприятия региона получат существенные конкурентные преимущества за счет выхода на рынок с уникальным продуктом. Артишоки, поставляемые на агропродовольственный рынок Волгоградской области, будут свежими и сочными, имея явное преимущество перед импортными аналогами.

Основное внимание в формировании положительного имиджа К(Ф)Х «АгроНо-ва» и расширении каналов сбыта следует акцентировать на развитии таких инструментов PR, которые доступны и применимы в выбранной организационной стратегии, посредством участия в выставках и ярмарках, поддержания фирменного стиля, откликов в прессе, интервью [3]. В результате успешной реализации бизнес-проекта планируется получить чистую прибыль в размере 12,3 млн руб., обеспечив общую рентабельность производства в размере 140,3 % (табл. 2).

Такие показатели обусловлены низкой себестоимостью выращиваемой культуры, за счет применения инновационных ресурсосберегающих технологий при высокой урожайности. Оптовая цена реализации артишока будет в 5 раз ниже европейских аналогов (60 руб. за кг). На начальном этапе К(Ф)Х планирует арендовать земельный участок на 1 год площадью 50 га на орошении за 2,0 млн руб., а также всю необходимую технику на период механизированных работ, что значительно позволит сэкономить денежные ресурсы хозяйства (табл. 3). Впоследствии, при развитии производства планируется приобретение собственных основных средств и земельных угодий при поддержке государственных программ развития сельского хозяйства.

Общая стоимость проекта составляет 8,75 млн рублей, период окупаемости – 1 год, что делает его весьма привлекательным для инвесторов. Для реализации инвестиционного проекта по возделыванию артишока планируется привлечь средства федерального гранта в размере 1,75 млн рублей и кредитные ресурсы Россельхозбанка в размере 7,0 млн.рублей, предоставляемые на льготных условиях в рамках программы «Стань фермером».

Для успешного продвижения артишока разработан шаблон создания собственного сайта в сети Internet, на котором будут размещаться подробная информация о хозяйстве, рекламный ролик и развернутая описательная характеристика производимого продукта, отзывы потребителей, а также прайс-листы и условия их приобретения.

В дальнейшем планируется использование возможностей телевизионной рекламы для большего охвата потенциальных клиентов.

Таким образом, в условиях ужесточения конкуренции на аграрных рынках устойчивое развитие аграрного производства в регионе во многом достижимо за счет диверсификации, рассматриваемой как проявление маркетинга и достигаемой посредством освоения новых рынков и выпуска новой продукции. Маркетинговые подходы к диверсификации аграрного производства в Волгоградской области, рассмотренные на примере реализации инновационного проекта по адаптированной к засушливым условиям Волгоградской области технологии с применением капельного орошения, будут способствовать:

- повышению эффективности функционирования аграрного сектора экономики и обеспечению продовольственной безопасности региона в условиях членства в ВТО;

- увеличению налоговых отчислений в бюджеты всех уровней;

- созданию сырьевой базы для фармацевтической, пищевой, косметической промышленности региона и сферы услуг;

- диверсификации производства овощей открытого грунта;

- внедрению в аграрную практику ресурсосберегающий технологии и уникальных машин для поверхностной обработки почвы, обеспечивающих комплексный уход за посевами;

- созданию новых рабочих мест и закреплению кадров на селе, так как по окончании вуза инициативные, творческие молодые люди, обладающие мощным багажом знаний по экономике, бизнес-планированию, менеджменту и маркетингу, не потеряются на рынке труда, а будут востребованы в аграрной сфере региона.

Библиографический список

1. Ансофф, И. Стратегическое управление [Текст] / И. Ансофф. - М. : Экономика, 1989. - 520 с.

2. Жилина, В.И. Рынок аграрной продукции Волгоградской области [Текст] / В.И. Жилина, А.Н. Ващенко // АПК: Экономика и управление. - 2011. - № 4. - С. 57-61.

3. Иванова, Н.В. Современный механизм управления маркетингом в АПК [Текст] / Н.В. Иванова, Н.С. Талдыкина // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2012. - № 3 (27). - С. 232-239.

4. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент [Текст]: пер. с англ./ Ф. Котлер; под ред. С.Г. Божук. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с.

5. Ламбен, Ж.Ж Стратегический маркетинг [Текст]: пер. с французского / Ж.Ж. Лам-бен //Европейская перспектива.- СПб.: Наука, 2006. - 589 с.

6. Малыхин, Ю.В. Товарная политика диверсифицированных производств [Текст] / Ю.В. Малыхин // Регион: экономика и социология. - 2008. - № 4. - С. 301.

7. Материалы Министерства сельского хозяйства Волгоградской области [Электронный ресурс]// Официальный портал Губернатора и Правительства Волгоградской области: [сайт]. URL: - http://www volganet.ru.

8. Маслова, Т.Д. Маркетинг [Текст] / Т.Д. Маслова, С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик. - СПб: Питер, 2008. - 384 с.

9. Свиридов, АА. Артишок - уникальное растение как продукт питания и лечения [Текст] / АА. Свиридов // Материалы IV Международной научно-практической конференции молодых исследователей, посвященной 65-летию Победы в ВОВ.- г. Волгоград, 26-28 апреля 2010 г. - Волгоград: ФГОУ ВПО Волгоградская ГСХА, 2010. - Часть II. - С. 313.

10. Свиридов, АА. Интенсивная технология возделывания артишока при различных режимах и способах орошения [Текст] / А.А. Свиридов // Сборник научных трудов по материалам XXXV Международной научно-практической студенческой конференции «НИРС - первая ступень в науке». - Ярославль: Изд-во ФГБОУ ВПО «Ярославская ГСХА», 2012. - С. 145.

11. Соловьева, Ю.Н. Маркетинг взаимодействия: промышленные сети, бенч-маркинг, конкурентоспособность [Текст] / Ю.Н. Соловьева. - СПб. : Изд-во СПбГУЭиФ, 2010. - 84 с.

Категория: Сельское и приусадебное хозяйство | Добавил: x5443x (27.03.2016)
Просмотров: 99 | Теги: маркетинг, Артишок | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016