Вторник, 22.01.2019, 09:25
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Н.Н.Голуб, доцент, канд. филос. наук

КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация. В статье рассмотрены общие причины кризиса идентичности, который проявляется в информационном обществе на двух уровнях - на личностном и групповом, общественном. Особое место отводится в статье формированию гражданской идентичности в российском обществе, т.к. именно этот вид идентификации, по мнению автора, позволит выйти из условий кризиса идентичности.

Ключевые слова: идентичность, кризис идентичности, гражданская идентичность, нация.

 

Современная философская и социологическая мысль все чаще свое внимание приковывает к проблеме идентичности культур, наций, этносов. Глобализация, как разнонаправленный процесс по одновременно глобализации и регионализации, многократно усилила дифференциацию участников национальной идентичности, вовлекая различные общественные, религиозные, этнические движения, представителей политических и иных элит.

Цель статьи: выделить и описать причины, связанные с кризисом идентичности в условиях информационного общества.

Процессы глобализации, как справедливо отмечает В.И. Пузько, трансформируют не только экономические и политические отношения, но и сферу мировоззрения современного человека [8, с. 98]. Результат такого воздействия - культурные, идеологические конфликты, создающие психологическую напряженность, разрушающие целостность и интеграцию личности с обществом и государством.

Идентификационный кризис представлен в российском обществе в виде отказа государства от поддержки моноидеологии, имущественном и статусном расслоении общества, конфликтом старых и новых социокультурных ценностей, резким расширением культурного обмена с западным обществом и вторжением ценностей и моделей поведения, сформировавшихся в западном культурном пространстве [2].

Термин «идентификация», введенный в научный оборот еще З. Фрейдом, рассматривался им как центральный механизм, обеспечивающий способность индивида к саморазвитию [9, с. 11]. В теории, посвященной вопросам идентификации личности, ключевой позицией является мнение Дж. Мида о том, что идентичность социально обусловлена. Она не присуща индивиду с рождения, она проявляется в результате социальной активности индивида при взаимодействии с другими. «Самосознание по характеру совершенно отличная особенность от собственно физиологического организма. Она является чем- то таким, что имеет свою эволюцию, она не существует от рождения, но возникает в процессе социального опыта и деятельности, то есть развивается в отдельном индивиде как результат его наставлений относительно такого процесса, как целого, и в отношении других индивидов в его пределах...» [6, с. 123].

Кризис идентичности, считает Ю.И. Игрицкий, - это явление, проявляющееся в пересмотре традиций и приоритетов развития, и как следствие - в переформулировании политических идей и политических курсов. Кризис многолик, он поражает международные организации, национальные государства, социальные слои, людей как носителей (приверженцев) политических и культурных ценностей [3, с. 12].

Интересно, что кризис идентичности затронул не только группу т.н. «периферийных стран» (Л. Витгенштейн), но и наиболее развитую группу стран мира [1]. Ноты растерянности, разобщенности просматривались в работах многих классиков, социальных философов в начале 2000-х гг. Например, в работе С. Хантингтона 2004 г. «Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности» утверждается, что: «... изобилие американских флагов после 11 сентября явилось не столько свидетельством возросшего осознания национальной идентичности, сколько признаком неуверенности в собственной сути, признаком колебаний в ответе на вопрос, а кто мы такие... Неужели Америке необходим Усама Бен Ладен, чтобы осознать: мы - американцы?» [10].

Новые способы самоидентификации человек ищет в техногенной структуре, порождаемой массмедиа, интернетом и другими технологиями. Сетевые сообщества занимают в этом процессе значительную роль. Сетевую структуру И.В. Лысак, Л.Ф. Косенчук определяют как «децентрализованный комплекс взаимосвязанных узлов, способный расширяться путем включения новых звеньев, что придает сети гибкость и динамичность» [5]. Чертами этих структур являются: поли- центричность, темпоральная изменчивость, асинхронность, нелинейность, семантический и аксиологический плюрализм, доминирование публичности. Несмотря на несомненные преимущества информационных каналов, мнение интернет-среды чаще всего входит в противоречие с задачами государства по формированию гражданской идентичности.

Известно, что компоненты гражданской идентичности включают: цивилизационную идентичность, конфессиональную, этническую, социально-классовую, последняя в информационном обществе уступает место дифференциации по имущественному принципу. В данном случае цивилизационный, конфессиональный и этнический компоненты могут выступать теми элементами, которые вступают в диссонанс между новыми информационными средствами самоидентификации и задачами государства в этой сфере.

Популярная в настоящее время теория «нации-согражданства», основанная на принципах гражданского общества, формировании некой общегражданской полиэтнической идентичности, включающей элементы этнической самоидентификации и гражданского самосознания, не получила своего развития и укрепления в российских условиях, т.к. у нас имеются свои традиции общегражданского согласия, основанные на идеях евразийской цивилизационной общности. Вновь возникшие противоречия в сфере формирования гражданской идентичности в России касаются именно этого аспекта, сопоставления западного варианта «нации-согражданства» с традиционным «российско- советским» типом нации как общности, объединенной идеями коллективизма и ценностями евразийского цивилизационного кода.

На государственном уровне, как отмечает С.И. Имгрунт, произошли существенные затруднения в попытках современных россиян идентифицировать себя с процессами, ценностями, которые предлагает российское общество сейчас [4, с. 3]. Деформация идентификационных процессов проявляется и в отсутствии реальной репрезентации интересов многих социальных групп. На уровне общегосударственной идентичности проявляется дефицит осознания общественного единства и слабости формирования гражданской позиции, превалирования властно-групповых интересов [4, с. 26].

Условиями развития благоприятных факторов в формировании гражданской идентичности остаются социальные, экономические, политические факторы. Так, например, в 2017 г. экономика Российской Федерации росла только за счет продажи полезных ископаемых [7, с. 4], а этот факт может двояко повлиять на гражданское самосознание, усилить и такое уже сложившееся за последнее время стереотипное мнение о том, что российская экономика - это «бензиновая», «сырьевая» экономика, что при больших природных ископаемых мы только их эксплуатируем и не развиваем секторы информационного общества, направленные на поиск инноваций и электронную экономику.

Таким образом, кризис идентичности коснулся всех без исключения государств и общественных систем. В странах Запада, США он выразился в общей неуверенности, отсутствии помощи со стороны государства. Отчуждение личности в современном обществе проявляется и благодаря развитию социальных сетей, новых информационных каналов. В этих условиях особенно сложно формировать элементы гражданской идентичности. В России этот кризис наиболее остро о себе заявил в 90-е гг., однако и в настоящее время сохраняется ряд проблем, которые требуют своего решения. Требуются совместные усилия общества и государства по формированию основ гражданской идентичности в России. Общие шаги в этом направлении уже сделаны, необходимо дальнейшее закрепление элементов гражданской идентичности, ее цивилизационного, конфессионального, этнического в общественно-политической жизни, в виде укрепления законодательства, развития программ патриотического, гражданского воспитания и других практических мер.

Библиографический список

1. Витгенштейн Л. Избранные работы / Пер. с нем. и англ. В. Руднева. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005.
2. Горшков М.К. Российское общество и вызовы времени. Кн. 1. - М., 2015.
3. Игрицкий Ю.И. Кризис идентичности и размывание границ безопасности: характеристика XXI в.? // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. 2003. № 8.
4. Имгрунт С.И. Гражданская идентификация современных россиян в условиях сложившейся системы социального неравенства: Авто- реф. ... д-ра филос. наук: 09.00.01. Социальная философия. - Ростов н/Д, 2017.
5. Лысак И.В., Косенчук Л.Ф. Современное общество как общество сетевых структур / Информационное общество. 2015. № 2-3.
6. Мид Дж. Интернализированные другие и самость / Американская социологическая мысль. - М.: Международный институт бизнеса и управления, 2006.
7. Некипелов А. Деньги ищут дело // Российская газета. 2018. № 2 (7465).
8. Пузько В.И. Кризис идентичности личности в условиях глобализации / Философия и общество. 2007. № 4.
9. Федан М.А. Процессы становления многоуровневой идентичности в российском обществе в условиях глобализации: политологический анализ: Автореф. ... канд. пол. наук: 23.00.02. Политические институты: процессы и технологии. - Ростов н/Д, 2015.
10. Хантингтон С. Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности / Пер. с англ. А. Башкирова. - М.: ACT: Транзиткнига, 2004 http://world.lib.ru/k/

Источник: Научно-информационный журнал "Вестник Международного юридического института"  № 2 (65) 2018

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (30.12.2018)
Просмотров: 20 | Теги: идентичность, общество | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь