Понедельник, 22.01.2018, 01:17
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Особенности применения кругового метода тренировки на уроках физической культуры у старших школьников

Д.Р.Неустроев

Особенности применения кругового метода тренировки на уроках физической культуры у старших школьников

Аннотация. В последнее время широкое применение нашли специальные формы упражнений при комплексном содержании занятий. По мнению специалистов, круговой метод представляет собой организационно-методическую форму применения физических упражнений, направленных на комплексное развитие физических качеств занимающихся. Он позволяет эффективно решать задачи воспитания физических способностей занимающихся. В статье показаны особенности применения кругового метода на уроках физической культуры для воспитания физических качеств у старших школьников.
 

Ключевые слова. Круговой метод, старшие школьники, физические качества, урок физической культуры.
 

Актуальность. Повышение эффективности и качества физического воспитания школьников находится в центре внимания педагогов. Желание сделать многое за минимальный промежуток времени (три урока в неделю) Поэтому в последнее время широкое применение нашли специальные формы упражнений при комплексном содержании занятий. Основная из них - так называемая круговая тренировка. Большую роль в выборе этого метода сыграло и то, что при переполненной школе - один спортивный зал (где иногда занимаются два класса), трудно обеспечить двигательную активность школьников на уроке. При такой загруженности моторную плотность урока помогает увеличить «круговая тренировка». По мнению специалистов, круговой метод тренировок представляет собой организационно-методическую форму применения физических упражнений, направленных на комплексное развитие физических качеств занимающихся. Материалом для круговой тренировки служат в основном относительно технически несложные движения из основной и спортивно- вспомогательной гимнастики, а также из тяжелой атлетики, легкой атлетики и других видов спорта. Эти движения имеют, в основном, ациклическую структуру, путем серийных построений им придается искусственно циклический характер. Основа круговой тренировки составляет многократное повторение движений, действий в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка ее измерения и чередования с отдыхом. Работа выполняется как по станциям, по количеству раз, так и по времени. Условие круговой тренировки - постоянный учет нагрузки и оценка достижений. В результате у сильных и у слабых спортсменов поддерживается интерес к занятиям. Круговая тренировка представляет собой комплексную форму, включающую ряд частных методов использования физических упражнений. Она позволяет эффективно решать задачи воспитания физических способностей занимающихся. Однако в специальной научной литературе ограниченно представлен вопрос об особенностях применения кругового метода на уроках физической культуры в общеобразовательной школе [1,2,3].

Цель исследования. Применение кругового метода тренировки на уроках физической культуры для воспитания физических качеств у старших школьников.

Методы и организация исследования. Анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики.

Исследование проводилось ГБОУ Республика Саха (Якутия) «ЧРССШИОР им. Д.П. Коркина». В исследовании приняли участия школьники старших классов (20 человек-юношей). Анализ и обобщение научно-методической литературы осуществлялось с целью определения актуальности выбранной темы исследования.

Результаты исследования и их обсуждения. Комплекс упражнений круговой тренировки включал 12 станций, где ученикам предлагалось выполнить упражнения на развитие различных качеств и мышечных групп. Комплекс старшеклассники выполняли на восьми уроках, что составило законченный цикл занятий по методу круговой тренировки. Учащиеся совместно с тренером и с учителем физической культуры заполняли индивидуальные карточки результатов выполнения всех упражнений соответствующих комплексов. Тестирование проводились для оценки уровней развития физических качеств у учащихся до начала проведения педагогического эксперимента и после его проведения, и включало следующие тесты: бег 30 м; челночный бег 3x10 м; 6 минутный бег; прыжок в длину с места; наклон вперед из положения, стоя; подтягивание из виса на высокой перекладине (юноши), подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (девушки). По окончании эксперимента у юношей уровень физической подготовленности повысился. Наибольший прирост отмечается в тесте 5 на гибкость (наклон из положения, стоя) - 14%. Значительный прирост отмечается в тесте 6 на силу - 12,5%. Так же прирост отмечается в развитии физических качеств на выносливость и быстроту - 7,50% и 6,60% соответственно. У юношей значительный прирост отмечается в тесте 2 и 3 при Р <0,06 ( на быстроту и координационные способности) - 5,60% и 4,20% соответственно. Незначительный прирост в развитии физических качеств отмечается в показателях на скоростно-силовые способности - 3,04%. Наименьший прирост в развитии физических качеств отмечается в показателях на координационные способности - 1,4%. Последовательное чередование работы и отдыха при систематическом повышении нагрузки совершенствует комплексное развитие двигательных качеств - силовую выносливость, скоростную силу.

Необходимо констатировать, что предложенная нами экспериментальная программа развития физических качеств у старших школьников, основанная на использовании кругового метода тренировок оказалась достаточно эффективной: достоверный прирост в уровне развития физических качеств отмечается во всех шести показателях физической подготовленности.

Выводы. Метод круговой тренировки ставит перед собой задачу комплексного развития физических способностей при активном самостоятельном выполнении упражнений учащимися и контролем учеников за воздействием тренировки на систему организма. Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается моторная плотность занятий, так как все учащиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям выполняют упражнения по станциям. Проведенное исследование позволило выявить эффективность разработанной нами методики воспитания физических качеств у старшеклассников на уроках физической культуры с использованием метода круговой тренировки. Эффективность применяемой методики организации уроков физической культуры с использованием метода круговой тренировки оценивалась по приросту показателей физической подготовленности учащихся в течение эксперимента. Контрольное тестирование физической подготовленности в конце учебного года, показало, что методика развития физических качеств методом круговой тренировки, показала результаты физической подготовленности выше.

Таким образом, предложенная экспериментальная методика развития физических качеств у старших школьников методом круговой тренировки на уроках физической культуры, способствует повышению уровня физической подготовленности. Рекомендуется использовать учителям по физической культуре в школе, тренерам в детских спортивных учреждениях.

Литература:

1. Балашов А. Метод круговой тренировки на уроках физической культуры // в спортивной школе. - №6. - 2000. С. 80
2. Гуревич И.А. Работая по станциям. // Физкультура в школе. - 1992. -№5, с. 20.
3. Замотаева Н. Организация физкультурных занятий по принципу круговой тренировки // Дошк. воспитание. - 2001. - №5. - С. 36-48.
4. Неустроев Д.Р. Эффективность применения метода круговой тренировки для развития физических качеств в отделении вольной борьбы / Д.Р. Неустроев // Хабаровск 2015.-С. 167-169.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (13.12.2017)
Просмотров: 29 | Теги: круговая тренировка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь