Понедельник, 15.10.2018, 17:43
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

А.И.Сыроватская, А.Е.Местпикова

ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация: В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в Северо-Восточном федеральном университете им. МК. Аммосова в 2016 г. Рассмотрены основные агенты социализации и распределение личностных ценностей современной студенческой молодежи. По результатам социологических исследований проведен сравнительный анализ ценностей студенчества.

Ключевые слова: личностные ценности, агенты социализации, студенческая молодежь.

 

Введение. Высшее учебное заведение является одним из важнейших социальных институтов, влияющим на социализацию личности, обучение в котором приходится на возраст начала самостоятельной жизни, становления мировоззрения, раскрытия потенциала, определения жизненных стратегий, которые, обьективируясь в поведение и деятельность людей, определяют жизненный путь человека.

Социальный институт образования, в целом, и высшее учебное заведение, в частности, рассматриваются как один из механизмов трансляции, распространения, ускорения или, напротив, трансформации базовых и личностных ценностей индивида. Поэтому, исследования ценностных установок студентов, характеризующих жизненную позицию, направленность устремлений личности, потребностей и способов их удовлетворения, являются актуальными и необходимыми для совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе.

В социологическом исследовании «Изучение мнения студентов СВФУ по вопросам удовлетворения условиями социокультурной среды вуза, способствующей развитию и становлению личности студента в университете», проведенном в 2016 г. Социологической лабораторией ФЭИ СВФУ совместно с Управлением студенческим развитием СВФУ было опрошено 400 студентов из 18 подразделений СВФУ. В данной статье мы рассмотрим те вопросы, которые раскрывали ценностные установки и ориентации студентов.

Основное содержание работы. Ценностные ориентации формируются в определенных социально-психологических условиях, которые детерминируют поведение человека, и являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающими людьми [1]. В этом процессе велика роль социальной среды, социальных групп, а также различных агентов социализации, среди которых важную роль играют родители, друзья и учителя (диаграмма 1).

Диаграмма 1.

Как выявили результаты исследования, наибольшее влияние на формирование личности оказали родители (влияние матери - 78,3%; отца - 53,8%), друзья (58,8%), учителя (40,3%). Семейные ценности и ценностные ориентации членов семьи являются важнейшими составляющими в процессах социализации детей и формирования их ценностных ориентаций. При всей тотальной информатизации, «погруженности» в социальные сети и интернет (абсолютный приоритет свободного времяпрепровождения в социальных сетях (84,5%) и в интернет (75%)), семья сохраняет свои позиции как основной институт социализации. При этом, в качестве приоритетной ценности на данный момент жизни у студентов семья не занимает лидирующие позиции.

В шкале основных ценностей студенты на первое место поставили здоровье (58,0%), материальные блага (41,0%), общение с друзьями (37,8%), образованность, профессионализм (34,3%), активную деятельную жизнь (31,8%) (диаграмма 2).

Диаграмма 2.

Сравнительный анализ с социологическими исследованиями, проведенными в других регионах в разные годы выявил лишь одно существенное отличие: это низкий уровень ценности семьи и детей (17,8%), а также любви и интимной жизни (11,3%). К примеру, по данным исследования «Студенчество в многонациональных мегаполисах и крупных городах России: этническое самосознание и межэтнические отношения» (2008 г.) триаду базовых ценностей студенческой молодежи составляли семья (81,6 %), здоровье (56 %), общение (45,5 %). Для 36,5 % студентов было важно материальное благополучие, для 34,1 % - образование; только для четверти респондентов (25,3 %) ценность представляет интересная работа [2, с. 23].

По результатам исследования среди студенческой молодежи регионов Среднего Поволжья в 2010 г., было установлено, что в ядро базовых ценностей студентов входит: семья (60 %); общение (50 %); жизнь человека (49 %). Исследование, проведенное среди студентов вузов Пензенской области в 2012 г., показало, что семья занимает лидирующие позиции, второе место - жизнь человека, третье - общение [3, с. 291].

Заключение. Таким образом, результаты исследований показывают, что для студенческой молодежи в ядро ценностей входят: здоровье, материальные блага, общение. При том, что студенты признают влияние семьи на формирование личности, в качестве приоритетной ценности семья на данный момент их жизни не выступает. Для них выше значимость быть самостоятельными, независимыми, свободными. Необходимо также отметить, что со стороны студентов существует актуальный запрос на активную деятельную жизнь. Ценности удовольствий, развлечений, а также любви значимы лишь для трети респондентов. На первый план выходит высокая квалификация, образованность, профессионализм; возрастает значение таких факторов, как творчество, реализация способностей, личностное развитие. Данное распределение приоритетов обусловлено основным видом деятельности студентов - получением высшего профессионального образования.

В целом, наблюдается усиление значимости личностных ценностей над общественными и отмечается значительный рост ценностей материального достатка, что, по мнению исследователей [3], является общей тенденцией среди российского студенчества.

Для формирования ценностей студенческой молодёжи и воспитания гармоничной личности необходимо постоянное развитие и совершенствование ценностной системы самого образовательного учреждения, в стенах которого молодой человек в течение нескольких лет не только получает профессию, но и формируется как личность. В качестве одного из таких средств можно рассматривать Кодекс корпоративной культуры СВФУ (2010), где прописано, что статус студента Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова - это не только высокая честь, но и большая ответственность. Культура, интеллект, нравственность, толерантность и стремление к духовному росту - это ключевые качества студента СВФУ.

Литература

1. Леонтьев, Д. А. Духовность, саморегуляция и ценности/ Д.А. Леонтьев // Гуманитарные проблемы современной психологии (Известия Таганрогского государственного радио - технического университета). - 2005. - № 7. С. 16-21.
2. Студенчество в многонациональных мегаполисах и крупных городах России: этническое самосознание и межэтнические отношения : сб. материалов по результатам социол. исслед. / А.Н. Покида [и др.] ; под общ. ред. А.В. Журавского ; М-во регион, развития Рос. Федерации, Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - Москва : [б. и.], 2008. - 156 с.
3. Кошарная Г.Б., Рожкова Л.В. Трансформация базовых ценностей современной студенческой молодежи // Вопросы современной науки и практики. №3(41). 2012. С.290-296.
4. Кузнецова Е.Г. Личностные ценности: понятие, подходы к классификации // Вестник ОГУ №10 (116). С. 20-24

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.



Источник: http://Ценности, молодежь
Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (10.04.2018)
Просмотров: 261 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь