Пятница, 24.02.2017, 20:33
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

КОРРУПЦИЯ НИКОМУ НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ВЫГОДНА

НОВИЧКОВ В.Е.,
доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права
юридического факультета Юго-западного государственного университета


КОРРУПЦИЯ НИКОМУ НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ВЫГОДНА



С коррупцией в России с переменным
успехом боролись во все времена. Масшта-
бы  коррупции  в  дореволюционной  России
были настолько велики, что считается имен-
но  коррупционные  преступления  привели  к
поражению  России  в  Первой  мировой  вой-
не  [1].  В  материалах  ревизии,  проведенной
перед  войной  под  руководством  сенатора
Нейгарта  [2],  указывалось,  что  все  дело
укрепления оборонной мощи страны постро-
ено на взятках и подкупе. Чтобы не сбивать
цен и не уменьшать прибыли, монополисты
подкупили  практически  всех  должностных
лиц  военного  и  морского  министерства,  а
также  часть  влиятельных  лиц  император-
ского двора. В результате российская казна
платила за снаряд 50 рублей вместо 25, за
артиллерийские башни каждого нового лин-
кора 4700 тыс. рублей вместо 2280 тыс. На-
пример, морской министр И.К. Григорович за
помощь обществу «Руссуд» в деле поставок
товаров армии получил акции общества на
сумму  в  2  млн.  рублей.  Ценные  подарки,
подношения,  взятки  и  др.  систематически
передавались царским наместникам в Сред-
ней Азии (они в сотни раз превышали взят-
ки  и  подношения  советским  чиновникам  и
высшим должностным лицам, проходившим
по известным «узбекскому», «хлопковому»,
«кавказскому»  и  прочим  уголовным  делам
конца 70-х начала 80-х годов ХХ века).
В  СССР  и  РСФСР  взяточничество
считалось  особо  опасной  преступной  дея-
тельностью,  и  Уголовные  кодексы  РСФСР
предусматривали за это преступление мак-
симальные на тот или иной период их дей-
ствия санкции вплоть до высшей меры - рас-
стрела.  Однако  до  начала  80-х  годов  тема
коррупции в СССР открыто не поднималась,
но тем не менее были так называемые «по-
казательные  «расстрельные»  уголовные
дела» по хищениям, взяткам, должностным
преступлениям.
Современная Россия в плане высокой
интенсивности  и  латентности  коррупцион-
ных преступлений, а также низкой выявляе-
мостью и неэффективной борьбой с ней мало
чем отличается от прошлых лет ее существо-
вания и государственности. Так, наши иссле-
дования показывают, что более трех четвер-
тей  россиян  (79-80%)  отмечает  «высокую»
или  «очень  высокую»  степень  распростра-
нения  коррупции  в  обществе  (48%  -  «очень
высокая»,  31-32%  -  «высокая»).  Остальные
опрашиваемые  респонденты  заявили,  что
коррупция в России «средняя» (17%), «низ-
кая» (3%), «коррупции в Российской Федера-
ции нет вообще» (0%).
С  1997  г.  по  2007  г.  количество  пре-
ступлений, которые действующий закон от-
носит к числу коррупционных, выросло в два
раза  и  составляло  примерно  110  тысяч.  Из
их числа на первом месте - должностные хи-
щения, на втором - служебный подлог. Тре-
тье-четвертое места делят взятки и злоупо-
требление должностными полномочиями [3].
В 2008 г. следственными подразделе-
ниями органов внутренних дел было возбуж-
дено свыше 5 тыс. уголовных дел только по
самым  распространенным  коррупционным
статьям УК. За получение и дачу взятки при-
влечено к уголовной ответственности более
1,6  тыс.  чиновников.  По  фактам  злоупо-
треблений  должностными  полномочиями  в
суды направлено 4 тыс. дел, по превышению
должностных  полномочий  1,6  тыс.  дел.  За
коммерческий подкуп в 2008 году по стране
было выявлено 300 преступлений [4]. Напри-
мер,  в  2008  году  Ставропольский  краевой
суд  приговорил  к  восьми  годам  колонии  и
выплате  штрафа  в  950  тыс.  руб.  бывшего
начальника управления архитектуры и гра-
достроительства администрации Кисловод-
ска Александра Белоконя. Суд признал его
виновным  в  получении  взятки  в  размере
более  6  млн.  руб.  (всего  ему  должны  были
передать  12,5  млн.  руб.)  за  содействие  в
оформлении аренды участка городской зем-
ли,  а  также  за  скорейшее  утверждение  ад-
министрацией  города  необходимого  пакета
документов под строительство объекта.
25  февраля  2009  года  в  Москве  в
МВД  России  состоялся  «круглый  стол»  по
теме  «Борьба  с  коррупцией:  роль  и  значе-
ние  общественности  в  противодействии
коррупционным  проявлениям».  В  работе
«круглого стола» приняли участие предста-
вители Департамента экономической безо-
пасности МВД России: начальник ДЭБ МВД
России  генерал-лейтенант  милиции  Юрий
Шалаков,  начальник  ОРБ  №3  ДЭБ  МВД
России  генерал-майор  милиции  Александр
Назаров и другие, а также руководители и
представители  общественных  организа-
ций,  основное  направление  деятельности
которых - противодействие коррупционным
проявлениям. Было отмечено, что ежегодно
сотрудниками подразделений БЭП выявля-
ется примерно 70 процентов преступлений
коррупционной  направленности  от  общего
количества преступлений, выявляемых все-
ми правоохранительными органами Россий-
ской Федерации. Например, в прошлом году
только  этими  подразделениями  выявлено
около 31 тыс. преступлений против государ-
ственной  власти,  интересов  государствен-
ной  службы  и  службы  в  органах  местного
самоуправления.  При  этом  среди  привле-
каемых к ответственности коррупционеров
все  чаще  встречаются  представители  ру-
ководящего  звена  органов  государствен-
ной  власти  и  местного  самоуправления.  В
частности,  возбуждены  уголовные  дела  в
отношении бывшего председателя правле-
ния Пенсионного фонда, ряда должностных
лиц  субъектов  Российской  Федерации,  а
также  некоторых  руководителей  крупных
муниципальных образований. Здесь нельзя
не отметить, что лидеры и активные участ-
ники преступных сообществ также пытают-
ся  освоить  выборную  систему.  Наиболее
активные  из  них  стремятся  сами  получить
депутатский мандат, а вместе с ним и депу-
татскую неприкосновенность [5].
Высокую  степень  коррумпированно-
сти (к концу 2011 года) чаще отмечают жи-
тели Дальнего Востока (74%), Сибири (73%),
Урала  (77%),  Центрального  и  Южного  фе-
деральных  округов  (66%),  Москвы  (68%)  и
Санкт-Петербурга (69%).
В первых трех регионах мы связываем
высокую  зараженность  коррупцией  с  нали-
чием огромных природных ресурсов и соот-
ветственно с их «разбазариванием» (рыбой,
ее  ценными  породами  и  икрой,  крабами,
моллюсками, животными, лесами, большим
земельным и водным пространством, полез-
ными  ископаемыми,  сероводородом  и  др.).
Во  вторую  очередь  данная  связь  напрямую
зависит  от  генетических  свойств:  пассио-
нарности большинства населения, менталь-
ности,  психологии,  культуры  и  т.п.  Отсюда
вытекает  третья  особенность,  связанная  с
региональной  властью,  ее  менеджментом
и  менеджерами,  промышленным  произ-
водством  и  финансово-промышленными
комплексами,  средним  и  малым  бизнесом,
сетями  различных  дорог  и  коммуникаций,
торговлей  и  др.  Например,  генетическая
особенность  Дальнего  Востока,  Сибири  и
Урала, на наш взгляд, обусловлена истори-
ческим расположением и наличием в данных
регионах (до недавнего времени): 1) ссылок,
колоний,  тюрем,  поселений  криминалитета,
резерваций  аборигенов,  крупных  рудников,
гигантских  строек;  2)  беглых  осужденных
и  крепостных  крестьян,  вольных  казаков,
поощрением  освоения  новых  российских
территорий;  3)  развитием  промышленного
производства  и  образованием  крупнейших
товарно-промышленных  бирж,  класса  бо-
гатых  промышленников  и  купечества;  4)
отсутствием  крепостного  права  (были  ка-
зенные  крестьяне  и  такие  же  казенные  ра-
бочие),  должного  контроля  верховных  вла-
стей державы и соответствующего контроля
за наместниками (опять же из-за огромных
территорий  и  делегирования  наместникам,
губернаторам  и  другим  чиновникам  значи-
тельных  полномочий);  5)  повышенным  по
сравнению  с  населением  других  регионов
позитивных и негативных чувств, восприятий
и поведения - свободы, активной позиции и
деятельности, удали, безнаказанности, бун-
тарства,  взяткодательства  и  одновременно
мздоимства в виде природных ресурсов (зо-
лотом,  серебром,  самоцветами,  пушниной,
икрой, рыбой) и т.п.
Другие  два  региона  характеризуются
практически  теми  же  моментами,  но  в  ре-
троспективе:  1)  вековым  угнетением  насе-
ления  (например  наличие  крепостного  пра-
ва,  отсутствие  паспортов  в  силу  большого
числа колхозного крестьянства и др.); 2) не-
развитой инициативностью людей и, наобо-
рот,  повышенной  их  исполнительностью;  3)
оглядкой  на  действия  властей  и  упованием
на  их  защиту  («вот  приедет  барин,  барин
нас  рассудит»);  4)  практически  отсутствую-
щей  (исключение  -  советский  период)  про-
мышленностью, и, напротив, значительными
масштабами  сельскохозяйственного  произ-
водства.  Последнее  в  условиях  тотального
дефицита  помогало  решать  местному  на-
селению  и  его  руководителям  практически
любые  вопросы  и  проблемы,  напрямую  за-
висящие от той или иной структуры и уровня
государственной власти. Исстари (да и по на-
стоящее время) в столицы - Москву и Санкт-
Петербург - для решения тех или иных задач
везли (и везут) подношения в виде экологи-
чески чистых продуктов питания, дичи, озер-
ной  и  «прудной»  рыбы,  охотничьих  собак
(«взятки берутся даже борзыми щенками»),
отдавались  (продавались)  и  отдаются  (про-
даются)  земли,  леса,  озера,  сельхозугодия
и  заповедники  под  строительство  усадьб,
санаториев, домов отдыха и здравниц, кот-
теджей  высоко  и  невысоко  поставленным
чиновникам, особо приближенным к власти
бизнесменам и руководителям организован-
ных преступных групп.
В  Москве  и  Санкт-Петербурге  наибо-
лее  благоприятный  климат  для  коррупции
в  силу  следующих  исторических  и  генети-
ческих  причин.  Во-первых,  это  столицы  (в
разные годы) с особым статусом, в которых
сосредоточены  практически  все  админи-
стративно-властные  ресурсы  (князья,  цари,
думы, императоры, президенты, правитель-
ства,  депутаты,  министерства,  ведомства,
царедворцы,  «подсобный»  аппарат  и  т.д.),
от  которых  зависят  внутренняя  и  внешняя
ситуации,  политическая  воля  и  оператив-
ные  политические  решения,  влияние  на
ментальность  и  культуру  (субкультуру)  на-
селения  страны,  принятие  должного  зако-
нодательства  и  его  реальное  применение,
государственные  заказы  и  распределение
государственных  финансовых,  материаль-
ных  и  иных  средств  по  регионам,  отрас-
лям  народного  хозяйства  и  многое  другое.
Во-вторых,  в  этих  «особых»  территориаль-
ных  субъектах  России  сосредотачивались
и  сосредотачиваются  все  (или  большин-
ство)  финансовые  потоки;  в  криминальном
аспекте  происходит  основное  «отмывание»
преступных денег и капитала, а в соцально-
моральном плане здесь формируется и рас-
пространяется в дальнейшем по стране суб-
культура,  новые  люмпены,  субдемократия,
национализм  и  т.п.  В-третьих,  здесь  нахо-
дится  большой  финансово-экономический,
военный,  научно-технический,  культурный,
образовательный  потенциал,  соответству-
ющий  им  людской  потенциал  и  его  резерв.
В-четвертых, население этих городов имеет
огромное  информационное  пространство,
его  объем,  содержание  и  достоверность,  а
следовательно,  быстрее  получают  необхо-
димую  информацию,  анализируют  и  прини-
мают  необходимые  для  себя  и  социальных
групп,  на  которые  они  в  первую  очередь
замкнуты,  оперативные  решения.  В-пятых,
жители  Москвы  и  Санкт-Петербурга  всегда
были  и  остаются  политически  активными,
наиболее  адекватно  воспринимающими  из-
менения в любой сфере жизнедеятельности
людей, общества и государства. Параллель-
но в вышеназванных городах (а сейчас и в
столицах  региональных  округов)  существу-
ют устоявшиеся преступные сообщества, ко-
торые стремятся узурпировать собственную
«квази-власть»  на  распределенных  ими  же
территориях, «подчинить» своему влиянию и
интересам как «местный», «родной» крими-
налитет, так и криминалитет иногородний, а
в условиях глобализации - и международные
преступные синдикаты. Одной из важнейших
задач современной организованной преступ-
ности  является  слияние  ее  с  государствен-
ным  аппаратом,  чиновниками  всех  уровней
и рангов, т.е. заражением этой значительной
социально-психологической  группы  людей,
которая в настоящее время фактически ста-
ла классом, вирусом коррупции. Это «зара-
жение»,  «вербовка»  происходит  в  первую
очередь с помощью дачи взяток, предостав-
лением  коммерческих,  развлекательных  и
иных услуг и иной финансово-материальной
стимуляции чиновничьего класса, деформи-
руя тем самым у него мотивационную сферу
и вырабатывая, подобно наркотической, за-
висимость к стяжательству,. Так, например,
в настоящее время вынесен приговор в от-
ношении  главного  инспектора  объединения
административно-технических  инспекций
по  Восточному  административному  округу
Москвы  Алексея  Покусаева.  Он  осужден  в
получении  взятки  в  472  тыс.  руб.  от  пред-
ставителя компании ООО «Парма-Вива» за
несоставление административного протоко-
ла в связи с отсутствием у предприятия до-
кументов на землеотвод под строительство.
Кроме того, по распоряжению первого заме-
стителя  префекта  Восточного  администра-
тивного  округа  Москвы  гендиректор  ООО
«Жилищный  центр  Восточный»  реализовы-
вал  расселяемые  коммунальные  квартиры.
Были  проданы  9  расселенных  коммуналок
на  сумму  свыше  8,5  миллиона  рублей,  из
них  5  миллионов  коммерсант  похитил.  По
результатам  расследования  и  представле-
нию Следственного комитета г. Москвы ви-
новные были осуждены, а начальник управ-
ления  муниципального  жилья  округа  был
уволен [6].
По  мнению  наших  сограждан,  жад-
ность,  аморальность  российских  чиновни-
ков и бизнесменов, безграничные аппетиты
преступных  организаций,  а  также  несовер-
шенство  законов  и  вялой  практики  их  при-
менения - главные причины коррупции (48%
и 46% соответственно опрошенных).
Следственный комитет России в рам-
ках  уголовного  дела  о  коррупции,  связан-
ного  с  подпольными  казино  в  15  городах
Московской  области,  к  началу  2012  года
установил,  что  с  августа  2009  года  зани-
мавший  должность  первого  зампрокурора
Московской  области  Александр  Игнатенко
вместе с бывшим начальником 15-го управ-
ления (по надзору за следствием) Мособл-
прокуратуры  Дмитрием  Урумовым  вступил
в преступный сговор с целью получения взя-
ток от организаторов незаконного игорного
бизнеса и вовлек в данную преступную дея-
тельность теперь уже экс-прокурора Ногин-
ска Владимира Глебова, бывшего прокурора
Одинцовского района Романа Нищеменко и
экс-прокурора  Серпуховского  района  Оле-
га Базыляну. По данному уголовному делу
также проходят два сотрудника управления
«К» МВД РФ Фарит Темиргалиев и Михаил
Куликов,  а  также  безработный  Олег  Суда-
ков, который по версии следствия являлся
доверенным лицом начальника подмосков-
ного ГУВД. Подозреваемыми проходят два
его предполагаемых помощника Алла Гусе-
ва и Марат Мамыев и три сотрудника поли-
ции, которых подозревают в «крышевании»
игорного  бизнеса.  По  данным  следствия,
бывший  первый  заместитель  прокурора
Московской  области  Александр  Игнатенко
за покровительство незаконному игорному
бизнесу получил за полтора года более 47
миллионов  рублей,  другие  бывшие  проку-
роры  получили  взяток  на  общую  сумму  не
менее 15 млн. рублей. Эти деньги бывшим
прокурорам  передавали  предприниматель
Назаров  и  его  пособники  за  невоспрепят-
ствование их незаконной деятельности. Все
члены  организованной  преступной  группы
на  случай  выявления  их  преступной  дея-
тельности  имели  паспорта,  в  том  числе  и
заграничные,  на  подставных  лиц  и  «пути
отхода».  Например,  Александр  Игнатенко
скрывался в Польше и только в январе 2012
года был задержан сотрудниками польских
силовых структур.
Почти каждый четвертый - пятый опро-
шенный  нами  респондент  (в  разных  регио-
нах  это  соотношение  различное)  считает,
что  основная  проблема  заключается  в  ги-
пертрофированно-высоком  правовом  ниги-
лизме в обществе, а следовательно, в низ-
ком уровне правовой культуры. Практически
любой вновь принятый или обсуждаемый за-
кон либо иной нормативно-правовой акт на-
чинается не с его понимания и применения,
а с его внутренним или внешним невоспри-
ятием  либо  игнорированием  или  критикой,
включая  и  справедливое,  добросовестное
несогласие  с  ними  населения.  Так,  неодно-
значно  воспринимаются  недавно  принятые
нормативные  акты  о  полиции,  о  борьбе  с
коррупцией, об изменениях и дополнениях в
уголовный, уголовно-процессуальный кодек-
сы, игнорируются государственные запреты
на курение и распитие слабоалкогольных на-
питков в общественных местах.
На  вопрос  «Изменилось  ли  Ваше  со-
циальное,  материальное  и  финансовое  по-
ложение  за  последнее  время  в  лучшую
сторону?»  ответили  «да»  66%  работников
полиции,  6,5%  сотрудников  прокуратуры,
11% судей, 17% граждан. На вопрос «С чем
Вы связываете общесоциальное ухудшение
уровня жизни?» 46,3% граждан ответили: с
крупными  хищениями  и  коррупцией  в  выс-
ших  эшелонах  власти;  с  игнорированием
мнения  населения  по  концептуальным  во-
просам,  вопреки  существующим  конститу-
ционным  нормам  -  32%,  с  угрожающим  ро-
стом  удельного  веса  преступности  -  43,7%,
с отсутствием футурологической националь-
ной  идеи  -  74,2%,  с  потерей  ориентиров  в
изменяющихся отношениях - 51%. Настора-
живают  и  систематические  публичные  за-
явления  высокопоставленных  чиновников  о
том, что коррупция в России является одним
из  элементов  национального  менталитета,
а потому неискоренима. На наш взгляд, это
не так. Если, к примеру, принять законы об
обязательном  составлении  программ  соци-
ального развития общества и этапах ее ре-
ализации для кандидатов, претендующих на
должности всех уровней и структур власти,
а  позднее  учредить  обязательные  текущие
отчеты по этим программам, то весьма про-
блематичным станет лоббирование частных
интересов определенных социальных групп.
Кроме того, возникает необходимость в обя-
зательном прогнозировании социально-пра-
вовых  явлений.  Социально-правовое  мыш-
ление уже не будет так зависеть от ситуации
неопределенности, ссылки на которую в на-
стоящее  время  довольно  часто  используют
при  «провальных»  социальных,  экономиче-
ских  и  иных  программах.  Иными  словами,
отсутствие  прогностичности  в  интеллекту-
альной  деятельности  должностных  лиц  при
определенных  обстоятельствах  указывает
на  то,  что  возможные  неблагоприятные  по-
следствия принимаемых решений игнориру-
ются сознательно.
Главный  смысл  борьбы  с  коррупцией
- она не должна быть «выгодной» ни для од-
ной  социальной  группы,  ни  для  другого  че-
ловека.

Библиографический список:
1. Ананиан Л.Л. Тюрьмы и заключенные // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в России и за рубежом. 1999. 1. М., 1999. С.14.
2. Аслаханов А.А. Особенности российской коррупции // Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей. М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 1999.
3. Босхолов С.С. Проблемы уголовной политики в сфере борьбы с коррупцией // Проблемы борьбы с коррупцией: Сборник статей. М., 1999.
4. Васин Ю.Г. О некоторых аспектах разработки поискового прогноза законодательной деятельности в сфере борьбы с коррупцией // Проблемы борьбы с коррупцией: Сборник статей. М., 1999.
5. Демографический ежегодник России. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010.
6. Доклад В.И. Селиверстова о Концепции развития уголовно-исполнительной системы в РФ на заседании Союза криминалистов и криминологов (15.02.2011 - МГЮА) // URL: www.crimpravo .ru.











 

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (15.12.2012)
Просмотров: 380 | Теги: коррупция, административная рента, коррупционные преступления, взяточничество, преступные сообщества, коррумпированность, несовершенство законов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017