Понедельник, 27.05.2019, 04:48
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПЕРЕХОДА ОТ МОДЕЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К МОДЕЛИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ

В. С. Садовская, доктор педагогических наук, профессор
В. А. Ремизов, доктор культурологии, профессор

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПЕРЕХОДА ОТ МОДЕЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К МОДЕЛИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ

Статья посвящена осмыслению исходных концептуальных позиций масштабной перестройки системы дополнительного профессионального образования в России. Речь идёт о так называемом непрерывном образовании в течение жизни. Авторы входят в дискурс, развёрнутый в печати, на конференциях о задачах, целях, принципах, содержании и технологиях организации заявленной системы образования. В статье сосредоточено внимание на необходимости построения образовательного процесса в рамках конституированной формы - Центров непрерывного образования. Здесь высказаны позиции относительно образовательных программ, сутью которых должны стать технологические инновации, интерактивные формы обучения, идеология которых построена не только в логике развития знания, а в большей мере в логике практики, сориентированной на конкретную цель. Таким образом, задача заключается в том, чтобы объединить усилия практиков и учёных-теоретиков.

Ключевые слова: образование, дополнительное профессиональное образование, образовательная идеология, профессиональные компетенции, система непрерывного образования.

 
На протяжении последних десятилетий в сфере культуры идут процессы, которые связаны с рыночными отношениями и «коммерциализацией». Мы можем сколько угодно дискутировать о том, хорошо это или плохо, принимать эти процессы или не принимать, но это уже реальность, это объективные факторы, с которыми нельзя не считаться. В сегодняшней структуре социально-культурной деятельности, наряду с государственными учреждениями, всё большее место начинает занимать коммерческий сектор. У него есть весомые преимущества, и связаны они с тем, что в условиях рыночных отношений частные фирмы подчас более оперативно и гибко реагируют на конъюнктуру рынка досугового спроса, своевременно и чутко улавливают колебания в смене досуговых приоритетов, повышают уровень безошибочности нахождения экономически выгодных «ниш» в постоянно меняющейся социокультурной реальности.

Индустрия «массового» досуга и развлечений разнообразна. В ней множество направлений: шоу-бизнес, финансирование популярных рок-ансамблей и исполнителей, шоу-продюсерство; проведение различных коммерческих фестивалей, конкурсов, праздников; создание специализированных концертных и спортивно-зрелищных комплексов, видеосалонов, дискотек; производство и прокат фонограмм, компакт-дисков, видеокассет и т.п.

Вместе с тем многие руководители и просто специалисты досуговых учреждений в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде, где развивается конкуренция, в условиях рыночной организации процессов ценообразования, предпринимательства, постепенного освобождения от казенщины и стандартизации. Большинство исследователей этой проблемы утверждают, что сегодня необходима не просто свобода для развития коммерции в сфере культуры, настало время и поддержать её правовой статус, и обратить внимание на образовательный уровень специалистов. Последнее оказывается наиболее запазды- ваемым фактором.
Сегодня в учреждениях культуры зачастую действуют и работники, которые не имеют высшего образования или имеют образование, не относящееся к их трудовой деятельности [4, с. 153].

Частичным решением данной проблемы может стать профессиональная переподготовка и курсы повышения квалификации для кадров сферы культуры, которые будут направлены на повышение их профессионального уровня с учётом процессов коммерциализации социально-культурной сферы.

В связи с этим, вероятно, есть основание отметить, что действующая в Российской Федерации система дополнительного профессионального образования должна быть в значительной степени трансформирована с использованием рыночных экономических механизмов, организационно перестроена с целью приближения к потребностям региональных рынков социально-культурных услуг, структурирована в соответствии с задачами целевых программ повышения квалификации. Минимум теории и максимум профессионального практикума, исходя из реалий сегодняшней жизни, - вот её основа. При этом процессы обновления социально-культурной среды и системы соответствующего образования должны находиться между собой во взаимозависимости.

Прежде всего, отметим, что традиционные методики повышения квалификации специалистов, успешно функционировавшие при бюджетном финансировании, в условиях рыночной экономики оказались не готовы к изучению спроса трудовых ресурсов на рынке, они не смогли обеспечить качественно новые образовательные услуги.

