Пятница, 09.12.2016, 18:26
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Е.В.Поляков, Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (271), 2016

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается проблема развития ценностных ориентации, обучающихся основной школы. Педагогический смысл понятия «ценностная ориентация» подразумевает освоение окружающей действительности, приобретение жизненных ориентиров. Одним из условий развития ценностных ориентаций является выполнение культурно-образовательных проектов, которые предполагают обращение к культурным ценностям общества. В статье раскрываются ключевые характеристики культурно-образовательных проектов. Автором представлено основное содержание, а также результаты педагогического исследования, проводимого в общеобразовательных учреждениях Республики Коми, который был направлен на выявление динамики развития ценностных ориентаций учащихся основной школы, в процессе выполнения культурно-образовательных проектов. Выводы, сделанные автором относительно эффективности модели внедрения культурно-образовательных проектов в школьную практику, подтверждены высокими исследовательскими результатами опытно-экспериментальной работы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культурно-образовательный проект, развитие ценностных ориентаций, культурное наследие.


Современный период в российской истории и образовании является временем смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в нашей стране произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально- политических изменений. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствовало согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
Отсутствие позитивных ценностных ориентаций приводит к «кризису идентификации», когда человек теряет осознание своего предназначения в обществе. В условиях социальных перемен, школа является тем социокультурным институтом, на который государство возлагает задачу формирования мировоззрения личности в соответствии с общекультурным кодом, содержащим важнейшие культурные и социальные характеристики общества [5, с. 10]. Целью образования является приобщение человека к культурным ценностям.

Гуманистическая парадигма образования предполагает обращение к культурным ценностям. Главной ценностью образования является человек, личность [4, с. 46]. Современное образование заявляет в качестве своего ориентира формирование свободной, ответственной, духовно богатой личности. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отмечено, что одним из требований современного школьного образования является освоение обучающимися общечеловеческих ценностей, а также культурных ценностей своей этнической и социокультурной группы [13, с. 6]. Одной из важных задач образования является принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата [8, с. 12].

По мнению большинства отечественных и зарубежных ученых, развитие ценностных ориентаций является непрерывным процессом, протекающим в течение всей жизни человека (Л.C. Выготский, Л. Колберг, Дж. Ловингер Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин и др.). Педагогический смысл понятия «ориентация» подразумевает освоение окружающей действительности, приобретение жизненных ориентиров [9, с. 3]. Ценностные ориентации являются частью мировоззрения личности. Их формирование и развитие как целостной психологической структуры происходит в подростковом возрасте [3, с. 321]. В основной школе подросток «ищет себя», свое место в мире. Возникающий в обществе и школе ценностный вакуум актуализирует проблему использования потенциальных возможностей объектов культурного наследия как ценностно-ориентированной образовательной системы, поскольку человек всегда оценивает среду обитания, в которой он существует. В течение десяти лет (1993-2003 гг.) проводилось масштабное социально-педагогическое исследование, направленное на выявление особенностей развития ценностных ориентаций в подростковом возрасте. В сборе, обработке и анализе данных приняли участие ученые-педагоги С.Г. Вершловский, В.В. Вершинина, Е.Г. Королева, М.Д. Матюшкина, И.А. Персиянов, Н.А. Юдина. В ходе исследования была проанализирована готовность молодых людей к «взрослой жизни» на нескольких уровнях:
- функциональной грамотности, т.е. «умения решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний»;
- компетентности - «умения решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний»;
- духовности - способности решать «смыс- ложизненные» проблемы, выражающиеся для человека в системе «вечных вопросов» бытия, иметь ценностные основания выбора жизненного пути, целей и смысла деятельности [6, с. 244].

По результатам исследования в функциональной грамотности учащихся прослеживается разрыв между «уроками жизни» и школьными уроками. Реальные «жизненные» отношения обладают большими возможностями адаптации, чем школьное образование. В ходе проверки уровня компетентности школьников было выявлено, что компетентность в решении значимых для молодых людей проблем формируется под влиянием двух факторов социализации: школьного и внешкольного. При этом роль последнего возрастает. «Знаниевая» ценность школьного образования стабильно лидирует в сознании молодых людей, отодвигая на второй план личностный эффект. Современное образование более успешно готовит к выполнению определенных ролей (например, выбору в профессиональной сфере), чем к критической самооценке (способности к рефлексии). Результаты эксперимента показали, что уровень духовности формируется под влиянием не столько «книжной», сколько «обиходной» культуры (традиций, обычаев, ценностей, принятых в микросоциуме). Общение формирует здравый смысл и повседневные формы деятельности. В итоге можно констатировать, что в школе доминирует «знаниевая» направленность обучения и количественные критерии оценки обученности, это приводит к снижению роли школы как института социализации [6, с. 244].

В условиях непрогнозируемости мира, уменьшение социализирующего влияния школы может привести к росту потребительского отношения к жизни; дальнейшему развитию ориентации на результат образования, под которым часто понимается только аттестат, но не на процесс; стихийному характеру самоопределения; снижению уровня гражданской активности. В этом социальном контексте особо значимыми являются проблемы ориентации школьника в окружающем его мире объективных ценностей, общества, в себе самом, в своих возможностях. Ориентация в событиях прошлого и настоящего, в построении образа будущего и своей жизненной перспективы [6, с. 244].

Одна из особенностей ценностных ориентаций на этапе завершения школьного образования - направленность в будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтной группы и т.д., за которым стоит стремление к самоопределению. В его основе лежит рефлексивное, осмысленное отношение к себе как человеку, создающему свое настоящее и будущее. Тем самым анализ ценностных ориентаций, фиксируя динамику развития социально значимых характеристик, выступает важнейшим интегральным критерием оценки эффективности школьного образования.

В настоящее время проблема развития ценностных ориентаций нашла отражение в трудах многих ученых-педагогов. Разработаны некоторые проблемы развития и присвоения ценностных ориентаций посредством эстетического и идейного восприятия художественного образа (Н.Б. Королькова); с помощью средств художественной культуры (О.Н. Апанасенко, С.А. Куликова); комплексного освоения различных видов искусства (О.В. Ибрагимова). Актуальным вопросом в современном образовании остается комплексное изучение педагогических условий развития ценностных ориентаций обучающихся. Одним из таких условий является проектная деятельность школьников при изучении объектов культурного наследия. Проектная деятельность является одним из методов развивающего обучения, направленным на выработку самостоятельных исследовательских умений школьника. Метод проектов инициирует учеников к познанию мира и себя в этом мире.

Проектирование рассматривается в педагогической литературе как преобразовательная деятельность, форма инновационных процессов в сфере образования, не сводимая ни к обновлению старого, ни к внедрению нового. Под педагогическим проектированием понимается построение развивающей образовательной практики.

Существенное отличие ученического проекта от обычного заключается в том, что для школьного проектирования не столь важен результат - открытие принципиально новых законов или приобретение нового качества известного продукта. Его цель - создание среды, способствующей развитию таких личностных качеств обучающихся, как самостоятельность, ответственность, коммуникативность, умение решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, прогнозировать результаты своей деятельности и возможные последствия различных вариантов решения.

Ученический проект обладает собственной спецификой:
- имеет обучающий характер и потому, как правило, не является полностью самостоятельным продуктом, он создается при участии руководителя, направляющего и корректирующего школьное исследование;
- не предполагает создания уникального продукта, «неповторимость» предлагаемых результатов заключается лишь в том, что они являются собственным прочтением, как правило, уже известного человечеству опыта;
- изначально не ориентирован на внедрение результатов в практику, а следовательно, имеет «имитационный» характер [10, с. 16].

При этом школьный проект сохраняет алгоритм выполнения, присущий любой проективной деятельности и включает следующие компоненты:
- формирование идеального прообраза - определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- определение методов исследования и последовательности действий, способов оформления конечного продукта, согласование со всеми заинтересованными сторонами;
- реализация идеи соответствующими средствами и подведение итогов проекта - сбор, систематизация и анализ полученных данных, оформление результатов и их презентация [11, с. 29-30].

Следовательно, сохраняя все основные стадии реализации проекта и его основные характеристики, ученический проект наполняет их иным содержанием. Школьный проект представляет собой последовательный алгоритм действий, разработанный для достижения поставленных результатов в пределах определенных временных рамок. Изменения, которые предполагается получить вследствие реализации проекта, касаются, прежде всего, личности самого исследователя, его ценностных представлений.
Культурно-образовательный характер ученического проекта обеспечивается его направленностью на исследование различных проблем, явлений и событий культуры, осмысление культурных доминант, определяющих развитие общества в разные исторические эпохи.

Культурно-образовательный проект в отличие от обычного проекта развивается в логике культурного развития и должен соответствовать определенным требованиям:
- независимо от содержания выстраивается как культурологическое исследование, в котором узкоспециальная проблема анализируется в контексте культурных процессов и явлений. Это приучает школьников рассматривать события, памятники, феномены культуры, как отражение идей и мировоззренческих позиций, оказавших влияние на образ той или иной эпохи и развитие культуры в целом;
- подразумевает разрешение проблемных ситуаций. Необходимо, чтобы идея, заложенная в проекте, имела проблемный характер, а следовательно, возникала множественность разнообразных, но одинаково возможных решений. Как следствие - непредсказуемость проекта, его «открытый финал»: проект должен оставлять свободное пространство для творчества, предполагать корректировку результатов и поиск новых, изначально незапланированных путей решения;
- содержит интегративное начало, объединяя знания различных областей человеческой деятельности, и строится на принципе многоканальности, что предполагает использование для решения поставленной проблемы различных способов познания;
- опирается на самостоятельную активную исследовательскую деятельность учащихся, позволяя сместить акценты с усвоения информации на овладение различными способами взаимодействия с миром своего окружения;
- строится таким образом, чтобы затрагивать вопросы, волнующие учащихся «здесь и сейчас», и мотивировать их на поиск ответов в ходе исследовательской деятельности [10, с. 26-27].

Культурно-образовательный проект является эффективным средством развития ценностных ориентаций школьников. Это подтверждают результаты педагогического эксперимента, проведённого в следующих общеобразовательных учреждениях Республики Коми: в государственной общеобразовательной школе-интернате «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова г. Сыктывкара; в «Средней общеобразовательной школе» с. Сторожевск (Корткеросский р-н); в средняя общеобразовательной школе п. Приозёрный (Корткеросский р-н).

Первый этап проведенной экспериментальной работы - констатирующий эксперимент - предполагал выявление первоначальных ценностных ориентаций учащихся основной школы. Учащимся 6— 9 классов предлагалось ответить на вопросы анкет, выявляющих уровень развития ценностных ориентаций. Так, для 6-х классов была составлена анкета с замеряемой ценностной категорией «труд как ценность». Обучающимся 7-х классов предлагалось ответить на вопросы анкеты с замеряемой ценностной категорией «познание как ценность». Для обучающихся 8-х классов была разработана анкета с замеряемой ценностной категорией «культура как ценность». Обучающимся 9-х классов предлагалось ответить на вопросы анкеты с замеряемой ценностной категорией «Отечество как ценность».

Второй этап эксперимента - непосредственное выполнение учащимися культурно-образовательных проектов. Проектная работа проводилась в рамках учебного курса «История и культура Коми края». Педагог предлагал учащимся проблемное поле исследования, на основе которого обучающиеся определяли свою собственную проблему и тему будущего проекта. Проблемное поле исследования для каждого класса отличалось в соответствии с психолого-педагогическими особенностями конкретного школьного возраста, а также уровнем подготовки изучаемой проблемы исследования. Так, для обучающихся 6-х классов было предложено задание расширить их представление о культуре древних коми посредством выполнения проектов «Наследие древних коми в современности». Учащимся 7-х классов предлагалось разработать проекты под общей проблемой «Противостояние религий». Идея разработки будущих проектов предполагала осмысление таких понятий, как «война за веру» и «единство в многообразии»; осознания необходимости включения подростков в исследовательскую деятельность как одну из важных составляющих личностного развития. Разработка данного проекта основана на необходимости пересмотра отношения каждого человека к «чужой» культуре на примере культурных традиций старообрядчества и православия. Ученикам 8-х классов было предложено задание выполнить проект «Мифы и реальность». Выполнение культурно-образовательных проектов на обозначенную проблему исследования предполагало решение учащимися различных вопросов и проблем, касающихся осмысления и толкования того или иного мифа. Обучающимся 9-х классов предлагалось выполнить культурно-образовательные проекты по общей проблеме «XX век - портрет эпохи». Идея разработки представляемого проекта возникла в результате осмысления понятия «границы времени», осознания необходимости включения подростков в социально-значимую проектную, творческую деятельность. Выполнение культурно-образователь- ных проектов предполагает решение обучающимися различных вопросов и проблем, касающихся осмысления произошедших событий того или иного исторического периода XX века.

Все предлагаемые учащимся проекты рассматривались как культурологическое исследование, в котором узкоспециальная проблема анализируется в контексте культурных процессов и явлений. Специфика культурологического содержания данного вида проектов имеет ценностную основу. Развитие ценностных ориентаций происходило уже на начальной стадии разработки будущего проекта - при выборе темы предполагаемого проекта. Выбор всегда является личностным определением, что уже, в свою очередь, инициирует ценностную установку школьников к будущему исследованию.

Главным фактором, определяющим развитие ценностных ориентаций обучающихся при выполнении культурно-образовательных проектов, является то, что данный проект предполагает обращение обучающихся к разнообразным памятникам и объектам культурного наследия. В педагогической трактовке культурное наследие само по себе является системой ценностных ориентиров, которые осознаются личностью, оцениваются на уровне личных приоритетов и принимаются частью общества. Культурное наследие является фактором формирования и развития ценностных ориентаций обучающихся. Это обусловлено рядом функций объектов культурного наследия. Так, наряду с информационной и познавательной можно выделить аксиологическую функцию культурного наследия, которая ориентирует личность и общество в мире ценностей, формирует и расширяет представления об идеалах, нормах, канонах. Большую роль в духовном развитии личности играют антропосозидательные функции культурного наследия, которые позволяют рассмотреть такие вопросы, как рождение и развитие человека, его культурная самоидентификация, стимулирование творчества. Наличие памяти и «отношений» со своим прошлым дает возможность личностного саморазвития.
Особое место в системе ценностных основ культурного наследия имеет коммуникативная функция, которая предполагает обмен и взаимодействие всех участников культурного процесса. С точки зрения B.C. Библера, культуру можно определить как «форму одновременного бытия и общения людей различных - прошлых, настоящих и будущих - культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур» [2, с. 8].

В процессе выполнения культурно-образовательных проектов учащиеся «выходили в город» на экскурсии, образовательные путешествия; посещали музеи различного профиля: краеведческие, исторические, историко-культурные, мемориальные, художественные; знакомились с первоисточниками в библиотеках и архивах.

Существенным элементом экспериментальной работы стала защита проектных работ учащихся, в ходе которой школьники отстаивали свою точку зрения, свои позиции. Представление результатов проектов, их обсуждение, диспут, дискуссия не только инициировали развитие ценностного отношения учащихся к исследуемой проблеме, но и расширяли их кругозор в мире объективных ценностей.

Подтверждением качества проведенного эксперимента стали результаты формирующего эксперимента, в ходе которого учащимся предлагалось ответить на вопросы анкет. Обработка диагностических материалов позволила констатировать, что у обучающихся заметно повысился общий уровень развития ценностных ориентаций. Большинство респондентов имеют высокий и средний уровень развития ценностных ориентаций. Так, в ходе проводимого формирующего эксперимента в 8-м классе нами было выявлена положительная динамика развития ценностных ориентаций школьников. К концу учебного года количество учащихся с высоким уровнем развития ценностных ориентаций (замеряемая ценностная категория - «культура как ценность») увеличилось на 30% . Данный уровень свидетельствует об истинной роли культуры в жизни конкретного подростка. У обучающихся, достигших высокого уровня, велика потребность в освоении материального и духовного мира культуры, это вызывает позитивные эмоции, доставляет удовольствие и является важным содержательным моментом в жизни школьников. Стоит подчеркнуть, что к окончанию педагогического эксперимента в этом же классе полностью отсутствовал низкий порог развития ценностных ориентаций.

Проведенный эксперимент доказал результативность реализации культурно-образовательных проектов в школьной практике как эффективных средств развития ценностных ориентаций школьников. Культурно-образовательный проект является относительно новой педагогической категорией. В отличие от существующих традиционных ученических проектов, выполнение культурно-образова- тельных проектов определяется процессом деятель- ностного «распредмечивания» школьниками содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры, которые являются системой ценностных ориентиров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баллер, Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие [Текст] / Э.А. Баллер. — М. : Наука, 1987.
2. Библер, B.C. От наукоучения — к логике культуры [Текст] / B.C. Библер. — М. : Политиздат, 1991.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) [Текст] / Л.И. Божович. — М. : Просвещение, 1968.
4. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 2007. - № 8 . - С.44-54.
5. Ванюшкина, Л.M. Образование в пространстве культуры: монография [Текст] / Л.M. Ванюшкина, Е.Н. Коробкова. - СПб. : АППО, 2012.
6. Вершловский, С.Г. Портрет выпускника петербургской школы (опыт социально-педагогического исследования) [Текст] / С.Г. Вершловский // Вопросы образования. — 2004. — № 4. — С. 244—260.
7. Гречаный, В.В. Категории ценностей (философский и лингвосемантический анализ) [Текст] / В.В. Гречаный. - СПб. : СПбГУ, 1993.
8. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков. — М. : Просвещение, 2009.
9. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей (монография) [Текст] / А.В. Данилюк. — Оренбург, 1996.
10. Мой первый проект: организация индивидуальных образовательных проектов во внеурочной деятельности школьников: методическое пособие [Текст] / под ред. С.В. Алексеева, ЛI.M. Ванюшкиной. — СПб. : СПб АППО, 2013.
11. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя [Текст] / К.Н. Поливанова. — М. : Просвещение, 2008.
12. Ребенок в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга. Организация процесса освоения культурного наследия города учащимися петербургской школы: методическое пособие в помощь педагогу-тьютору [Текст] / науч. ред. Л.M. Ванюшкиной. - СПб. : СПб АППО, 2013.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. — М. : Просвещение, 2013.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (271), 2016

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (07.09.2016)
Просмотров: 52 | Теги: ценностные ориентации | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016