Четверг, 14.12.2017, 03:24
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

Легенды и мифы о «ТэйэрХайа»

А.Г.Илларионова, У.А.Винокурова, доктор социологических наук

Легенды и мифы о «ТэйэрХайа»

Аннотация: Изучены легенды и мифы о священной горе «ТэйэрХайа», определены возможности экологического, патриотического воспитания на их примере.

Ключевые слова: «ТэйэрХайа», священные места, природный памятник, воспитание экодуховной личности, патриотизм молодежи.

 

Актуальность данной темы усиливается в связи с объявлением Года экологии в Российской Федерации, в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности (сохранение природных памятников, сакральных ландшафтов).

В Республике Саха (Якутии) много мест, привлекающих своей природной красотой и которые являются особыми почитаемыми священными местами для жителей соответствующей территории, а иногда и далеко за ее пределами.

О священных сложены много стихов и песен, сохранились легенды и мифы, вдохновляющие творческих деятелей на создание красивых произведений литературы и искусства.

«ТэйэрХайа» - величественный монумент, неповторимое творение природы с широким спектром различных ландшафтов природной красоты, который может привлечь туристов. Об этом величественном монументе с глубокой древности сохранилось множество упоминаний и легенд. Часто его просто называют «ТэйэрХайа», предпочитая не называть настоящее имя горы.

Цель работы - выяснить у населения легенды и мифы о священной горе «ТэйэрХайа», чтобы сохранить, защитить природный памятник и способствовать формированию культуры поведения у молодежи в сакральных местах.
Метод исследования - интервью с жителями села Мырыла, изучение документальной и художественной литературы о ТэйэрХайа.

Природный образ ТэйэрХайав легендах и мифах.

С высоких вершин «ТэйэрХайа» как на ладони видны, напротив поселка Мырыла на стыке границ Чурапчинского и Таттинского районов, начиная с южной полосы гор «БуорХайа» на несколько десятков километров раскинулись по восточной части реки Амги. Эти священные горы на многие века являются гордостью, любимицей народов Саха, как символ красоты. Однотонно красочные горные вершины, как будто овеяны шелковым платком и красуются водопадами быстрых полноводных ручьев, течение которых слышны издалека.

Данное место издревле считается загадочным, священным местом для народа Саха, где есть связь с ноосферой, космосом, куда люди приезжают зарядиться положительной энергией, бодростью, исцеляться. Сохранить, защитить природный памятник.

С большим воодушевлением люди спешат оказаться в объятиях прекрасной природы. Отдать дань в знак уважения почтенного поклонения и памятникам национальной религии Айыы, священной горе «ТэйэрХайа».

Когда поднимаешься по горной тропинки с вершин священной горы «ТэйэрХайа» обзору наших очей раскрывается невиданные живописные картины - полноводная р. Амга с многочисленными озерами, березовые рощи, как на хороводе «Осуохай» и величавые сосны, ели, лиственницы, как могучие богатыри «Олонхо» Ньургун Боотур. Стремительный и нежные, шумные тальники, как дети играющие в национальном празднике «Ысыах».

Когда из южной стороны, как на своей ладони, наблюдаешь таинственную природу красоты долины «Маталах», с глубокой древности широко известны своими достопримечательностями. В старину, не говорят точно какие времена, в разгар летнего сенокоса здесь погостили величайший косарь вех времен и поколений Кунай и его сестра несравнимая работяга, сеносгребательница Кынай. По рассказам старожилов, по зову великого шамана, которого не говорят вслух настоящего имени или прозвище, от далеких стран светлых звезд верхнего света из племен чудовищ - абаасыочутились сначала брат, потом сестра, которые давно соскучились о сенокосе и как чудо богатыри, скосили и сгребали в одну громадную гору - копну урожай сена всей долины.

Основоположник современной литературы народа Саха, видный государственный-политический деятель, писатель-классик, философ, ученый- лингвист Платон Алексеевич Ойуунский в летних каникулах отдыхал у подножья священной горы «ТэйэрХайа». Он, во время летнего отдыха, работая на сенокосе, написал ряд литературных произведений: «Спор», «Красный шаман», «Соломон Мудрый», научных работ «О происхождении религии», «Якутская сказка (Олонхо), ее сюжет и содержание» и т.д.

Таким образом, путешествие всегда дарит множество незабываемых впечатлений. Она едина во всех измерениях, как в пространстве, так и во времени. Одним из важнейших факторов её существования и функционирования, развития и динамики является наше общение с природой. Это тихое общение, как говорят в народе, тихая охота, охота без выстрелов, общение каждого из нас на уровне его интеллектуального развития и самосознания. Общение человека с природой - жизненная необходимость. Взаимодействие человека, общества с природой всегда была и будет актуальной проблемой.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (05.12.2017)
Просмотров: 21 | Теги: природный памятник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь