Суббота, 03.12.2016, 22:45
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ КАК МОТИВАЦИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Г.А.Жданова, И.Н.Кокорина, М.А.Силкова

ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ КАК МОТИВАЦИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Проектная работа как метод уже в значительной мере теоретически обоснован и приобрёл повсеместно практическую популярность. Проектные работы по иностранному языку в технических вузах являются коммуникативно-направленными. Статья знакомит читателя с конкретным опытом проведения проектных работ.

Ключевые слова: проектная работа, иностранный язык как вузовская дисциплина, компетенции, лингвострановедение.

 

Система высшего образования должна в новых условиях перестроиться в русле общемировых тенденций, принципов, стандартов развития. Современная практика преподавания иностранных языков в российских вузах ориентирована на международные стандарты. Федеральный образовательный стандарт третьего поколения нацеливает специалистов-преподавателей на формирование обучающихся конкурентоспособными не только в отечественной, но и в мировой производственной и социокультурной среде. Поликультурный уровень образования в России предполагает выход человека в мировое образовательное пространство, сферу глобализации культурной среды, где и происходит развитие общечеловеческих качеств. А иностранный язык как вузовская дисциплина развивает эмоциональную, интеллектуальную сферу обучающегося, повышает потребность в насыщении общечеловеческой культурой, обеспечивает доступ к ценностям мировой культуры.

Опыт преподавания иностранного языка в техническом вузе позволяет сделать вывод, что обучение иностранному языку должно содержать в себе взаимодействие языковой структуры и национально-культурного компонента языкового материала. Владение иностранным языком выпускником технического вуза непосредственно не связано с выполнением его профессиональных функций, но, тем не менее, знание иностранных языков ему необходимо для других целей. Иностранный язык является вспомогательным инструментом, без которого в современном мире трудно обойтись. Знание его подразумевает, в первую очередь, реализацию коммуникативных связей, например, даёт возможность следить за развитием новых отраслевых разработок в журнальных публикациях, готовить доклады по проблемам специальности на международные конференции, выступать с сообщением перед зарубежными партнерами и др.

Нами были выделены первоочередные задачи подготовки студентов по предмету «Иностранный язык», обучение чтению и переводу иноязычной литературы, развитие коммуникативных форм. Это предполагает наличие у студентов опорных лингвистических знаний, речевых и коммуникативных умений, определённых навыков ориентации в различных обстоятельствах.

Для обогащения лексического минимума по иностранному языку студенту-бакалавру требуется приложить, как правило, немало усилий. А ограничен
ность времени учебных занятий диктует необходимость максимальной мыслительной деятельности студентов, вербальной памяти, слуховой и зрительной дифференциации. Поэтому при обучении студентов-бакалавров, а также студентов-магистров этому языковому аспекту мы смещаем акцент с передачи готовых знаний на их самостоятельное добывание [1, с. 110].

В качестве иллюстрации можно привести проведение проектной работы с выделением наиболее значимых профессиональных тем. Проект осуществляется преподавателем и студентами корпоративно и имеет отношение к социуму (коллективу, обществу). Результаты совместных действий социально важны, так как разрешают обучающимся самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя знания и порождая новые, и применимы к практической деятельности, так как позволяют в полной мере смоделировать разнообразные ситуации в различных сферах жизнедеятельности личности [2, с. 13].

Хотя многое зависит от воображения и языковой компетенции исполнителей проекта, существуют типичные моменты в их создании: темы предлагаются и обсуждаются самими студентами; самостоятельная подборка материала осуществляется всеми студентами. Подготовка материала связана с определёнными операциями, записями и протоколами, выдвижением гипотез. Результаты представляются в нетрадиционной для обычного занятия форме, являются социально и коммуникативно значимыми.

В результате, каждый из участников проекта задействован в проводимой работе, появляется ощущение общего успеха и личной значимости. Ценность проектной методики в функциональном разнообразии знания, приобретённого из различных источников информации, видов речевой деятельности, типов заданий, организационных форм и методов обучения. Следует отметить явные признаки интеграционности знаний. Так, нами были проведены следующие проектные занятия: «Немецкое пиво в России», «Происхождение немецких сортов сыра и их популярность в нашей стране», «Здоровое питание школьников и студентов. Опыт Германии и России», «Польза и вред шоколада», «Германия - страна притяжения», «Национальные немецкие праздники», «Где в Германии живут самые вежливые люди?» и др. Тематика перечисленных проектных работ имеет явную лингвострановедческую направленность не случайно. В настоящее время особенно отчётливо ощущается необходимость обучать не только языковым навыкам, но и культуре страны изучаемого языка. Сложность решения такой задачи обусловлена тем, что знание иностранного языка предполагает не только способность грамотно говорить, но и владение определёнными культурными стереотипами. Обучение иностранному языку на основе страноведческих современных материалов способствует формированию лингвострановед- ческой компетенции, расширяет общеобразовательный кругозор студентов, повышает мотивацию к дальнейшему изучению иностранного языка [3, с. 92].

Огромное количество материала, собранного для проведения проектного занятия, позволяет студентам-магистрам, а также аспирантам выступать с докладами на иностранном языке на ежегодных студенческих научно- практических конференциях не только в своём вузе, но и в других вузах города. Участвуя в конференциях, молодые исследователи демонстрируют свою работу перед аудиторией. Это побуждает их улучшать своё владение иностранным языком, подготавливает к спонтанному говорению на иностранном языке во время ответов на вопросы [4, с. 105]. Кроме того, и это очень важно, даёт перспективу будущей научной работы в виде опубликованных статей в сборниках конференций, умений практически применять знания иностранного языка в работе со специальной литературой, проявления самостоятельного поиска и выбора возможных вариантов решения исследовательской проблемы, создания в процессе исследования нового интеллектуального продукта.

Список литературы

1. Альмяшова Л.В., Шалимова Д.В. Внеаудиторная деятельность по иностранному языку как показатель формирования конкурентоспособности будущего специалиста (из опыта работы) // Europaeische Fachhochschule. European Applied Sciences. 2012. № 1. С. 108-110.
2. Альмяшова Л.В. Внеаудиторная работа по иностранному языку как способ интенсификации обучения // Филологическая наука в условиях диверсификации образования. 2014. № 1. С. 12-18.
3. Альмяшова Л.В., Овчерук Л.Д. Формирование лингвокультурологиче- ских компетенций студентов нелингвистического вуза // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 1 (5). С. 92-94.
4. Касаткина Н.Э., Кокорина И.Н. Научно-исследовательская работа студентов как инвариантный компонент подготовки специалистов технического профиля // Вестник Кемеровского государственного университета. 2005. № 1 (21). С. 103-105.
 

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 2(15). 2015

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (20.04.2016)
Просмотров: 72 | Теги: проектная работа, иностранный язык | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016