Вторник, 18.06.2019, 16:30
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

КООРДИНАЦИЯ АУДИТОРНОМ И ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ (ОБУ

ГНЕЗДИЛОВА Е.В., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Барнаульского юридического института МВД России

КООРДИНАЦИЯ АУДИТОРНОМ И ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ (ОБУЧАЮЩИХСЯ)

Образовательный процесс в высшей школе, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, координация, иностранный язык, коммуникативная компетенция.

Статья посвящена проблеме координации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы по иностранному языку в процессе формирования коммуникативной компетенции. В соответствии с учебным планом доля внеаудиторной работы возросла до 50%, и перед преподавателями встала задача ее целесообразной организации. В процессе развития коммуникативной компетенции
- как основы обучения языку
- акцент переносится от репродуктивной деятельности курсантов (обучающихся) до условно творческой и творческой деятельности. Для этого перехода наиболее методически оправдан ряд условий, основным из которых является координация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.

 

Возрастание роли самостоятельной работы и ее обеспечение являются в последние годы особым звеном образовательного процесса в высшей школе. Доля обязательных аудиторных занятий по большинству специальностей уменьшена до 50% от общего учебного времени, другие 50% отводятся на внеаудиторное самостоятельное изучение материала по дисциплине. Таким образом, появляется дополнительный резерв времени на самостоятельную работу. Принимая во внимание основную цель обучения иностранному языку в вузе - формирование коммуникативной компетентности, - использование этого резерва (при условии разумной организации самостоятельной работы) преподавателем послужит в итоге достижению указанной цели.

Коммуникативная компетенция подразумевает сфор- мированность языковых умений и навыков для осуществления речевой деятельности. При этом коммуникативное поведение основывается на языковых, страноведческих, предметных, социолингвистических знаниях в соответствии с различными сферами общения [1, 2, 3].

Чтобы формировать у курсантов (обучающихся) данную компетенцию, недостаточно использовать на занятии лишь коммуникативные упражнения, которые часто выполняются по образцу. Гораздо важнее предоставить им возможность думать, мыслить, решать коммуникативные задачи, постепенно уходя от репродуктивной деятельности к условно творческой, а затем - творческой [4]. Таким образом, в процессе обучения иностранному языку очень важно перенести акцент на активную мыслительную деятельность курсантов (обучающихся), которая требует владения определенными языковыми средствами.

Кроме того, развитие коммуникативной компетенции у курсантов (обучающихся) зависит как от полноты методического обеспечения самостоятельной работы, наличия достаточного количества учебной литературы и их психологической готовности, умения с высокой степенью эффективности работать самостоятельно, так и от готовности преподавателя к организации и управлению этой работой.

С целью разумной организации и целенаправленного управления аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работой преподавателями кафедры иностранных языков Барнаульского юридического института МВД России были выявлены их основные педагогические условия:

1. Индивидуализация обучения, предполагающая максимальный учет индивидуальных свойств курсантов (обучающихся).

2. Педагогическая диагностика как процесс установления уровня развития, обучения и образования личности, имеющихся у нее потенциала и перспектив развития.

3. Личностно ориентированное обучение. Основой обучения в русле данного подхода является обеспечение свободы выбора содержания обучения иностранному языку с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, формирование готовности и способности курсантов (обучающихся) к адекватному социальному взаимодействию, гуманное отношение к развивающейся возможности самореализации в условиях межкультурной коммуникации [5, с. 23].

4. Междисциплинарная интеграция. Она позволяет «увязать» в единую систему все знания, получаемые из разных дисциплин, а также добывать новые знания в результате осуществления этих связей. Исходя из приоритета профессионального интереса и мотивации, преподаватели кафедры стараются организовывать всю учебную деятельность и самостоятельную работу в тесной связи с будущей специальностью.

5. Преемственность этапов процесса изучения иностранного языка, устанавливающаяся в преемственности комплексных задач, решаемых в ходе последовательного прохождения этапов этого процесса. В решении комплексов коммуникативно-познавательных задач создается преемственность репродуктивной и продуктивной систем.

6. Система управления процессом организации самостоятельной работой курсантов (обучающихся). Она представляет собой целостный динамический механизм, включающий две подсистемы (управляющую и управляемую), а также трехуровневый комплексный объект управления (комплекс взаимодействий эффективных форм, методов и функциональных возможностей студента, комплексный контроль и оценка уровня теоретической, практической и психологической подготовленности к самостоятельной работе и организационно-методическое обеспечение).

Одним из основных условий рациональной организации самостоятельной работы является координация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Понятие «координации» характеризует взаимообусловленность существования явлений и их взаимодействие. Взаимодействие же отражает процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимообусловленность и порождение одним объектом другого. Поэтому не только аудиторная самостоятельная работа воздействует на внеаудиторную, но осуществляется и обратная связь, таким образом происходит взаимодействие.

Данное взаимодействие осуществляется исключительно при соблюдении всех факторов, обусловливающих эту связь. К таким факторам относят: единство целей обучения, соотнесенность функций общения (информирующей, побудительной, ценностно-ори- ентационной и конвенциональной) и взаимодействие умений самостоятельной работы как основы их применения на занятии и вне аудитории, тематика устной речи и чтения, текстовый материал, страноведческий и профессиональный аспект текстового материала, общность языкового материала, страноведческий и профессиональный аспект лингвистической информации, общие и специальные учебные умения [6].

Предмет «Иностранный язык» в неязыковом вузе занимает двойственное положение. С одной стороны, он является базой для общепрофессиональной и специальной подготовки. С другой стороны, иностранный язык не является профилирующей дисциплиной, и курсанты, например, образовательной организации МВД России воспринимают его как некую абстрактную дисциплину, изучение которой не влияет на уровень компетентности будущего сотрудника правоохранительных органов. Изменить подобное отношение крайне трудно, поскольку курсанты, изучая иностранный язык на первом-втором курсах в цикле общеобразовательных дисциплин, не располагают в достаточном объеме знаниями профильных предметов, которые позволили бы убедиться в связи предмета «Иностранный язык» с их будущей профессиональной деятельностью. Курсанты же соизмеряют целесообразность изучения дисциплин прежде всего с их профессиональной значимостью [7, с. 6].

Исходя из этого, преподавателями кафедры активно внедряется профессионально ориентированное обучение. Оно способствует созданию мотивации, в том числе и для самостоятельной работы. Развитие языковых навыков происходит быстрее, поскольку внимание перераспределяется в пользу содержания учебного материала, который предполагает отношение к нему и его изучение не как языкового материала, а как источника расширения профессионального опыта [8].

Учебные планы по предмету «Иностранный язык» в образовательных организациях МВД России предусматривают два основных вида самостоятельной работы: аудиторную работу под руководством преподавателя и внеаудиторную работу. Координация этих видов работы предполагает индивидуализацию и высокую результативность ее применения и зависит от общей организации, управления и логики учебного процесса.

По форме самостоятельную работу разделяются на обязательную и факультативную. Обязательная предполагает наличие в про-
цессе обучения заданий, которые должны выполняться в соответствии с рабочей программой дисциплины (такая работа может представлять как аудиторную, так и внеаудиторную форму) и включать в себя: подготовку к текущим занятиям, проработку учебного материала, вынесенного на самостоятельную подготовку как в аудитории, так и дома, написание рефератов, осуществление учебной исследовательской работы курсантами (обучающимися).

Факультативная самостоятельная работа содержит выполнение (в том числе по собственной инициативе) индивидуальных заданий. Такая работа является чаще всего внеаудиторной, и к ней относят: подготовку докладов, информационных сообщений в группе, на студенческих конференциях институтского, всероссийского, международного уровней, участие в олимпиадах, конкурсах, подготовку статей, участие в научно-исследовательской работе, самостоятельную работу, не входящую в учебные планы и выполняемую курсантами добровольно [9].
Важно также разработать дифференцированные виды заданий, в целом способствующие развитию коммуникативной компетенции курсантов (обучающихся). Это обеспечивает индивидуализацию обучения, так как предъявляет высокие требования к наиболее подготовленным курсантам (обучающимся) и создает комфортные условия для успешного приобретения знаний и умений наименее подготовленными, способствует активизации познавательной деятельности курсанта (обучающегося). Самостоятельность в данном случае проявляется в свободе выбора курсанта (обучающегося), когда он не ограничен способами познавательной деятельности и контроля качества [10].

Одним из наиболее сложных и трудоемких направлений самостоятельной работы является организация ее внеаудиторной формы. Это связано с тем, что сфера этой работы в наименьшей степени подвержена официальной регламентации и активному, регулярному воздействию со стороны преподавателя. С другой стороны, именно она является той областью, в которой в наибольшей степени раскрываются личностные качества курсанта (обучающегося), его потенциальные возможности и интересы.
Таким образом, преподаватель должен приложить максимум усилий для связи аудиторной и внеаудиторной работы, для выявления той «ниточки», которая могла бы не только обеспечивать преемственность заданий по видам речевой деятельности, но главным образом - поддерживать интерес и потребность как к предмету «Иностранный язык», так и к подлинно самостоятельной деятельности по предмету [11].

С целью наиболее эффективной организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы по иностранному языку нами разработан алгоритм действий преподавателя, состоящий из четырех блоков:

1. Диагностика индивидуальных особенностей каждого курсанта (обучающегося) с целью их учета и развития в процессе обучения.

2. Анализ исходных данных и составление на этой основе индивидуализированных заданий для самостоятельной работы (как в аудитории, так и в читальном зале, дома и т.д.) отдельно для каждого или для группы курсантов (обучающихся), сходных по какому-либо признаку (относительная индивидуализация самостоятельной работы). В соответствие с этим проводится определение форм организации самостоятельной работы: индивидуальная, фронтальная, групповая или же их сочетание на определенных этапах учебного процесса [12, 13].

3. Создание условий индивидуализированной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы по иностранному языку. К ним мы относим:

- анализ преподавателем учебного плана специальности и изучение должностных обязанностей будущего специалиста;

- расчет времени на аудиторную и внеаудиторную работу;

- разработка перечня умений самостоятельной работы, иноязычных умений и навыков и необходимого для этого комплекса профессионально ориентированных индивидуализированных заданий;

- группировка заданий в блоки, их выдача в начале семестра с указанием времени сдачи результатов выполнения заданий;

- подготовка письменных контрольных заданий с определением предварительной даты проведения контрольных занятий;

- определение и предъявление требований к результату деятельности;

- представление сведений об информационном и методическом обеспечении заданий;

- контроль, заключающийся в регулярной оценке при сопоставлении полученного результата с запланированным;

- предоставление возможности курсанту (обучающемуся) самому планировать работу (принимать решения на определенную учебным планом временную перспективу, выбирать объем деятельности (но не ниже установленного норматива), подбирать содержание работы и т.д.);

- подведение итогов выполнения плана- графика самостоятельной работы, информирование курсантов (обучающихся) об уровне их подготовки по иностранному языку, уровне сформированности умений самостоятельной работы.

4. Коррекция процесса организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работой по иностранному языку и управления ею. Она подразделяется на четыре вида: итоговую, семестровую, этапную, текущую. Итоговая и семестровая коррекция - это составление нового семестрового плана самостоятельной работы по окончании учебного года и внесение корректив в планы текущего года. Этапная коррекция плана предусматривает не только оценку результатов работы преподавателя с точки зрения правильности планирования и загрузки курсантов (обучающихся) на конкретном этапе, качества методического обеспечения, эффективности применяемых форм и методов контроля и т.д., но и разработку плана на перспективу: что должно быть изменено в следующем учебном году на том же этапе [14, 15].

В отличие от аудиторных занятий внеаудиторная самостоятельная работа в ряде форм ориентирована лишь на определенную категорию курсантов (обучающихся) - на наиболее активную и подготовленную, - что можно считать ее недостатком. В то же время именно в этих формах в значительно большей мере, чем в обязательной самостоятельной работе, реализуются элементы научного исследования, проявляются творческая активность и инициатива курсантов (обучающихся), а значит, в совокупности с аудиторной работой ей должно уделяться не меньшее внимание.

 
Библиографический список:

1. Зимняя И. А. Становление ключевых социальных компетентностей на разных уровнях образовательной системы (дескрипторная характеристика как база оценивания) // Материалы XI симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 82 с.
2. Бим И.Л. Теория и практика обучения английскому языку в средней школе. М.: Просвещение, 2003. 256 с.
3. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. М.: Фломатис, 2006. 480 с.
4. Королькова Е.В. Развитие творческой самостоятельности как один из путей повышения общей культуры будущего специалиста // Формирование деловой и профессиональной культуры руководителей, преподавателей, школьников, студентов и специалистов: сб. ст. участников Второй Всероссийской научно-методической конференции. Мичуринск: МичГАУ, 2002. С. 38-41.
5. Авдеев Н.П. Влияние настойчивости на успешность самореализации личности студентов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2014.
6. Королькова Е.В. Педагогические условия индивидуализации самостоятельной работы студентов (на материале иностранного языка): Дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2004. 195 с.
7. Современные подходы и инновационные технологии в обучении иностранным языкам в неязыковых вузах: Методические рекомендации для преподавателей образовательных учреждений МВД России. Екатеринбург: Уральский ЮИ МВД России, 2009. 67 с.
8. Гром Е.Н. Содержание и формы контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся 10-11 классов школ с углубленным изучением иностранного языка: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 315 с.
9. Гнездилова Е.В. Продуктивная самостоятельная работа студентов как основа подготовки будущего специалиста // Актуальные проблемы экономики управления и права в современных условиях: сб. науч. ст. межвузовской научно-практической конференции. Барнаул: Концепт, 2010. С. 132-137.
10. Гришаева Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации: Учебное пособие. М., 2006. 300 с.
11. Шабалкова Т.Н. Педагогическое сопровождение актуализации самообразовательной деятельности студентов вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2017. 22 с.
12. Царькова К.М. Индивидуализация самостоятельной работы студентов-заочников в процессе изучения педагогических дисциплин: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2013. 22 с.
13. Юшко Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2001. 23 с.
14. Blair R. Innovation approaches to language teaching. New York, 2010. 252 p.
15. Mitchell P.J. The Storyline Method in foreign language teaching: history and major principles // Language and culture. 2013. № 2 (24). P. 101-109.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 1 (51) 2018.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (21.05.2019)
Просмотров: 38 | Теги: образовательный процесс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь