Воскресенье, 11.12.2016, 12:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

КУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ РАБОТА ОХОТСКО-КОЛЫМСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ (1934-1954 ГГ.)

КУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ РАБОТА ОХОТСКО-КОЛЫМСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ (1934-1954 ГГ.)

Е.В.Петренко

Музеи играют значительную роль в социокультурном развитии общества. Растущий интерес к деятельности музеев связан с осознанием того, что именно они являются хранителями культурного наследия, носителями разнообразной информации о прошлом, являются реальными трансляторами достижений истории и культуры ушедших поколений современникам.

Одним из наиболее интересных объектов изучения с точки зрения выявления места и роли отдельного музея в социокультурном пространстве северо-восточного региона, общего и особенного в 80-летней музейной истории является Магаданский областной краеведческий музей (до 1954 г. - Охотско-Колымский краеведческий музей, далее - ОККМ).

Один из характерных признаков современного музея - его публичность. В современном мире музей рассматривается как важное средство развития творческого потенциала человека, формирования его ценностных ориентаций [5, с. 100; 6]. Культурно-массовая работа способствует культурному воспитанию, социализации общества, что является одной из главных задач музея. Расширяя состав музейной аудитории, музей вовлекает в сферу воздействия широкие слои общества. Современный мир уже не может обойтись без музея как социокультурного института [8, с. 171].

Культурно-массовая работа составляет главное звено музейной коммуникации, дающей полноценное представление обо всей деятельности музея.

В своей работе мы реконструируем процесс развития культурно-массового направления ОККМ в 1934-1954 гг., решив ряд задач: выявим взаимосвязь культурно-массовой работы с общественно-значимой деятельностью музея, раскроем особенности и специфические черты культурно-массового направления музея, определим роль культурно-массовой работы в развитии музея и ее значение для населения колымского края.

Решение о создании в Магадане краеведческого музея было принято 19 февраля 1934 г. на собрании постоянного бюро Охотско-Колымского краеведческого кружка. 30 марта 1934 г. Охотско-Колымский краеведческий музей открыл свои двери [2, с. 13].
С момента открытия музея культурно-массовая работа стала одним из приоритетных направлений в его работе. Ведь изначально, целью создаваемого музея являлся сбор и показ материалов об естественных богатствах и производительных силах края, его истории и жизни коренного населения, а также вовлечение широких масс населения в социально- культурное и хозяйственное строительство. Поэтому сотрудники ОККМ, с самых первых дней своей работы, начали активно вести пропаганду собирательской и краеведческой работы среди населения [1, д. 21, л. 66].

В начале 1930-х гг. происходит изменение основной функции музеев с культурно- просветительной на политико-просветительную. Это означало, что главная задача российских музеев заключалась во «внедрении в общественное сознание господствующей политической доктрины», а критерием успешности ее выполнения - массовость охвата населения. Не случайно, говоря о политико-просветительной работе, всегда добавляли термин «массовая» [10, с. 311]. В 1930 г. Главполитпросвет РСФСР принял Постановление «О музеях и политпросветработе», закрепившее это положение. Основное внимание Наркомпро- са стало уделяться переориентации музеев на политико-просветительную работу. Принятый годом раньше циркуляр Президиума ВЦИК «О выявлении и охране памятников революционных движений» определил главной задачей музея отражение современной истории страны [8, с. 56].

В журнале «Советский музей» отмечалось: «Для нас музей не кунсткамера, не коллекция раритетов, не кладбище с монументами, не эстетическая галерея. Для нас музей есть политико-просветительный комбинат» [7, с. 56-57]. Это лишний раз подтверждало строгую регламентацию деятельности музеев и стоящие перед ними ярко выраженные идеологические задачи.

Небольшой коллектив ОККМ в 1930-е гг. развернул обширную просветительную работу, которая выразилась в проведении на основе созданных экспозиции экскурсий и обеспечении систематической посещаемости музея, организации внемузейных и передвижных выставок, публичном чтении докладов и проведении лекции, популяризации деятельности музея по радио и в печати [1, д. 105, л. 49, 51; д. 78, л. 23, 52-53]. В последующие годы это направление в деятельности музея динамично развивалось.
Основной категорией посетителей музея были рабочие, служащие, колхозники, школьники, военные, коренное население [1, д. 105, л. 48].

В годы Великой Отечественной войны выставочные и другие формы политико-просветительной деятельности приобрели особенное значение. Свидетельство тому приказы Наркомпроса РСФСР «О работе политико-просветительских учреждений в военное время», «О мероприятиях по улучшению работы музеев», в которых отмечалось, что музеи должны быть центрами агитационно-массовой и культурно-просветительной работы [9, с. 203]. Культурно-массовая работа, как и остальные направления деятельности ОККМ осуществлялась исходя из потребностей войны. Сотрудники музея организовывали выставки, читали лекции на военно-патриотические темы, направленные на всестороннее изучение своего края в целях оказания результатами своей работы активного содействия социалистическому строительству и действенной помощи местным организациям в выполнении ими очередных хозяйственных и культурных задач [3, с. 1].

С 1945 г. широкое развитие получила организация публичных лекций и докладов, которые проводились в различных организациях и учреждениях города, отдаленных населенных пунктах региона. Так, за 1945-1946 гг. А.П. Хмелининым было посещено более 30 населенных пунктов и прочитано 37 лекций [1, д. 82, л. 11]. Тематика лекций и докладов была разноплановой: история освоения Колымского края, его природа, установление советской власти на Крайнем Северо-Востоке СССР, события Великой Отечественной войны, социалистическое строительство, краеведческая работа и туристические походы в пионерлагерях Колымы [1, д. 105, л. 48]. Многие занятия сопровождались книжными выставками или выставками музейных материалов. Находясь в экспедиции в 1946 г. в с. Зырянка А.П. Хмелинин проводил публичные лекции в профклубе и избе-читальне . Кроме того, директор музея читал лекции на приисках Ат-Урях, им. Горького, Туманный, совхозах и пищекомбинатах [4].

В связи с постоянным обновлением экспозиций и поступлением новых экспонатов музей вызывал большой интерес и популярность у жителей края [1, д. 105, л. 3]. Только за 1945 г. музей посетило 17 179 чел. Количество посетителей с 1945 по 1949 г. составило 136 491 человек (см. табл. на с. 71) [1, д. 105, л. 85, 86].

О росте популярности музея среди населения края свидетельствует тот факт, что жители обращались в музей по самым разнообразным вопросам научного и практического характера. На все просьбы научные сотрудники безоговорочно откликались и давали консультации [1, д. 105, л. 49]

Сотрудники музея продолжали деятельность по вербовке краеведческого актива и членов-корреспондентов музея [1, д. 78, л. 52, 53]. Всего с 1945 по 1949 гг. к этой работе удалось привлечь более 140 чел.

В целях популяризации деятельности ОККМ опубликовал только за 1945 г. 65 статьей и заметок о своей работе в газете «Советская Колыма» и газетах районов, в журнале «Колыма». Музей распространял листовки, плакаты, специальные письма для комсомольских организаций, организовывал выступления по радио [1, д. 82, л. 10]. В целом культурно- массовая работа позволила охватить широкие слои населения города и края. Музей превращался в пропагандиста задач строительства социализма, о чем свидетельствуют статистические данные результатов массовой работы 1930-40-х гг. Показатели динамики массовой политико-просветительной работы ОККМ в этот период наглядно демонстрируют данные таблицы [1, д. 69, л. 14; д. 78, л. 52, 53; д. 82, л. 2; д. 88, л. 7-24; д. 94, л. 77, 108-109; д. 105, л. 61, 84-86, 89, 90, 99, 100].


Сотрудничество музея со школами нельзя назвать систематическим, между тем музей активно им помогал: раздавал семена для выращивания земляники, садовой малины, смородины и др., предоставлял во временное пользование ценные экспонаты и коллекции в качестве наглядного средства обучения на уроках [1, д. 82, л. 10].

Директор музея проводил с пионервожатыми крайне важные для школьных походов и натуралистических сборов беседы и семинары (растения, насекомые, набор дорожного инвентаря), а также разрабатывал маршруты для школьно-краеведческих походов [1, д. 105, л. 49-50]. Для учащихся проводились уроки-экскурсии, отвечающие требованиям учебной программы и учебному материалу [1, д. 78, л. 23], по радио транслировались передачи, посвященные работам археологической экспедиции на Колыме [4].

Таким образом, по сравнению с данными 1930-х гг., результаты культурно-массовой работы за 1945-1949 гг. имеют довольно высокие показатели. Причины такой активной работы музея кроются в увеличение интереса общественности к музею в рассматриваемые годы, открытии новых выставок, поступлении необычных экспонатов, улучшении обслуживания и подъема патриотического духа среди населения, после войны.

В 1949 г. происходит резкое снижение посещаемости, связанное с ухудшением интереса к деятельности ОККМ, что явилось, по-нашему мнению, следствием разочарования общества в советской власти, усилением централизации управления и идеологического давления советского руководства на массы, либо ослаблением научно-исследовательского и культурно-массового направления музея (см. рис. на с. 72) [1, д. 69, л. 14; д. 78, л. 52, 53; д. 82, л. 2; д. 88. л. 7-24; д. 94, л. 77, 108, 109; д. 105, л. 61, 84-86, 89, 90, 99, 100].

Для обеспечения стабильного уровня посещаемости и его прироста, сотрудниками музея уделялось большое внимание привлечению в стены музея организованных групп посетителей. В этот период проводилась систематическая экскурсионная работа в основном с группами учащихся магаданских школ, Магаданского горного техникума, учебного комбината, воспитанников детских садов, военнопленных японцев [1, д. 105. л. 48]. Экскурсии проводились непосредственно директором музея или научным сотрудником [1, д. 82, л. 9]. С 1945 по 1949 г. было проведено 697 экскурсий (см. табл.).

Начиная с 1950-х гг. вся культурно-массовая работа сотрудников музея была направлена на идейно-политическое воспитание трудящихся, увеличение количества экскурсий и посещаемости музея. В результате, посещаемость музея значительно увеличилась по сравнению со второй половиной 1940-х гг. В 1953 г. наблюдается максимальное число посетителей ОККМ за весь изучаемый период - 45 951 чел. (см. рис. на с. 72).

В целом, рост посещаемости ОККМ можно охарактеризовать как нестабильный, так как начиная с 1945 г. число посетителей в одни годы возрастало, в другие - резко снижалось (см. рис. на с. 72). Такой неравномерный рост, по-видимому, был связан с постоянно проводимыми ремонтами помещений ОККМ, недостаточно полной и качественной работой основных направлений музея, миграцией населения.

Посещаемость во многом зависела от экскурсионного обслуживания, формы и методы которого в 1950-е гг. совершенствовались. Сотрудники проводили как обзорные, так и тематические экскурсии. Обзорные экскурсии велись по всем трем отделам музея. В отдельные дни, когда приходили заявки на тематические экскурсии по геологии, их проводили специалисты (геологи горнорудного управления Дальстроя). Только за 1954 г. было проведено 83 тематических экскурсий [1, д. 105, л. 87-89].

Была установлена систематическая экскурсионно-консультационная работа. Научные сотрудники в выходные дни находились на дежурстве в залах музея, давали необходимые консультации по возникающим вопросам у посетителей. В их обязанности входила организация экскурсионных групп из числа одиночных посетителей [1, д. 105, л. 87-89].

С 1950 г. в музее была налажена стабильная лекционная работа. Благодаря активной разработке научных тем, развитию научно-исследовательской и собирательской работы тематика лекций стала более обширной. Появились новые лекции по образованию и развитию Магаданской области, ее экономики и богатствах [1, д. 105, л. 89, 90].

Ввиду того, что в предыдущие годы работа ОККМ со школой проводилась на недостаточно высоком уровне перед музеем встала задача активного привлечения школьников для совместной краеведческой работы. Одной из таких форм стала организация краеведческих кружков. В 1954 г. при музее работали следующие кружки: кружок юных краеведов- ботаников, зоологов, геологов, историков и др.

Учащиеся, занимающиеся в кружках, оказывали большую помощь музею. Одни летом собирали краеведческий материал, работали на садовом участке музея. В зимний период юннаты углубляли свои знания по агротехнике сельскохозяйственных культур, изучили растительный и животный мир края по экспозициям музея.

Проводимая сотрудниками ОККМ массовая работа постепенно превращалась в политико-просветительную, охватившую широкие слои населения края как в черте города, так и за его пределами.

Реализация массовой работы через разнообразные формы способствовала привлечению масс на постоянное место жительство, повышению производительности труда, культурному и политическому просвещению населения, установлению единой идеологии, которая заключалась в подъеме политического самосознания и патриотизма, мобилизации внимания трудящихся на выполнение государственных задач.


Динамика посещаемости ОККМ в 1934–1954 гг.

Во многом выполнение массовой политико-просветительной работы как основополагающей в этот период означало снижение внимания к комплектованию музейных фондов, их изучению и сохранению, утверждение тематического метода построения экспозиции, отказ от научных исследований.

Подобно другим краеведческим музеям страны ОККМ в 1934-1954 гг. оставался идеологическим учреждением, вовлеченным в систему политического просвещения, деятельность которого направлялась и контролировалась партийно-государственными органами. Музейная экспозиция строилась на основе традиционного для советских музеев членения по социально-экономическим формациям, на использовании только тематического метода в показе исторического материала в целях пропаганды достижений социалистического строительства.

В целом жизнь ОККМ в послевоенное десятилетие отмечена поступательным развитием. В 1953 г. музей повысил свой статус до областного, восстановил свое значение центра краеведческих исследований, активно пополнял музейное собрание предметами по археологии, этнографии, истории и культуре Магадана и Магаданской области

Библиографический список

1. Государственный архив Магаданской области (ГАМО).
Фонд Р-50 «Магаданский областной краеведческий музей. 1932-1992 гг.» Оп 1.
2. Козлов А.Г. У истоков колымского краеведения / А.Г. Козлов // Колым. вести. - 1999. - № 4. - C. 10-14.
3. Областной краеведческий музей 1934-1984 гг. : буклет / сост. Л.И. Комарова. - Магадан, 1984. - 6 с.
4. Магаданский областной краеведческий музей (МОКМ): Д-3, Д-5. Коллекция документов.
5. Музееведение : учеб. пособие для студ. специальности музеология / под ред. Н.В. Мягтиной. - Владимир : Владим. гос. ун-т, 2010. - 116 с.
6. Российская музейная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.museum.ru/rme/ sci_kray.asp. - 27.05.2013.
7. Тельчаров А.Д. Музееведение / А.Д. Тельчаров. - 2-е изд. - М. : Науч. мир, 2011. - 184 с.
8. Тельчаров А.Д. Основы музейного дела / А.Д. Тельчаров. - М. ; СПб. : Омега, 2005. - 182 с.
9. Фатигарова Н.В. Музейное дело в РСФСР в годы Великой Отечественной войны (аспекты государственной политики) // Музей и власть. Ч.1: Государственная политика в области музейного дела (XVIII-XX вв.) / отв. ред. С.А. Каспаринская. - М., 1991. - С. 173-225.
10. Юхневич М.Ю. Культурно-образовательная деятельность // Российская музейная энциклопедия: в 2 т. - М. : Прогресс, РИПОЛ КЛАССИК, 2001. - Т. 1: А-М. - С. 311-312.

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2015. Выпуск 24

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (16.03.2016)
Просмотров: 177 | Теги: краеведческий музей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016