Среда, 20.09.2017, 23:08
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

LMS СИСТЕМЫ В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

LMS СИСТЕМЫ В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Развитие физкультуры и спорта в России является одним из важнейших аспектов социальной политики государства, в связи, с чем становится особо актуальной проблема подготовки спортсменов и менеджеров для спортивных организаций. Спортсмены, обучающиеся в физкультурном вузе, испытывают дефицит времени из-за частых отъездов на соревнования и тренировки, переходят на индивидуальную форму обучения. При этом неизбежно возникает вопрос о качестве получаемого ими образования: приходится меньше уделять внимания учебе при отъезде в другой город, пропускать лекции и семинарские занятия, восполнять пропущенный материал в большом объеме между соревнованиями, не говоря уже о том, что преподаватель не может уделять много времени отставшим студентам. Все это приводит к тому, что большинство спортсменов не могут эффективно сочетать спорт и обучение.

В России развитие физкультуры и спорта является важнейшим аспектом в социальной политике государства, в связи с чем становится особо актуальной проблема подготовки спортсменов и менеджеров для спортивных организаций.

Спортсмены, обучающиеся в физкультурном вузе, испытывают дефицит времени из-за частых отъездов на соревнования и тренировки, переходят на индивидуальную форму обучения. При этом неизбежно возникает вопрос о качестве получаемого ими образования: приходится меньше уделять внимания учебе при отъезде в другой город, пропускать лекции и семинарские занятия, восполнять пропущенный материал в большом объеме между соревнованиями, не говоря уже о том, что преподаватель не может уделять много времени отставшим студентам. Все это приводит к тому, что большинство спортсменов не могут эффективно сочетать спорт и обучение.

Таким образом, в настоящее время перед физкультурными вузами остро встает вопрос обеспечения эффективной подготовки студентов.

Данная проблема все больше и больше решается с использованием современных информационных технологий. Проблема внедрения на учебных занятиях интернет- технологий в физкультурных вузов рассматривали следующие специалисты (Богданов В. И, Бодров М. Г., Войнар Ю., Кахидзе А. С., Мызан Г. И., Новоселов М. А., Пономарев В. Н, Соловов А. С., Сячин В. Д., Ткачук А. П., Чистяков В. А.).
Многие проблемы физкультурных вузов можно решить, используя современные информационные технологии в подготовке будущих менеджеров. Однако, несмотря на высокий потенциал современных информационных технологий, они не нашли еще широкого применения в системе высшего физкультурного образования.

Во всем мире для эффективной подготовки студентов внедряются системы управления обучением - основа системы управления учебной деятельностью (англ. Learning Management System), используется для управления и разработки, а также для распространения учебных онлайн-материалов с обеспечением совместного доступа. Создаются данные материалы в визуальной учебной среде с заданием последовательности изучения. В состав системы входят различного рода индивидуальные задания, проекты для работы в малых группах и учебные элементы для всех студентов, основанные как на содержательной компоненте, так и на коммуникативной.

Существует ряд систем управления обучением, которые осуществляют дистанционное обучение посредством Интернет и других сетей. Процесс обучения можно осуществлять в режиме реального времени, организовывая онлайн лекции и семинары. Системы дистанционного обучения (англ. e-Learning Management System) характеризуются высоким уровнем интерактивности и позволяют участвовать в процессе обучения людям, находящимся в разных странах и имеющим выход в Интернет.

Во многих средних школах и университетах Интернет активно используется для раздачи материалов для занятий, общения между инструкторами и студентами, а также для распространения ключевых тренинговых инструментов. В наши дни учебные материалы можно найти буквально везде: начиная от YouTube, заканчивая экзаменационной комиссией по выдаче водительских прав в штате Калифорния (кстати, включая «школы безопасного вождения»). Теперь мы можем просматривать и работать с данными материалами с помощью современных сотовых телефонов, ноутбуков, и компьютеров буквально повсюду.

E-learning радикально изменило индустрию обучения. В 2000 и 2001 произошли два значимых сдвига: в качестве новой компьютерной платформы появился Интернет, и в США началась рецессия. Эти два фактора вместе создали мощный фокус на процессе перевода тренинговых программ и материалов из категории «под руководством инструктора» в «онлайн». Как в те времена даже ходили слухи о приближающемся закрытии реальных учебных заведений, так как все ринулись обучаться и получать образование в сети.

LMS система внедрена на базе Волгоградской государственной академии физической культуры.
Организован доступ через локальную сеть академии и сеть Интернет.

Система спроектирована с учётом достижений сегодняшней педагогики (упор на взаимодействие между студентами и преподавателем), пригодна как для дистанционного обучения, так и для очного и заочного обучения система может так же отражать, расписания занятий, журнал успеваемости, совместимый web-интерфейс, разработана с использованием open source технологий - Web-сервера Apache, скриптового языка РНР и базы банных MySql.

