Пятница, 09.12.2016, 06:49
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

Контрольная функция государства в финансовой сфере

В.Е.Кузнеченкова*

 

Контрольная функция государства в финансовой сфере

 

          В период укрепления государственности в Российской Федерации стало очевидным, что эффективный и действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства. Контрольная функция государства в финансовой сфере – это не только предупреждение, выявление и пресечение финансовых правонарушений, но и функционирование действенной системы государственного финансового контроля в целях повышения эффективности использования государственных средств, достижения более высоких результатов в управлении государством.

Современный этап развития России характеризуется повышением роли государства в управлении экономикой, усилением борьбы с коррупцией и ростом правонарушений в бюджетной сфере. В связи с этим все более актуальным становится вопрос об эффективном управлении государственными (в т.ч. муниципальными) финансами. Одним из факторов, влияющих на эффективность управления муниципальными ресурсами, является муниципальный финансовый контроль и наличие системы государственного финансового контроля.

Муниципальный финансовый контроль, являясь одним из этапов бюджетного процесса и важнейшей функцией управления, содействует успешной реализации государственной финансовой политики, соблюдению законности, целесообразности и эффективности использования средств местного бюджета. Государственный финансовый контроль (ГФК) функционирует на всех уровнях бюджетной системы России, подчиняясь общим требованиям и процедурам для всех элементов системы. Отсутствие целостной системы государственного и муниципального финансового контроля снижает эффективность контрольных мероприятий и результативность бюджетирования. А недостаточная разработанность научных основ формирования и функционирования системы государственного финансового контроля сдерживает его развитие.

Особую значимость государственный и муниципальный финансовый контроль приобретает в период проведения социально-экономических реформ и реализации антикризисной программы Правительства РФ. Принятие Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» стимулировало процесс реформирования местного самоуправления,  и как следствие, именно муниципальный финансовый контроль приобрел особую актуальность и практическую значимость, что определяет необходимость разработки новых подходов к развитию системы муниципального финансового контроля и оценки его эффективности.

Муниципальный финансовый контроль базируется на реализации контрольной функции финансов и функции управления на основе единства государственных финансов и единства бюджетной системы Российской Федерации; имеет общие цели, задачи, функции и принципы организации, свойственные государственному финансовому контролю. Следовательно, муниципальный финансовый контроль представляет собой составной элемент государственного финансового контроля (при сохранении самостоятельности, гарантированной Конституцией РФ). Муниципальный финансовый контроль следует рассматривать как составную часть единого государственного финансового контроля в системе управления государственными финансами.

На наш взгляд, муниципальный финансовый контроль это составная часть государственного финансового контроля в системе управления государственными финансами в процессе формирования и использования средств местного бюджета и управления муниципальной собственностью на основе контрольной функции финансов и управления с целью обеспечения законности и эффективности принимаемых управленческих решений и степени их реализации. Муниципальный финансовый контроль является частью государственного финансового контроля, т.к. осуществляется контроль за движением муниципальных финансовых средств, являющихся частью государственных финансов, и контроль формирования и исполнения местного бюджета, представляющего третий уровень единой бюджетной системы государства.

Государственный финансовый контроль является объективной необходимостью воспроизводственного процесса, обусловленной сущностью финансов. Следовательно, необходимы его конкретизация относительно каждого уровня управления и каждого органа, наделенного соответствующими контрольными полномочиями, чтобы избежать параллелизма и дублирования в управлении финансами, и создание системы государственного финансового контроля.

Вопросы классификации государственного и муниципального финансового контроля, в частности, имеют научное и прикладное значение. Эта область в финансовой науке недостаточно разработана, свидетельством тому является отсутствие единых подходов среди ученых и специалистов в выборе критериев, признаков классификации. Классификация государственного и муниципального финансового контроля необходима для формирования четкого понятийного аппарата, для выявления отличий различных групп при разработке научных основ системы государственного (муниципального) финансового контроля.

Виды ГФК классифицируются по ряду признаков: по сферам контроля; субъектам контроля; объектам контроля; по формам осуществления; уровням управления; информационной базе контроля. По сферам контроля ГФК делится на ГФК: в бюджетной сфере; в налоговой сфере; в валютной сфере; в денежно-кредитной сфере; в страховой сфере. Сегодня не существует какого-либо четкого разделения и закрепления понятий ГФК в соответствии с теми сферами, которые подвергаются контролю. По этим причинам часто понятия «финансовый контроль», «государственный финансовый контроль», «государственный финансовый контроль в бюджетной сфере» отождествляются или используются как синонимы. Смысл, вкладываемый смысл в понятия «финансовый контроль» и «государственный финансовый контроль», зависит от позиции автора и от контекста каждого конкретного исследования.

Следовательно, необходим современный подход к классификации ГФК, который невозможен без законодательного закрепления понятия «государственный финансовый контроль», разграничения сфер его применения и органов, ответственных за его осуществление.

Считаем оправданным построение классификации государственного финансового контроля, включающей три уровня бюджетной системы, на основе трех видов государственного финансового контроля - парламентского, независимого и административного, включающих контрольные органы федерального, регионального и муниципального уровней бюджетной системы. Классификация государственного финансового контроля основана на принципах единства государственных финансов и единства бюджетной системы.

Парламентский контроль осуществляют федеральные органы законодательной власти, законодательные органы субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления. Независимый (внешний) финансовый контроль возложен на Счетную палату РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и контрольные (контрольно-счетные) органы местного самоуправления. Независимый финансовый контроль на всех уровнях бюджетной системы имеет общие цели (обеспечение законности и эффективности формирования и использования бюджетных средств), задачи, функции и основан на единых принципах (законности, системности, объективности, независимости и гласности). Административный финансовый контроль (внутренний) выполняют финансовые органы исполнительной власти федерального, регионального и муниципального уровня, т.е. органы, исполняющие бюджет. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют контроль получателей бюджетных средств. Парламентский, независимый и административный государственный финансовый охватывает все уровни бюджетной системы: федеральный, региональный и муниципальный. Однако, только независимый финансовый контроль представляет собой систему контрольно-счетных органов разных уровней бюджетной системы, основанную на единых принципах, имеющую общие цели, задачи и функции.

Принцип системности, изложенный в Лимской декларации руководящих принципов контроля, означает единство правовых основ контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности, осуществляемой в рамках ГФК, нормативно закрепленную организацию взаимодействия органов, осуществляющих ГФК, нормативно установленную периодичность его осуществления.

Система муниципального финансового контроля должна соответствовать требованиям действующего законодательства и государственной финансовой политике. Однако отсутствие единой для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации правовой, организационной и методической базы государственного (муниципального) финансового контроля сдерживает его развитие, препятствует эффективному выполнению задач и функций органом внешнего финансового контроля.

Вследствие действия названных факторов до сих пор система муниципального финансового контроля не сложилась; отсутствуют единые правила и стандарты контрольной деятельности, унифицированная отчетность органов государственного и муниципального финансового контроля, мониторинг.

На наш взгляд, причинами отсутствия системы государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации являются: бессистемность осуществления ГФК и его правовая неопределенность; слабость законодательной и методологической базы; отсутствие единой информационной системы о выявленных нарушениях в сфере экономики; неупорядоченность контроля, в частности неоднократные проверки одних организаций и отсутствие контроля над другими; слабое взаимодействие между контролирующими органами;  недостаточное использование своих полномочий территориальными структурными подразделениями федеральных органов контроля; недостатки в ведомственной отчетности о контрольных мероприятиях, отсутствие возможности их сопоставить.

Источник этих причин, прежде всего, разобщенность существующих органов ГФК, отсутствие системности в работе, их ведомственная закрытость.

Оценка состояния и результатов государственного и муниципального финансового контроля имеет определенные трудности в связи с отсутствием утвержденных стандартов и классификатора нарушений, единого толкования понятий видов нарушений – незаконного, нецелевого, неэффективного использования бюджетных средств.

Бессистемность в работе существующих органов государственного и муниципального финансового контроля, несогласованность их действий, отсутствие утвержденной Единой концепции финансового контроля в Российской Федерации, его надлежащего законодательного обеспечения приводят к тому, что реальное состояние финансовой дисциплины в Российской Федерации не улучшается.

В связи с этим на первый план выдвигается задача создания единой системы государственного и муниципального финансового контроля, реализуемая через усиление взаимодействия финансово-контрольных субъектов, его современное непротиворечивое правовое и методологическое обеспечение, соответствующее потребностям трансформируемой модели государственного управления экономикой Российской Федерации.

На наш взгляд, на муниципальном уровне координация деятельности органов внутреннего и внешнего финансового контроля должна возлагаться на счетную палату муниципального образования – орган внешнего финансового контроля. Контрольным органом муниципального образования является орган внешнего финансового контроля – счетно-контрольный орган, осуществляющий контроль и представляющий заключение по отчету об исполнении местного бюджета. Данная норма должна быть закреплена в положениях, утвержденных решением представительного органа «О контрольно-счетном органе муниципального образования», «О бюджетном процессе муниципального образования», «О муниципальном финансовом контроле».

Приоритетным направлением совершенствования организации государственного и муниципального финансового контроля является формирование и укрепление системы внешнего финансового контроля, в которую входят: Счетная палата РФ, осуществляющая контроль формирования и использования средств федерального бюджета; контрольно-счетные органы субъектов РФ, осуществляющие контроль использования средств региональных бюджетов; контрольно-счетные органы местного самоуправления (городского округа, муниципального района), осуществляющие контроль формирования и использования местного бюджета. Организация системы органов внешнего финансового контроля основана на принципах: концентрированности, комплексности действий; выделения решающего (ведущего) звена – Счетная палата РФ; поэтапного развития системы внешнего финансового контроля, осуществляемого контрольно-счетными органами; организационной динамичности развития внешнего финансового контроля. Построение эффективной системы финансового контроля невозможно без единой общероссийской политики в этой области на основе организационных принципов формирования целостной системы внешнего финансового контроля. Счетная палата РФ устанавливает единые правила, стандарты, отчетность; разрабатывает методические рекомендации, единую информационную базу данных и мониторинг результатов контрольных мероприятий; проводит анализ и дает заключение об исполнении консолидированного бюджета государства с указанием причин нарушений, тенденции, мер для устранения недостатков и нарушений в реализации государственной финансовой политики. Заключение Счетной палаты РФ о результатах государственного финансового контроля направляется в Государственную Думу и Президенту России. Координационные советы, созданные счетными палатами субъектов РФ, консолидируют работу по контролю местных бюджетов. Для координации президентского, независимого (внешнего), административного (правительственного, внутреннего) важно создать при Президенте России Совет по координации органов государственного контроля с целью выработки научных и практически обоснованных предложений по приоритетным направлениям совершенствования государственной контрольной политики в правовом, организационном и методическом направлении.

Централизация и координация органов государственного (муниципального) финансового контроля будет способствовать решению актуальной задачи реформирования бюджетного процесса в области контроля бюджетирования, ориентированного на результат, обеспечения действенности контроля. Целостная система государственных и муниципальных органов внешнего финансового контроля на основе общих целей и задач, единых принципов, правил и стандартов позволит повысить эффективность финансового контроля, его результативность.

Формирование единой методологической и методической основы обеспечения государственного (муниципального) финансового контроля следует осуществлять на основе разработки стандартов и методик проведения контрольных мероприятий; разработки и введения унифицированных форм отчетности контрольных органов, мониторинга результатов контрольных мероприятий на основе единой информационной базы; внедрения аудита эффективности через систему критериев и показателей эффективности государственного финансового контроля; разработки и правового закрепления классификаторов финансовых нарушений и санкций, соответствующих каждому виду финансовых нарушений.

Например, Классификатор Счетной палаты РФ называется «Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе ГФК» и содержит более 150 признаков нарушений. Классификатор Росфиннадзора называется «Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» и содержит 32 вида нарушений, детализированных по признакам нарушений более чем на 200 нарушений. Оба классификатора имеют различную структуру, объем признаков нарушений. К сожалению, между данными документами нет системной взаимосвязи, следовательно, нет и сопоставимости в работе и в оценке эффективности деятельности названных органов государственного финансового контроля.

С сожалением следует констатировать, что в настоящее время не выполняется требование полного охвата государственных средств финансовым контролем, что ведет к дублированию контрольных мероприятий и невозможности сравнения полученных результатов. По-прежнему главным критерием эффективности деятельности органов ГФК является сумма выявленных финансовых нарушений, поэтому из года в год проверяются одни и те же получатели средств федерального бюджета, которые получают наибольшие объемы финансирования. Значительная часть государственных средств вообще остается вне контроля, поскольку общего учета контрольных мероприятий, проводимых разными учреждениями, не существует.

Очевидно, что современные реалии финансовой деятельности Российской Федерации требуют принятия кардинальных мер, направленных на совершенствование системы ГФК, повышение его эффективности путем создания условий, способствующих соблюдению общепринятых международных принципов ГФК, разработки единых стандартов контроля для субъектов контроля, соответствующих рекомендациям Международной организации высших контрольных органов, повышения эффективности и результативности произведенных государственных расходов и принятых обязательств.

Начатые в Российской Федерации реформы государственного управления и местного самоуправления требуют осуществления адекватной модернизации финансового контроля, осуществляемого контрольно-счетными органами соответствующего уровня бюджетной систем, его совершенствовании в правовом, организационном и методическом направлениях. В правовом направлении необходимо ускорить принятие Концепции о государственном финансовом контроле, законодательно разграничить сферы ответственности между органом внешнего финансового контроля и органом внутреннего финансового контроля.

 

 

* Кузнеченкова Валентина Евгеньевна – д.ю.н., профессор кафедры административного и финансового права Ростовского государственного экономического университета.

 

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (01.01.2013)
Просмотров: 885 | Теги: контроль, функция, сфере, государства, финансовой, контрольная, средств, системы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016