Понедельник, 22.01.2018, 01:06
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Личность как субъект и объект социальных отношений в физическом воспитании и спорте

В.П.Умнов

Личность как субъект и объект социальных отношений в физическом воспитании и спорте

Аннотация. Поскольку человек представляет собой совокупность общественных отношений, главным фактором формирования его как личности выступают социальные условия. В процессе физического воспитания и спортивной деятельности он занимается рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и обязательно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других людей, т.е. выступает как объект и субъект общественных отношений.

Ключевые слова: человек как субъект и объект социальных отношений, социализация личности, направленность личности.

 

Введение. Изучение личности является одной из наиболее популярных областей спортивной психологии, что объясняется признанием значения личности в определении поведения людей. Специалисты в области физического воспитания и спорта в течение некоторого времени активно делали попытки в выявлении особенностей личности, способствующих достижению успеха. «Кроме того, они давно считали, что спорт и физические упражнения есть важные социализирующие институты, которые формируют личность в нужном направлении» [5, с. 144]. Спортивная, особенно соревновательная деятельность - личностно значима. Она требует больших физических и духовных сил. В жестоком соперничестве полнее и ярче проявляется человеческая личность, каждая черта характера. «Следовательно, спорт для человека - могучее средство самопознания, самовыражения, самоутверждения» [3, с. 5]. В этой связи следует приветствовать позитивное отношение нашего общества и государственных институтов к физической культуре и спорту в последние годы по сравнению с 90- тыми годами прошлого века и началом 2000-х годов.

Основное содержание работы. В психологии в принципе постулируется, что личностью не рождаются, а становятся. Это происходит в процессе социализации - "врастания человека в общество" [5]. Одной из основных функций социализации является формирование личности, адекватно отражающей социальную ситуацию и способной взять на себя решение наиболее важных общественно значимых задач. Поэтому при организации учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры необходимо подходить «...прежде всего со стороны требований к человеку (какой нужен нам человек, каким он должен быть?), а не со стороны только требований к умениям, мыслям, чувствам (какие нужны умения, идеи, чувства, какими они должны быть?)» [4, с. 237]. В этой связи представляется правильным подход Заслуженного учителя Республики Карелия А.А. Булатова, развивавшего духовность на уроках физической культуры: «Физическая культура не должна наращивать "Крепкие мускулы", "Спортивное сердце" и т.д. Она, как и все предметы, должна обращать внимание на суть человеческую, его дух, душуу> [1, с. 26; курсив мой - В.У.]. Это в полной мере можно отнести и к спортивной деятельности.

Специфической особенностью деятельности в физическом воспитании и спорте является то, что предметом ее служит сам человек. Он выступает как объект, так и субъект деятельности. Объектом деятельности он является для учителей и преподавателей физической культуры, тренеров, спортивных судей, партнеров по коллективу и др. Одни учат его спортивно-техническому мастерству, спортивной тактике, заботятся о его идейном и нравственном воспитании, о развитии его двигательных и других способностей, другие содействуют или противодействуют в соревновательной борьбе. Поэтому человек является объектом общественных отношений, он воспринимает нормы и установки общества, социальной группы, к которой принадлежит.

Как субъект деятельности человек сознательно овладевает движениями своего тела, перемещениями его в пространстве и во времени с помощью собственных усилий (физических и психических). При этом он развивает необходимые физические и двигательные способности и в то же время совершенствует психические функции, психические состояния и свойства личности. Человек учится общаться с другими людьми и управлять самим собой в условиях взаимного содействия и противодействия. «Во всем этом он стремится познать самого себя с целью самосовершенствования физического, духовного, профессионального, спортивного» [8, с. 157].

Субъект двигательной деятельности, лежащей в основе физического воспитания и спорта, - это человек со всеми его особенностями личности. Все множество психических свойств и качеств психологи разделяют на несколько групп, из которых складывается представление о структуре личности. Вот, например, структура личности, предложенная К.К. Платоновым [7], и получившая в нашей психологии достаточно широкое распространение:

Биологический уровень: скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения; половые и возрастные свойства.

Биосоциальный уровень: особенности психических процессов - восприятия, памяти, мышления, воли, чувств, эмоций.

Социально-биологический уровень: привычки, умения, навыки, знания (опыт).

Социальный уровень: убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы.

В работах зарубежных психологов Р. Мартенса [5], Р.С. Уйнберга и Д. Гоулда [10] выделяют три отдельных, но связанных между собой уровня:
психическая основа, стержень - психологическое ядро;
типичные реакции;
поведение, обусловленное «играемой ролью».

При различии представленных выше структур личности можно видеть и сходство: биологическое (психофизиологическое) «снимается» социальным. И следует согласиться с Р.С. Уйнбергом и Д. Гоулдом, что «эффективность нашей деятельности как тренеров, преподавателей физического воспитания и инструкторов по физической подготовке значительно повысится, если мы будем достаточно хорошо разбираться в различных уровнях структуры личности» [10, с. 29].

Целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью, так как направленность - основа, фундамент личности, совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности в относительно независимых от личности ситуациях. Направленность личности способствует организации жизнедеятельности человека через воздействие на его сознание и деятельность. Е.А. Шумакова [11] справедливо замечает, что все люди рано или поздно оказываются перед необходимостью определить так или иначе свое отношение к жизни, занять в ней то или иное положение. Причем решают этот вопрос выбором той профессии или того рода занятий, которые им больше нравятся или которые в силу каких-либо условий представляются им более доступными. Это в полной мере можно отнести к области физического воспитания и спорта.