Такая система расширяет возможности управления процессом обучения и подготовки менеджера в рамках академии - факультета - кафедры, а не в рамках одной дисциплины.

Использование Интернет-технологий и современных информационных ресурсов в области высшего образования является важнейшим условием качественной подготовки специалистов менеджеров сферы ФКиС.

Современные Интернет-технологии открывают новые возможности для повышения эффективности подготовки будущих специалистов менеджеров сферы ФКиС.

Различные по назначению программные ресурсы могут использоваться на этапе изучения дисциплин (лабораторные работы, мультимедийные конспекты лекций, программы для проектирования в локальной сети и сети Интернет, так и на этапе контроля знаний, (тестирование), а также в комплексных системах дистанционного обучения.

Один из основных компонентов организации преподавания в локальной сети и сети Интернет - программная оболочка, позволяющая реализовать организацию, управление и контроль знаний обучаемых.

В ходе проведенного исследования были проанализированы результаты анкетирования, проведенного в вузах Волгограда. Анализ использования современных Интернет технологий в подготовке студентов высших учебных заведений показал, что наибольшее распространение получили World Wide Web («Всемирная паутина»), E-mail (электронная почта), UseNet (группы новостей), maillists (списки рассылок) и IRC (чат- технологии), LMS системы.
 

Интернет технологии в подготовке студентов высших учебных заведений
Рис. 1. Интернет технологии в подготовке студентов высших учебных заведений

Чат-технологии позволяют пользователям (преподавателям и обучающимся) обмениваться текстовыми и графическими сообщениями.

Применение электронной почты при проведении семинара может осуществляться по схеме: «семинар - взаимообучение», «семинар - дискуссия». При дистанционном обучении эффективна электронная лекция, когда обучающимся пересылаются текст лекции в электронном виде, выдержки из рекомендованной литературы и т.п., а затем проводятся консультации по электронной почте.

Разработка WWW-страницы позволяет наглядно продемонстрировать студентам одну из перспективных сфер применения информационных технологий в профессиональной деятельности - представление результатов исследований и дистанционное обучение в Интернете. Следует подчеркнуть, что WWW-страницу можно наполнить любым содержанием и использовать в качестве справочного или учебного пособия в учебном процессе.

В ходе изучения использовалась Интернет-система для подготовки менеджеров- специалистов для сферы ФКиС, которая направлена на применение в обучении студентов с использованием элементов дистанционного обучения, и предназначена для организации и проведения лабораторных и практических занятий, контроля знаний (тесты, итоговые контрольные работы) и посещаемости, а также оперативного и максимально объективного анализа взаимосвязи между активностью студента в процессе обучения и уровнем освоения им знаний.

Данная система использовалась в локальной сети Волгоградской государственной академии физической культуры для проведения для подготовки менеджеров с использованием современных информационных технологий. Эксперимент проводился при изучении дисциплин «Исследование систем управлении», «Теория организации».

Специфическая направленность физкультурного вуза вносит свои коррективы в проведенное исследование, по данным которого были сделаны следующие выводы.
 
Интернет технологии в обучении студентов-спортсменов

Рис. 2. Интернет технологии в обучении студентов-спортсменов

Было проведено анкетирование преподавателей и студентов-спортсменов. На его основе было выявлено, что, в первую очередь, студентам необходима возможность использования чат-технологий (социальные сети) (непосредственно встроенные в систему управления обучением), электронной почты E-mail (для получения заданий, оценок и комментариев), а также необходимо наличие учебно-методические комплексов, тестовых материалов, графиков консультаций преподавателей и т.д. (Рис.1).

Студенты-спортсмены (очники, заочники) отмечали, что в связи с тренировочным процессом, а также выездами на сборы и соревнования у них остается очень мало свободного времени на учебную деятельность, поэтому введенная в вузе с 2013 года LMS-система по некоторым предметам позволяет дистанционно осваивать некоторые дисциплины.
 
Актуальная информация, необходимая для организации учебного процесса

Рис. 3. Актуальная информация, необходимая для организации учебного процесса
(опрос проведен среди преподавателей)

Опрос среди преподавателей выявил, что для организации учебного процесса необходимо наполнить LMS-систему необходимой для учебы информацией: одним из передовых направлений считают возможность обратной связи, проверку заданий, выполненных студентами, так же возможность выложить вопросы к экзаменам зачетам, задания на семинар лекции и тестовую базу с возможностью ее проверки при прохождении удаленно студентом (Рис. 2).
Актуальность использования компьютерных информационных технологий в образовательном процессе студентов-менеджеров вузов физической культуры обусловлена повышением качества образования, практической потребностью в использовании в высших образовательных учреждениях современных компьютерных программ.

Совершенствование учебного процесса в Вузах физической культуры требует перехода от традиционных способов освоения учебного материала: лекционных и семинарских занятий, к активным групповым и индивидуальным формам работы интерактивным методам обучения, а также к организации самостоятельной поисковой деятельности студентов; это позволяет готовить специалиста с выраженной индивидуальностью и организовать деятельность занимающихся в различных условиях. Этому, на наш взгляд, может способствовать внедрение в учебный процесс информационных компьютерных технологий.

Таким образом, разработка системы управления обучением (LMS системы) для организации учебного процесса в режиме реального времени в Волгоградской государственной академии физической культуры является актуальной.

Использование системы управления обучением (LMS системы) в вузе физической культуры для организации учебного процесса в режиме реального времени с использованием сети Интернет позволяет:

• повысить успеваемость и мотивацию студентов благодаря возможности полного контроля за процессом обучения;

• повысить ответственность преподавателя дисциплины за счет добавления функций «доступа по вертикали» и возможности просмотра всеми студентами информации о заданных преподавателю вопросах и ответах;

• упростить работу преподавателя, выбрав себе помощника;

• проводить глубокий анализ контроля успеваемости и вносить соответствующие корректировки в процесс подготовки благодаря расширенным возможностям сбора статистической информации.

Литература

1. Активизация творческой самореализации будущих спортивных менеджеров в процессе обучения в вузе: монография / Ю.А. Зубарев, А.И. Шамардин, М.П. Бонда¬ренко, А.П. Братчиков, А.А. Виниченко, Е.М. Губина, В.Ю. Зубарев, Ю.А. Орлова, Г.В. Рябенко; под ред. Ю.А. Зубарева, А.И. Шамардина; ФГБОУ ВПО "Волгоградская гос. академия физической культуры". - Волгоград, 2013. - 321 с.

2. Губина, Е.М. Современные технологии обучения как элемент конкуренто¬способности вуза / Е.М. Губина, Ю.А. Орлова // Вестник Евразийской академии адми¬нистративных наук. - 2012. - № 1. - C. 163-168.

3. Зубарев, Ю.А. Личностный подход в образовании / Ю.А. Зубарев, Ю.А. Орлова // Научный вестник Волгоградской академии государственной службы. Серия "Экономика". - 2010. - № 2/4. - C. 103-112.

4. Зубарев, Ю.А. Маркетинг в сфере спорта / Зубарев Ю.А., Орлова Ю.А., Зубарев В.Ю. // Менеджмент в сфере Олимпийского образования, физической культуры, Олимпийского спорта и туризма: актуальные проблемы и пути совершенствования : тр. всерос. науч.-практ. конф. (Волгоград, 27-28 мая 2011 г.) / ФГОУ ВПО «ВГАФК». - Волгоград, 2011. - C. 108-111.

5. Инновационные подходы к подготовке менеджеров для сферы физической культуры и спорта: монография / Ю.А. Зубарев, А.А. Сучилин, Е.М. Губина, Ю.А. Орлова. - Волгоград: Принт, 2010. - 241 с.

6. Научно-методические основы повышения качества подготовки менеджеров для сферы туризма в условиях физкультурного вуза: монография / В.М. Степанян, Ю.А. Орлова, Е.В. Беликова, С.Р. Селиванова; под ред. В.М. Степанян, Ю.А. Орловой; ФГБОУ ВПО "Волгоградская гос. академия физической культуры". - Волгоград, 2014. - 182 с.

7. Орлова, Ю.А. Информационные технологии при подготовке менеджеров в вузах физической культуры и спорта / Ю.А. Орлова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 6. - C. 78-82.

8. Орлова, Ю.А. Основные функциональные возможности автоматизированных обучающих систем и целесообразность подготовки преподавателя к эффективному их использованию в педагогической деятельности / Ю.А. Орлова, Ю.А. Зубарев // Философия социальных коммуникаций. - 2010. - № 1. - C. 124-132.

9. Орлова, Ю.А. Подготовка менеджеров в вузах физической культуры с использованием современных информационных технологий / Орлова Ю.А. // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании' 2007: сб. науч. тр. по матер. междунар. науч.-практ. конф., 15-25 дек. 2007 г. / Одесский нац. морской ун-т [и др.].- Одесса, 2007.- Т.19.- С.65-68.

10. Орлова, Ю.А. Применение современных Интернет-технологий в процессе обучения будущих менеджеров в вузе / Ю.А. Орлова // Научно-методические основы повышения качества подготовки специалистов для сферы физической культуры, спорта и туризма : сб. науч. тр. всерос. науч.-практ. конф. ВГАФК, 21-22 мая 2013 г. / ФГБОУ ВПО «Волгогр. академия физической культуры». - Волгоград, 2013. - C. 133142.

____________________

Кузнецова А.С., Еремеев А.В., Орлова Ю.А.
Волгоградская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: профессиональная подготовка, менеджеры, физкультурный вуз, повышение качества подготовки, спортсмены, спорт.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (02.03.2015)
Просмотров: 652 | Теги: физкультурный, E-learning, LMS, ВУЗ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь