Среда, 17.10.2018, 16:37
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Координационные способности в жизни детей старшего школьного возраста

Н.А.Шарикало

Координационные способности в жизни детей старшего школьного возраста

Анотация. В статье рассматривается развитие и методы воспитания координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: координационные способности, старший дошкольный возраст, физические упражнения.

 

В настоящее время проблема развития и воспитания координационных способностей представляется важным направлением оптимизации физического воспитания детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст характеризуется активным неравномерным и разновременным развитием, воспитанием координационных способностей. В этом возрасте закладывается основа для физического воспитания, здоровья и характера человека в будущем, отчетливо намечаются генетические особенности детей. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма.

В теории и методике физического воспитания понятием "координационные способности" начали пользоваться для конкретизации представлений о двигательном качестве "ловкость". И с 70-х годов вместо термина "ловкость" все чаще стали использовать термин "координационные способности". Эти термины в настоящее время не сравнивают, но до сих пор нет единой точки зрения по вопросу отношения этих двух понятий.

Известный физиолог Н.А. Бернштейн указывал, что ловкость не заключается в самих по себе движениях, а определяется исключительно по степени соответствия их с окружающей обстановкой, по степени успешности реализуемой ими двигательной задачи [1].

В.И. Филиппович определяет ловкость как способность быстро овладевать новыми двигательными действиями (способность быстро обучаться) и способность "к моторной адаптации", проявляемой в относительно стандартных и вариативных (вероятных и неожиданных), быстроизменяющихся ситуациях [3].

Координационные способности (от латинского "coordinatio" - согласование, соподчинение, приведение в соответствие). Координационные способности - это вид физических способностей, базирующихся на психофизиологических и морфологических особенностях организма и содействующих слаженному выполнению двигательных действий.

По мнению В.И. Ляха[4], не всякую координационную способность можно рассматривать как проявление ловкости, в то же время ловкость - это всегда одна или несколько координационных способностей, представленных в двигательных действиях совокупностью (системой) своих свойств.

И.И. Сулейманов под координационными способностями понимает способность к согласованию определенных действий в процессе управления деятельностью соответственно поставленной цели [9].

Координационные способности имеют комплексный характер, поэтому их очень трудно оценивать по какому-либо одному критерию. Чтобы оценить степень их развития, необходимо учитывать различные внешние показатели. Поэтому при определении координационных способностей у детей выделяют следующие виды координации:
статическая координация корпуса;
динамическая координация в целом;
координация рук;
координация скорости и одновременности движений;
координация отчетливости изолированного движения [5].

Для лучшего развития координационных способностей у детей, следует четко знать, что представляет собой каждый вид координации.

Статистическая координация представляет собой способность к сохранению равновесия в разнообразных статистических позах.

Динамическая координация преимущественно рук характеризуется наличием навыков метания предметов в цель, ловли мяча. Динамическая координация в целом - это способность к удержанию равновесия при передвижении.

Упражнения на скорость представляют собой двигательные действия, требующие проявления максимальной скорости выполнения.

Одновременность движений - это согласованное выполнение движений рукой и ногами либо двумя руками.
Отчетливость изолированного движения отражает сформированность дифференцированного торможения [5].

Жизненно важной является разновидность координационных способностей, проявляющихся в умелых и точных движениях руками, при относительно малоподвижном туловище [7].

Существуют и иные подходы к классификации координационных способностей. Многочисленные исследования позволили выделить следующие виды координационных способностей: специальные; специфические; общие.

Дошкольный возраст, отличающийся чрезвычайной пластичностью, очень активен, умело использует свой двигательный аппарат. Движения их достаточно координированы и точны. Он умеет их сочетать в зависимости от окружающих условий.

У детей в этом возрасте повышается способность к различению пространственного расположения движущихся предметов, в том числе и перемещающегося человека. Они различают скорость, направление, смену темпа, ритм. Ребенок прослеживает движения последовательно, выделяет разные его фазы, пытается объяснить их значение для качественных и количественных результатов движения [8].

В процессе развития координации у ребенка формируются способности управлять своими движениями, выполнять их легко и свободно, с наименьшими затратами энергии. Только при хорошо развитой координации движений можно более продуктивно проявить мышечную силу в разученных, двигательных действиях, а также увеличить быстроту и продолжительность их выполнения [2]. Все это говорит в пользу того, что подготовку детей старшего дошкольного возраста следует начинать с развития у них координации движений.

Изменение нагрузок, направленных на развитие координационных способностей, идет по пути повышения координационных трудностей, с которыми должен справиться ребенок. Эти трудности слагаются в основном из требований: к точности движений; к их взаимной согласованности; к внезапности изменения обстановки [7].

Целенаправленное развитие и совершенствование координационных способностей с раннего возраста, приводит к тому, что дети:
- значительно быстрее и рациональнее овладевают различными двигательными действиями;
- на более высоком качественном уровне усваивают новые и легче перестраивают старые программы выполнения движений; успешнее совершенствуют технику выполнения;
- легче справляются с заданиями, требующими высокого уровня психофизиологических функций в сенсомоторной и интеллектуальной сферах; постоянно пополняют двигательный опыт;
- приобретают умение рационально и экономично расходовать свои энергетические ресурсы;
- испытывают радость и удовлетворение от постоянного овладения новыми и разнообразными видами физических упражнений [8].

Основу методики воспитания координационных способностей составляют специальные учебные задания с элементами управления, предусматривающие использование определенных методов, методических приемов, организационных форм при обучении основным движениям на занятиях по физической культуре в детских садах. В процессе воспитания координационных способностей, особое внимание следует уделить оптимальному соотношению методов стандартно- повторного и вариативного упражнений. Часто используют метод взаимоконтроля, при котором дети самостоятельно дают информацию своему товарищу о правильности выполнения [6].

Эффективность координационных упражнений зависит от методики их применения и организации занятий. Новизна и необычность самых простых, а тем более относительно сложных упражнений без предметов, являются несомненными признаками, по которым их можно отнести к координационным. Поэтому следует всегда идти от более простых к более сложным упражнениям [2]. Также применяются упражнения, связанные с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку. Большой эффект дают контрастные упражнения: максимальное напряжение мышечной группы - максимальное расслабление. В ходе обучения упражнениям важно добиваться непринужденного, точного, координированного выполнения. По мере усвоения детьми упражнений, они усложняются с помощью различных заданий.

Физические упражнения, направленные на тренировку вестибулярного и мышечного аппарата, тем самым оказывает благотворное влияние на развитие и воспитания координационных способностей, так как от согласованности и четкости в работе этих аппаратов зависит успешное развитие двигательной координации [10].

Особенно богатым арсеналом разнообразных упражнений, способствующих развитию координационных способностей, располагают подвижные и спортивные игры, гимнастика. Вот почему они наиболее широко применяются в физическом воспитании дошкольников [11].

Упражнения, используемые при воспитании координационных способностей, довольно быстро ведут к утомлению. В тоже время их выполнение требует большой четкости мышечных ощущений и дает малый эффект при наступившем утомлении. Поэтому при воспитании координационных способностей используют интервалы отдыха, достаточные для относительно полного восстановления, когда нет значительных следов утомления от предшествующей нагрузки [7].

Таким образом, координационные способности являются одними из основных способностей, которые обеспечивают успешное овладение разнообразными физическими упражнениями. А они в свою очередь, оказывают стимулирующее и благотворное влияние на развитие, и воспитание координационных способностей.

Литература:

1. Ашмарин Б.А., Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1990 г. - 235с.
2. Бальсевич В.К. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет / В.К. Бальсевич, М.И. Королева // Теория и практика физической культуры. - 1986. -№ 10. - С. 21-24.
3. Кофман П.К., Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1998 г. - 146с.
4. Лях В.П., Тесты в физическом воспитании школьников. - М.: Физкультура и спорт, 1998 г. - 204с.
5. Лебедева Н.Т. Физическая культура шестилеток / Н.Т. Лебедева. - Минск: Народная Асвета, 1987.
6. Майорова Л. Т. Методика воспитания координационных способностей детей дошкольного возраста: автореф. ...дис. канд. пед.наук: / Л.Т. Майорова. - Омск, 1988.
7. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания / Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - Т. 1.
8. Осокина И.Т. Физкультура в детском саду / И.Т. Осокина. - М.: Просвещение, 1986.
9. Сулейманов И. И. Основы воспитания координационных способностей [Текст]. / И. И. Сулейманов. Омск: ОГИФК, 1986. - 89 с.
10. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1974.
11. Шиян Б.М. Теория и методика физического воспитания / Б.М. Шиян. - М.: Просвещение, 1988.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (13.01.2018)
Просмотров: 302 | Теги: координационные | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь