Среда, 07.12.2016, 23:16
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Гражданское право

Конституционные ограничения прав и свобод человека и гражданина

Е.Галл*

 

Конституционные ограничения прав и свобод  человека и гражданина

 

Конституционное провозглашение прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности, установление обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не исключает возможности их правомерного ограничения.

Такие ограничения объективно обусловлены тем, что человек живет в обществе и свобода личности проявляется во взаимодействии его с отдельными индивидуумами, с общественными образованиями. Осуществляя свои права и свободы, человек не должен нарушать прав и свобод других лиц. Поэтому свобода, права индивида не могут быть абсолютными, ничем не ограниченными. Каждый имеет обязанности перед другими людьми, перед обществом, государством. Б. Н. Чичерин отмечал, что «без этих ограничений общежитие невозможно. В какой мере они устанавливаются – это зависит от местных и временных условий»[1].

Прежде чем дать понятие ограничению прав человека и гражданина, необходимо определить, что понимают под правами человека. «Права человека – понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению   к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах»[2].

Права человека в Российской Федерации закреплены главой 2 Конституции. Контроль над соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц России осуществляет уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в соответствии с Конституцией России.

Права и свободы человека и гражданина – это система стабильных, в определенной мере даже традиционных, благ и социальных ценностей, представляющих собою объект правовых притязаний главных участников общественных отношений – человека и гражданина.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина, т.е. определение пределов свободы личности в обществе и государстве, – это, безусловно, один из важнейших аспектов взаимоотношений человека и государства.

В учебной литературе по теории государства и права нет единого толкования понятия «ограничение прав». Само понятие и характеристика ограничения прав и свобод человека и гражданина исследуются в общем, концептуальном плане. При этом акцент делается на понятие этих прав и свобод, структуру правового статуса человека и гражданина, на роль государства в восстановлении нарушенных прав человека и в лучшем случае на основаниях ограничения прав и свобод человека и гражданина в обществе. Иными словами, данной, как показывает практика, острой и болезненной проблеме, уделяется непропорционально мало внимания.

Следовательно, рассмотрение классификации конституционных ограничений прав и свобод играет важную роль в определении данного юридического термина и в упорядочении самих ограничений.

А. В. Малько определяет правовое ограничение как «правовое сдерживание противозаконного деяния, создающего условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите, как исключения определенных возможностей в деятельности лиц»[3].

Известный теоретик права Е.А. Лукашева в книге «Права человека», лишь в связи с правовым статусом человека и гражданина касается общих аспектов оснований ограничения рассматриваемых прав и свобод. Причем, она не дает собственного определения ограничения прав и свобод человека и гражданина; а говорит, что «пользование правами сопряжено с ответственностью человека, с возможностью ограничения, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности»[4].

С.С. Алексеев, обобщая последние исследования по правам человека и гражданина в теории права, тоже прямо не определяет, что такое ограничение прав и свобод человека и гражданина на современном этапе. В то же время он размышляет о правах человека как о явлении глобального порядка и в этом контексте говорит о «необходимости строгого соблюдения прав и свобод человека и гражданина в демократическом обществе, устранении возникающих нарушений, коллизий и т.д.»[5]. Он говорит о равенстве людей в социальном государстве, то есть о равенстве всех перед законом и судом и о равенстве в стартовых позициях в социально-экономической жизни.

Ограничение основных прав выступает фундаментальной категорией конституционного статуса личности. В частности, тесная взаимосвязь с принципами конституционного статуса личности (например, сочетания свободы и ответственности, прав и обязанностей) предполагает то, что ограничение основных прав пронизывает иные элементы конституционного статуса личности. Без ограничений основные права не могут быть реализованы на практике. Фактически, ограничения служат базой для познания отдельных основных прав. Прежде всего, это касается основных личных и политических прав, которые выполняют функцию защиты свободы от посягательств со стороны государства. Категория «ограничение» выражается также в правосубъектности, гражданстве, гарантиях, которые являются условиями реализации прав, обязанностей и предопределяют тот или иной их объем.

В Конституции РФ целями ограничений прав человека являются:

• защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;

• обеспечение обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Учитывая, что решение задачи обеспечения разумного и соразмерного ограничения прав и свобод тесно связано с установлением баланса между свободой личности и общественной безопасностью, в научной литературе высказываются соображения о том, что ограничения прав и свобод граждан могут допускаться как в целях защиты конституционного строя и обеспечения безопасности государства (в условиях режима чрезвычайного и военного положения), так и в связи с защитой прав и свобод других лиц и обеспечением безопасности граждан (в случаях предотвращения последствий экологического бедствия, распространения опасных заболеваний и т.д.)[6].

Таким образом, главной целью ограничений является охрана основных ценностей в обществе, к которым относятся жизнь, свобода, достоинство и т. д. Ограничением правовыми средствами свободы одного лица (по приговору суда), защищаются такие первичные ценности человека (и общества в целом), которые являются приоритетными в данной ситуации.

Исходя из следующих принципиальных позиций, целесообразно определить критерии ограничения прав человека:

1) форма правомерного ограничения прав человека – федеральный закон;

2) цель ограничения прав человека – установление баланса интересов индивидуумов и общества в целом;

3) суть правомерного ограничения – это не умаление, не дискриминация, не нарушение прав и свобод, а это уменьшение объема предоставляемых прав и свобод.

4) критерий ограничения прав человека – крайняя необходимость,  при соблюдении следующих условий: наличие реального или возможного вреда государственным и общественным интересам; невозможность защиты правоохраняемых благ иными способами;

4) общий характер ограничений – их действие распространяется на каждого, они не носят персонифицированной направленности;

5) соблюдение общепризнанных международных норм и принципов - ограничения прав человека не должны нарушать обязательства Российской Федерации по международному праву;

6) разумная достаточность мер государственного ограничения прав - ограничения могут осуществляться только в той степени, в какой это требуется, однако не допускается ограничение фундаментальных прав и свобод человека и дискриминация на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения;

Однако, в тексте Конституции РФ есть положения, которые являются не вполне корректными с точки зрения и формальной, и содержательно-правовой логики построения нормативного материала. Научное исследование конституционно-правовых положений нацелено на оценку качества соответствующего нормативного материала, выявление причин его несовершенства и разработку подходов к преодолению имеющихся недостатков в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности.

Большую трудность вызывает тот факт, что термином "ограничение прав и свобод" в Конституции РФ обозначены разные понятия. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 55 "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". А согласно ч. 1 ст. 56 в "условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия". То есть, в первом случае говорится о том, что в условиях нормального режима правовой регуляции федеральный закон может ограничивать любые права и свободы без указания времени действия таких ограничений, а во втором случае отдельные ограничения прав и свобод допускаются лишь в условиях чрезвычайного положения (введенного в соответствии с федеральным конституционным законом) лишь в заданных пределах и только на определенный срок. При этом, как следует из ч. 3 ст. 56, далеко не все права и свободы вообще подлежат какому-либо ограничению даже в условиях чрезвычайного положения. Судьи Конституционного Суда РФ, анализируя нормы Конституции РФ, содержащие термин "ограничение прав", также признают, что количество обозначаемых им понятий велико. Использование в нормативном акте одного и того же термина в разных смысловых значениях является дефектом юридической техники.

В современной науке конституционные ограничения прав и свобод классифицируются по следующим основаниям:

1. В зависимости от сферы ограничения прав и свобод выделяют ограничения гражданских и политических прав (ограничения свободы передвижения, избирательные ограничения и др.) и ограничения экономических, социальных и культурных прав (например, в использовании права собственности на землю).

При этом, следует помнить, что среди прав есть такие, которые вообще не должны ограничиваться. Это абсолютные или основные права. Основные права не создаются государством, не нуждаются в его признании, не могут быть ограничены или вовсе ликвидированы им. Они присущи индивидууму как таковому. Они охраняют свободу не только от незаконного, но и законного государственного принуждения.

2. В зависимости от времени действия – на постоянные, которые установлены в Конституции РФ и законах, и временные, которые должны быть прямо обозначены в акте о чрезвычайном положении и связаны, как правило, с запрещением митингов, шествий, демонстраций, дополнительными обязанностями в сфере свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, жестким лимитированием передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа.

3. В зависимости от сферы действия – на общие (распространяются на все права и свободы) и индивидуальные (распространяются только на отдельные права и свободы, например, в ст. 25 Конституции РФ закреплено конституционное ограничение в отношении лишь одного права – неприкосновенности жилища).

Можно сказать, что понятие постоянных ограничений прав весьма условно, ибо по мере развития науки и техники, расширения возможностей человека, все чаще складываются ситуации, когда те или иные ограничения отменяются. Не так давно, например, постоянными считались такие ограничения, как лишение гражданства, обязанности свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников. Изменилось время, и данные ограничения отошли в историю, демонстрируя тем самым все большее расширение свободы личности, укрепление нравственных основ конституционного регулирования.

Развитие человеческого общества представляет собой, как известно, очень сложный и противоречивый процесс. В определенные периоды его жизнедеятельности происходит обострение социальных и техногенных противоречий, противоречий между природой и обществом. Это влечет за собой возникновение этнических и социальных, политических и военных конфликтов, экономических катастроф, крупномасштабных промышленных аварий и т.д. Экстремальные ситуации угрожают жизни и здоровью людей, создают условия для уничтожения значительных материальных и духовных ценностей. Они грозят дестабилизацией и разрушением социальной системы и требуют безотлагательного принятия неординарных мер и, прежде всего, правовых, организационных, экономических, материально-технических. Учитывая реалии современного мира, а также основные тенденции его развития, инструменты решения всех этих конфликтов должны носить сугубо законный и справедливый характер, то есть следует говорить об особом существовании и деятельности государственных и общественных органов и структур.

4. С учетом пределов использования – на государственные (федеральные, субъектов Федерации) и муниципальные.

5. По содержанию – на финансово-экономические (запрет определенной экономической деятельности), личные (арест, заключение под стражу) и организационно-политические (отставка и т. п.).

6. По способам осуществления – запреты, обязанности, приостановления, меры ответственности.

Подводя итоги, следует отметить, что ограничения прав и свобод человека и гражданина со стороны российского государства предполагают решение следующих задач: поддержание правопорядка; обеспечение личной безопасности; обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государства; создание благоприятных условий для экономической деятельности и охраны всех форм собственности; учет минимальных государственных стандартов по основным показателям уровня жизни, культурное развитие граждан.

Отсюда следуют два принципиальных требования: ограничения прав и свобод граждан допустимы только в том случае и в той мере, в каких они: 1) предусмотрены законом конкретного государства; 2) соответствуют нормам международного права; 3) при осуществлении прав и свобод человека и гражданина не нарушаются права и свободы других лиц.

Устанавливая принципы, цели и юридическую форму ограничений, т.е. основы ограничений прав и свобод, Конституция тем самым защищает человека и его права от произвольных действий со стороны государства, поскольку ограничивает государственную власть в возможности посягать на права и свободы личности, на сферу ее свободы. Для того чтобы законодательная власть не выходила за пределы полномочий, предоставленных ей Основным Законом, конституционные положения, санкционирующие ограничения прав личности, должны быть сформулированы и конкретизированы в текущем законодательстве с предельной четкостью и ясностью и в законах должно быть обязательно указано в каких целях, при каких обстоятельствах, в какой степени, в какой форме и каким органом власти допускается ограничение прав и свобод человека. Однако подобной ясности в законодательстве нет; нет также единого понимания и толкования конституционных основ ограничения прав и свобод.

Итак, ответ на вопрос о том, какие из ограничений конституционных прав и свобод допустимы, являлся и остается предметом острых дискуссий, как среди представителей юридической науки, так и специалистов в области политики и экономики. Однако решать данный вопрос необходимо очень осторожно, поскольку любое изменение конституционного текста чревато многими политическими последствиями, в том числе и на международном уровне.

 

 

* Галл Елена - студентка юридического факультета НОУ ВПО «Московская гуманитарно-техническая академия». Научный руководитель – заведующая кафедрой государственно-правовых дисциплин, к.ю.н., доцент Прокопович Г.А.

[1] Чичерин Б. Н. Философия права. – СПб. 1998. – С. 79.

[2] Большая российская юридическая энциклопедия / Под ред. А.Я. Сухарева. – М., 2000. – С. 49.

[3] Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: теоретико-информационный аспект. –Саратов, 1994. – С. 112.

[4] Лукашева Е.А. Права человека. – М., 2001

[5] Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. – М.:НОРМА, 2001.

[6] Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: учебник для вузов / Под ред. О.И. Тиунова. – М., 2005. – С. 288.

Категория: Гражданское право | Добавил: x5443x (30.12.2012)
Просмотров: 6586 | Теги: обязанности, гражданина, конституционные ограничения, свобод человека, прав, участников общественных отношений | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016