Среда, 22.02.2017, 07:23
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

СИМОНЕНКО А.В.,
доктор юридических наук, профессор,
начальник Воронежского института МВД России


КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ



Культура воздействует на личность че-
ловека, формирует ее социокультурный тип,
реализует в ней свой позитивный и негатив-
ный потенциал.
Культура  выполняет  функцию  хране-
ния  и  накопления  знаний  и  информации,
являющихся  результатом  познания  мира.  В
этой  роли  культуру  можно  представить  как
сложную  знаковую  систему,  обеспечиваю-
щую историческую преемственность и пере-
дачу социального опыта от поколения к по-
колению, от эпохи к эпохе, от одной страны
к  другой.  Культура  способствует  передаче
информации  в  синхронном  аспекте:  между
людьми,  живущими  в  одно  и  то  же  время,
от  одной  социальной  общности  к  другой.
В  качестве  средств  хранения,  накопления
и  передачи  информации  выступают  есте-
ственная  память  индивида,  коллективная
память  народа  или  социальной  общности,
закрепленная в языке и духовной культуре,
символические  и  вещественные  средства
хранения информации - книги, предметы ис-
кусства,  Интернет  и  любые  предметы,  соз-
данные  человеком,  способные  выступать  в
этой роли  [1].
Передаваемая  информация,  средства
ее  хранения,  накопления  и  передачи  могут
носить как криминогенный, так и антикрими-
ногенный  характер.  Оказывая  целенаправ-
ленное  антикриминогенное  воздействие  на
передаваемую  информацию,  ее  средства
хранения,  накопления  и  передачи,  можно
способствовать  нейтрализации  (сведению
к  минимуму)  криминогенного  потенциала
культуры.
Результатом  воздействия  культуры
на человека является усвоение им системы
ценностей. Индивид от рождения оказывает-
ся в определенном культурном контексте, из
которого  он  черпает  идеалы,  способы  дей-
ствия,  правила  жизни  [2,  с.17].  Указанные
культурные «контексты» могут существенно
различаться:  от  социально-полезных  до  со-
циально-вредных.
Последние  десятилетия  господству-
ющая  в  обществе  культура  испытывает  на
себе экспансию со стороны элементов анти-
культуры, которая активно внедряется в об-
щественное сознание [3, с.19].
Указанные  тенденции  во  многом  из-
менили  содержание  господствующей  куль-
туры,  сформировав  деструктивный  (крими-
нальный) вектор ее развития. Вслед за этим
негативное  криминогенное  воздействие
(трансформация) сказалось и на процессах
социализации.  В  условиях  общественных
перемен  социализационные  нормы  транс-
формируются.  Утрачивается  или  претерпе-
вает  коренные  изменения  общественный
идеал,  что  ведет  к  обновлению  идеального
типа личности как ориентира для всеобщего
подражания или размыванию такого образ-
ца.  Пересматриваются  нормативы  жизне-
деятельности людей, что определяет новые
условия и механизмы социализации, станов-
ление  новых  социальных  типов  личности.
Изменяется реальное поведение людей  [4].
Любое  культурное  образование,  в
том числе и субкультура, обладает набором
характерных  для  нее  норм.  При  этом  нару-
шение  норм  поведения,  принятых  в  одной
социокультурной  группе,  может  выступать
нормой поведения в другой. Подобная ситу-
ация в литературе характеризуется как кон-
фликт культур [3, с.12-14; 5].
В  основе  конфликта  культур,  есте-
ственно, лежат не только противоречия нор-
мативных  установок,  но  и  ценности,  при-
вычки,  стереотипы  поведения  и  др.  Однако
именно  противоречия  нормативных  устано-
вок  часто  приводят  к  противоправной  (пре-
ступной)  деятельности.  Теория  конфликта
культур позволяет раскрыть криминогенность
противоречий  между  различными  социаль-
ными группами. Правовые и моральные нор-
мы, господствующие в обществе, могут оце-
ниваться как выгодные лишь определенным
социальным  группам,  поэтому  их  отрицание
не  вступает  в  противоречие  с  понятиями  о
нравственности, распространенными на дру-
гих этажах общества [3, с. 13].
Нравственные  нормы  и  ценности  ис-
кажаются под воздействием целой системы
факторов,  которые  воздействуют  на  созна-
ние  личности,  извращая  ее  нормативные
представления. Особую опасность составля-
ет такое воздействие на молодежь.
Нельзя  не  согласиться  с  доводами
С.М.  Иншакова  о  деструктивной  культурной
экспансии [3, с. 14] набора антиценностей на
культуру  России.  «Стержневой  компонентой
этого  набора  антиценностей  выступает  все-
дозволенность,  понимаемая  как  освобожде-
ние от нравственных императивов. Посколь-
ку дозволено все, то ничего и не жаль - даже
собственную  жизнь,  а  уж  тем  более  чужую.
Таков  латентный  мотив  многих  преступных
посягательств» [6]. В сознании людей проис-
ходит «размывание» таких норм нравственно-
сти, как доброта, милосердие, порядочность,
честность,  ответственность  и  др.  Получает
распространение направленность на личную
выгоду в знакомствах, экономических связях,
в разрешении конфликтов и т.п. [7].
В основе нормативности каждой куль-
туры  лежат  ее  социокультурные  ценности.
Культурная  регуляция  человеческой  дея-
тельности  основывается  на  системе  ценно-
стей - идеалов, к достижению которых стре-
мятся  люди  [8].  И  если  система  ценностных
ориентаций,  потребности  и  интересы  лич-
ности  во  многом  определяют  характер  ее
поведения,  то  культура  выступает  основой
формирования указанных свойств личности.
Человек  своей  деятельностью  воздействует
на культуру, а культурная среда, находящаяся
в динамике, воздействуя на личность, опре-
деляет характер его будущего поведения.
Определяющая роль в формировании
ценностных  ориентаций  личности  принад-
лежит культуре. Следовательно, существует
зависимость между воздействием на культу-
ру  и  процессом  формирования  ценностных
ориентаций личности.
Господствующая в обществе культура
должна  обеспечивать  формирование  вы-
соконравственных  ценностных  ориентаций
людей. Однако в условиях кризиса (экономи-
ческого, социального, политического, духов-
ного) содержание культуры деформируется,
на  первое  место  выходят  ценности  потре-
бления, бессознательные животные инстин-
кты,  увеличивается  количество  социальных
групп,  у  членов  которых  формируются  цен-
ностные ориентации, присущие членам суб-
культур,  в  том  числе  криминальных:  «…Го-
сподствующая в обществе культура не носит
универсального  характера  для  всех  членов
общества. Существуют малые группы, име-
ющие свою альтернативную культуру, отли-
чающуюся  от  официальной  культуры,  или
даже отрицающие ее» [9].
Культура  вырабатывает  способы  об-
щения  между  людьми,  формами  которого
являются языковые и звуковые системы [2,
с.18-19].  Особыми  формами  коммуникации
выступают  специальные  средства  -  радио,
телевидение, Интернет.
Для  эффективного  противодействия
угрозам  национальной  безопасности  РФ  в
социокультурной  сфере  требуется  решение
ряда задач:
1. Постепенная трансформация обще-
социальной культуры России в сторону уме-
ренного  индивидуализма,  соперничества,
иерархичности,  снижения  степени  обще-
ственной  агрессивности  и  жестокости;  воз-
растания  степени  социальной  активности
населения  по  отстаиванию  общественного
блага,  охраны  физического,  психического
и нравственного здоровья; снижения гипер-
трофированности  материальных  элементов
культуры,  степени  ее  потребительского  ха-
рактера  и  информационно-потребительско-
го давления на личность.
2.  Ориентация  государственной  и
общественной  идеологии  на  развитие  ду-
ховных потребностей личности, нравствен-
ности и морали. В связи с этим необходимо
создание  национальной  программы  социо-
культурной пропаганды и структур, обеспе-
чивающих  такую  деятельность,  на  основе
имеющихся  достижений  в  области  инфор-
мационно-коммуникационных  технологий
по  воздействию  на  общественное  и  инди-
видуальное  сознание.  Подобная  деятель-
ность  должна  осуществляться  под  контро-
лем  соответствующего  государственного
учреждения  и  Общественной  Палаты  Рос-
сии  через  каналы  СМИ,  учреждения  кино-
искусства, библиотеки, учебные заведения,
трудовые  и  воинские  коллективы  и  иные
общественные  формирования,  способные
осуществлять функции по аккумуляции, об-
работке, передаче и хранению информации.
Особая роль в этом процессе должна отво-
диться традиционным религиозным органи-
зациям России.
3.  Устранение  разрыва  между  иде-
альным и нормативным, нормативным и ре-
альным  типами  социализационной  нормы,
скрытых путей и форм децентрализованной
социализации.  Требуется  организация  пра-
вомерной  досуговой  деятельности  населе-
ния и ее контроль вне рамок стереотипного
социально-нормативного  поведения,  огра-
ничивающего  проявление  индивидуальных
свойств  личности.  Необходимо  активное
вовлечение  подростков  и  молодежи  в  дея-
тельность творческих и физкультурно-спор-
тивных  организаций  и  движений,  создание
молодежных советов и отрядов при органах
государственной  власти,  развитие  деятель-
ности молодежных организаций, направлен-
ных на защиту прав и свобод граждан, охра-
ну окружающей среды и т.п.
4.  Развитие  правовой  составляющей
противодействия  экспансии  деструктивных
культур на культурное пространство России.
В современной юридической науке наметил-
ся  значительный  пробел  в  сфере  правовой
охраны  социокультурного  пространства  на-
шей  страны.  Проблемам  охраны  и  защиты
материнской культуры отрасли российского
права  внимания  практически  не  уделяют.
Имеющиеся  нормативные  правовые  акты  в
области культуры нацелены только лишь на
частичное  сохранение  и  развитие  матери-
альной культуры (музеев, библиотек, произ-
ведений искусства и т.п.) [10].
5.  Формирование  в  России  единого
информационного  пространства,  направ-
ленного  на  защиту  актуальной  культуры  от
деструктивных  воздействий,  включающего
в  себя  все  современные  средства  и  техно-
логии,  высококвалифицированные  и  обще-
ственно,  государственно  и  национально
ориентированные  кадры  [11].  Требуется
формирование  информационной  культуры
населения, предполагающей набор навыков,
умений и знаний человека по эффективному
и безопасному использованию информации,
ее получению и распространению, в том чис-
ле в отношении детей. По сути, часть инфор-
мационной  культуры  личности  (в  области
информационной  безопасности)  составляет
элемент  криминологической  культуры.  Что-
бы  качественно  противостоять  информа-
ционному  воздействию  извне,  необходимо
не  только  поглощать  поступающую  инфор-
мацию,  даже  если  она  качественно  «филь-
труется»,  но  и  активно  интегрироваться,
встраиваться  в  мировое  информационное
пространство, заняв свою информационную
нишу, приобретая рычаги информационного
влияния на иных субъектов, преследуя наци-
ональные интересы.
6.  Повышение  эффективности  воспи-
тательной  деятельности  традиционных  со-
циализационных  институтов,  реализация  в
воспитательной  работе  идей  гуманизации
и  гуманитаризации,  создание  условий  для
раскрытия  творческих  способностей  лично-
сти, формирование ее социальной активно-
сти, развитие потребности и опыта самовос-
питания [12].
7.  В  сфере  искусства:  привитие  не-
совершеннолетним  любви  к  традиционным
видам  искусства,  воспитание  потребности
эстетического освоения окружающего мира;
изменение  эстетического  сознания  насе-
ления  и  коммуникативного  поведения  зри-
тельской аудитории в сторону традиционных
культурных ценностей.
8.  Формирование  криминологической
культуры  населения  посредством  кримино-
логического просвещения и воспитания [13]:
отношения непримиримости к проявлениям
противоправного  поведения;  наличие  уме-
ний  и  навыков  правильно  и  рационально
действовать  в  случае  попадания  в  крими-
ногенную  ситуацию;  признание  в  качестве
жизненной  ценности  личной  и  семейной
безопасности;  обладание  необходимыми
знаниями  о  преступности  и  ее  проявлени-
ях; убежденность, что любое преступление
противоречит  не  только  правовым,  но  и
нравственным  нормам;  стремление  и  уме-
ние убеждать других в необходимости обе-
спечения  личной  безопасности,  отказа  от
ведения антиобщественного образа жизни.

Библиографический список:
1. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры: Уч. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С.192-193.
2. Никитич Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник для студентов вузов. М., 2005.
3. Иншаков С.М. Культура и ее воздействие на преступность // Преступность и культура / Под редакцией докт. юрид. наук, профессора А.И. Долговой. М., 1999.
4. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: теоретические вопросы. М., 1999. С.77.
5. Sellin T. Culture Conflict and Crime. N.Y., 1938.
6.  Клейменов  В.П.  Криминализация  общества  в  России:  культурологический  аспект  // Преступность и культура / Под редакцией доктора юридических наук, профессора А.И. Долговой. М., 1999. С.21.
7. Соколов В.М. Социология морали - реальная или гипотетическая? // Социологические исследования. 2004. №8. С.87.
8. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. № 5. С.4-5; Боев А.Я. Формирование профессиональных ценностных ориентаций у учащихся классов юридического профиля: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Брянск, 1997. С.142 и др.
9. Корецкий Д.А., Тулегенов В.В. Криминальная субкультура и ее криминологическое значение. СПб., 2006. С.8.
10. Багреева Е.Г. Социокультурные проблемы в криминологии / под ред. докт. юрид. наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ Ю.М. Антоняна: монография. М., 2001. С.88.
11. Молодежная культура и СМИ. М., 2006. С.189.
12. Гаврилюк В.В., Маленков В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социологические исследования. 2007. №4. С.50.
13.  Симоненко  А.В.  Культурологические  аспекты  криминологии  //  Криминологический журнал. 2005. №2. С.23.







 

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (15.12.2012)
Просмотров: 668 | Теги: безопасность, общество, информация, криминологическая культура, Культура, преступность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017