Среда, 21.11.2018, 02:31
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: НОРМАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

О.А.Бондаренко, кандидат юридических наук

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: НОРМАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

В статье раскрывается понятие «правовая политика», а также анализируются содержание и структура конституционно-правовой политики Российской Федерации в области физической культуры и спорта. Выделяется основной стратегический ориентир и критерии эффективности реализации конституционно-правовой политики в области физической культуры и спорта. Особое внимание уделяется нормативному компоненту, представленному законодательным закреплением основополагающих начал правового регулирования прав граждан в области физической культуры и спорта.

Ключевые слова: правовая политика; физическая культура; спорт; конституционно-правовая политика в области физической культуры и спорта; Конституция РФ; Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы».

 

В современной отечественной науке вопросы правовой политики уже нашли отражение в исследованиях как специалистов в области теории права, так и представителей отраслевых наук. Существующие в теории права дефиниции отражают три подхода к пониманию сущности правовой политики, которая определяется: как комплекс целей, мер, задач, программ, установок; как явление; как деятельность различных субъектов права.

Под правовой политикой понимают научно обоснованную, последовательную и системную деятельность государственных и негосударственных структур по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и правовой жизни общества и личности [10, 26].

Проведение эффективной правовой политики на современном этапе развития российского общества является одним из определяющих факторов его дальнейшего демократического реформирования, укрепления в России институтов правового государства, обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина.
Правовая политика может быть разной по содержанию, «предметному полю», на которое она направлена: конституционно-правовой, уголовно-правовой, административно-правовой, гражданско-правовой и т.д. При этом наиболее важная роль отведена конституционно-правовой политике.

Конституционно-правовая политика направлена на реализацию прав и свобод личности на основе реализации Конституции и соблюдения общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров Российской Федерации; на создание условий признания, соблюдения и защиты прав человека и гражданина.

А.В. Малько определяет конституционную политику как научно обоснованную, последовательную и системную деятельность государственных и негосударственных структур по созданию эффективного механизма конституционно-правового регулирования, по оптимизации конституционного развития конкретной страны [10]. По его мнению, конституционная политика ориентирует общество и соответствующие органы государства и местного самоуправления на решение актуальных проблем - на защиту прав и законных интересов субъектов, прогрессивно-юридическое развитие той или иной страны и оптимизацию ее конституционно-правового регулирования. Сущность конституционно-правовой политики во многом состоит в содействии обеспечения на своем уровне и своими средствами прав и свобод личности, поддержании баланса между областью государственно-политических отношений и сферой гражданского общества [8].

Согласно ст. 41 ч. 2 Конституции РФ: «В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию» [1].

Важное свойство конституционно-правовой политики в области физической культуры и спорта, как и правовой политики в целом - ее государственно-правовой характер и властно-императивное содержание. Как подчеркивает Н.И. Матузов, она основывается на праве; осуществляется правовыми методами; охватывает главным образом правовую сферу деятельности; подкрепляется, когда это нужно, силовым началом, принуждением; является публичной, официальной; отличается нормативно- организационными началами [9, 6].
Структура конституционно-правовой политики в области физической культуры и спорта может быть представлена четырьмя взаимосвязанными блоками: идейно- целевым, нормативным, организационно-управленческим, деятельно-практическим [7].

С нашей точки зрения, основным стратегическим ориентиром конституционно- правовой политики в области физической культуры и спорта является формирование системы приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной и эффективной реализации «права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения» [3].

Эффективность конституционно-правовой политики в области физической культуры и спорта - это, прежде всего, ее результативность, практическое достижение поставленной цели, материализация цели в конкретный результат.

Конечной целью является вклад физической культуры и спорта в развитие человеческого потенциала России, в сохранение и укрепление здоровья граждан, воспитание подрастающего поколения [6].

При анализе эффективности важно соотносить полученный результат не только с целью, но и со средствами ее осуществления. Критерии эффективности - это показатели, на основании которых производится оценка указанной политики приносить желаемый эффект. К критериям конституционно-правовой политики в области физической культуры и спорта следует отнести:
- реализуемость законодательства;
- действенность публичной власти;
- конкретность в распределении полномочий, установлении ответственности и материально-финансовых возможностей между федеральной, региональной и муниципальной властью, а также в их ответственности;
- согласованность во взаимодействии органов государственной власти, местного самоуправления и общества;
- оптимальность средств, мер и форм ее осуществления.

Конституционно-правовая политика в области физической культуры и спорта может быть эффективной только в том случае, если она опирается на легитимную, сильную, авторитетную власть, осуществляющую свою политику правовыми средствами в условиях сочетания динамизма и твердого правопорядка, стабильного и устойчивого социально-экономического и политического развития.

Нормативный компонент указанной конституционно-правовой политики может быть представлен законодательным закреплением основополагающих начал правового регулирования прав граждан в области физической культуры и спорта. Это своеобразная «юридизация» правовой политики, ее становление в качестве законодательно установленной, легальной государственно-правовой стратегии [7].

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» законодательство о физической культуре и спорте основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и, принимаемых в соответствии с ними, законов субъектов Российской Федерации [3].

Таким образом, основополагающим, помимо Конституции РФ, выступает указанный Федеральный закон, устанавливающий правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяющий основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», законодательство о физической культуре и спорте основывается на следующих принципах:

1) обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;

2) единство нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации;

3) сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта;

4) установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта;

5) запрет на дискриминацию и насилие в области физической культуры и спорта, на противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований;

6) обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

7) соблюдение международных договоров Российской Федерации в области физической культуры и спорта;

8) содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите;

9) взаимодействие федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления со спортивными федерациями;

10) непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам;

11) содействие развитию всех видов и составных частей спорта, в том числе детско-юношеского спорта, школьного спорта и студенческого спорта, с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов [3].

В нормативный блок конституционно-правовой политики в области физической культуры и спорта также следует отнести Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», в котором указывается финансовая составляющая реализации государственных программ в области физической культуры и спорта [2].

Государственная политика должна опираться на продуманную и детально разработанную концепцию, положенную в основу долговременной государственной программы в области физической культуры и спорта, подкрепленную нормативными правовыми актами, обеспечивающими претворение ее в жизнь. В рамках государственной программы должны быть предусмотрены специальные подпрограммы регионального и муниципального уровней, в совокупности, представляющие собой единый механизм обеспечения прав граждан на физическую культуру и спорт.

На сегодняшний день в рамках концепции, разработанной Правительством Российской Федерации, реализуется федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» [5].

Целями Программы являются создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, и повышение эффективности подготовки спортсменов в спорте высших достижений.

Цели Программы ориентированы на выполнение следующих задач государственной программы:

1) обеспечение успешного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях и совершенствование системы подготовки спортивного резерва;

2) развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Реализацию Программы предлагается осуществить в два этапа. На первом этапе (2016-2018 годы) будут реализованы наиболее приоритетные мероприятия, влияющие на принципиальную возможность достижения поставленных целей и создание устойчивых условий функционирования всей системы; на втором этапе (2019-2020 годы) планируется завершение мероприятий Программы.

К наиболее приоритетным мероприятиям относятся:

1) реализация инвестиционных проектов создания федеральных спортивно- тренировочных центров для подготовки спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по наиболее массовым видам спорта, не включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр;

2) развитие инфраструктуры для совершенствования подготовки спортсменов и тренеров;

3) развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом;

4) строительство и реконструкция инфраструктуры спортивно-тренировочных региональных центров для формирования, подготовки и закрепления спортивного резерва;

5) развитие инфраструктуры спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва для развития массового детско-юношеского спорта;

6) внедрение в практику разработанных методик и иных результатов научно- исследовательских работ;

7) проведение мероприятия по информированию общества о результатах реализации Программы, о новых возможностях для занятий физической культурой и спортом, об открытии спортивных центров, в том числе в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», для повышения престижа активного образа жизни [5].

Достижение целей Программы позволит обеспечить в долгосрочной перспективе стабильность и конкурентоспособность сферы физической культуры и спорта, что будет способствовать сбалансированному развитию общества и поддержанию высокого уровня здоровья граждан.

В свою очередь, развитие спортивной инфраструктуры на приоритетных территориях будет способствовать созданию необходимых социальных условий для проживания населения и развития общества, что будет также способствовать опережающему социально-экономическому развитию этих территорий [4].

Итак, конституционно-правовая политика Российской Федерации в области физической культуры и спорта предстает как осознанный и обоснованный процесс, направленный на: - развитие программно-целевых, концептуальных положений;
- совершенствование законодательства;
- расширение сферы деятельности и конструктивного взаимодействия между государственными структурами и неправительственными организациями и общественными институтами;
- создание и обеспечение функционирования механизма реализации прав граждан на физическую культуру и спорт.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 52 (часть V). - Ст. 7464 (прил. 47 (продолжение), прил. 48-50).
3. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 50. - Ст. 6242.
4. Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 № 30 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 5. - Ст. 810.
5. Распоряжение Правительства РФ от 02.01.2014 № 2-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 2 (часть II). - Ст. 229.
6. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101 -р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 33. - Ст. 4110.
7. Вопленко Н.Н., Рудковский В.А. Проблемы институционализации правовой политики современного Российского государства // Правовая политика и правовая жизнь. - 2009. - № 2. - С. 17-19.
8. Малько А.В. Конституционная политика как особая разновидность правовой политики // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 4. - Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Матузов Н.И. Актуальные проблемы российской правовой политики // Государство и право. - 2001. - № 10. - С. 5-13.
10. Правовая политика: словарь и проект концепции / под ред. А.В. Малько. - Саратов: изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010. - 276 с.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 3 (21) - 2017

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (06.01.2018)
Просмотров: 203 | Теги: спорт, физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь