Пятница, 20.07.2018, 06:13
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Коррекция морфофункционального состояния студенток с учетом соматотипа, занимающихся шейпингом

М.Н.Чапурин, Е.Н.Симзяева

Коррекция морфофункционального состояния студенток с учетом соматотипа, занимающихся шейпингом

Аннотация. В статье анализируются особенности морфофункционального состояния студенток, занимающихся шейпингом. Авторами представлена разработанная программа занятий шейпингом с учетом соматотипа, способствующая целенаправленному внесению коррекции в телосложение студенток. Программа тренировки заключались во включении в структуру занятий кроме классического шейпинга упражнений на тренажерах (атлетической гимнастики).

Ключевые слова: морфофункциональное состояние, соматотип, студентки, шейпинг.

 

Физическое воспитание в высших учебных заведениях является неотъемлемой частью образования. От качества организации и проведения занятий со студентами зависят уровень их физической подготовленности и здоровья, а также отношение к физической культуре по окончании высших учебных заведений. Центром внимания в деятельности кафедр физического воспитания вуза остаются предусмотренные учебными программами нормативы и тесты, а не сам студент, его ценностные ориентации и потребности [1, 4]. Специалисты указывают на необходимость поиска новых нетрадиционных технологий для организации занятий по физическому воспитанию в вузе [3, 5, 6]. Одним из таких видов двигательный активности может быть шейпинг [2, 4, 5].

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена объективным противоречием между существующим программным обеспечением физического воспитания студенток, занимающихся шейпингом, с одной стороны, и недостаточной научно-методической разработанностью вопросов коррекции телосложения с учетом индивидуального своеобразия морфофунк- ционального состояния, обеспечивающего повышение эффективности занятий шейпингом, с другой.

Проблема нашего исследования, направленного на поиск путей разрешения этого противоречия, сформулирована следующим образом: каковы особенности морфофункционального состояния студенток, занимающихся шейпингом?

Цель исследования — изучение особенностей морфо- функционального состояния студенток вуза, занимающихся шейпингом.

Для достижения цели исследования последовательно решались три задачи:
1. Теоретически исследовать проблему коррекции морфофункционального состояния студенток в процессе физического воспитания.
2. Выявить особенности морфофункционального состояния студенток.
3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность программы индивидуальной коррекции морфофункционального состояния студенток, занимающихся шейпингом.

Для решения поставленных задач исследования был использован комплекс методов: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; сома- тометрия; функциональная диагностика; педагогический эксперимент; математическая статистика.

Новизна исследования заключается в следующем:
1. Определены особенности морфофункционально- го состояния студенток для направленного построения занятий шейпингом.
2. Разработан комплекс средств коррекции фигуры с учетом соматотипа студенток, занимающихся шейпингом.
3. Экспериментально обоснована программа индивидуальной коррекции морфофункционального состояния студенток.

Практическая значимость исследования. Разработаны и внедрены в практику работы оздоровительных клубов методические рекомендации по реализации индивидуального подхода к коррекции телосложения занимающихся шейпингом. Полученные результаты исследования могут быть использованы в работе преподавателей средних и высших учебных заведений, проводящих занятия по шейпингу.

В контексте решения первой задачи теоретического исследования проблемы коррекции морфофункцио- нального состояния студенток в процессе физического воспитания мы выяснили, что эффективным средством преобразования человеческого тела посредством физических упражнений, а также улучшения общей физической и функциональной подготовленности девушек являются занятия шейпингом. Основными средствами, применяемыми в шейпинге, являются гимнастические упражнения общего и аналитического воздействия (ритмическая гимнастика, упражнения на тренажерах, упражнения со свободными весами, упражнения с предметами). Анализ литературных источников показал, что соматотип человека является одним из предопределяющих факторов его полноценной жизни, так как тесно взаимосвязан со здоровьем и общей работоспособностью и служит внешним признаком конституции человека.

Рис 1. Соотношение соматотипов среди студенток вуза,%

В нашей работе мы придерживались классификации типов телосложения, предложенной профессором М. В. Черноруцким. Он различает 3 основных типа конституции: астенический (тонкокостный), нормостени- ческий (нормокостный) и гиперстенический (ширококостный) [6]. В соответствии со второй задачей для выявления особенностей морфофункционального состояния студенток было проведено соматотипирование. Для определения соматотипа студенток были подобраны информативные показатели, позволяющие оценить пропорции тела, долю жирового компонента в массе тела и соответствие веса тела росту по весо-ростовым индексам.

В констатирующем эксперименте приняли участие студентки, обучающиеся на 1-3 курсах, в количестве 104 человек.

В результате исследований было выявлено, что большая часть студенток относится к крайним соматоти- пам. К нормокостному относится только 18% обследуемых, тогда как к ширококостному и тонкокостному соответственно 37% и 45% (рис 1.).

Выявленные отклонения индивидуальных морфо- функциональных характеристик указывают на необходимость деления занимающихся внутри каждой группы на соматотипы с целью повышения эффективности занятий шейпингом.

В контексте решения третьей задачи нами была разработана программа индивидуальной коррекции морфофункционального состояния с учетом соматоти- па студенток, занимающихся шейпингом.

В формирующем эксперименте приняли участие две группы студенток 1-го курса, которые были разделены на три соматотипа: тонкокостный, нормокостный, ширококостный. Занимающиеся по «традиционной» шейпинг-программе составили контрольную группу (п=25). В ней занятия проводились только с использованием классического шейпинга по стандартным видеопрограммам, рекомендованным федерацией шейпинга России, имеющим широкое применение в процессе физкультурно-оздоровительных занятий.

В экспериментальной группе была предложена разработанная нами программа занятий шейпингом с учетом соматотипа, способствующая целенаправленному внесению коррекции в телосложение студенток. Программа тренировки заключались во включении в структуру занятий кроме классического шейпинга упражнений на тренажерах (атлетической гимнастики).

Для возможности осуществления индивидуальной коррекции для каждой студентки строился индивидуальный профиль морфофункциональных особенностей на основании шкалы для определения степени отклонений параметров фигуры занимающихся от параметров шейпинг-модели соответствующего роста и конституционного типа внутри каждого соматотипа. Выявленные отклонения служили ориентиром для направленного воздействия по коррекции отдельных частей тела посредством занятий шейпингом. Направленные воздействия оказывались только на те части тела студенток, которые выходили за пределы нормативных каждого соматотипа. Программы тренировки в зависимости от соматотипа отличались по следующим параметрам физической нагрузки: отдыхом между подходами, количеством повторений и схемой их выполнения, темпом выполнения упражнений.

Разработанная программа тренировки с учетом со- матотипа студенток, занимающихся шейпингом включала рекомендации:

A) Для студенток тонкокостного типа: количество упражнений с отягощениями в тренировочных занятиях — от 8 до 12; количество подходов в каждом упражнении — от 3 до 4; количество повторений выполненных в каждом упражнении — от 10 до 4; интенсивность в каждом упражнении — 50-70%; темп выполнения упражнений — медленный, средний; время отдыха между каждым упражнением и подходом — от 1 мин. 15 с до 1 мин. 30 с.

Б) Для студенток ширококостного типа: количество упражнений с отягощениями в тренировочных занятиях — от 8 до 12; количество подходов в каждом упражнении — от 4 до 5; количество повторений выполненных в каждом упражнении — от 25 до 12; интенсивность в каждом упражнении — 70-80%; темп выполнения упражнений — выше среднего, быстрый; время отдыха между каждым упражнением и подходом — от 1 мин до 1 мин 15 с.

B) Для студенток нормокостного типа: тренировка носит оздоровительный характер, нагрузка распределяется на все группы мышц равномерно, выполняется 8-12 повторений, от 2 до 3 подходов. По мере адаптации к нагрузкам занимающихся несколько увеличивается вес отягощения, количество подходов и повторений. Темп выполнения упражнений в подходе в пределах средних величин. Отдых между подходами должен быть до относительно полного восстановления. Дыхание свободное. Тренировка направлена на все группы мышц равномерно.

Таблица 1.
Показатели морфофункционального состояния студенток 1-го курса ЭГ с учетом соматотипа после эксперимента

Анализируя полученные данные в конце педагогического эксперимента можно сделать вывод, что достоверные различия между контрольной и экспериментальной группами отмечены по показателям, отражающим функциональное состояние студенток Сравнительный анализ данных соматотипирования в ходе эксперимента показал, что целенаправленное воздействие физических упражнений на отдельные части тела в зависимости от соматотипа, более эффективно ведет к снижению количества жировых отложений в проблемных зонах. Это видно из показателя состава тела (% жира), по которому отмечено снижение жирового компонента тела (табл.).

Следует отметить положительную динамику в показателях, отражающих морфофункциональное состояние студенток, занимающихся шейпингом как по классической, так и по разработанной нами программе. Но, у студенток, занимающихся по шейпинг-программе с учетом соматотипов положительная динамика показателей более выражена.

Таким образом, обобщая результаты опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод о том, что разработанная программа индивидуальной коррекции фигуры с учетом соматитипа, оказалась более эффективной по сравнению с общепринятой методикой и может быть рекомендована к применению в практике занятий шейпингом со студентками вуза.

Литература:

1. Бурдыгина, Е. В. Методика занятий оздоровительной аэробикой для реабилитации здоровья студенток с нарушениями функций позвоночника: автореф. дис. ... канд. пед. наук. ВГАФК. Волгоград, 2003. — 22 с.
2. Бурцев, В. А. Педагогические условия формирования спортивной культуры учащейся молодежи в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Н. И. Алексеева // Фундаментальные исследования.— 2015.— № 2. Ч.21.— С.4750-4754.
3. Бурцев, В. А. Исследование спортивной мотивации студентов физкультурно-спортивного вуза в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, И. Е. Евграфов // Фундаментальные исследования. — 2015.— № 2. Ч.11.— С.2450- 2454.
4. Бурцев, В. А. Единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Н. Н. Му- галлимова // Фундаментальные исследования. — 2015.— № 2. Ч.24.— С.5493-5497.
5. Бурцев, В. А. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Н. Д. Бобырев // Фундаментальные исследования.— 2015.— № 2. Ч.25.— С.5655-5659.
6. Бурцев, В. А. Технологическая модель формирования спортивной культуры студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Ф. Р. Зотова // Фундаментальные исследования.— 2015.— № 2. Ч.23.— С.5178-5182.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (15.07.2018)
Просмотров: 22 | Теги: шейпинг, соматотип, студентки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь