Суббота, 03.12.2016, 20:40
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Ю.Н. Аллянов, О.Н. Андрющенко

ФГОУ ВПО Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

Современные процессы социального обновления, протекающие в обществе, востребовали человека, способного творчески, аналитически решать личные и общественные проблемы, сознательно строить свой внутренний духовный мир, помещая точку опоры поступка внутри себя, самостоятельно делать нравственный выбор, не перекладывая ответственность на других, саморазвиваться, свободно реализуя свои интеллектуальные, эмоциональные, чувственные способности, обретая знания. Развитие способностей индивида к самообразованию является основной предпосылкой изменений в образовательном процессе, поскольку она должна помочь студенту найти индивидуальные смыслы, которые он обретает своим неповторимым путем и способом.

Производству требуются специалисты, обладающие не только необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и многими другими развитыми способностями и качествами, такими как самостоятельность, организованность, способность решать творческие задачи, проектировать собственную деятельность, готовность к самообразованию и саморазвитию, к ускоренной адаптации к изменениям в производстве и социальном пространстве.

Проблема формирования мотивов самообразовательной деятельности студентов представляется актуальной в связи с новой концепцией профессионального образования. Профессиональная деятельность специалистов в настоящее время оценивается не только с точки зрения профессиональной компетенции, но в большей степени с позиции их творческого потенциала, творческой реализации личности путем достижения различных «акме» в профессиональном становлении, мотивации и личностных характеристик.

В отечественной педагогике и педагогической психологии накоплено достаточно много научных идей, теоретических положений, которые положены в основу процесса формирования мотивации самообразовательной деятельности.

В исследованиях, посвященных проблеме формирования мотивации учения, получены ценные научно-практические выводы: выявлен психологический аспект сущности мотивов учения (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, П. Голу, И.А. Джидарьян, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.); изучены функции мотивации в структуре личности, возрастные особенности мотивации, выявлены особенности мотивации изучения предметов различного цикла (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, З.И. Васильева, В.С. Ильин, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, Л.С. Славина, Г.Л. Смирнов и др.).

Разработчики отдельных направлений деятельностного подхода акцентировали внимание на различных компонентах целостной структуры деятель¬ности (теории содержательного обобщения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина – Н.Ф. Талызиной, теории социального научения А. Бандуры – Е. Маккоби, когнитивной теории Д. Бруннера – С. Пайперта).

В отечественной педагогике и педагогической технологии накоплено достаточно много научных идей, теоретических положений, которые лежат в основе формирования самообразовательной деятельности студентов (труды А.В. Брушлинского, Л.Г. Вяткина, Л.Л. Гуровой, В.В. Давыдова, Г.И. Железовской, Е.Н. Кабановой-Меллер, Я.И. Лернера, Н.А. Менчинской, Я.А. Пономарева, В.Н. Пушкина, И.С. Якиманской ).

Ценный опыт совершенствования процесса обучения накоплен и за рубежом. Значимыми для нашего исследования являются теория и практи¬ка повышения эффективности обучения Г. Нойнера, Л. Клинберга, У. Древе, Э. Фурманна; организация учебного процесса была объектом изучения Ч. Куписевича, Д.П. Мансфельда, М. Дреера.

Целью самообразования всегда было самостоятельное обретение таких знаний, которые в дополнение к учебной информации отражают суть осваиваемых феноменов, соединяют нечто ранее неизвестное с известным, превращают ранее разрозненное в систему. К сожалению, система студенческого самообразования складывалась эмпирически, сама по себе, теоретически не была осмыслена и воспринималась в системе репродуктивных потребностей. На основании вышеизложенного можно выделить следующие основные противоречия, существующие в системе современного высшего образования: между конкретным содержанием подготовки специалиста и непрерывным изменением условий осуществления профессиональной деятельности; между необходимостью обновления знаний и умений выпускников и отсутствием мотивационной готовности к самообразовательной деятельности; между назревшей потребностью в формировании мотивации самообразовательной деятельности и отсутствием средств, позволяющих практически реализовать эту потребность в рамках образовательного процесса вуза.

Указанные недостатки и перечисленные противоречия образования позволили сформулировать проблему исследования: как спроектировать технологию мотивационной подготовки специалистов, отвечающую всем психолого-педагогическим нормам и способствующую становлению саморазвивающейся и самореализующейся личности? В связи с чем целью настоящего исследования стала теоретическая разработка и экспериментальное обоснование технологии формирования мотивации самообразовательной деятельности студентов.

При этом мы предполагаем, что подготовка студентов к самообразовательной деятельности будет более успешной, если спроектирована технология формирования мотивации самообразовательной деятельности студентов с учетом принципов непрерывности, целостности, личностной ориентированности, основанная на диагностично поставленных целях и задачах профессиональной подготовки обучаемых; созданы педагогические условия успешного формирования мотивации самообразовательной деятельности студентов; разработан алгоритм проектирования и реализации технологического обеспечения формирования мотивации самообразовательной деятельности студентов; предложена системная диагностика сформированности мотивационной готовности студентов к самообразовательной деятельности на основе вероятностно-статистической квалиметрии.

Руководствуясь гипотезой для достижения цели исследования, были разработаны конкретные задачи исследования:

1. Раскрыть сущность мотивации самообразовательной деятельности студентов на основании научного анализа философской, психолого-педагогической, методической литературы.

2. Разработать технологию формирования мотивации самообразовательной деятельности студентов.

3. Экспериментально обосновать эффективность авторской технологии формирования мотивации самообразовательной деятельности студентов.

Методологической основой исследования являются классические и современные труды по образовательным проблемам: философия образования (Э.В. Ильенко, Б.М. Кедров, В.Т. Лисовский, А.И. Субетто); теория систем (А.Г. Афанасьев, А.А. Богданов, Ф.Ф. Королев, Н.В. Кузьмина, Г.П. Щедровицкий); личностно-ориентированный подход (Л.С. Выготский, Л.Г. Вяткин, А.Н. Леонтьев, В.С. Лернер, С.П. Рубинштейн); теория творческого развития и саморазвития личности (В.И. Андреев, Л.Г. Вяткин, В.И. Щеголь); теория формирования мотивации (Б.А. Ананьев, П.Я. Гальперин, В.И. Ковалев, А. Маслоу, В.Пиаже); теория развития мотивов учебной деятельности (Д. Берлайн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов); методология общей квалиметрии и квалиметрии образования (Г.Г. Азгальдов, Н.А. Селезнева, А.И. Субетто, Ю.К. Чернова).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались теоретические и практические методы исследования, основанные на общей теории системологии, квалиметрии, на изучении передового опыта, на анализе и синтезе теоретического обобщения результатов исследований; моделирование, проектирование, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент и математическая обработка его результатов.

Экспериментальной базой исследований являлась Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия. Исследование велось в течение четырех лет и состояло из трех этапов. На первом этапе (2003 г.) осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализировался опыт формирования мотивации самообразовательной деятельности студентов, накапливался эмпирический материал; были определены цель, задачи, методика исследования, проведен констатирующий эксперимент. На втором этапе (2004-2005 гг.) проведен формирующий эксперимент, обработаны и обобщены его результаты, завершено научное обоснование основных положений диссертации. На третьем этапе (2006 г.) осуществлялся анализ и теоретическое обобщение результатов исследования; уточнялись теоретические и экспериментальные выводы; внедрялись результаты исследования в практику работы вузов, лицеев; были сформулированы выводы и практические рекомендации.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов обеспечена последовательной и логически не противоречивой реализацией методологической основы исследования на всех этапах; применением совокупности методов исследования, адекватных его целям и задачам; репрезентативностью методик исследования; широким использованием результатов исследования в учебно-воспитательном процессе Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии, Волгоградского государственного педагогического университета, Волгоградского областного сельскохозяйственного лицея, личным участием автора в экспериментальной работе; большим опытом работы автора в системе образования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что проанализированы теоретико-методологические подходы к формированию мотивации самообразовательной деятельности студентов; теоретически углублены представления и обогащены содержательно категории, характеризующие процесс формирования мотивации самообразовательной деятельности студентов (мотивация самообразования представляет собой единство содержания и динамических свойств, которые являются формой, способом существования, развития, выражения содержания); предложена авторская технология формирования мотивации самообразовательной деятельности студентов, помогающая студентам преодолевать все трудности первых лет обучения в вузе и сознательно заниматься самовоспитанием и саморазвитием; разработано и экспериментально апробировано научно-методическое и технологическое обеспечение формирования мотивации самообразовательной деятельности студентов, состоящее из постановки цели обучения, методов и средств обучения, организационных форм, методов контроля и коррекции, а также взаимосвязи деятельности преподавателя и обучаемых; выявлены педагогические условия формирования мотивации самообразовательной деятельности студентов, включающие в себя высокую субъективную оценку практической значимости предметного содержания образования; интерес к формам и методам обучения; актуальность предметного содержания; непрерывное обновление содержания учебных дисциплин; соотнесение содержания образования уровню ожидаемого студентом социального статуса; дифференцированный подход к комплектованию учебных групп; оптимальное соотношение теории и практики в содержании обучения; на основе вероятностно-статистической квалиметрии предложена системная диагностика мотивационной готовности студентов к самообразовательной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что использование результатов исследования в процессе обучения позволяет преподавателям успешно решать вопросы формирования мотивации самообразовательной деятельности студентов, по-новому осуществлять профессиональную подготовку специалистов. Предложенная педагогическая технология формирования мотивации самообразовательной деятельности студентов, выводы и рекомендации исследования дают возможность оптимизировать организацию обучения, эффективно управлять умственным, коммуникативным и профессиональным развитием студентов. Прикладное значение исследования заключается в создании комплекса организационно-методического и технологического обеспечения учебного процесса, включающего разработанные учебные пособия, упражнения, диагностические тестирования, методические рекомендации для преподавателей и студентов.

Таким образом, мотивация самообразования представляет собой единство содержания и динамических свойств, которые являются формой, способом существования, развития, выражения содержания. Мотивация к самообразовательной деятельности студентов осуществляется поэтапно: формирование у студентов самоопределения, самосовершенствования, саморазвития в образовательном пространстве вуза.

Библиографический список

1.Редковец, И.А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования / И.А. Редковец. - Волгоград, 1986.

2.Формирование у учащихся готовности к самообразованию / Под ред. И.Ф. Герасименко. – Волгоград, 1977.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (01.04.2016)
Просмотров: 90 | Теги: самообразование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016