Воскресенье, 19.11.2017, 08:11
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

Культурная природа социального капитала

Н.В.Горбунова, доктор социологических наук, профессор

Культурная природа социального капитала

В статье рассматриваются методологические основы социального капитала, обосновывается его культурная природа. На основе социально-экономического анализа различных методологических подходов уточняется определение социального капитала.
Автор анализирует структуру, подчеркивает экономическую значимость и особенности развития социального капитала.

Представлены ресурсы, являющиеся основой социально-экономической выгоды, которые возникают или усиливаются благодаря развитию социального капитала и позволяют повысить эффективность социально-экономической деятельности.

Ключевые слова: культурный капитал, социальный капитал, сеть взаимосвязей, доверие, спонтанная общительность, социально-экономические выгоды, развитие.

 

Категория культурного капитала по количеству ссылок, референций, интерпретаций является одной из новейших и популярнейших в современной социальной науке. Тем не менее, понятие социального капитала как одной из форм культурного капитала остается достаточно противоречивым и многозначным.

Дж. Коулман, считающийся автором концепции социального капитала, впервые определил его как сеть взаимосвязей, которые могут быть использованы в качестве инструментов для производства товаров и услуг. Он трактовал социальный капитал как культурный потенциал взаимного доверия и взаимопомощи, формируемый в межличностных отношениях: обязательства и ожидания, информационные каналы и социальные нормы .

Другой ракурс толкования социального капитала находим у Ф. Фукуямы, который социальным капиталом называет богатство отношений социального сотрудничества, базирующееся на признании чести и достоинства каждого . Американский социолог Р. Патнем определяет социальный капитал как характеристики социальной жизни - сети, нормы и доверие, которые побуждают участников к более эффективному совместному действию по достижению общих целей . Французский ученый П. Бурдье понимает социальный капитал как культурные ресурсы, основанные на родственных отношениях и отношениях в группе членства.

Исследователь социального капитала как фактора благосостояния М.М. Грейбил предлагает трактовать социальный капитал как связи, а также признанные нормы, ценности и понимание, что способствует взаимодействию внутри или между группами. Е.А. Полищук предлагает рассматривать социальный капитал как социальные нормы и сети, связи и доверие, которые оказывают все более сильное воздействие на хозяйственные процессы, а нормы, сети и связи рассматривают в качестве формы проявления капитала.

Исходя из выше представленных концептуальных разработок, социальный капитал можно условно разграничивать на «социальную» и «капитальную» составляющие, так как он заключен в социальных отношениях больше, чем в индивидуумах, будучи одновременно ресурсом, который приносит обществу социальную выгоду с течением времени. Подобно другим видам капитала социальный капитал производителен - он позволяет достичь результатов, которые невозможно было бы получить в его отсутствие.

В нашем представлении социальный капитал - это одна из форм культурного капитала, проявляющаяся в богатстве социально-культурных отношений, основанных на взаимном доверии, взаимопомощи, взаимных обязательствах, признании чести и достоинства, которая воплощена в сетях взаимосвязей, нормах, ценностях, репутации и способствует эффективному взаимодействию по достижению общественно значимых целей. Развитие социального капитала осуществляется преимущественно через образовательную социализацию, на уровне семьи, образовательной системы, в процессе социализации. Следовательно, культура лежит в основе социального капитала, является его потенциальной формой, которая превращается в капитальную в результате деятельной реализации.

Основанный на общественных культурных нормах и ценностях, социальный капитал не предписан естественно или социально, он развивается в процессе социального взаимодействия на основе стратегий инвестирования отдельных людей или групп.

Развитие социального капитала невозможно путем передачи знаний о сетях и взаимосвязях. В этом смысле социальный капитал не отчуждаем от людей, которые им обладают. Необходимо личное участие человека в создании социального капитала. В отличие от образовательного капитала социальный капитал не является собственностью человека, а отражает связи между взаимодействующими индивидами.

Важнейшая особенность развития социального капитала связанна с тем, что он развивается преимущественно в результате деятельности образовательной системы. Образовательные учреждения способствуют привитию ценностей сотрудничества, взаимодействия и предоставляют возможность для проведения различных видов общественной работы. Институты высшего образования и профессиональной подготовки взрослых помогают создать новые связи, способствуя не только повышению уровня знаний, но и предпринимательству, и общественной активности. В той мере, в какой методы и организация обучения поощряют взаимное обогащение знаниями и работу в команде, а также открытость к новым идеям и разнообразие культур, происходит развитие социального капитала посредством установления связей между разными группами общества.

Развитие социального капитала осуществляется и на уровне производства. Инновации, без которых немыслимо современное производство, основываются не только на научных открытиях и быстром обучении сотрудников, но на связях, доверии и взаимной поддержке. Развитие инновационных сетей как внутри отраслей, так и между отраслями и сферами производства, объединяет поставщиков сырья, исследователей, производителей, потребителей и является мощнейшим потенциальным источником энергии для социально-экономического роста и развития. Особенно важной в современной экономике является возможность использовать помимо официальных каналов неформальные связи и контакты.

Другим источником развития социального капитала является гражданское общество, которое состоит из групп и организаций, формальных и неформальных, которые действуют независимо от государства и рынка в поддержку разнообразных интересов общества. Взаимодействие гражданского общества, государства и рынка способно создать мощный синергетический эффект. Политические, институциональные и юридические условия, господствующие в стране, могут поддерживать связи и нормы, на которых основано социальное сотрудничество.

Диалог, открытость позволяют людям неформально учиться друг у друга. Такое обучение с целью приобретения социального капитала возможно в ходе социального взаимодействия. Но теоретическое знание об основах успешного социального взаимодействия, стратегии и тактики продуктивного общения и сотрудничества, полученные в процессе образования, несомненно, помогут в воспроизводстве социального капитала, подтверждая тем самым зависимость развития социального капитала от динамики развития образовательного капитала.

Социальный капитал относится к характеристикам социальной организации, которые способствуют координации и сотрудничеству для взаимной пользы, росту производительности труда, поскольку группа работников, между которыми существуют отношения взаимопонимания и доверия работает более слаженно и эффективно, чем та, где нет таких отношений.

Социальный капитал позволяет индивидам, группам и сообществам проще решать коллективные проблемы. Спецификой социального капитала является то, что, удовлетворяя личные интересы, он служит в первую очередь общественным и групповым интересам. Нормы взаимной ответственности и взаимосвязи помогают обеспечить соответствующее требованиям коллектива поведение. В отсутствие доверия и взаимосвязей, обеспечивающих взаимные уступки, индивиды не станут сотрудничать, потому что не будет уверенности в аналогичном поведении других участников. Будучи зависимым от постоянного общения и взаимодействия между людьми, социальный капитал сохраняет свою ценность только при беспрерывном возобновлении.

В основе понятия «развитие социального капитала» заложена идея об ожидаемой отдаче от инвестиций в социальные отношения. Индивидуумы вступают в социальные отношения и включаются в определенные сети для получения социально-экономических выгод, в том числе и в денежной форме.

Современные социологические интерпретации развития социального капитала впервые артикулировали французский социолог П. Бурдье и американский теоретик Дж. Коулмен. По П. Бурдье развитие социального капитала выступает как совершенствование набора обязательств и связей, которые при определенных обстоятельствах могут быть конвертированы в экономический капитал и институализированы как аристократический титул. Автор делает акцент на совершенствовании социальных сетей, обеспечивающих доступ к групповым ресурсам. Он доказывает, что социальный капитал действительно является капиталом, поскольку, с одной стороны, он требует для своего формирования инвестиций, а с другой - приносит социально-экономическую отдачу. Причем отдача от социального капитала вполне материальна и выражается во власти, которую дает обладание различными видами капитала, а она обратно переводится в присвоенное физическое пространство в форме пространственного распределения владения и доступности дефицитных благ и услуг, частных или общественных .

Для французского социолога развитие социального капитала - это развитие одного из типов капитала внеэкономической природы, которые он рассматривает в своих исследованиях символической власти и господства, социального производства в науке, культуре и образовании, а также в исследованиях, посвященных воспроизводству социокультурных различий, социальных статусов и стратификаций. Автор определяет развитие социального капитала как обновление совокупности «существующих или потенциальных ресурсов, связанных с наличием устойчивой сети более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания, или, другими словами, членства в группе» . Согласно П. Бурдье, развитие социального капитала это нечто больше, нежели просто совершенствование сети групповых связей. Его природа предполагает трансформацию устойчивых отношений, таких как соседство, отношения в коллективе коллег и даже родственные связи, в отношения, являющиеся «необходимыми и выбранными, которые предполагают длительные субъективно эмоциональные обязательства (чувства благодарности, уважения, дружбы и т.д.)».

П. Бурдье обращает особое внимание на такой важный элемент развития социального капитала, как доверие. Как отмечает французский социолог, «пользуясь доверием и накопленным капиталом связей, люди способны, как говорят, «придя с пустыми руками, унести с собой весь рынок, имея вместо денег свое лицо, имя и честь», и даже "ручаться (в смысле "предпринимать"), независимо от того, есть у них деньги или нет» .

Обратимся к коулмановской трактовке развития социального капитала. По Дж. Коулману развитие социального капитала предполагает совершенствование совокупности отношений, порождающих социально-экономические действия. Такие отношения связаны с ожиданиями того, что другие агенты будут выполнять свои обязательства без применения санкций . Развитие социального капитала связывается автором с прогрессивным обновлением социальных ролей, норм и санкций в рамках семейных и общинных сетей. Американский социолог доказывает принадлежность социального капитала к культурному капиталу и выделяет следующие формы социального капитала - обязательства и ожидания, информационные каналы, а также социальные нормы.

Дж. Коулман, определяет развитие социального капитала как социальное накопление ресурса или запаса, при помощи которого предпринимаются коллективные действия для удовлетворения индивидуальных интересов. Аспекты социальной структуры Дж. Коулмана являются обобщенными обязательствами, информационными каналами, нормами и санкциями, которые поощряют нормы поведения, взаимосвязаны между собой и разделяются людьми. «Если А делает что-то для Б и верит в то, что Б в будущем вернет это благо, это значит, что у А возникли ожидания, которые накладывают некоторую ответственность на Б» . Дж. Коулман считает, что социальный капитал создается, когда отношения между людьми изменяются, чтобы обслуживать действие/

Заслуживает внимания позиция известного японского социолога Ф. Фукуямы, который убежден, что развитие социального капитала, представляет собой формирование важнейшего для здоровья экономики ресурса. При этом социальный капитал, имеет культурные корни, он определяет культуру как унаследованную этическую привычку, считая этические коды, посредством которых общество регулирует поведение людей, наиболее важной частью культуры .

Ф. Фукуяма убедительно доказывает, что «национальное благосостояние, так же как конкурентоспособность, обусловлено такой единой всеохватывающей характеристикой как уровень доверия, присущий обществу»  . Доверие определяется как возникающее внутри сообщества ожидание постоянного, честного, ориентированного на совместно разделяемые ценности поведения со стороны других членов этого сообщества. Превалирование доверия в обществе порождает развитие социального капитала, который отличается от других форм человеческого капитала тем, что он обычно создается и передается через такие культурные механизмы, как религия, традиция или историческая привычка. Ф. Фукуяма полагает, что составляющей социального капитала является спонтанная общительность, которая обозначает способность создавать новые ассоциации и сотрудничать согласно установленным принципам. Речь идет о сообществах, отличных как от традиционно существующих групп, например семьи, так и от организаций, сознательно образованных правительством на основе формальных правил. Доверие, спонтанная общительность, социальный капитал базируются на принятых группой общих нормах и ценностях и потому относятся к социальным, а не индивидуальным добродетелям.

Основой социально-экономической выгоды могут стать, по мнению М.М. Грейбила, четыре важнейших ресурса, которые возникают или усиливаются именно благодаря развитию социальных связей и позволяют повысить эффективность социально-экономической деятельности.

Первое - это доступ к информации. Для обычных рыночных отношений характерна закрытость , недоступность, односторонность информации и высокие издержки на получение полной, достоверной и объективной информации. Социальные связи в определенной среде и на определенных уровнях предоставляют индивидууму полезные сведения о возможностях и вариантах наиболее выгодного поведения на рынке недоступные из других источников.

Кроме того, социальные связи могут оказывать влияние на менеджеров по персоналу или руководителей фирмы в решениях о найме, увольнении и продвижении работника. Субъективность оценок работника остается весьма значительной, особенно если речь идет не о конкретных результатах уже завершенной деятельности, а о потенциальных возможностях человека на новом рабочем месте, о его способностях как организатора, лидера, руководителя. Социальные связи с теми, кто располагает ресурсами и реальной властью, способствуют решению вопросов трудоустройства и развития карьеры не меньше, чем накопленные знания и опыт.

Социальные связи индивида могут также восприниматься организацией как некие сертификаты или социальные гарантии, обеспечивающие доступ к определенным социальным ресурсам. Социальные связи человека говорят о том, что помимо знаний и опыта он располагает дополнительными ресурсами, на которые может рассчитывать фирма, нанимая этого работника.

Далее, социальные связи упрощают процесс признания и адаптации нового работника на предприятии. Принадлежность к определенной социальной группе автоматически подразумевает разделение интересов и ценностей, что в свою очередь, обеспечивает не только эмоциональную поддержку, но и высокую степень доверия к новичку в коллективе. Социальные связи поддерживают душевное спокойствие работника и открывают ему доступ к ресурсам .

В заключение следует отметить, что социальный капитал вносит позитивные изменения в отношения между людьми, которые способствуют совершенствованию социально-экономических действий. Он имеет социальную и капитальную составляющие, при определенных условиях конвертируется в экономический капитал. Социальный капитал экономически значим, он позволяет достичь социально-экономических результатов, которые было бы невозможно получить в его отсутствие. Наличие социального капитала снижает транзакционные издержки предприятий и способствует социально-экономическому развитию общества. Он упрощает доступ к закрытой информации, способствует развитию карьеры, облегчает общение и адаптацию на рабочем месте. Однако социальный капитал сохраняет свою ценность только при беспрерывном прогрессивном культурном возобновлении.

Литература;

1. Бурдьe П. Формы капитала // Справочник по теории и исследованию для социологии образования под ред. Дж. Ричардсона. Нью-Йорк: Гринвуд пресс, 1986. с. 21, с. 241-258, с. 249-252.
2. Бурдье П. Практический смысл. СПб, 2001. С. 54, 233.
3. Грейбил М. Социальный и человеческий капитал как факторы благосостояния и развития. Диссертация к.э.н. Москва. 2003. С. 60
4. Коулман Дж. Роль общественного капитала в создании человеческого капитала // Американский социологический журнал, 1988, №94, стр. 95-120.
5. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность, 2001, № 3. С. 122-139
6. Коулман Дж. Основы социальной теории. Л., Кембридж, Масс. Пресса Гарвардского университета. 1990. С. 304.
7. Полищук Е. Социальный капитал и его роль в социальном развитии. 2005. Вестник Санкт-Петербургского университета Сер. 5. Вып. 1.
8. Патнэм Р. Кто убил гражданскую Америку? Перспектива. Март 1996. С. 66.
9. Фукуяма Ф. Великий разрыв: человеческая природа и воспроизводство социального порядка. Нью-Йорк: Свободная пресса, 1996. С. 66.
10. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и пусть к процветанию. Лондон: Хэмиш Хэмилтон. 1995. С. 7.

Известия Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова № 1 (23) 2016

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (13.06.2017)
Просмотров: 115 | Теги: культурный капитал | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь