Воскресенье, 24.09.2017, 20:33
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЛИЧНОСТНО-ИНФОРМАЦИОННУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.А.Дмитренко, Ф.Г.Переходко, А.А.Михонин

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЛИЧНОСТНО-ИНФОРМАЦИОННУЮ
ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

Раскрываются педагогические особенности, определяющие личностно-информационную подготовленность и профессиональную эффективность специалистов физической культуры и спорта к ведению образовательной деятельности в вузе, сопровождаемую информационным обеспечением.

Ключевые слова: личностно-информационная подготовленность, информационное сопровождение, профессиональная эффективность, компетентность.

 
Актуальность данной работы связана с постоянно возникающими важными задачами и необходимостью информационного обеспечения и сопровождения образовательного процесса.

В связи с этим на данном этапе целями и задачами нашего исследования являлось определение основных условий и особенностей, влияющих на профессиональную эффективность специалистов физической культуры к ведению образовательной деятельности в вузе.

В качестве основных методов исследования в работе применялись наблюдение, изучение опыта, опрос, статистическая обработка полученных результатов, анализ и обобщение.

Организация и результаты исследований. Основным подходом к решению данных задач был использован подход, который предусматривал самооценку профессиональной компетентности специалистов физкультурно-спортивной сферы по ведущим компонентам профессиональной деятельности [5].

В опросниках выделялись три группировки вопросов.

Первая — по основным направлениям профессиональной деятельности: административно-педагогическая, научно-методическая, воспитательная, спортивная и организаторская работа. Вторая — по психолого-педагогическим компонентам структуры профессиональной деятельности специалиста: гностический компонент, конструктивный компонент, организаторский компонент. Третья — по компонентам структуры управленческой деятельности: стратегический компонент, оперативный компонент, аналитический компонент.

Отдельные показатели рассматривались нами с точки зрения их принадлежности одновременно к двум или даже трём направлениям профессиональной деятельности одновременно.

Комплексный анализ успешности профессиональной деятельности осуществлялся на основе методики оценки информационной компетенции, методики оценки творческого потенциала специалиста, методики оценки педагогической культуры, методики оценки умений анализировать и использовать в практической деятельности передовые педагогические технологии, методики оценки профессионально педагогической направленности. Данные методики и технологии их использования довольно подробно описаны в докторской диссертации М. В. Прохоровой [5]. В нашей работе содержание перечисленных методик было подвергнуто определённой корректировке в соответствии с характером и спецификой деятельности объекта исследования.

Результаты самооценки уровня профессиональной подготовленности специалистов по физической культуре к ведению образовательной деятельности в вузе представлены в табл. 1.

Большинство специалистов высоко оценили уровень своей профессиональной подготовленности в таких разделах, как знание специализации, общая и информационная культура, а также организаторские способности. Несколько скромнее респонденты оценили свою методическую подготовленность, склонность к научно-исследовательской работе и восприимчивость к новациям.

Таблица 1
Результаты самооценки уровня профессиональной подготовленности специалистов физического воспитания вузов

Результаты самооценки различных сторон профессиональной деятельности дополнялись результатами экспертного опроса. В качестве респондентов выступали субъекты кафедр физического воспитания вузов, руководители физкультурно- спортивных организаций различного уровня, тренерский состав. Кроме того, к экспертному опросу привлекались специалисты, которые по своему функциональному предназначению в большей степени соответствовали статусу объекта управления (преподаватели, сотрудники управленческих аппаратов, студенты). Таким образом, осуществлялось перекрёстное оценивание на субъектно-субъектной основе, что позволяло получать более объективную информацию о характере и особенностях профессиональной подготовленности специалистов кафедр физического воспитания вузов.

Всего к исследованию было привлечено 284 респондента.

Содержание экспертного опроса включало оценку по определению значимых компонентов профессиональной деятельности, установлению связей между отдельными компонентами деятельности, выявлению значимости этих связей и веса отдельных компонентов, изучению факторной структуры профессиональных действий; определению отдельных видов педагогической и тренерской деятельности; сопоставлению испытуемых с этими видами деятельности и выявлению возможности их осуществления; разработке инструментария для оценки профессиональной компетентности специалистов физического воспитания вузов.

Сравнительный анализ характера профессиональной деятельности различных категорий специалистов физического воспитания вузов по результатам самооценки позволяет вычленить общее и особенное, то есть характерные черты каждой категории.

Основные особенности профессиональной деятельности, определяемые их спецификой, можно проследить по следующим пяти позициям: ведущие виды профессиональной деятельности, отмеченные самими специалистами на основе ранжирования; социальный престиж специальности, удовлетворённость профессиональной деятельностью и ведущая мотивация; основные трудности в работе, отмечаемые самими специалистами; информационная, педагогическая и методическая грамотность.

Рассматривая ведущие виды профессиональной деятельности, можно отметить, что руководители физического воспитания вузов в качестве ведущей выделяют организаторскую деятельность, тренерский состав — организаторскую и учебно- тренировочную, преподаватели — организаторскую, методическую и учебную. Таким образом, все специалисты отметили в качестве основного вида деятельности — педагогическую. Однако, несмотря на внешнее сходство выбора, характер и условия профессиональной деятельности этих специалистов имеют существенные различия.

Так, 91 % руководителей физического воспитания вузов ставит своей основной задачей эффективную организацию и проведение образовательного процесса по физической культуре. 95 % тренерского состава в качестве ведущей выделяют организацию учебно-тренировочного и воспитательного процесса со студентами, подготовку перспективных спортсменов.

87 % преподавателей главное звено своей деятельности видят в обеспечении качественного учебного и методического процесса, подготовке спортивного актива, проведении воспитательной работы среди студентов.
93 % доцентов и профессоров направляют свои усилия на организацию научно-методической и редакционно-издательской деятельности.

Серьёзное влияние на эффективность профессиональной деятельности оказывает социальный престиж специальности. Результаты исследований свидетельствуют, что все группы опрошенных достаточно высоко оценивают престиж выбранной профессии, однако 64 % при этом отмечают некоторую неудовлетворённость своей работой в связи с трудностями социально-экономического характера.

Кроме трудностей, вызванных экономическими причинами, большинство специалистов (82 %) отмечают трудности инновационного характера: недостаток своевременной информации, большой объём незапланированной работы, недостаточные возможности повышения квалификации и др.

Важнейшим условием эффективной профессиональной деятельности 81 % опрошенных отметил необходимость качественного информационного обеспечения, а также информационную грамотность специалистов физкультурного профиля.

Таким образом, выявленные специфические особенности профессиональной деятельности различных категорий специалистов физического воспитания вузов позволяют говорить о своеобразии каждой категории и отличающих именно её нюансов, которые требуют своего учёта в подготовке специалистов.

В то же время общих характеристик деятельности, объединяющих разные категории в одну профессию специалиста по физической культуре и спорту, значительно больше, что позволяет интегрировать отдельные модельные характеристики профессиональной деятельности и на этой основе строить обобщённую модель профессиональной эффективности специалистов физического воспитания вузов.

Анализ профессиональной деятельности специалистов физического воспитания вузов показал, что разработанная структура профессиональной эффективности, включающая десять интегративных показателей [5], рассматриваемых с позиции стратегического, организаторского и коммуникативного аспектов, может быть общей для всех субъектов физического воспитания вузов.

Для подтверждения данного положения был проведён факторный анализ структуры профессиональных действий специалистов физического воспитания вузов.

Вычленение общего и особенного в характере профессиональной деятельности специалистов позволяет убедиться в правомерности построения единой модели профессиональной эффективности, основанной на интеграции отдельных модельных характеристик.

Результаты факторного анализа, проведённого по показателям самооценки и экспертного опроса специалистов кафедр физического воспитания вузов в обобщённом виде подтверждают отмеченную особенность.

Так, в итоге факторного анализа было выделено четыре обобщающих фактора (табл. 2).

Первый — способность к профессиональному педагогическому совершенствованию характеризуется высокими факторными весами. На его долю приходится 29,6 % от общей дисперсии выборки.

Второй фактор был интерпретирован как фактор, характеризующий профессиональную информационную компетентность и согласованность профессиональной деятельности. Его доля в общей дисперсии выборки составляет 25,4 %.

Третий фактор характеризует активность в профессиональной деятельности. В него с высокими факторными весами вошли: 1 — умение правильно поставить цель; 7 — стратегическое мышление и прогнозирование. На долю данного фактора приходится 17,4 % общей дисперсии выборки.

Последний фактор указывает на то, что одним из значимых компонентов профессиональной деятельности специалистов кафедр физического воспитания вузов является информационная, экономическая и юридическая грамотность (19,3 % от общей дисперсии выборки).

Результаты факторного анализа свидетельствуют также о том, что ведущее место в структуре
профессиональной эффективности специалистов кафедр физического воспитания вузов занимают факторы, обусловливающие развитие способностей к профессиональному педагогическому совершенствованию на основе владения методами информационного воздействия на процессы и объекты профессионально-педагогической деятельности.

Важно при этом отметить, что этот вид деятельности, во-первых, подчёркивает особую необходимость овладения специалистами современными информационными технологиями социально ориентированного педагогического воздействия и, во-вторых, показывает их значимую роль в совершенствовании процесса управления учебно- тренировочным процессом.

Смысловая направленность выделенных факторов раскрывает обобщённые компоненты профессиональных способностей специалистов кафедр физического воспитания вузов.

Полученные данные согласуются с результатами исследований С. С. Драчёва [2]; И. М. Сидоркевича [6], Ю. Б. Букина [1], В. И. Михалёва [3], И. В. Переверзевой [4] и свидетельствуют о достаточно выраженной зависимости деятельности от уровня развития перечисленных способностей. Интеграция вычлененных факторов проявляется во взаимосвязи показателей одного компонента с показателями другого, а также между показателями в каждом компоненте.

Такие же взаимосвязи установлены в ходе исследования и в других компонентах. Совокупность основных характеристик профессиональной эффективности специалистов кафедр физического воспитания вузов позволяет представить реальную структуру их профессиональной компетентности, основное содержание которой отражено в двух взаимосвязанных подструктурах:

1) стратегической — включающей определение целей деятельности; выявление и формулировку информационных проблем и поиск эффективных методов их решения; выявление факторов, способствующих творческой продуктивной работе; осуществление комплексного планирования работы (как собственной, так и подчинённых); осуществление поиска новых информационных технологий организации учебного процесса; проведение инструктажа исполнителей и организацию их деятельности; обеспечение контроля деятельности и выполнение поставленных задач; организацию собственной деятельности; обеспечение необходимым инвентарём, оборудованием и финансовыми инвестициями;

2) коммуникативной — нацеленной на понимание процесса подготовки специалистов, стимулирование их деятельности, формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом; умение оказывать психолого-педагогическое воздействие на объекты педагогической деятельности; знание современных информационных педагогических технологий и умение их использовать для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

Таблица 2
Обобщённая факторная структура профессиональных действий специалистов кафедр физического воспитания вузов

Важнейшим критерием эффективности профессиональной деятельности специалистов кафедр физического воспитания вузов является отношение их к воспитательной работе на основе использования информационных технологий. В связи с этим нами было предпринято сравнительное исследование профессиональной компетентности в оценке эффективности воспитательной работы специалистов кафедр физического воспитания вузов на основе использования информационных технологий.

Интегральная оценка состояния воспитательной работы определялась по данным опроса трёх контингентов специалистов (преподаватели, руководители и тренеры). При этом было установлено, что в процессе оценивания факторов эффективности воспитательной работы на основе использования информационных технологий специалистами обследуемых групп имеются определённые разногласия.

При оценке тренерами состояния воспитательной работы в собственной профессиональной деятельности и её связи с факторами эффективности на ведущее место выходят показатели, характеризующие его индивидуальную педагогическую подготовленность: личностные качества (r = 0,74), уровень воспитательно-педагогических знаний и умений (r = 0,69), общеобразовательная информационная подготовка и эрудиция (r = 0,63), организаторские умения (r = 0,71).

Таким образом, можно выделить две группы факторов: факторы, обусловленные состоянием воспитательной работы в учебных группах, и факторы, определяемые уровнем информационного профессионализма воспитателя. Правомерно заключить, что именно эти две группы факторов во взаимосвязи обусловливают эффективность воспитательной работы на непосредственном субъектном уровне.

Руководители, составившие второй исследуемый контингент специалистов, эффективность воспитательной работы также связывают, во-первых, с уровнем профессионального мастерства субъектов воспитания и, во-вторых, с организацией учебно-воспитательной работы в структурных подразделениях вуза на основе использования информационных технологий. Между тем, как показывают результаты исследований, руководители не придают существенного значения уровню подготовки преподавательского состава в области воспитательной работы на основе использования информационных технологий. Это свидетельствует о недооценке ими роли и значения информационных технологий в деятельности педагога-тренера как воспитателя. Полученные данные согласуются с материалами исследований М. В. Прохоровой [5], И. М. Сидоркевича [6], С. С. Драчёва [2], Ю. Б. Букина [1], которые также отмечали установленную особенность.

В оценке специалистами-экспертами общего состояния воспитательной работы со студентами на основе использования информационных технологий установлена высокая корреляционная связь с личностными качествами преподавателя (r = 0,72), уровнем его информационно-педагогических знаний и умений в области воспитательной работы (r = 0,68), а также с общеобразовательной (r = 0,81) и профессиональной подготовкой (r = 0,77). Организация учебно-воспитательной работы специалистами кафедр физического воспитания вузов в учебных группах и управление ею со стороны администрации не обнаружили значимых корреляционных связей с общим состоянием учебно-воспитательной работы в вузе.

Сопоставление результатов педагогических наблюдений, экспертных характеристик и опроса субъектов обучения позволяет сделать выводы о том, что высокий уровень воспитательной работы на основе использования информационных технологий является непременным условием успешности профессиональной деятельности специалистов кафедр физического воспитания вузов.

Вместе с тем показатели состояния информационного обеспечения воспитательной работы со студентами обнаруживают значительный резерв её совершенствования.

Проведённый факторный анализ подтвердил необходимость овладения специалистами кафедр современными информационными технологиями воспитания студентов, их профессионального развития на основе методов психолого-педагогического воздействия на социальные процессы и объекты.

Список литературы

1. Букин, Ю. Б. Профессиональное совершенствование специалистов спортивных клубов единоборств на основе информационно-педагогических технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. Б. Букин. — СПб., 2007. — 20 с.
2. Драчёв, С. С. Теория и методика профессионального совершенствования субъектов управления общественными физкультурно-спортивными объединениями и организациями : монография / С. С. Драчёв. — СПб. : СПб ГУ, 2002. — 202 с.
3. Михалёв, В. И. Проблемы и перспективы подготовки тренерских кадров как работников учреждений спортивной подготовки / В. И. Михалёв, И. И. Самсонов, А. А. Сапунков // Омск. науч. вестн. — 2013. — № 2 (116). — С. 193-199.
4. Переверзева, И. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития преподавателей по физическому воспитанию в вузе / И. В. Переверзева. — Ульяновск : УГТУ 2011. — 225 с.
5. Прохорова, М. В. Теоретические и методические основы формирования управленческой коми спорту : автореф. дис. … д-ра пед. наук / М. В. Прохорова. — СПб., 1993. — 43 с.
6. Сидоркевич, И. М. Социально-ориентированное управление физкультурно-спортивными организациями «Динамо» : монография / И. М. Сидоркович. — СПб. : СПб ГУ, 2002. — 267 с.

Для цитирования: Дмитренко, О. А. Педагогические особенности, определяющие личностно-информационную подготовленность специалистов по физической культуре к профессиональной деятельности в вузе / О. А. Дмитренко, Ф. Г. Переходко, А. А. Михонин // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 2. — С. 73-79.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (15.09.2017)
Просмотров: 9 | Теги: информационное сопровождение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь