Среда, 07.12.2016, 15:29
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

§ 4. Контроль и надзор за административно-юрисдикционной деятельностью налоговых органов

§ 4. Контроль и надзор за административно-юрисдикционной деятельностью налоговых органов

Контроль является довольно широкой и объемной правовой категорией и рассматривается как функция государственного управления, как определенный этап (стадия) в управленческом цикле, как способ обеспечения законности.

Посредством контроля его субъекты выясняют, соответствуют ли административно-юрисдикционная деятельность налоговых органов, действия уполномоченных должностных лиц налоговых органов, осуществляемые в налоговой сфере, установленным правовым нормам.

Существуют различные основания для классификации видов государственного контроля.

В зависимости от объема контрольной деятельности различают общий и специальный контроль.

Общий государственный контроль заключается в систематической проверке соответствия решений и действий подконтрольного объекта законодательству, укреплению государственной дисциплины и законности, изучению обоснованности и реальности решений подконтрольного органа, совершенствовании практики разработки и принятия таких решений.

Характерными чертами общего контроля является то, что он охватывает всю деятельность подконтрольных органов; общий контроль осуществляется обладающими наибольшими полномочиями по контролю органами. Общий контроль осуществляют, например, Президент РФ и Правительство РФ.

Общий контроль выполняет функцию предупреждения правонарушений и служит основой для проведения специального контроля.

Специальный контроль осуществляется по функциональным направлениям деятельности подконтрольного объекта. Значение специального контроля растет вместе с увеличением количества видов деятельности, осуществляемой налоговыми органами.

Специальный контроль осуществляют органы, в содержание полномочий которых входит проверка определенного вида деятельности.

В зависимости от положения контролирующего субъекта контроль может быть внешним и внутренним.

Внешний контроль осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства. Определенные трудности при осуществлении внешнего контроля создает то, что подконтрольный объект стремится оградить себя от контроля и скрыть недостатки.

Внутренний контроль осуществляется, напротив, собственными силами подконтрольного органа. Внутренний контроль может осуществляться руководителем налогового органа самостоятельно, либо путем создания специализированного контрольно-ревизионного органа, например службы собственной безопасности налоговых органов.

В зависимости от периода, когда осуществляется контроль, может быть выделен предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль осуществляется перед принятием подконтрольным органом управленческого решения или совершением какого-либо действия. Например, предварительный контроль может осуществляться перед регистрацией политической партии в качестве юридического лица в целях проверки соответствия политической партии действующему законодательству.

Текущий контроль осуществляется в течение всего периода функционирования подконтрольного органа, например проверка соответствия предприятий общественного питания санитарно-эпидемиологическим требованиям или наблюдение за техническим состоянием эксплуатируемых средств общественного транспорта.

Последующий контроль осуществляется после принятия решения или совершения действия подконтрольным органом. Оцениваются не только соответствие решения или действия требованиям действующего законодательства, но и целесообразность, обоснованность и эффективность предпринятых действий. Например, последующий контроль осуществляется органами прокуратуры при проверке деятельности следователя в ходе проведения следствия по уголовному делу.

В зависимости от характера полномочий субъекта, осуществляющего государственный контроль, различают: контроль Президента РФ; контроль органов законодательной власти; контроль органов исполнительной власти; контроль органов судебной власти.

Контроль Президента Российской Федерации в налоговой сфере осуществляется в двух основных формах:

1) непосредственный контроль Президента РФ. Он осуществляется в области подбора и расстановки кадров на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ (представление кандидатуры Председателя Правительства РФ на рассмотрение и утверждение Государственной Думой, назначение на должность руководителей министерств и ведомств и др.). Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ, что позволяет участвовать в обсуждении различных вопросов, в том числе в налоговой сфере, вносить предложения, непосредственно контролировать правильность, целесообразность и необходимость принятия соответствующих решений; он также вправе отменять постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ; принимать решение об отставке Правительства;

2) президентский контроль через соответствующие президентские структуры: Администрацию Президента РФ, важнейшей задачей которой является обеспечение контроля Президента РФ за деятельностью органов исполнительной власти РФ; Контрольное управление Президента РФ, которое, являясь структурным подразделением Администрации Президента РФ, осуществляет свои функции и полномочия в соответствии с планами контрольных проверок или на основании отдельных поручений Президента РФ и руководителя его Администрации. По результатам проверок Управление вправе вносить на рассмотрение Президента РФ свои предложения, направлять соответствующие материалы в прокуратуру РФ и в различные контрольные органы РФ.

Контроль органов законодательной власти проявляется в том, что Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решает вопрос о доверии Правительству РФ, осуществляет контроль за деятельностью Правительства РФ по разработке федерального бюджета; заслушивает отчет о его исполнении (Счетная палата Российской Федерации - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему). Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" <55> наделяет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации контрольными полномочиями в области соблюдения и исполнения законов субъекта, исполнения бюджета субъекта, соблюдения установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации.

--------------------------------

<55> Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 30.11.2011, с изм. от 29.02.2012) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.01.2012) // СЗ РФ. 18.10.1999. N 42. Ст. 5005.


Функции контроля налоговых органов как органов исполнительной власти подробно будут рассмотрены при характеристике полномочий налоговых органов при осуществлении налогового контроля. При этом между контролирующим органом и подконтрольным объектом, как правило, существуют отношения подчиненности или подведомственности.

Контроль призван обеспечить строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины налоговыми органами и их должностными лицами.

Сущность и назначение контроля:

1) объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности подконтрольного объекта;

2) наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;

3) получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины в подконтрольном объекте;

4) принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;

5) выявление причин и условий, способствующих правонарушениям;

6) принятие мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют общий, внутриведомственный и надведомственный контроль.

Общий контроль осуществляет Правительство РФ. Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ (в действ. ред.) "О Правительстве РФ" закреплено, что Правительство РФ осуществляет систематический контроль деятельности подведомственных ему министерств, служб и агентств Российской Федерации. На своих заседаниях Правительство заслушивает отчеты, доклады, информацию руководителей министерств, государственных комитетов и других федеральных ведомств о выполнении экономических реформ, укреплении кредитно-денежной системы, развитии отраслей государственного управления. Правительство может привлекать руководителей федеральных органов исполнительной власти к дисциплинарной ответственности, осуществляя при этом в рамках административно-юрисдикционной деятельности дисциплинарное производство.

Надведомственный контроль осуществляется для обеспечения единообразного решения комплексных задач, касающихся ряда отраслей управления. Данный вид контроля осуществляется органами межотраслевой компетенции, которые координируют и регулируют деятельность отраслевых органов управления, организационно им не подчиненных. Кроме того, наделенные государственно-властными полномочиями надведомственного характера отраслевые органы также могут осуществлять полномочия по надведомственному контролю. К органам, осуществляющим надведомственный контроль, относится Министерство финансов Российской Федерации и т.д. Осуществляющие надведомственный контроль органы наделяются соответствующими полномочиями. Они вправе производить проверки и обследования работы организаций по относящимся к их компетенции вопросам. Результатом проверки органами надведомственного контроля могут быть рекомендации и обязательные указания по устранению обнаруженных нарушений или совершенствованию деятельности подконтрольного органа и организации.

Внутриведомственный контроль осуществляется органами отраслевой компетенции в рамках одной системы. Он представляет собой систематическую проверку деятельности органа управления, учреждения, организации в процессе повседневного отраслевого руководства. Субъектом осуществления отраслевого контроля могут быть руководитель данного органа управления, предприятия, учреждения, организации лично или с помощью специального аппарата (например, инспекции, контрольно-ревизионной службы). Внутриведомственный контроль может быть общим, его содержанием является проверка всей работы подконтрольного органа, предприятия, учреждения, либо специальным, когда осуществляется контроль одного из направлений деятельности. Контрольные полномочия соответствующих органов и должностных лиц регламентируются, как правило, актами, определяющими их компетенцию. В процессе внутриведомственного контроля разрешаются вопросы целесообразности расстановки кадров, эффективности методов руководства, соответствия принимаемых решений требованиям законодательства.

Среди способов обеспечения законности в государственном управлении важная роль принадлежит судебному контролю, который осуществляют Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Судебный контроль представляет собой осуществление контрольной функции государства при применении судебной власти в рамках особой судебно-процессуальной формы.

Основная функция всей системы судебных органов - реализация задач правосудия, в результате чего обеспечивается охрана прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, государственных и общественных интересов.

Основное содержание судебного контроля как способа обеспечения законности в управлении состоит в его правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, их должностных лиц, в выявлении нарушений законности, прав и законных интересов, условий и причин, их порождающих, в принятии мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов, в привлечении виновных лиц к ответственности.

Субъектами судебного контроля являются:

1) Конституционный Суд РФ;

2) суды общей юрисдикции;

3) арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ разрешает в пределах своей компетенции исключительно вопросы права, устанавливает соответствие Конституции РФ нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов (в том числе органов исполнительной власти), основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены.

Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам. При рассмотрении гражданских дел суд изучает с позиции закона правомерность действий органов исполнительной власти, должностных лиц, издаваемых ими правовых актов, осуществляет тем самым контроль за их деятельностью, выносит решения о восстановлении нарушенных прав граждан. Осуществляя производство по уголовным делам, суд с позиции законности исследует и дает правовую оценку действиям должностных лиц как работников управленческих аппаратов. Если при рассмотрении дел суд усмотрит нарушение законности, дисциплины в работе соответствующего органа, предприятия, учреждения, организации, выявит при этом условия и причины нарушений, он вправе вынести частное определение. В необходимых случаях им принимаются меры к привлечению виновных лиц к ответственности. Суд также рассматривает жалобы лиц на постановления органов и должностных лиц о наложении административного наказания, жалобы граждан на действия органов исполнительной власти, должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы граждан.

Арбитражным судам предоставлены полномочия по разрешению споров, вытекающих из гражданско-правовых отношений (экономические споры) и из правоотношений в сфере управления. Например, споры о признании недействительными индивидуальных актов государственных органов, нарушающих экономические права и интересы организаций и индивидуальных предпринимателей, и о возмещении убытков; об отказе в государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя; о взыскании государственными органами с организаций и индивидуальных предпринимателей штрафов и денежных средств.

Прокурорский надзор - надзор, осуществляемый органами прокуратуры на основании Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" <56>.

--------------------------------

<56> Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.11.2011) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 08.02.2012) // СЗ РФ. 20.11.1995. N 47. Ст. 4472.


Предметом прокурорского надзора за исполнением закона является:

1) исполнение законов федеральными органами исполнительной власти, включая налоговые органы, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, контрольными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями, независимо от их подчиненности, органами военного управления, воинскими частями, общественными, политическими организациями, объединениями, должностными лицами;

2) установление соответствия законам правовых актов, издаваемых перечисленными органами, организациями, должностными лицами.

Целями прокурорского надзора являются: своевременное реагирование на нарушения законности в управлении; принятие мер по устранению причин и условий ее нарушения; восстановление нарушенных прав, привлечение к ответственности виновных лиц.

Методы работы органов прокуратуры по обеспечению законности в сфере управления:

1) проверка исполнения законов поднадзорными объектами;

2) проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными объектами, с целью установления соответствия актов закону и иным нормативным актам;

3) участие прокурора в заседаниях органов представительной и исполнительной власти;

4) изучение, обобщение сведений о нарушениях законности и принятие соответствующих мер.

В случае нарушения законности прокурор обязан реагировать соответствующим образом:

1) внести протест на противоречащий закону правовой акт. Протест приносится в орган, организацию или должностному лицу, издавшим акт, либо в вышестоящий орган и должностному лицу, либо в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента поступления его в соответствующий орган. Ответ прокурору дается в письменной форме;

2) направить представление в орган, общественное объединение, политическую организацию, должностному лицу, которые полномочны принимать меры по устранению причин и условий, способствующих нарушению законности. Основаниями для внесения представления являются: выявленное нарушение закона, совокупность нарушений закона, обобщение жалоб и заявлений граждан, поступающих в прокуратуру, обобщение судебной практики. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, и в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений законности, о чем прокурору сообщается в письменной форме;

3) вынести постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении;

4) в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Общественный контроль представляет собой негосударственный контроль общественных объединений и отдельных граждан (т.е. субъектов, не наделенных государственно-властными полномочиями) за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Правовую основу его осуществления закладывают нормы Конституции РФ: ст. 32 наделяет граждан правом участия в управлении делами государства, что предполагает и наличие контрольных полномочий общественности за деятельностью органов управления.

Федеральный закон "Об общественных объединениях" <57> наделяет общественные объединения различных организационно-правовых форм широкими контрольными полномочиями: они участвуют в выборах и референдумах, в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; выступают с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносят предложения в органы государственной власти; представляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

--------------------------------

<57> Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (ред. от 01.07.2011) // СЗ РФ. 22.05.1995. N 21. Ст. 1930.


Значительным шагом в развитии правовых основ общественного контроля явился Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" <58>, который создал новый орган в институциональной структуре общественного контроля.

--------------------------------

<58> Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" (ред. от 06.12.2011) // СЗ РФ. 11.04.2005. N 15. Ст. 1277.


Согласно нормам этого Федерального закона основное предназначение Общественной палаты РФ - обеспечение взаимодействия граждан РФ с органами государственной власти и органами местного самоуправления в следующих целях: 1) учет потребностей и интересов граждан РФ, защита их прав и свобод и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики; 2) осуществление общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Основными формами ее работы являются пленарные заседания Общественной палаты (проводятся не реже двух раз в год), заседания совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты.

Одним из направлений контрольной деятельности Общественной палаты выступает контроль за деятельностью органов исполнительной власти, который реализуется путем создания общественных советов при федеральных органах исполнительной власти.

Решения Общественной палаты носят рекомендательный характер и могут приниматься в форме заключений, предложений и обращений. Заключения по результатам экспертизы проектов правовых актов подлежат рассмотрению органами власти, их издавшими.

Общественная палата ежегодно подготавливает и публикует в периодическом издании Общественной палаты доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации.


Контрольные вопросы

1. Сформулируйте понятие "субъекты административной юрисдикции".

2. Охарактеризуйте систему субъектов административного права.

3. Перечислите основания классификации субъектов налогового права.

4. Назовите основные направления административно-юрисдикционной деятельности налоговых органов.

5. Дайте понятие должностного лица налогового органа.

6. Проанализируйте систему субъектов налоговых правоотношений, в отношении которых проводятся административно-юрисдикционные производства.

7. Какова сущность и назначение контроля за административно-юрисдикционной деятельностью налоговых органов?

8. Перечислите основания для классификации видов государственного контроля.

9. Какова роль общественного контроля за административно-юрисдикционной деятельностью налоговых органов?


Список нормативно-правовых актов и литературы

Нормативно-правовые акты

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.05.2012) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (действующая редакция) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

3. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (действующая редакция) // СПС "КонсультантПлюс".

4. Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (ред. от 27.06.2011) // СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 1957.

5. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (ред. от 06.12.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 05.06.2012) // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.

6. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 21.11.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 08.02.2012) // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

7. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (ред. от 01.07.2011) // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.

8. Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" (ред. от 06.12.2011) // СЗ РФ. 2005. N 15. Ст. 1277.

9. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (ред. от 28.12.2011) // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961.


Литература

10. Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М., 1972.

11. Административное право России: Курс лекций / Под ред. д.ю.н. И.Ш. Килясханова. М.: Изд-во БФ МосУ МВД России, 2003. 502 с.

12. Административно-процессуальное право: Курс лекций / Под ред. проф. И.Ш. Килясханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. 399 с.

13. Государственные и общественные институты финансового контроля: история и современность: Монография / Под ред. Н.Т. Шестаева и М.А. Лапиной. М.: ВГНА Минфина России, 2011. 256 с.

14. Иншина Р.С. Налоговые доходы федерального бюджета // СПС "КонсультантПлюс".

15. Кизилов В.В. Административная ответственность организаций-налогоплательщиков за налоговые правонарушения: теория и судебная практика. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005. 220 с.

16. Корнева Е.А., Ткачева В.Н. Правовое регулирование полномочий налоговых органов: Комментарий законодательства для налоговика и налогоплательщика: Учебное пособие. М.: Городец, 2007.

17. Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: В 2 т. / Под ред. Д.М. Щекина. М.: Статут, 2009. Т. 1: Общая часть.

18. Лапина М.А. Административное право: Учебное пособие // СПС "КонсультантПлюс".

19. Мясников О.А. О полномочиях финансового и налогового ведомств // Ваш налоговый адвокат. 2008. N 12.

20. Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.

21. Налоговое право (общая часть): Учебник / Под общей редакцией И.И. Кучерова. М.: ВГНА Минфина России, 2011.

22. Тютин Д.В. Налоговое право: Курс лекций // СПС "КонсультантПлюс". 2011.

23. Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции (обязанности и права) // Административное и информационное право (Состояние и перспективы развития). М.: Академический правовой университет, 2003. С. 155 - 163.

___________________

Тема 1.3. Субъекты административно-юрисдикционных правоотношений в налоговой сфере

§ 1. Понятие, виды и административно-правовой статус субъектов административно-юрисдикционных правоотношений в налоговой сфере

§ 2. Компетенция налоговых органов и их должностных лиц как субъектов административной юрисдикции

§ 3. Административно-правовой статус субъектов налоговых правоотношений, в отношении которых проводятся административно-юрисдикционные

§ 4. Контроль и надзор за административно-юрисдикционной деятельностью налоговых органов

К содержанию

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (29.04.2013)
Просмотров: 1892 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016