Так, исходя из того, что на отделениях, факультетах, институтах и университетах физической культуры и спорта учатся студенты разной спортивной специализации и спортивной квалификации, можно полагать, что их деятельность до и в период обучения в вузе формирует разную направленность личности, то есть рост спортивного мастерства, его уровень могут найти отражение в генезисе того или иного вида направленности.

Эта гипотеза подвигла нас к проведению исследования, целью которого явилось изучение направленности личности студентов факультета физической культуры Карельского государственного педагогического университета [9]. В исследовании приняли участие студенты с первого по пятый курс общей численностью 145 человек в возрасте от 17 до 25 лет. Решались следующие задачи:
изучить направленность личности студентов;
изучить направленность личности студентов-представителей разных видов спорта;
изучить направленность личности студентов-спортсменов разной спортивной квалификации.

Изучение направленности личности студентов факультета физической культуры:

а) подтвердило высказанную нами гипотезу о том, что рост спортивного мастерства, его уровень могут найти отражение в генезисе того или иного вида направленности личности человека, занимающегося спортивной деятельностью. Так, студентам-спортсменам низкой спортивной квалификации характерна личностная и коммуникативная направленность, а на уровне 2-го разряда доминирующее положение у студентов-спортсменов занимает направленность на общение. С дальнейшим ростом спортивного мастерства начинает повышаться уровень направленности личности на дело и немаловажную роль играет собственно личностная направленность;

б) показало, что на каждом этапе развития личности, при смене ведущей социальной позиции, происходит модификация её содержания сообразно ведущим мотивам и потребностям. Выработкой новой социальной позиции и обусловливается поступательное развитие человека как личности. Фиксирующийся в структурных свойствах тип направленности является главной социально-психологической характеристикой личности.

В спорте направленность личности во многом предопределяется мотивацией высших достижений. Для спортсмена, пишет Е.П. Ильин [2], направленность состоит в подчинении всего его жизненного уклада достижению поставленной спортивной цели, например, выполнению норматива мастера спорта. Это приводит к соответствующему эмоциональному и волевому настрою, который повышает активность спортсмена в одном направлении и притормаживает в другом, отодвигая на задний план иные интересы и мотивы. В этой связи интересные данные приводятся в статье Г.М. Панфиловой и О.С. Лыковой [6]. Победители и призеры регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре в Курской области в период с 2003 по 2012 год после окончания школы поступили в вузы. Пятеро из них избрали своей будущей специальностью физическую культуру и спорт, а двое стали аспирантами. Причем во время обучения в вузе никто из бывших школьников не оставил занятия спортом. Это же характерно и для наших студентов.

Однако наряду с положительными сторонами развития личности направленность может приводить в ряде случаев к одностороннему развитию личности. Например, большие тренировочные нагрузки могут из-за недостатка свободного времени замедлить духовное развитие спортсмена.

Заключение. Физическое воспитание и спорт, как и всякая другая деятельность предметны, но предмет их специфичен - это человек, занимающийся физической культурой и спортом. Он не только сознательно овладевает движениями своего тела, перемещениями его в пространстве и во времени с помощью собственных усилий, но и формируется как личность, при этом выступая как субъект и объект общественных отношений. В процессе занятий физической культурой и спортом происходит социализация человека, т.е. «врастание» его в общество: усвоение правовых норм, социальных установок, норм поведения, социальных ценностей. Двигательная деятельность в процессе физического воспитания и особенно спортивная деятельность помогает развивать у людей межличностную компетентность, т.е. способность человека успешно взаимодействовать с другими людьми. Результат таких межличностных контактов - «положительное социальное обучение, но при этом может приобретаться и отрицательное социальное поведение» [5, с. 100], связанное с характерным явлением для спортивной деятельности - соперничеством, агрессивностью.

Литература:

1. Булатов А.А. Духовность на уроках физической культуры //Совершенствование системы физического воспитания и оздоровления детей, учащейся молодежи в условиях Северо-Запада: сб. материалов междунар. науч,- практич. конф. - Петрозаводск, 2001, с. 26-31.
2. Ильин Е.П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2009. - 352 е., ил.
3. Киселев Ю.Я. Влияние спорта на формирование личности. - М.: Знание, 1981.-64 с.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
5. Мартене Р. Социальная психология и спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 176 е., ил.
6. Панфилова Г.М. Социально-психологическое обеспечение процесса подготовки обучающихся к всероссийской Олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура» // Здоровье - в школы! Htalthy School: сб. статей по материалам IV Междунар. конгресса учителей физич. культ, и специалистов, пропагандирующих здоровый образ жизни. - Петрозаводск: Карельский науч. центр РАН, 2014, с. 116-118.
7. Полозов А.А., Полозова Н.Н. Модули психологической структуры в спорте. - М.: Советский спорт, 2009. - 296 с.
8. Пуни А.Ц. Предмет психологии физического воспитания и спорта //Психология: Учебник для техникумов физ. Культуры / под ред. А.Ц. Пуни. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 255 е., ил.
9. Умнов В.П., Зайцева Л.Н. Изучение направленности личности студентов факультета физической культуры //Социально-психологические аспекты формирования личности: материалы межрегиональной науч.-практич. конф. - Шадринск: Шадринский гос. пединститут, 2004, с. 193-196.
10. Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. - Киев.: Олимпийская литература, 1998. - 336 с.
11. Шумакова Е.А. Формирование профессиональной направленности личности учащихся // Социально-психологические аспекты формирования личности: материалы межрегиональной науч.-практич. конф. - Шадринск: Шадринский гос. пединститут, 2004, с. 198-200.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (04.01.2018)
Просмотров: 22 | Теги: объект, Субъект | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь