Воскресенье, 19.01.2020, 13:13
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

КОНЦЕРТНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОКАЛИСТА

Е. С. Холменец, Е. А. Карпенко

КОНЦЕРТНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОКАЛИСТА

Концертный номер - композиционная основа концерта. Он имеет определённую тему, свой индивидуальный замысел и образное решение. Каждый номер создаётся на основе определённого замысла, то есть целой системы идейно-тематических и художественно-образных принципов, продиктованных темой и идеей литературного, инструментального, вокального произведения, гражданскими и художественными воззрениями его постановщика и исполнителя.

Очень часто в больших концертных программах для номера пишется специальный литературный текст или музыкальное сопровождение. Делается это в зависимости от замысла. Художественное оформление, решение костюма, реквизиты тоже зависят от замысла. Музыкальные, текстовые и смысловые акценты, подтекст, второй план, линия развития действия и поведения исполнителя, степень возрастающей сложности исполнения - все это определяет замысел.

Большое значение для рождения замысла имеет индивидуальность исполнителя, его навыки и умения. Эти качества, называемые профессиональными, оказывают решающее влияние на характер и сущность замысла номера.

Остановимся более подробно на личности исполнителя. Исполнитель в концерте выходит для того, чтобы доставить эстетическое удовлетворение зрителю. Но ведь удовлетворение - это результат, полученный от сложной и многогранной подготовительной деятельности солиста. Он должен успеть сообщить своим искусством зрителю, как говорят учёные-психологи, заряд положительных эмоций, заставить его о чём-то задуматься, что-то понять, осмыслить. И на всё это даётся предельно малое время. Каким же содержательным и насыщенным должен быть избранный материал, каким высоким мастерство, чтобы в результате исполнения концертного номера у зрителя осталось яркое художественное впечатление.

Требования к концертному номеру - это прежде всего кратность выступления, концентрация и завершённость действия. Здесь же нужно отметить, что высокий уровень исполнительского мастерства, новизна материала или интересная его трактовка на концертной эстраде, особенно в сольных концертах, значит больше чем в театральном искусстве.

Режиссёр-руководитель должен активно участвовать в выборе и редактировании материала - сделать необходимые сокращения, а иногда и перекомпоновку текста или музыки, чтобы соблюсти основные требования «концертности».

Сольные вокальные номера рассчитаны в основном на непосредственное общение с залом. Зрители в этих случаях становятся партнёрами исполнителя. Самому выступающему, как отмечают теоретические исследования, не видны глаза зрителей, сидящих дальше третьего ряда, а ответная реакция доходит до него в самом общем виде: внезапно наступившей взволнованной тишине, взрывам аплодисментов. Воспитать умение ребёнка, выступающего на концерте, откликаться на «дыхание зала» должен режиссёр-руководитель.

Чрезвычайно важно определить цель, которую исполнитель хочет достичь, выступая именно с данным произведением. В этом случае и реакция зала будет верной и единодушной. Многие лирические песни позволяют исполнять их не только с прямым общением в зал, но и без прямого общения со зрителем - как внутренние монологи. В последнем случае исполнитель полностью входит в роль лирического героя, делает его мысли и чувства своими. Младшему школьнику при постановке цели исполняемого произведения надо предложить представить, что всё, о чём поётся в песне, происходит с ним самим.

Первооснова номера - литературный, музыкальный, хореографический материал, который используется для создания номера. Дальнейшая работа связана с изготовлением новых костюмов и реквизита, более современной аранжировкой музыкального сопровождения (возможно использование уже готовых фонограмм).

Необходимо в продолжение разговора об исполнителях несколько слов сказать и о микрофонной культуре. Микрофон уже давно занял ведущее место на концертной эстраде. Его можно вполне «считать современным атрибутом эстрадных шоу-программ». Правда, он претерпел некоторые изменения: микрофон на стойке, переносной микрофон со шнуром без стойки, радио-микрофон. Но зато он сохранил свою главную функцию - усиливать голос: и «поставленный» от природы, и тот, который ставили специалисты, и голос, устойчивость которого всецело зависит от самого микрофона. Несмотря на растущий уровень техники, микрофон - «инструмент» певца, поэтому надо хорошо знать все его возможности и тонкости обращения с ним. Микрофонное пение позволяет ярче выявить содержательность слов, чаще применять тихий уровень динамической организации при пении, не злоупотреблять силой вокального звука, избегать его форсирования.

Что же касается концертного костюма исполнителя, то это важная и непростая задача руководителя. Зачастую педагогу самому приходится продумывать и воплощать сценический образ солиста, проектировать костюмы для выступлений.

Младшие школьники, выходящие на эстраду, прежде всего, заявляют о себе всем своим внешним обликом, но первое, наиболее яркое впечатление в момент выхода зрители получают от костюма исполнителя. Зал не в состоянии, пока ребёнок проходит от кулис к центру сцены, рассмотреть его лицо, угадать его роль (характер, «маску»); костюм же бросается в глаза сразу, являясь первым эмоциональным ударом концертного номера. Он должен быть «приподнят» над обычной бытовой одеждой (оригинальные сочетания форм и красок) - такова специфика сцены. Следовательно, для сцены лучше использовать яркие ткани, привлекающие внимание публики. При проектировании костюма не следует забывать, что исполнитель обычно двигается в процессе исполнения. Поэтому одежда должна быть удобной, не стесняющей движения, обладать хорошими гигиеническими качествами.

Переходя от общих вопросов подготовки сольного концертного голоса к частным проблемам занятий с вокалистом, рассмотрим некоторые аспекты работы с начинающим певцом.

Певческое искусство, как и любой вид деятельности человека, не может достичь высокой степени совершенства, если при этом не будет подключаться разум ребёнка, не будет происходить сознательное управление голосообразованием и голосоведением. Именно к этому и должен подводиться процесс постановки голоса ребёнка.

Ученик хотя бы в самых общих чертах должен знать строение голосовых органов, их функцию, наглядно представлять себе природу голосообразования и то, как издавать тот или иной звук. Поэтому музыкантам-педагогам, руководителям вокальных коллективов следует постоянно развивать и поощрять сознательное отношение юных певцов к процессу развития своих голосовых данных, к пению в целом.

Помимо чисто физических моментов звукообразования, пение несёт в себе ту или иную психоэмоциональную окраску и воздействует на эмоциональную сферу слушателя. В музыкально-педагогической работе с младшими школьниками необходимо помнить, что существует и обратная связь: между эмоциональным состоянием поющего и качеством звукообразования, на последнее же воздействуют и его психорациональные качества. Только эмоционально окрашенное и, вместе с тем, разумное, достаточно длительное и сознательное стремление к эстетическому идеалу ведёт к совершенству в пении, как в искусстве вообще.

Несмотря на многочисленные трудности в вокально-хоровой работе с указанной возрастной категорией, связанные, прежде всего, с особенностями физиологического и психологического порядка, музыканту- педагогу нужно постоянно развивать в своих учениках артистические, актёрские качества. Только достигнув определённой степени внутренней и внешней свободы, развив, насколько это возможно свою эмоциональную сферу, постигнув азы перевоплощения - юный певец приобретёт способность не только слышать и видеть прекрасное, но и сделать его зримее для других.

Поющий человек воздействует на слушателя голосом, и основное воздействие - краски его тембра. Именно тембровые оттенки позволят певцу пользоваться голосом как кистью, вырисовывать тот или иной персонаж, художественный образ. Формирование тембровых оттенков возникает только тогда, когда ребёнок научится сознательно управлять процессом голосообразования. Помимо этого ученик использует голос как средство эмоционального выражения и должен попытаться передать им различные чувства, при этом, не утрируя их, дабы не впасть в безвкусную театральщину. В противном случае это повредит восприятию его пения.

Вообще же к начинающему певцу, к его интеллекту и психике предъявляются особенные требования. Пример - необходимость постоянного контроля в исполнительской деятельности. Как уже говорилось, ученик не должен позволять своему темпераменту перехлёстывать пределы, налагаемые условностью вокального исполнения. Реализм и естественность не должны переходить в натурализм. Далее в моменты наивысшего творческого подъёма нельзя забывать о самоконтроле. Чувствуя самые высокие порывы души, ребёнок должен сохранять умственную свободу, анализировать внешние формы, посредством которых эти порывы выражаются, чтобы оценивать их одну за другой и подвергнуть строгому анализу. И. А. Адулов по этому поводу писал следующее: «Пусть сердце говорит, а голова должна оставаться холодной» [1, с. 180]. Таким образом, в процессе пения всегда нужно соединять эмоциональное и рациональное начала. Искренность переживания помогает порождать соответствующую мимику и тембр, а сознательность действий позволяет контролировать многие технические параметры пения.

Для формирования голоса большое значение имеет общая эмоциональная активность ребёнка. Нельзя петь расслаблено ни в центре диапазона, ни внизу, ни вверху. Каждый звук произведения сам по себе и в соотношении к другим звукам должен иметь перспективу развития, нести характер исполнения, его настроения. Юный артист не поймёт сущность вокальной интонации, если в нём не воспитать осознания внутреннего движения в интервалах, ощущения каждого тона в своём голосе и его отношения к другим тонам голосового движения. Это очевидное явление и, казалось бы, простое правило вокальной работы нельзя упускать из виду, так как в осознании сущности музыкального интонирования лежит ключ к пониманию всей музыки в целом.

Во всякой работе, как и в процессе обучения пению, большое значение принадлежит волевому фактору. Преодолевая естественные физиологические и психологические преграды на тернистом пути освоения правильного пения, тренируя свой волевой потенциал, ребёнок приобретает такие незаменимые в жизни и труде качества, как терпение, сознательность, самоконтроль. Без воспитания этих качеств не возможно ни профессиональное, ни личностно-человеческое развитие ребёнка.

Чтобы не перегружать сознание детей младшего школьного возраста подчас непонятной для них информацией и терминами, полезно поэтому ставить перед ними вначале только одну цель - формирование красивых звуков своего голоса. Опора на эстетическое отношение к звуку в сочетании с необходимыми и увлекательными упражнениями и играми, прослушиванием и обсуждением музыкальных фрагментов, рассказами о музыке и музыкантах - вот тот путь, который может привести маленького человека к постижению гармонии окружающего мира.

Для того чтобы быстрее подключить сознание ученика к работе над голосом, педагогу следует активнее включать своих учеников в оценочно-аналитический процесс как по отношению к пению кого-либо другого, так и по отношению к самому себе. Постигая сначала на чужом, а затем и на своём опыте сделанные ошибки и анализируя их с помощью педагога, юный певец постепенно приучается самостоятельно их замечать, классифицировать и исправлять.

Эмоциональный тонус поющего всегда должен быть приподнятым. Никогда нельзя петь вяло, более того - надо закрепить в ученике большое стремление к активности в пении. Если ученик желает достичь высшей сферы методического звучания, надо сохранить в нём внутреннюю собранность. Нельзя петь и не сопровождать своё пение взволнованным движением души. Секрет кроется в сохранении радости пения. Ученик обязан сам испытывать волнение и переживания, только тогда они передаются зрителю. Однако всегда следует помнить о чувстве меры.

Отрицательные последствия пассивной певческой установки особенно заметны на произведениях с малыми интервалами: если падает активная энергия звучания, как правило, падает и высота звука. Следует стараться одинаково энергично выпевать все ноты, нигде не «мазать», но и форсировать звук тоже нельзя. Отсюда очень важно умение различать: где - форсирование, а где - энергетически активное звучание.

Музыкально-педагогическая практика вокальной работы с детьми подтверждает, что форсирование разрушает голос, а активность его созидает. Как утверждает И. А. Адулов: «Пение не терпит вялости. Нужно петь, а не полуспать» [1, 183]. При исполнении даже простейших произведений нужно стремиться обращаться как к разуму, так и к сердцу, одним словом, - ко всему комплексу чувств и ощущений ребёнка.

Таким образом, приходим к выводу, что талант ученика - не что иное, как совокупность таких качеств психики младшего школьника, которые в сочетании с техническими навыками голоса позволяют ему достичь слияния с представленным образом. Такое слияние, единство предусматривает огромное количество вариантов выражения этого образа как певческими приёмами, так и средствами сценического воплощения. Важно уже с первых шагов освоения юным певцом азов правильного пения дать ему понять, что без искренности его собственных переживаний, без прочувствованности им смысла вокального произведения никакое, даже технически совершенное пение не будет иметь того волшебного влияния над зрителями, которое происходит при эмоциональном «включении» поющего.

Именно в постижении учеником логики поступательного движения «от внутреннего смысла музыки - к её внешнему воплощению», лежит секрет правильного развития его эмоционально-психологической сферы, а также верного понимания самой природы искусства и его роли в развитии духовно-нравственной оценки жизненных явлений.

Список литературы

1. Адулов И. А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса. Липецк, 1996. 376 с.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Москва, 1991. 480 с.
3. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы: учеб. пособие. Изд. 2-е, стереотип. Москва, 1997. 360 с.

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (09.12.2019)
Просмотров: 27 | Теги: вокалист | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь