Понедельник, 20.02.2017, 18:24
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

ОЧЕРЕДЬКО В.П.,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник
высшей школы РФ, заместитель директора по научной работе
Северо-Западного филиала Российской академии правосудия

 

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

 

 


В  процессе  реформирования  россий-
ской  экономики,  становления  рыночных
основ  ее  функционирования  произошли
крупномасштабные  изменения  в  структуре
собственности.  Негосударственный,  в  том
числе частный сектор, превратился в доми-
нирующий,  развивающийся  наиболее  дина-
мично.  На  Петербургском  международном
экономическом форуме 2011 года Президент
России  Д.А.  Медведев  подвел  итоги  разви-
тия  России  за  последние  20  лет.  Он  отме-
тил, что на сегодняшний день доля частного
сектора в стране составляет более 60%, в то
время как 20 лет назад эта величина была
близка к нулю [1].
Таким образом, предпринимательство
приобретает решающее значение в социаль-
но-экономическом  развитии  страны.  В  этих
условиях  обеспечение  безопасности  пред-
принимательской  деятельности  выходит  на
первый план, становится общегосударствен-
ной задачей.
 Государство является основным субъ-
ектом  обеспечения  безопасности  предпри-
нимательства.  Для  создания  и  поддержа-
ния  необходимого  уровня  защищенности
предпринимательства  в  России  создана  и
продолжает  развиваться  система  правовых
норм, регулирующих отношения при обеспе-
чении  безопасности  предпринимательства,
определяются  основные  направления  дея-
тельности  органов  государственной  власти
и управления в этой области, формируются
или преобразуются органы обеспечения без-
опасности и механизмы контроля и надзора
за их деятельностью.
Обеспечение  безопасности  предпри-
нимательства есть, прежде всего, правовое
гарантирование прав и законных интересов
граждан, которые им занимаются. Правовые
гарантии  безопасности  предприниматель-
ства  представляют  собой  закрепленную  в
законодательстве систему средств и спосо-
бов,  создающих  условия  предприниматель-
ства, а также обеспечивающих охрану прав
и законных интересов хозяйствующих субъ-
ектов,  выявление  и  устранение  нарушений
этих прав и интересов, которые во взаимо-
действии  со  всеми  видами  гарантий  прав
и  интересов  граждан  формируют  деятель-
ность государственных органов и должност-
ных лиц, обеспечивающих, в свою очередь,
государственные и общественные интересы
в сфере предпринимательства.
С  сожалением  приходится  констати-
ровать,  что  среди  множества  проблем,  с
которыми  сталкивается  в  своем  развитии
предпринимательство,  одной  из  серьезных
является  несовершенство  его  правового  ре-
гулирования, проявляющееся, прежде всего,
в  нестабильности  законодательства  о  пред-
принимательстве. Частые изменения законо-
дательных, а в еще большей степени подза-
конных актов весьма негативно сказываются
на  эффективности  гарантирования  прав  и
законных  интересов  предпринимателей.  В
решении  задачи  повышения  эффективно-
сти  правового  регулирования  безопасности
предпринимательства  весьма  продуктивным
является обращение к его конституционным
основам. Сложная и разноуровневая система
правовых  гарантий  безопасности  предпри-
нимательской  деятельности  базируется  на
конституционных гарантиях как совокупности
норм, закрепляющих основы прав предприни-
мателей и оказывающих общее воздействие
на обширную сферу отношений, включенных
в предпринимательскую деятельность.
Конституционные гарантии безопасно-
сти  предпринимателя,  прежде  всего,  харак-
теризуются двумя наиболее общими положе-
ниями.  Во-первых,  конституционные  нормы
провозглашаются  непосредственно  действу-
ющими и обеспечивающимися правосудием.
Согласно  статье  18  Конституции  РФ,  права
и свободы человека и гражданина являются
непосредственно  действующими.  Они  опре-
деляют  смысл,  содержание  и  применение
законов, деятельность законодательной и ис-
полнительной власти, местного самоуправле-
ния и обеспечиваются правосудием. Это зна-
чит, что для защиты своих прав и законных
интересов предприниматели могут ссылаться
на положения Конституции РФ, а в судебных
решениях  допустимо  прямое  указание  на
них. Во-вторых, положения Конституции РФ,
закрепляющие гарантии, определяют смысл,
содержание и применение законов, деятель-
ность  законодательной  и  исполнительной
власти.  Это  означает,  что  прямое  действие
этих норм определяется и тем, что они связы-
вают  законодателя  и  являются  основой  для
разработки  юридических  гарантий  в  граж-
данском,  предпринимательском,  финансо-
вом, налоговом законодательстве.
Важно  отметить  единство,  согласо-
ванность  и  взаимодополняющий  характер
конституционных  норм,  составляющих  ос-
нову  гарантий  безопасности  предпринима-
тельства. Содержательно их можно условно
объединить в рамках определенных групп: о
свободе  экономической  деятельности  и  до-
говоров,  о  равноправии  различных  форм
собственности и основанных на них органи-
зационно-правовых форм предприниматель-
ства; о защите конкуренции, о едином эконо-
мическом пространстве.
Конституция РФ заложила конституци-
онные основы статуса предпринимателя, яв-
ляющегося основой его безопасности. Под-
ход в определении статуса предпринимателя
обозначен помещением ст.34, гласящей, что
каждый имеет право на свободное использо-
вание своих способностей и имущества для
предпринимательской  и  иной  не  запрещен-
ной  законом  экономической  деятельности,
в главу 2, посвященную правам и свободам
человека и гражданина. Таким образом, кон-
ституционно закреплено, что права предпри-
нимателя  являются  разновидностью  прав
человека,  и  гарантии  безопасности  пред-
принимательской  деятельности  неразрывно
связаны  с  основными  правами  человека  и
гражданина, как бы вмонтированы в них.
В  ст.34  Конституции  РФ  обнаружива-
ется единство двух противоположностей - га-
рантирование  свободы  предприниматель-
ской  деятельности  и  ее  государственное
регулирование,  обусловливающее  ограни-
чение прав. Конкретно, в п.1 ст.34 говорится
о праве на свободное использование своих
способностей  и  имущества  для  предприни-
мательской  деятельности,  а  в  п.2  указыва-
ется, что не допускается экономическая дея-
тельность, направленная на монополизацию
и  недобросовестную  конкуренцию.  Феде-
ральный закон №135-ФЗ «О защите конку-
ренции» (в редакции от 29.11.2010) предус-
матривает  признание  недействительными
определенных  действий,  ограничивающих
конкуренцию [2].
Единство  статуса  предпринимателя
вытекает также из ст.19 Конституции РФ, за-
крепляющей важнейший принцип равенства
всех перед законом и судом.
В Конституции РФ четко решена главная
экономическая  и  правовая  проблема  -  про-
блема  собственности.  В  п.2  ст.8  Консти-
туции  под  собственностью  и  ее  формами
понимаются  разнообразные  формы  хозяй-
ствования,  осуществляемые  различными
субъектами. Те из них, которые не являются
носителями  государственной  или  муници-
пальной власти (местного самоуправления),
должны  считаться  частными  лицами  или
субъектами  частной  собственности,  пони-
маемой  как  частная  хозяйственная  (в  том
числе и предпринимательская) деятельность
физических (индивидов) и юридических (ор-
ганизаций)  лиц,  осуществляемая  на  базе
принадлежащего  им  имущества.  В  других
случаях  собственностью  называется  только
определенное вещное право на конкретную
вещь или совокупность вещей.
В  п.1  ст.35  Конституции  РФ  термин
«собственность»  употребляется  в  обоих
указанных  смыслах,  и  поэтому  под  охра-
ной  права  частной  собственности  следует
понимать  как  охрану  права  собственности
на  вещь  (вещи),  принадлежащую  частному
лицу  -  физическому  (индивиду)  или  юриди-
ческому  (организации),  так  и  охрану  права
этого  частного  лица  на  осуществление  хо-
зяйственно-экономической  деятельности
на  базе  принадлежащего  ему  имущества.
Право  частной  собственности  и  его  охрана
предполагают  право  индивида  самому  или
совместно с другими лицами (физическими
и (или) юридическими) создавать в установ-
ленном  законом  порядке  и  формах  хозяй-
ственные  предприятия.  Такие  предприятия,
как и сам индивид, являются частными лица-
ми, а их собственность - частной собствен-
ностью.  Частной  собственностью  признает-
ся и собственность предприятий, созданных
юридическими лицами.
Пункт  2  ст.35  раскрывает  содержа-
ние  права  частной  собственности  физиче-
ских и юридических лиц, отвергая заложен-
ное  в  прежних  конституциях  неравенство
правовых  режимов  собственности  разных
субъектов  -  привилегированное  положение
социалистической  (в  особенности  государ-
ственной) собственности и ограничения лич-
ной собственности граждан.
Все  субъекты  права  собственности
юридически  равны  перед  законом.  Каждый
вправе иметь на праве собственности любое
имущество: движимое и недвижимое, пред-
меты потребления и средства производства
(лишь для некоторых предметов устанавли-
вается  особый  режим  в  интересах  охраны
экологической  и  общественной  безопасно-
сти и здоровья населения).
Важнейшее значение в этом имеют по-
ложения  Конституции  РФ  (статьи  34  и  35),
провозглашающие  и  юридически  гаранти-
рующие  каждому  свободу  использования
своих способностей и имущества любым не
запрещенным законом способом, т.е. свобо-
ду  экономической  деятельности  и  частной
собственности,  ибо  свобода  экономической
деятельности  на  базе  своего  имущества  и
своих способностей и есть свобода частной
собственности,  осуществляемая  в  рамках
закона.
Значение  этих  статей  в  гл.2  Консти-
туции РФ определяется также тем, что речь
в  них  идет  об  экономическом  базисе  того,
что  принято  называть  гражданским  обще-
ством:  о  гарантиях  экономической  основы
частной жизни людей, на базе которой и для
ее  обеспечения  формируется  политическая
система  и  государственная  власть  со  все-
ми ее институтами и рычагами управления.
Статьи  34  и  35  закрепляют  свободную  эко-
номическую  деятельность  и  право  частной
собственности не только индивида, но также
и законно существующих коллективных об-
разований - юридических лиц.
В то же время каждый человек вправе
иметь  в  собственности  любое  имущество  -
как  предметы  потребления,  так  и  средства
производства - без ограничения его количе-
ства, может владеть, пользоваться и распо-
ряжаться этим имуществом как единолично,
так и совместно с другими лицами (п.2 ст.35).
Он также может свободно использовать свое
имущество и свои личные способности для
любой не запрещенной законом экономиче-
ской  деятельности,  в  том  числе  и  предпри-
нимательской (п.1 ст.34).
Такую  экономику  принято  называть
свободной  в  силу  того,  что  в  ее  основу  за-
ложена свобода индивида-человека и граж-
данина  с  безусловным  соблюдением  его
личных  прав  и  свобод  как  прирожденных,
которым  посвящена  гл.2  Конституции  РФ,
так и приобретенных им впоследствии на за-
конных основаниях.
Трактовка  предпринимательства  че-
рез  призму  прав  человека  позволяет  ут-
верждать,  что  отношения  государства  и
предпринимателей  являются  отношениями
равных  партнеров  и  у  них  имеются  взаим-
ные права и обязанности [4, 6]. Это исключа-
ет приоритет государства во многих сферах,
например  монополию  на  внешнюю  торгов-
лю.  Федеральными  законами  «О  государ-
ственном  регулировании  внешнеторговой
деятельности»,  «О  мерах  по  защите  эконо-
мических интересов Российской Федерации
при  осуществлении  внешней  торговли  то-
варами»,  «О  координации  международных
и  внешнеэкономических  связей  субъектов
Российской  Федерации»  установлено,  что
все российские лица обладают правом осу-
ществления  внешнеторговой  деятельности,
за  исключением  предусмотренных  законо-
дательством случаев. При этом сохраняется
монополия государства на экспорт и импорт
отдельных товаров (ст.17 Закона РФ «О го-
сударственном регулировании внешнеторго-
вой деятельности»).
Следует  отметить,  что  государство
все  же  является  особым  участником  пред-
принимательских  отношений,  обладая  при-
сущим только ему правом правотворчества.
Кроме  того,  государство  как  суверен  по-
литической  власти  обязано  обеспечивать
определенный  режим  партнерских  отноше-
ний  для  всех  участников  экономического
оборота.  В  действующей  Конституции  РФ
партнерство  находит  отражение  в  нормах,
закрепляющих  равенство  всех  форм  соб-
ственности и одинаковый уровень правовой
защиты каждой из них, обязанность органов
государства  поддерживать  конкурентную
среду, право на равную судебную защиту в
случае нарушения законных интересов. Сле-
дует также отметить концептуальный подход
к  предпринимательству  как  сфере  господ-
ства  частных  интересов.  Трактовка  прав
предпринимателей  как  разновидности  прав
граждан означает, что конституционный ста-
тус предпринимателей, независимо от фор-
мы  собственности,  а  также  на  территории
какого субъекта Федерации осуществляется
предпринимательская деятельность, должен
быть единым.
Единство  статуса  предпринимателя
обеспечивается  также  нормами  ст.71  Кон-
ституции,  относящими  к  предметам  исклю-
чительного ведения Российской Федерации
те  сферы,  которые  являются  предметом
государственного  регулирования  только
на федеральном уровне. Это широкий круг
полномочий,  охватывающих  установление
правовых основ единого рынка; таможенное,
финансовое, кредитное и валютное регули-
рование;  денежную  эмиссию;  определение
основ ценовой политики; правового регули-
рования  интеллектуальной  собственности;
вопросы  гражданского,  гражданско-процес-
суального  и  арбитражно-процессуального
законодательства, а также судоустройства.
Следует,  однако,  отметить,  что  во
второй  половине  90-годов  в  России  грубо
нарушались  указанные  конституционные
нормы.  На  уровне  глав  некоторых  субъек-
тов  Федерации  осуществлялась  практика
принятия  подзаконных  нормативных  актов,
ограничивающих  свободу  перемещения  по
территории  РФ  определенных,  в  основном
сельскохозяйственных,  товаров.  Данные
ограничения вводились под ложным предло-
гом  защиты  интересов  местных  товаропро-
изводителей, а по существу, являлись адми-
нистративными  барьерами,  разрушающими
единое экономическое пространство страны,
проявлением местного сепаратизма. Норма-
тивно-правовые  акты  субъектов  РФ  прямо
противоречили  статье  74  Конституции  РФ,
которая  не  предусматривает  установления
на территории РФ таможенных границ, сбо-
ров, пошлин и каких-либо иных препятствий
для  свободного  перемещения  товаров,  ус-
луг, рабочей силы и финансовых средств.
Обратим  внимание  также  на  другие
конституционные  гарантии,  носящие  всеоб-
щий характер и касающиеся как предприни-
мателей, так и всех других граждан: гаран-
тия государственной защиты прав и свобод
человека  и  гражданина  (ч.1  ст.45)  и  право
каждого  защищать  свои  права  и  свободы
всеми, не запрещенными законом способа-
ми  (ч.2  ст.45);  право  граждан  обращаться
лично, а также направлять индивидуальные
и коллективные обращения в государствен-
ные органы (ст.33); гарантии судебной защи-
ты (ст.ст. 46, 47); компенсация причиненного
ущерба (ст.52) и возмещение государством
вреда  (ст.53);  недопустимость  обратной
силы законов, устанавливающих или отягча-
ющих  ответственность  и  устанавливающих
новые  налоги  или  ухудшающих  положение
налогоплательщиков  (ст.ст.  54  и  57);  необ-
ходимость  официального  опубликования
законов  и  неприменимость  неопубликован-
ных нормативных правовых актов (ч.3 ст.15).
Между тем гарантии свободного перемеще-
ния  товаров,  услуг  и  финансовых  средств
(ч.1  ст.74)  от  недобросовестной  конкурен-
ции (ч.2 ст.34) адресованы непосредственно
предпринимателям. Конкретизируем некото-
рые из них.
Следует отметить чрезвычайно широ-
кое юридическое содержание конституцион-
ных  положений.  Примером  может  служить
ст.45  Конституции.  В  ч.1  этой  статьи  уста-
новлено, что государственная защита прав и
свобод человека и гражданина в Российской
Федерации  гарантируется.  Это  положение
распространяется  также  на  взаимоотноше-
ния союзов и ассоциаций предпринимателей
с законодательными и исполнительными ор-
ганами  государственной  власти  в  процессе
реализации последними своих полномочий в
области правового регулирования предпри-
нимательства.
В  силу  действия  этой  нормы  Консти-
туции  РФ  объединения  предпринимателей
имеют право принимать участие в разработ-
ке  проектов  законодательных  актов,  затра-
гивающих экономические права и свободы,
что  потенциально  является  существенным
усилением  гарантии  соблюдения  государ-
ством этих прав. Кроме того, это положение
открывает  новый  канал  связи  объединений
предпринимателей  как  зарождающихся  ин-
ститутов  гражданского  общества  с  законо-
дательными  органами  и  правительствами
страны и субъектов Федерации.
Гарантия  государственной  защиты
прав и свобод человека и гражданина пред-
полагает  конституционное  право  предпри-
нимателя  быть  выслушанным  как  судом  (в
соответствии с ч.1 ст.47 Конституции), так и
органами  законодательной  и  исполнитель-
ной власти.
Ст.35  Конституции  РФ  гарантирует
право  частной  собственности  посредством
сразу трех важнейших конституционных га-
рантий предпринимательской деятельности:
никто не может быть лишен своего имуще-
ства  иначе  как  по  решению  суда;  принуди-
тельное  отчуждение  имущества  для  госу-
дарственных нужд может быть произведено
только при условии предварительного и рав-
ноценного возмещения; право наследования
гарантируется.
Конституционные гарантии права част-
ной  собственности  предполагают  разреше-
ние постоянно существующих противоречий
между интересами частного собственника и
потребностями  общества  (государственны-
ми нуждами). Последние могут иметь прио-
ритеты над законно гарантированными инте-
ресами хозяйствующего субъекта. И в таком
случае важнейшим моментом конституцион-
ной гарантии является определение размера
возмещения собственнику стоимости прину-
дительно отчуждаемого имущества.
Конституция  РФ  формулирует  важ-
нейший  критерий  возмещения:  оно  должно
быть  равноценным.  Если  компенсация  не
соответствует  этому  критерию,  основное
право  частной  собственности  следует  счи-
тать нарушенным, что является основанием
для  признания  неконституционным  закона,
прекращающего право собственности, о ко-
тором идет речь в ст.306 ГК. При этом часть
вторая  ст.46  Конституции  предусматривает
право на обжалование решений и действий
органов  государственной  власти,  органов
местного  самоуправления,  общественных
объединений и должностных лиц в суд.
Конституционные гарантии права част-
ной  собственности  предопределяют  содер-
жание юридических гарантий собственности
в  гражданском,  земельном,  финансовом,
предпринимательском  законодательстве.
Например,  в  ст.306  Гражданского  кодекса
установлено, что в случае принятия Россий-
ской  Федерацией  закона,  прекращающего
право  собственности,  убытки,  причиненные
собственнику  в  результате  принятия  этого
акта, в том числе стоимость имущества, воз-
мещаются государством. Споры о возмеще-
нии убытков разрешаются судом.
Конституция РФ устанавливает также
пределы  государственного  регулирования
отношений  в  сфере  предпринимательства.
По смыслу ст.55 (ч.ч. 2 и 3) Конституции РФ,
государство  ни  при  каких  обстоятельствах
не может лишать хозяйствующих субъектов
полномочий,  образующих  основное  содер-
жание их права на свободное использование
способностей  и  имущества  для  предпри-
нимательской  деятельности.  К  числу  таких
полномочий следует отнести использование
своих  способностей  предпринимателями,  в
том  числе  свободный  выбор  ведения  пред-
принимательской деятельности одному либо
совместно с другими лицами (ст.35, ч.2 Кон-
ституции РФ), осуществление любой не за-
прещенной  законом  предпринимательской
деятельности; выбор экономической страте-
гии;  осуществление  предпринимательской
деятельности даже в условиях чрезвычайно-
го  положения,  введение  которого  не  может
оправдать  чрезмерные  ограничения  права
(ст.56, ч.3 Конституции РФ).
Содержание  ч.1  ст.34  Конституции  РФ
составляют также полномочия по использова-
нию своего имущества, т.е. имущества, нахо-
дящегося в частной собственности. Неслучай-
но в ч.1 ст.34, а также в ч.3 ст.35 Конституции
РФ  употребляется  одинаковый  термин  «свое
имущество».  Следовательно,  конституцион-
ные  гарантии  права  частной  собственности,
предусмотренные в ч.3 ст.35 Конституции РФ,
также входят в основное содержание консти-
туционного  права  на  свободное  использо-
вание  своих  способностей  и  имущества  для
предпринимательской  деятельности.  Основ-
ное  содержание  конституционного  права,
предусмотренного ч.1 ст.34 Конституции РФ,
составляет  также  полномочие,  связанное  с
обязанностью  государства  обеспечить  под-
держку конкуренции (причем как на внутрен-
нем, так и на внешнем рынке) [5, 7].
Следует отметить еще одно положение
Конституции,  относящееся  к  числу  важных
конституционных  гарантий  безопасности
предпринимательства.  Норма  ст.54  Консти-
туции РФ определяет, что закон, устанавли-
вающий  или  отягчающий  ответственность,
обратной силы не имеет, а ст.57 конкретизи-
рует это положение применительно к такой
жизненно  важной  для  эффективного  функ-
ционирования  хозяйствующего  субъекта
сфере,  как  налогообложение,  определяя,
что законы, устанавливающие новые налоги
или ухудшающие положение налогоплатель-
щиков, обратной силы не имеют.
Недопустимость  придания  обратной
силы  закону  обеспечивает  правовую  ста-
бильность для предпринимателя. В качестве
примера  можно  привести  Федеральный  за-
кон от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ «О со-
глашениях о разделе продукции», статья 17
п.2 которого гласит: «Если в течение срока
действия  соглашения  законодательными
актами  Российской  Федерации  будут  уста-
новлены нормы, ухудшающие коммерческие
результаты  деятельности  инвестора  в  рам-
ках соглашения, в него вносятся изменения,
обеспечивающие  инвестору  коммерческие
результаты,  которые  могли  быть  получены
при  применении  норм  законодательства,
действовавших  на  момент  заключения  со-
глашения» [3].
Важно  отметить,  что  если  закреплен-
ные Конституцией права и свободы в отдель-
ных  случаях  могут  применяться  непосред-
ственно,  то  записанные  в  ней  обязанности
по  общему  правилу  лишены  такой  возмож-
ности. В самом деле, ст.57 Конституции РФ
предписывает каждому обязанность платить
установленные законом налоги и сборы. Од-
нако для осуществления этого принципа не-
достаточно выполнения лишь закрепленного
правила.  Конституция  зафиксировала,  что
система  налогов,  взимаемых  в  федераль-
ный бюджет, и общие принципы налогообло-
жения и сборов в РФ устанавливаются феде-
ральным законом (п.3 ст.75).
Важно  отметить,  что  если  закреплен-
ные Конституцией права и свободы в отдель-
ных  случаях  могут  применяться  непосред-
ственно,  то  записанные  в  ней  обязанности
по  общему  правилу  лишены  такой  возмож-
ности. В самом деле, ст.57 Конституции РФ
предписывает каждому обязанность платить
установленные законом налоги и сборы. Од-
нако для осуществления этого принципа не-
достаточно выполнения лишь закрепленного
правила.  Конституция  зафиксировала,  что
система  налогов,  взимаемых  в  федераль-
ный бюджет, и общие принципы налогообло-
жения и сборов в РФ устанавливаются феде-
ральным законом (п.3 ст.75).
Таким образом, можно констатировать,
что  в  России  созданы  конституционные  га-
рантии безопасности предпринимательства,
закрепляющие  в  конституционном  законо-
дательстве принципы, начала и требования,
обязательные  для  развития  государствен-
но-правовой  системы  в  целях  безопасного
осуществления  предпринимательской  дея-
тельности. Однако Конституция РФ не опре-
деляет  конкретного  механизма  гарантий
безопасности предпринимательства, относя
его  создание  на  уровень  соответствующих
законодательных актов.

Библиографический список:
1.  Официальный  сайт  Президента  России  [Электронный  ресурс].  //  URL:  kremlin.ru/
news/11601 (дата обращения 3.08.2011).
2.  Федеральный  закон  №135-ФЗ  «О  защите  конкуренции»  (в  редакции  от  29.11.2010).
Официальный сайт ФАС России [Электронный ресурс]. // URL: www.fas.gov.ru (Нормативно-пра-
вовые акты) (дата обращения 21.03.2010).
3. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продук-
ции» (с изменениями от 7 января 1999 г., 18 июня 2001 г., 6 июня 2003 г., 29 июня, 29 декабря
2004 г., 30 декабря 2008 г., 19 мая 2010 г., 19 июля 2011 г.) // Официальный сайт СПС Консуль-
тант Плюс - www.consultant.ru (дата обращения 25.05.2011).
4.  Гаджиев  Г.А.  Конституционные  основы  предпринимательства  //  Хозяйство  и  право.
1994. №11.
5. Гаджиев Г.А. Экономическая Конституция. Конституционные гарантии свободы пред-
принимательской  (экономической)  деятельности  //  Журнал  зарубежного  законодательства  и
сравнительного правоведения. 2009. №1. C.4-15.
6. Ручкина Г.Ф. Конституционные основы предпринимательства в России // Конституцион-
ное и муниципальное право. 2002. №4.
7. Гаджиев Г.А. Конституционные основы и пределы правового регулирования корпора-
тивных отношений // URL: secandsafe.ru/…/konstitucionnye_osnovy_i_predely_pravovogo (дата об-
ращения 25.05.2011).



















 

 

 

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (14.12.2012)
Просмотров: 679 | Теги: гарантии, безопасность, предпринимательство, Конституция РФ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017