Между тем повышение квалификации должно учитывать интересы руководителей высшего, среднего и низшего уровней управления в социально- культурной сфере, а также потребности специалистов основных и вспомогательных структур учреждений культуры.
Особо следует отметить необходимость определения и внесения новых критериев оценки уровня повышения квалификации.

Сегодня повышение квалификации оценивается формально. Человек при аттестации должен представить документ об окончании курсов. Однако нередко курсы повышения квалификации оказываются только формальным актом.

Очевиден другой принцип итоговой оценки: специалист должен в течение 6-12 месяцев внедрить в практику работы новый проект, инновацию, технологию, освоенную в период повышения квалификации, то есть итогом повышения квалификации должны быть видимые результаты инновационной творческой деятельности специалиста. Эта форма отчёта должна учитываться при его аттестации.

При таком подходе должна измениться сама идеология переподготовки. От теории и общих проблем надо переходить к конкретным инновационным креативным технологиям. Вуз при этом обязан будет координировать передовой инновационный опыт, обобщать его, превращать в учебные программы. Изменится и задача педагога, которая будет заключаться в создании условий для овладения обучающимися новых технологий своей деятельности.

При конструировании учебных программ наибольший процент должен отводиться деловым тренингам, мастер-классам, интерактивным формам обучения. Отсюда напрашивается вывод о том, что в системе дополнительного профессионального образования ведущая роль должна принадлежать практикам - лицам, которые владеют технологиями проектирования и конструирования социокультурной среды.

Новый подход вынуждает строить образовательную деятельность не в логике развития знания, а в логике самой практики, сориентированной на конкретную цель. Для этого учебный процесс сконцентрирован вокруг решения вполне конкретной задачи, имеющей базовое значение для обучаемого. Учась, он как бы находится в условиях своего дела: результаты могут быть сразу использованы на практике. Отсюда и принцип практической нацеленности, индивидуальной значимости изучаемого материала [1, с. 189].

При таком обучении совсем необязательно следовать принципу фундаментальности. Просто он складывается несколько по-иному: по мере погружения специалиста в реальную практику происходит процесс осознания им тех противоречий, которые препятствуют достижению нужного результата.

Таким образом, задача заключается в том, чтобы объединить усилия практиков и учёных. Такая программа непрерывного образования и повышения квалификации призвана способствовать реформированию процессов обучения и технологии переподготовки кадров, а также созданию системы нововведений в функциональных и теоретико-прикладных отраслях культуры.

В связи с этим можно выделить две цели, которые предполагается достичь в ходе её реализации. Первая цель - функциональная: преобразование социально-культурной среды на основе практико-ориен- тированных образовательных и научно- исследовательских технологий. Данная цель - основная и прагматическая. Результатом переподготовки здесь является защита реальных инновационных проектов, имеющих социальную значимость.

Вторая цель - теоретико-педагогическая. Она заключается в развитии социально-культурной сферы на основе формирования у специалистов инновационного креативного мышления. Она связана с первой целью и обеспечивает её достижение.

Предлагаемая программа рассчитана на руководителей высшего и среднего уровня социально-культурной сферы, а также на творческие кадры учреждений культуры.

При этом концептуально содержание программы должно быть многоуровневым и связанным:

• с определением содержания подготовки управленческих кадров в сфере культуры по государственным образовательным программам: Программа МРА (Master of Public Administration) [5];

• с определением содержания образовательной деятельности творческих кадров с учётом специфики учреждений культуры (от театров, музеев до региональных, муниципальных Домов культуры и библиотек), региональных учебно-методических центров, адаптирующих учебные программы центра к складывающимся на местах социально-культурным условиям;

• с внедрением практико-ориентиро- ванных интерактивных технологий обучения;

• с развитием личностного потенциала специалиста, повышением эффективности его профессиональных компетенций.

В неразрывной связи с системой обучения формируется соответствующая система методов и обеспечивающих их средств.

Построение оптимального, с точки зрения запросов социокультурной практики, учебного процесса выводится из состояния базовой подготовки специалиста, она учитывает начальный уровень его компетенций, нужный результат обучения, а также представления о некоторых промежуточных уровнях, совокупность которых позволит обеспечить достижение нужного результата (принципы построения учебного процесса). Каждому промежуточному уровню определяется, соответственно, свой метод и прорабатывается своя система средств, обеспечивающих его реализацию.

Учебный процесс, конечно, должен опираться на систему принципов, среди которых можно определить: прагматизм; ориентацию на развитие в регионах рынка социально-культурных услуг во взаимодействии с федеральными, региональными и муниципальными властными, государственными и коммерческими структурами; взаимодействие с практиками, наиболее успешно реализующих новые социально-культурные проекты; модульно-блочное построение содержания непрерывного профессионального образования, с учётом современных тенденций развития культуры в России; многообразие уровней, форм и методов непрерывного профессионального образования с использованием дистанционных технологий обучения.

Приведённый перечень особенностей функционирования подтверждает предположение о заметных различиях в «идеологиях» традиционных и новых подходов к повышению квалификации. Если первые заняты по преимуществу реализацией унифицированных продолжительных образовательных программ, «работают» на массовую аудиторию, то вторые - сориентированы на оказание образовательных услуг через конкретные интерактивные предметно-тематические курсы и семинары. Последнее и делает их рыночными. Однако этого недостаточно. Необходимо сделать обучение для потенциальных слушателей привлекательным.

Привлекательность предполагает не только способность непрерывного образования реагировать на спрос, но и способность оказывать специалистам помощь в самоопределении, в осознании собственных потребностей, переводе этих потребностей на язык конкретных программ обучения, которые, с одной стороны, будут для него посильными, а с другой - в полной мере отвечать его ожиданиям. Диалогичность в ходе взаимодействия с практиками играет гораздо более важную роль по сравнению с традиционной методикой обучения.

Иным оказывается и содержание процесса обучения. Вечные вопросы традиционной дидактики, которые вынесены в центр соответствующего учебного процесса: «что?» и «почему?», - отходят на второй план. Их место занимает вопрос: «как?». На смену принципу энциклопедичности приходит принцип прагматичности.

Новый подход вынуждает строить образовательную деятельность вокруг решения вполне конкретной задачи. Учась, обучаемый как бы находится в условиях своего дела. Отсюда и принцип практической нацеленности, индивидуальной значимости изучаемого материала [3, с. 193].

При таком обучении совсем необязательно следовать принципу фундаментальности. Просто он складывается несколько по-иному: по мере погружения специалиста в реальную практику происходит процесс осознания им тех противоречий, которые препятствуют достижению нужного результата.

Таким образом, совокупность отмеченных принципов, методов и средств позволит решить задачу по проектированию оптимальной структуры обучения, задаёт его «анатомию и физиологию». Тем самым как бы определяются основные, концептуальные направления становления и развития системы непрерывного повышения квалификации специалистов сферы культуры в условиях рыночной экономики.

В процессе непрерывного повышения квалификации можно выделить три самостоятельные части - учебную, проектную и практическую. Отсюда учебный процесс должен представлять собой как бы мозаику из кубиков разных размеров, наполнений, расцветок, позволяющих по желанию специалистов выстроить нужную им схему обучения. Требования, которым должна отвечать такая «мозаика», тоже вполне очевидны: ориентация на практику и компактность схем обучения, это возможно реализовать на базе модульного принципа обучения, оставляющего за слушателями право корректировки отдельных разделов программы; сочетание индивидуальных и коллективных форм учебной деятельности (с основным акцентом на самостоятельную работу и учёт региональной специфики социокультурной среды).

Следует отметить, что представленная система органично вписывается в проектируемые Департаментом науки и образования Министерства культуры Российской Федерации Центры непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры. Данные Центры, в свою очередь, вписываются в концепцию «непрерывного образования» ЮНЕСКО [6] и в Концепцию развития Российского государства в части: «Культура» [2]. Учёным советом МГИК одобрен план создания и развития Центра непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры при институте. В соответствии с этим предполагается создание учебно-консультационных пунктов; организация поствузовского образования по специальностям МГИК; оказание образовательных услуг в области дополнительного образования; оказание методических услуг по вопросам библиотечно- библиографического и культурологического образования; организация теоретических и практических семинаров, конференций, симпозиумов и иных форм по направлениям деятельности профессионального образования; создание и распространение учебно-методической аудио, видео, печатной и машиночитаемой продукции по основным направлениям деятельности Центра; организация и проведение научных исследований и работ, направленных на дальнейшее улучшение деятельности Центра; создание высококачественных учебников и учебных пособий, специальных учебных программ, предназначенных для реализации учебного процесса, осуществляемого Центром.

Вся эта работа распределена на несколько этапов.

Первый этап: разработка концепции Центра и «дорожной карты» по его созданию и функционированию.

Второй этап: формирование запроса на непрерывное образование и повыше-ние квалификации кадров в сфере культуры и продвижение образовательных программ.

Третий этап: определение уровня подготовки специалиста (тестирование не только уровня профессиональных компетенций, но и создание социально-психологического портрета кадров в сфере культуры).

Четвертый этап: создание траектории прохождения профессионального переобучения специалистов (разработка индивидуальной стратегии и тактики профессионального роста каждого отдельного специалиста).

Пятый этап: реализация образовательных модулей (освоение специалистами современных креативных технологий создания и преобразования социокультурного пространства России).

Шестой этап: анализ результатов обучения (определяет уровень освоения специалистами профессиональных компетенций).

Седьмой этап: выдача соответствующего сертификата по итогам обучения.

И, наконец, восьмой этап: определение будущей траектории профессионального становления специалиста сферы культуры:

• переход к научно-исследовательской деятельности;

• внедрение в практику социокультурного проекта;

• переход на следующий уровень непрерывного образования.

Любое совершенствование начинается с закладывания базовых компетенций, формирования некоего первоначального уровня овладения специальными технологиями в сфере культуры. Однако для каждого реального социокультурного проекта могут потребоваться принципиально различные виды технологий, иногда эти технологии могут быть шире, чем узкопрофессиональные. Подразумевается, что специалист должен обладать определённым кругозором, позволяющим ему ориентироваться в различных ситуациях и правильно принимать решения, например, о том, чтобы привлечь к работе над проектом того или иного эксперта. Обеспечить такой кругозор возможно за счёт увеличения гибкости обучения. Это означает, что изучение каждой темы содержания учебного модуля должно быть разделено на несколько этапов, блоков, что позволит сформировать индивидуальные маршруты их изучения. Появляется необходимость в расширении собственного опыта специалиста для участия в смежных проектах, то есть для поддержания своей профессиональной востребованности.

Чем более сложные задачи он будет решать на практике, тем более углубленные компетенции ему для этого понадобятся. Понятно, что такая система даёт возможность специалисту совершенствовать свои знания «вглубь», но не следует считать, что нельзя будет развиваться «вширь». Система предполагает развитие, накопление новых знаний, освоение новых областей, близких к тематике. Такие знания будут находить выражение в формировании новых учебных модулей. То есть система получается гибкой, настраиваемой, способной к расширению, модернизации реальных процессов в той области культуры, которую осваивают специалисты.

В этом случае важным является интенсивность обучения. При разработке структуры знаний учитывается, что специалисты должны быстро начать применять полученные знания на практике. Руководители организаций, отправляя специалиста на курсы, всегда хотят в первую очередь ускорить собственные процессы внедрения новых проектов.

Многообразие этих групп означает необходимость построения обширной системы вариантов оказания одной и той же образовательной услуги.

Таким образом, МГИК стоит не только перед структурным преобразованием в части дополнительного профессионального образования, но и перед его переосмыслением в содержательном, методическом и организационном аспектах, что, видимо, повлияет на весь спектр образовательной деятельности в вузах культуры современной России.

 
Примечания

1. Петрушин В. И. Иерархическая структура личности и ресурсы для её развития // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3 (77). С. 182-191.
2. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Гарант : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: https://base. garant.ru/70309010/
3. Психологические исследования творческой деятельности / ответственный редактор О. К. Тихомиров. Москва : Наука, 1975. 253 с.
4. Чижиков В. В. Современные учреждения культуры: механизм управления // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 5 (73). С. 149-155.
5. https://www.ranepa.ru/gosslugassiy/master-of-public-administration-mpa
6. http://dpo24.ru/concept.html

Для цитирования: Садовская В. С., Ремизов В. А. Концептуализация перехода от модели дополнительного профессионального образования к модели непрерывного образования в течение жизни // Вестник Московского государственного института культуры. 2018. № 6. С. 138-145.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (02.05.2019)
Просмотров: 24 | Теги: профессиональное образование, Дополнительное | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь