Понедельник, 27.05.2019, 05:09
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ

СЕРЫХ А.Б., доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии и социальной работы Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта
КАПАЛЫГИНА И.И., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания Гродненского государственного университета имени Янки Купалы (Республика Беларусь)
ГРИГОРЬЕВ А.Н., доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры административно-правовых дисциплин и информационного обеспечения органов внутренних дел Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Информация, информационная культура, медиапространство, медиаобразование, информационная психологическая безопасность, информационное здоровье, информационная экология.

Статья посвящена рассмотрению феномена информационно-образовательного пространства обучающихся. Особое внимание уделяется исследованию проблемы обеспечения информационной безопасности в сфере образования, как особого направления, требующего должного внимания со стороны педагогов и психологов. Подвергается анализу информационная психологическая безопасность личности как состояние защищенности психики от воздействия многообразной информации, препятствующей и затрудняющей жизнедеятельность человека в современном обществе.

 

Совершенствование средств массовой коммуникации, рост значимости средств массовой информации за последние годы способствовали тому, что информация стала играть значительно более важную роль в жизни как отдельного человека, так и различных общностей людей, социальных институтов и организаций. Сегодня ученые говорят о существовании информационного пространства, оказывающего огромное влияние на сознание и поведение человека, и являющегося фактором развития способностей личности. В информационном обществе информация и знание становятся главными преобразующими силами.

Современная наука доказывает связь информации с человеком, обладающим определенными характеристиками, взятыми в их конкретной упорядоченности. Для человека эта упорядоченность имеет определенное значение, что было обозначено исследователями понятием «код». Информация имеет конкретного носителя, не существуя вне кода. Определенная информация воплощается в разных кодах, так же как код может воплощать в себе разную информацию [8]. В тесной связи с теориями информации, как считают ученые, находится теория кодирования, которая анализирует некоторые вопросы взаимосвязи между сигналом и сообщением, а также теория обработки сигналов, изучающая квантование и восстановление сигналов, а также спектральный и корреляционный анализ таковых [2, 3, 4]. Необходимо отметить, что представленные теории не входят в область педагогики и нами не рассматриваются. Однако умения и навыки работы с информацией взаимосвязаны с информационной культурой личности [6].

Информационная культура рассматривается специалистами как совокупность методов, способов овладения знаниями, умениями, навыками в области информационных технологий, которая создает условия для эффективного применения определенных информационных ресурсов и средств информационных коммуникаций в процессе личностного и профессионального развития. Данный тип культуры предусматривает активную работу с информационными ресурсами, фундаментом которой являются самостоятельность, критичность, творческое мышление, формирование мировоззренческих основ, ценностно-смысловых личностных установок. В процессе данной работы формируются умения применения информационного потенциала, критического восприятия различного рода информации, ее анализа. Различные средства информации определяют формирование поведенческих стереотипов, ценностного отношения к окружающему и самому себе, культуре и искусству, понятия о морали, этике, идеологии и других основах общества [11].

Феномен «информационная культура» определяет сторону культуры, обусловленную информационными составляющими жизнедеятельности личности, значение которых в настоящее время непрерывно возрастает [5]. Постоянно растущий объем информации требует от человека сформированного умения ориентироваться в ней, иначе ему будет сложно приспосабливаться к новым для него условиям, к изменению социальных структур, значительному увеличению количества работающих в области информационной деятельности [15].

«Информационную культуру» можно рассматривать как элемент более емкого феномена «культура личности», определяемого как «система личностных свойств (интеллекта, характера, воображения, памяти), осознаваемых личностью как ценности и ценимых в обществе. Информационная культура личности определяется как способность и потребность специалиста использовать доступные информационные возможности для систематического и осознанного поиска нового знания, его интерпретации и распространения» [1, с. 82].

В рамках педагогической науки Е.В. Каши- рина информационную культуру понимает как специфическую интеллектуально-функциональную систему жизнеобеспечения личности в информационном пространстве [9]. Информационная культура становится способом жизнедеятельности личности в современном обществе, являясь частью процесса развития культуры человечества, как процесс гармонизации внутренней структуры личности в современном информационном пространстве [13].

Следует констатировать, что «информационную культуру» можно охарактеризовать как многоаспектную проблему взаимодействия человека и информации. В ходе этого взаимодействия выделяют определенные составляющие: умение вести поиск информации, анализировать и критически оценивать ее источники, творчески самостоятельно применять полученную информацию для решения различных задач учебной, профессиональной, досуговой и другой деятельности. Сформиро- ванность информационной культуры поведения личности определяет адекватное понимание человеком своей роли в социуме [7].

Одной из главных функций информационной культуры является коммуникативная функция. Информационная культура создает возможности для взаимодействия людей во времени и пространстве, создавая личности условия для отстаивания своей позиции в любых вопросах, принятия ответственности за собственные суждения, соблюдение норм этики. Тем не менее направленность личности, ее качества, социальная значимость обусловлены не только социумом, но и образованием. В связи с этим большое значение в процессе формирования личности имеют образовательные организации, которые, являясь элементами информационно-образовательного пространства, должны формировать навыки самостоятельного поиска информации, извлечения из полученной информации необходимых знаний, а также создавать условия для появления информационного поля, способствующего разностороннему личностному развитию.

Исследования социокультурной ситуации демонстрируют, что медиапространство оказывает активное воздействие на общественное сознание. «Media» (множественное число от латинского «medium»), помимо значения «средства массовой информации», понимается как субстанция, посредством которой происходит передача силы или другого воздействия. Медиа - совокупность информационных средств и приемов, предназначенных для передачи определенному потребителю сообщения (печатное слово, музыкальная композиция, радиопередача и т.п.) в различной форме. Возникает понятие «медиакультура» как совокупность информационно-коммуникативных средств, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в ходе культурно-исторического развития, обусловливающих формирование общественного сознания и социализацию личности [10].

С понятием «медиакультура» тесно связано понятие «медиасреда». Медиасреда через средства массовой информации связывает человека с окружающим миром. Если социальная среда включает общественные, материальные и духовные условия для существования человека, то медиасреда оказывает идеологическое, экономическое влияние на его сознание, воздействует на формирование мнения и поведения в среде.

Наряду с понятиями «медиакультура» и «медиасреда» существует понятие «медиа- образование». Его цель - подготовить новое поколение к жизнедеятельности в новом информационном пространстве, к восприятию огромного информационного потока, к осознанию последствий воздействия информации на психику, к овладению формами коммуникации при помощи технических средств и современных информационных технологий. Медиаобразование является комплексным процессом, связанным не только с педагогическим знанием и теорией журналистики, но и с другими гуманитарными сферами (культурологией, политологией, социологией, психологией). Оно отвечает нуждам педагогической науки в аспекте развития и формирования личности, воздействует на ментальную идентичность подрастающего поколения [10, с. 332].

С медиаобразованием тесно связано понятие «медиаграмотность». Раскроем его. Медиаграмотность:

- помогает обучающимся взаимодействовать с медиа с пониманием значимости медиа в их жизни и его критической оценкой;

- предполагает способность к освоению, интерпретации, анализу и созданию медиа- текстов;

- предполагает способность к использованию, анализу, оцениванию и передаче сообщений в различных формах.

Подготовка «медиаграмотного человека» со свойственными ему развитыми способностями к восприятию, созданию, анализированию и критическому оцениванию медиатек- стов, к осмыслению социокультурных и политических аспектов работы медиа в современном социуме, кодовых и репрезентационных систем, используемых медиа, тесно связана с развитием гражданской ответственности личности [10]. Медиаграмотность и медиаобразование являются элементами медиапедагогики.

Современному информационному пространству свойственна открытость влиянию зарубежных радио- и телекоммуникационных средств, печатных изданий, глобальной компьютерной сети Интернет. В данном случае целесообразно рассматривать вопрос об информационной безопасности личности. В современном обществе информационную безопасность необходимо рассматривать как один из важных факторов сохранения и укрепления здоровья нации. Проблема обеспечения информационной безопасности личности в настоящее время становится все более актуальной.

Безопасность - это ценность человеческого существования, и ее значимость повышается, поскольку только при обеспечении безопасности могут быть реализованы все другие ценности. В связи с усложнившимися общественными отношениями не всегда оптимальным является рассмотрения вопроса обеспечения безопасности лишь путем ликвидации внешних опасностей. Активная деятельность, общение, получаемая информация также порой создают небезопасные для человека ситуации. Защищенность личности от деструктивных воздействий, способных разрушать интересы, идеалы и потребности, связанные с нормальным существованием и полноценным развитием, представляет собой психологическую безопасность. Информационную психологическую безопасность личности необходимо понимать как состояние защищенности психики от воздействия многообразной информации, препятствующей и затрудняющей формирование, функционирование и развитие личностной структуры, адекватной системы поведения человека и в целом его жизнедеятельности в современном обществе [14].

Современные возможности поиска информации порой отрицательно воздействуют на здоровье молодого человека. Просиживая все большее время у компьютера, с телефоном, планшетом, он меньше двигается, у него снижаются творческие возможности. Чрезмерное увлечение компьютерными играми зачастую приводит к разрушающим последствиям, таким как появление иллюзий вседозволенности, разрушение психики, уход от реальности. Различные нарушения психики воздействуют на формирование личностных качеств субъекта, что может привести к девиантному поведению молодого человека.

Чтобы молодые люди не стали придатком компьютерной или телевизионной техники, важно сформировать четкую установку государства и семьи как в отношении контроля над средствами массовой коммуникации и коммуникациями, так и в отношении оптимального применения их потенциальных возможностей в процессе воспитательной работы. В данном случае речь идет об информационном здоровье человека, представляющем собой часть общего состояния психического, физического и социального благополучия, формирующуюся в зависимости от информационного воздействия. Педагоги активно разрабатывают рекомендации для осуществления защиты подрастающего поколения от потока небезопасной для него информации: отдаление и ограничение доступа к сети Интернет, установка фильтров информации, ограничение использования поисковых систем и многое другое. Однако проблема информационной безопасности обучающихся все же остается нерешенной [12].

Сегодня перед учеными и специалистами стоит проблема развития информационной экологии, рассматривающей различные аспекты здорового информационного образа жизни людей в социальном и природном пространстве. Информационная экология представляет собой отрасль знаний, которая изучает закономерности воздействия информационного потока на формирование и функционирование личности, разрабатывает мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды. Кроме природного пространства жизнедеятельности, имеется определенное информационное пространство человека, значение которого постоянно возрастает в процессе быстрого развития
средств массовой информации и массовых коммуникаций. Формирование личности и обеспечение психического здоровья возможно лишь в условиях благоприятной, психогигиеничной, облагороженной информационной среды [12].

Одной из задач информационной экологии является разработка актуальных аспектов эколого-гигиенического информационного поведения, научное обоснование санитарных мер, необходимых в условиях развития информационного пространства, установление правил информационной гигиены сознательно избранного информационного образа жизни [12]. Информационная экология становится частью экологии человека - важной части современной экологической мысли.

Подводя итог представленного методологического анализа, можно сделать следующие выводы.

Информационно-образовательное пространство представляет собой:

- сферу взаимодействия его субъектов и среды между ними;

- сосуществование и взаимодействие информационных и образовательных систем и их элементов;

- процесс осуществления личностных изменений в образовательных целях на основе использования как современных информационных технологий, так и речевой среды;

- передачу опыта на уровне, который не интенсифицирован специальными воздействиями на субъекты образования.

Информационно-образовательное пространство включает в себя:

а) информационные ресурсы, связанные с электронными системами и средствами массовой информацией (телевидение, фильмы, видео, электронные игры, радио, музыка, печатная информация, Интернет, мобильная телефония, реклама);

б) информационные ресурсы, которые существуют вне электронных систем, компьютеров, Интернета (речевая среда сверстников, общение, общественное и индивидуальное мнение, речевая активность педагогов и родителей, учебно-воспитательный процесс).

Молодого человека, находящегося в информационно-образовательной среде, влечет к информационным ресурсам, оказывающим влияние на его жизнедеятельность, формы поведения, сознание и принятие решения. Далеко не вся предоставляемая информация безопасна, поэтому субъекты среды нацелены на изоляцию подрастающего поколения от вредной информации. Стоит отметить, что определенную роль играет не контролируемая взрослыми стихийность данного процесса. В связи с чем воздействие информации проходит двумя векторами: управляемым и неуправляемым.

Применяющему информационные ресурсы молодому человеку нужны специальные навыки, позволяющие работать с информационным материалом в здоровьесох- раняющем режиме, определенным образом отбирать необходимый материал, грамотно его применять, добывая необходимые знания, а также способствующие формированию благоприятного информационного пространства для развития личности, сбережения здоровья.

 
Библиографический список:

1. Брановский Ю.С., Беляева А.Н. Работа в информационной среде // Высшее образование в России. 2002. № 1. С. 81 87.
2. Виннер Н. Кибернетика и общество. М.: Наука, 1968. 326 с.
3. Шеннон К. Теория связи в секретных системах // URL: http://kek.ksu.ru/Student/ Crypto/files/shannon.pdf (дата доступа: 23.01.2018).
4. Успенский В. А., Вьюгин В.В. Становление алгоритмической теории информации в России // Информационные процессы. 2010. Т. 10. № 2. С. 145-158.
5. Григорьев А.Н., Серых А.Б. Профессиональная информационная культура как цель профессиональной подготовки специалистов МВД России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2010. № 3. С. 61-67.
6. Григорьев А.Н. Формирование информационной культуры как профессиональной компетенции современного специалиста // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). 2010. № 1 (11). С. 212-221.
7. Гендина Н.И. Информационное образование и информационная культура личности как факторы развития информационного общества // Труды 8-й междунар. конф. «Крым-2001», 9-17 июня 2001 г.: т. 2. М.: ГПНТБ России, 2001.
8. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М.: Высшая школа, 1980. 290 с.
9. Каширина Е.В. Информационная культура и ее роль в формировании новых качественных знаний специалиста образования // Наука и школа. 2002. № 4. С. 43 49.
10. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. М.: Академический проспект, 2005. 400 с.
11. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14.12.2006 № 125 «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» // Право Беларуси. Минск, 2006. // URL: http://pravo. levonevsky.org/bazaby09/sbor18/text18343.htm (дата доступа: 15.01.2018).
12. Кохович Н.С. Влияние отрицательной информации на здоровье человека. Защита от отрицательной информации // URL: http://festival.1september.ru/ articles/629108 (дата доступа: 21.01.2018).
13. Петрова И.В. Психологические условия развития информационной культуры будущего специалиста в процессе обучения в вузе: Дис. канд. ... псих. наук: 19.00.13. Белгород, 2009. 221 с.
14. Проект Закона Республики Беларусь «Об информационной безопасности» // URL: http://www.old-gdf.ru/law/zakon/belarus01.shtml (дата доступа: 10.01.2018)
15. Сергеева Л.В. Информационная среда как основа формирования информационной культуры // Конгресс конференций. Информационные технологии в образовании // URL: http://ito.bitpro.ru/2000/I/2/276.html (дата доступа: 24.01.2018).
16. Серых А.Б., Капалыгина И.И. Практические аспекты исследования информационно-образовательного пространства школьников // Наука и бизнес: пути развития. 2017. № 6 (72). С. 144-146.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 1 (51) 2018.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (16.05.2019)
Просмотров: 27 | Теги: медиаобразование, медиапространство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь