Вторник, 23.07.2019, 10:56
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

КВЕСТ КАК НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПОЛИГОННУЮ ФОРМУ ОБУЧЕНИЯ (ПРИМЕНИТЕЛЬНО К УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

В.В.Сидоров, кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России

КВЕСТ КАК НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПОЛИГОННУЮ ФОРМУ ОБУЧЕНИЯ (ПРИМЕНИТЕЛЬНО К УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Игра, квест, семинар, практическое занятие, деловая игра, мотивация, уголовное судопроизводство, криминалистика, следственные действия, повышение качества знаний, учебный процесс, педагогика, полигонная форма обучения.

Обосновывается актуальность такой формы организации занятия, как квест. Задачами таких занятий являются: развитие креативного мышления, раскрытие творческого потенциала, формирование навыков рационального использования учебного времени, стимулирование познавательной мотивации. Автор полагает, что по своим признакам комплекс занятий-квестов может являться педагогической технологией, потому что открывает возможность изучения учебных предметов в новом образовательном формате, с широким использование межпредметных связей. Научная статья посвящена проблеме улучшения качества практических навыков и умений, повышения уровня заинтересованности и мотивированности при изучении профильных дисциплин курсантами высших учебных заведений системы МВД России путем применения различных моделей деловой игры на примере проведения полигонных форм обучения в виде квеста.

 
Преподавание юридических дисциплин в образовательных учреждениях высшего и средне- специального профессионального образования зачастую осуществляется на основе так называемого «знаниевого подхода». Данный подход к обучению во многом пришел из средней школы и сводится к простой передаче знаний обучаемым по аналогии с «грамматической школой» Англии начала XVII века, когда детям просто передавали, «вкладывали» в них знания определенных установленных правил. Между тем, уже во второй половине XVII века в той же Англии пришли к выводу о необходимости преподавания таких наук, как арифметика и геометрия, поскольку они были необходимы для приобретения детьми профессиональных навыков.

Говоря о российском профессиональном образовании, нельзя не отметить развивающуюся в последние годы тенденцию к внедрению более активных форм обучения, когда обучаемым предоставляется возможность в установленных рамках заниматься самообучением. Таким образом, мы должны понять: курсант ли, студент ли - учится или мы его учим? Именно от определения роли обучающегося в процессе получения знаний и зависят способы и методы самого обучения.

Нам видится, что переход от «знаниевого» метода начальной и средней школы к обучению практическим умениям и навыкам, необходимым в процессе производства, на предприятии, в организации, должен происходить именно при получении профессионального образования. Переход должен быть не одномоментным, а носить плавный характер от первого семестра с максимальным обучением общетеоретическим предметам с последующим нарастанием практических занятий к последнему курсу обучения. При этом преподаватель должен переориентировать курсанта, студента, слушателя, «пропустив» его через теоретическую подготовку к самостоятельному изучению предмета и совершенствованию практических навыков, постепенно изменяя свою роль - от учителя к наставнику.

В памятке разработчикам стандартов учебных дисциплин в ФГОС ВПО подготовки бакалавров, специалистов и магистров сформулировано: «Реализация компетентностного подхода должна пред- 98 усматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся». Способом получения таких знаний через активные и интерактивные формы являются различные методы проведения полигонного обучения. Используемые полигоны могут быть различны. В учебных заведениях системы МВД России к их числу относятся, в частности, всевозможные криминалистические полигоны: дежурная часть, комната для опознания, комната для допросов, места условных происшествий (квартира, магазин, место ДТП) и т.п. в зависимости от предполагаемой фабулы происшествия. Каждый из них ориентирован на свою специфику. Вместе с тем нельзя не отметить, что до начала их использования у обучаемых должны сложиться определенные навыки производства как отдельных следственных действий, так и целого комплекса мероприятий по заданной, одномоментной или сквозной фабуле преступления.

Таким образом, во время обучения в процессе освоения образовательных программ обучаемым более старших курсов должно быть предложено больше практических занятий, основанных на практической деятельности самих курсантов. К таким занятиям следует отнести выполнение определенных упражнений, то есть повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им и повышения качества владения им. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и уровня подготовки курсантов. При выполнении каждого из них обучающиеся совершают умственную и практическую работу.

По степени самостоятельности студентов при выполнении упражнений выделяют:

- упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления - воспроизводящие упражнения;

- упражнения по применению знаний в новых условиях - тренировочные упражнения.

Если при выполнении действий курсант про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментируемыми. Комментирование действий вслух помогает преподавателю обнаружить типичные ошибки, внести коррективы в действия курсантов [2].

В качестве проблемы следует отметить определенную оторванность того, что происходит в учебных классах и на криминалистических полигонах, от практической деятельности в правоохранительных органах. Приходя на практику, которая начнется у курсантов, как правило, со 2 курса, первое, что они слышат: «Забудьте все, чему вас учили, и делайте, как мы». Это заблуждение, сформированное на основе оторванности теоретических знаний от практических умений. К сожалению, практические работники, придерживающиеся такого мнения, сами зачастую не обладают теоретическими знаниями и совершают процессуальные действия либо «по наитию», либо по сложившейся практике, без теоретического обоснования.

Для решения данной проблемы необходимо выработать четкие умения на основе полученных знаний. Простая отработка умений без создания творческой атмосферы сама по себе вряд ли даст желаемый результат, так как небольшое изменение криминалистической обстановки в практической деятельности может привести к провалу производства следственного действия и утрате доказательств.

Любой мыслящий человек рано или поздно начинает творить. Кому-то для начала необходима помощь, некоторый импульс, способный подвигнуть человека к творческой деятельности. Живой квест вполне способен справиться с этой задачей.

Квест - это новая форма обучающих и развлекательных программ, которая позволяет участникам полностью погрузиться в происходящее. А что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками, невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Живые квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей.

Проведение занятий в форме квеста уже активно практикуется. Причем не только в средней школе, но и в вузах. С использованием квестов удалось уйти от надоевшей классно-урочной системы сидения за партами, расширить рамки образовательного пространства. Педагоги научились применять активно-деятельностный подход к обучению. По тематике применения в образовательном процессе веб-квест-технологий как дидактического средства уже защищены кандидатские диссертации. Находит свое место квест и в учебном процессе.

Время не стоит на месте, и достичь поставленных целей можно, если, не опережая его, идти со временем в ногу. Необходимо адаптировать образовательный процесс к современным реалиям, делать его не только содержательным, но и интересным. При этом задействовать весь потенциал, всю имеющуюся материально-техническую базу. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на такую «вновь открытую» форму проведения занятия, как квест.

Рассмотрим актуальность занятия-квеста. Она связана с инновационными направлениями образования, предполагающими использование информационных и коммуникационных технологий в качестве научно-исследовательской основы занятия, включающего в себя элементы творчества и решения логических задач. Квест может проводиться как в рамках одного занятия, так и быть долговременным проектом, реализуемым на протяжении нескольких занятий или даже всего учебного года. Благодаря использованию занятия-квеста в образовательном процессе обучающиеся получают возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, учиться самостоятельно принимать решения для получения нужного результата, постигать элементы научно-практической работы.

Задачами занятия-квеста являются: развитие креативного мышления, раскрытие творческого потенциала, формирование навыков рационального использования учебного времени, стимулирование познавательной мотивации. По своим признакам комплекс занятий-квестов может являться педагогической технологией, потому что открывает возможность изучения учебных предметов в новом образовательном формате, с широким использованием межпредметных связей. Действительно, квест реализуем на занятиях по многим учебным дисциплинам, так как, будучи связан с другими формами обучения и воспитания, может давать лучшие результаты в образовательном процессе. С другой стороны, занятие-квест как дидактическая игра может быть направлено на формирование соответствующих образовательных компетенций: развитие логического мышления, способность к умственному эксперименту, нахождение верного решения в том или ином задании, воспитание качеств личности. Как дидактическая игра занятие- квест позволяет активизировать учебный процесс, привлекает внимание к предмету, так чтобы учащиеся могли применить свои творческие способности и навыки самостоятельной деятельности.

Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в аудитории, так и на местности, на учебных криминалистических полигонах, в городе, то есть практически в любом окружении [1].

Как представляется, максимальное приближение к настоящей, «живой» обстановке очень важно. При этом в критической ситуации действия каждого курсанта, вовлеченного в деятельность следственно-оперативных групп, трудно предугадать. Это может быть как полная мобилизация, так и некая отрешенность, невозможность принятия решения в трудной психологической обстановке. Таким образом, преследуется цель дать возможность курсантам перед направлением на практику не только реализовать свои знания в условиях рабочей аудитории, но и заставить их работать в группах, принимать ответственные решения, делать все оперативно, быстро, при этом соблюдая требования законности.

Целью участия курсантов в реализации полигонных форм обучения в форме квеста является развитие у них практического взгляда на теоретические аспекты уголовно-процессуального регулирования деятельности следователя, оперативного уполномоченного, участкового, защитника при поступлении сообщения о преступлении и производстве отдельных следственных действий и навыков для качественного выполнения стоящих перед органами внутренних дел задач.

Задачи таких занятий, на наш взгляд, таковы:

- подготовка квалифицированных кадров для практических органов;

- формирование у курсантов навыков распознавания актуальных проблем уголовного судопроизводства в целом, а также непосредственно в процессе проверки сообщения о преступлении и производстве отдельных следственных действий;

- выработка у них мышления, направленного на поиск путей разрешения теоретических и практических проблем производства доказывания по уголовным делам.

Результатом деятельности по выполнению практических занятий в форме квеста на криминалистических полигонах становится то, что обучаемые должны:

1) иметь представление:

- о закономерностях правоприменительной деятельности органов предварительного расследования при проверке сообщения о преступлении и производстве отдельных следственных действий;

- об основных проблемах, связанных с собиранием, проверкой и оценкой доказательств;

2) знать:

- действующее уголовно-процессуальное законодательство России в части регламентации проверки сообщения о преступлении, следственных действий и процессуальных решений, практику его применения;

- направления и пути разрешения основных проблем, касающихся собирания, проверки и оценки доказательств по уголовным делам.

3) уметь:

- применять на практике нормы уголовно-процессуального законодательства в части проверки сообщения о преступлении, производства следственных действий и принятия процессуальных решений, а также в части обеспечения прав и законных интересов участников предварительного расследования;

- комплексно использовать нормы различных отраслей права при разрешении проблемных вопросов на первоначальном этапе расследования;

- анализировать проблемные ситуации, складывающиеся в уголовном судопроизводстве в ходе предварительного расследования, находить пути их разрешения.

4) иметь навыки:

- системного анализа и прогнозирования следственных ситуаций при применении норм уголовно-процессуального закона;

- выхода из проблемных ситуаций в рассматриваемой сфере в соответствии с логикой и духом закона.

Главной задачей при этом является максимальный уход от постановочности, наделение курсантов возможностью самим принимать решения, а также отвечать за их принятие, максимальное погружение их в атмосферу деятельности органов внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений в различных «ролях» и с разных сторон, будь то сторона защиты (подозреваемый, защитник), обвинения (следователь, прокурор, руководитель следственного органа), суд, а также иные лица (эксперт, понятой).

 
Библиографический список:

1. Сидоров В.В. Квест как интерактивная форма практических занятий (на примере обучения по кафедре уголовного процесса) // Прикладная психология и педагогика. 2017. Т. 2. № 2.
2. Методы, приемы и формы обучения // Сайт Калининградского бизнес-колледжа // URL:http:// student39.ru/lector/Metody-_priemy_i_formy_obucheniya/.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 3 (49) 2017.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (12.07.2019)
Просмотров: 13 | Теги: деловая игра, практическое занятие, семинар, Квест | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь