Четверг, 25.05.2017, 00:25
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Л.А. Филиппович, О.Д. Шоркина

Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ


Иностранный язык как общегуманитарная дисциплина является средством межкультурного общения, инструментом приобретения новых знаний о мире. В системе высшей школы предмет «Иностранный язык» преподаётся в большей степени с ориентацией на специальность студентов. Во многом повышение уров­ня владения иностранным языком происходит благодаря осознанию студентами собственных потребностей как в его знании в настоящем, так и в использовании в будущей профессиональной или научной деятельности. Владение иностран-ным языком является обязательным компонентом профессионализма, он необ-ходим для обработки и использования значимой аутентичной информации.

По нашему мнению, добиться адекватного владения иностранным языком поможет применение личностно-ориентированного подхода к обучению в вузе, который является одним из главных в современной методике. Возрастание по-требности в специалистах, владеющих разговорной речью, а также подготов­ленных для работы с литературой и различной документацией на иностранном языке, в последнее время способствовало значительным изменениям в практике обучения. Авторитарное преподавание иностранного языка в высшем учебном заведении, сложившееся в течение многих десятков лет, обезличивала обу-чаемого, делала его несамостоятельным, безвольным, безынициативным, т.е. стирала в нём те качества, которым должен обладать высокообразованный воспитанный человек.

При изучении работ современных учёных в области личностно-ориен­тированного подхода в образовании важно заметить их неоднозначное отно-шение к термину «личностно-ориентированный». Одни учёные связывают его


 

с реализацией индивидуального подхода, другие - с дифференцированным обучением, хотя все авторы вкладывают в него гуманистическое содержание. Личностный подход понимается как опора на личностные качества, такие как направленность личности, её ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности. Лично-стно-ориентированная направленность высшего экономического образования предлагает преподавателю исходить из природы обучаемого, его задатков, способностей, возможностей, обеспечивая ему право выбора того, что диктуется его потребностями, интересами и мотивами деятельности.

Формирование профессиональных качеств невозможно осуществить без личностно-ориентированного подхода, использования его педагогических прин-ципов. Целью обучения иностранному языку в русле данного подхода является обеспечение свободы выбора содержания данного предмета с целью удов­летворения образовательных потребностей личности. Учитывая возрастные и психологические особенности обучаемых, необходимо принимать во внимание ещё ряд факторов и параметров, которые являются основополагающими при реализации этого подхода. К ним относятся такие, как уровень обученности учащихся, потенциальная способность к обучению, способность к овладению иностранным языком, способность общения на иностранном языке, а также мотивация к изучению иностранного языка, интеллектуальный уровень, степень уверенности в своих возможностях и способность к самодисциплине. Препо-даватель должен знать так называемую «зону ближайшего развития студента», т.е. какого уровня владения языком, по оценке преподавателя, можно ожидать от данного студента, в какой степени он владеет тем или иным речевым умением. Необходимо продумать, что потребуется студентам для выполнения постав­ленной цели, т.е. насколько велика и посильна будет подготовительная работа, сколько времени на неё будет затрачено. От всех этих факторов будет зависеть успешность выполнения заданий.

Изучение иностранного языка связано с накоплением разнообразной ин­формации, и это развивает культуру умственного труда. Важным показателем культуры умственного труда является подготовка к решению учебной задачи на занятии. Планирование своего высказывания, составление опорных кон-спектов, подбор иллюстративного материала повышают готовность учащихся к интеллектуальной деятельности. На занятиях есть условия для развития межличностного взаимодействия обучающихся в общении. Умение правильно организовать своё общение является признаком индивидуальной культуры. Данное умение недостаточно развито у обучающихся: их непосредственные реакции нередко являются «помехами» общения, затрудняют межличностное взаимодействие и даже разрушают его.

Несформированность такого взаимодействия особенно остро ощущается на занятиях по иностранному языку, где вместо общения обучающиеся часто «докладывают» диалог. Умения межличностного взаимодействия могут быть сформированы на занятиях, если они строятся как процесс непрерывного поли-логического (с одновременным участием в слушании и говорении всех участ­ников учебной группы) сотрудничества. Проблему сплочённости группы мы рассматриваем как условие для повышения мотивации к овладению языком, для открывающейся возможности языкового общения, для повышения твор­ческого потенциала личности. Характерной чертой большинства форм лично-стно-ориентированного общения является ориентированность субъекта обще-

 

ния на то, чтобы тут же получить ответ от собеседника, воспринять его реак-цию и в соответствии с этим решить, в каком направлении действовать дальше. В этом случае важным становится превращение процесса овладения языком в процесс личностный. Передача личностно-значимой информации будет стиму-лировать дополнительно новые высказывания учащихся, что приведёт к лич-ностной активности студента. Последняя обеспечит активное отношение к зна-ниям, системность и настойчивость в учёбе, достижение положительных ре-зультатов. Широкое использование интерактивных методов обучения, на наш взгляд, является средством внедрения личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам в вузе. В наибольшей степени оправдывают себя два часто используемых нами метода - изучение конкретных ситуаций (case study) и ролевые игры. Первый из них позволяет студенту объективно оценивать реальную обстановку, быстро ориентироваться в различных ситуациях, выде-лять профессиональную проблему, учитывать интересы и возможности других людей, устанавливать с ними контакты. При изучении конкретной ситуации студент должен быстро понять суть проблемной ситуации. При работе с исполь­зованием данного метода происходит вовлечение студентов в живое обсуждение проблемы. Полезно в данном случае выполнять работу в малых группах, рас­пределяя обязанности таким образом, чтобы каждый студент, даже тот, кто имеет слабую языковую подготовку, принял участие в обсуждении и решении проб-лемы. В течение семестра, как правило, анализируются три-четыре конкрет-ные ситуации, что приводит к формированию умения оперативно мыслить, вы­рабатывать самостоятельные решения, кратко и чётко излагать свои мысли.

Навыки, полученные студентами в ходе подготовки к обсуждению и ре-шению реальных проблем, оказываются полезными при разработке ролевых игр, также часто используемых как активный образовательный метод обучения профессиональному общению. Ролевые игры также основываются на кон­кретных ситуациях и учат умению пользоваться языковыми средствами в про-цессе речевого действия. Игра в большей степени соответствует решению задач обучения профессионально-ориентированному общению на иностранном языке. Темы, выбираемые студентами для ролевых игр, позволяют использовать знания смежных дисциплин. Студенты, обучающиеся по специальности «Банковское дело», с энтузиазмом разрабатывали ролевую игру «Один день из жизни банка», где применяли знания, полученные при изучении специальных предметов, рассказывая о банковских продуктах и услугах. Стремление продемонстри-ровать полученные знания средствами иностранного языка стимулировало студентов к самостоятельному поиску новых слов, выражений, разговорных формул, использованию новых источников информации. Студенты факультета менеджмента моделировали ситуации, с которыми они могут столкнуться в своей будущей деятельности, представив ролевую игру в виде собрания кол­лектива, на котором решались такие актуальные проблемы, как увеличение производительности труда, повышение мотивации персонала, сокращение ра-ботников в условиях сложной экономической ситуации и возникающие в связи с этим трудности и т.д. Реальные проблемы, стоящие перед будущими спе-циалистами, заставляли их самостоятельно мыслить, проявлять инициативу, учиться умению работать в команде.

Велика роль межпредметных связей в процессе усвоения иностранного языка в неязыковом вузе. Межпредметные связи дают возможность увязать в единую систему все знания, получаемые при изучении различных предметов, а


 

также приобрести новые знания в результате осуществления этих связей. При проведении ролевых игр используются приёмы, организующие воспроизведе-ние знаний из других предметов и способствующие расширению межпред­метных связей. Так, например, студенты, обучающиеся по специальности «Това-роведение и экспертиза товаров», подготовили игру «Заседание клуба «Товаро-вед», в ходе которой обсуждали состояние рынка такого популярного пищевого продукта, как сок. Игре предшествовала тщательная подготовка: студенты должны были найти и изучить информацию о наиболее популярных марках соков в разных регионах страны; выяснить их состав; выявить мнение по-требителей о наиболее часто покупаемых видах соков; определить, какое количество сока можно потреблять взрослым и детям без вреда для здоровья. Игра - наиболее благоприятная основа для использования личностно-ориентированного подхода. При распределении ролей это демонстрируется наиболее явственно. Ориентирование на личность студентов и дифференци-рованный подход учитывают уровень знаний и степень сформированности навыков владения языком. Так, студенты, которые чувствовали дискомфорт на занятиях вследствие недостаточного владения языком, а часто и полного его отсутствия, с удовольствием разрабатывали вопросы анкеты, предложенной гостям и студентам во время дегустации соков. Другие студенты, которым хорошо удаётся создание презентаций, применили свою творческую фантазию и приготовили мультимедийные презентации, которые иллюстрировали ин-формацию, представляемую членами клуба «Товаровед». Все студенты учебной группы выполняли то задание, которое им нравилось и в котором они могли проявить в полной мере свои способности и не чувствовать себя ущемлёнными, даже если их уровень владения иностранным языком был недостаточен.

Кроме того, игра развивает память, воображение, учит организовывать свою деятельность. Игра может изменить отношение студентов к какому-либо факту, проблеме. Она ориентирована на групповую активность и в то же время легко трансформируется в различные формы индивидуальной активности, давая каждому студенту возможность попробовать себя в той или иной роли и проявить свои личностные качества и способности. Такие интерактивные ме-тоды, как case study и ролевые игры, дают мощный подъём уровня мотивации к овладению иностранным языком, развитию навыков общения. Это те виды дея-тельности, которые создают стимулирующую заинтересованность, развивают личностную активность студентов.

При использовании данных методов в полной мере учитываются следующие принципы личностно-ориентированного образования, сформулированные из-вестными учёными Э.Ф. Зеер, Ф.Н. Клюевым, О.Н. Шахматовой: приоритет индивидуальности, самоценности обучаемого; технологии профессионального образования на всех его ступенях соотносятся с закономерностями профессио-нального становления личности; содержание образования определяется уровнем развития современных социальных, информационных технологий и будущей профессиональной деятельности; личностно-ориентированное образование мак-симально обращено к индивидуальному опыту обучаемого, его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии. То есть профессиональное образование сегодня должно быть ориентировано на становление специалиста и профессионально активной личности, обладающей высокой профессио­нальной компетентностью и профессионально важными качествами личности, способной к социально-экономической адаптации.

 

Список литературы

1.       Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М., 2002.

2.       Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному языку. М., 2005.

3.       Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку. СПб., 2005.

4.       Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000.

 

 

 

 

 

 

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (03.01.2013)
Просмотров: 792 | Теги: студентами, Подход, учебном заведении, ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ, обучению, ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ, ВУЗЕ, речевым | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь