Суббота, 30.05.2020, 05:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Концепция модернизации педагогической системы профессиональной ориентации воспитанников суворовских военных училищ МВД России

А.Ф.Поляков

Концепция модернизации педагогической системы профессиональной ориентации воспитанников суворовских военных училищ МВД России

В статье рассматриваются проблемы функционирования педагогической системы профессиональной ориентации воспитанников суворовских военных училищ МВД России, определяются концептуальные основы, задачи и направления совершенствования педагогической системы профессиональной ориентации.

Ключевые слова: суворовцы, ранняя профессиональная ориентация, педагогическая система, модернизация, образование, подготовка кадров.


Суворовские военные училища МВД России (далее - СВУ МВД России) ориентированы на подготовку несовершеннолетних обучающихся к службе в органах внутренних дел (далее - ОВД) путём обучения по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, интегрированным в образовательные программы основного общего и среднего общего образования [1, ст. 86].

Система обучения в СВУ МВД России предусматривает создание уникальной образовательной и социокультурной среды, которая развивает у обучающихся творческие способности и интерес к познанию, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, готовит обучающихся к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности в качестве сотрудника ОВД.

В содержание педагогической системы СВУ МВД России заложен желаемый результат деятельности - воспитанник с устойчиво сформированными профессионально-нравственными качествами, необходимыми для службы в ОВД. Достижение указанного результата возможно только в условиях эффективной профессиональной ориентации воспитанников, т.к. многие из них, поступая в СВУ МВД России, не планируют в дальнейшем связать свою профессиональную деятельность со службой в ОВД.

Результаты анкетирования потенциальных кандидатов на поступление в Астраханское СВУ МВД России в ходе проведения традиционного мероприятия по профессиональной ориентации «День открытых дверей» 28 октября 2017 г. показали, что из 69 восьмиклассников лишь 22 % респондентов видят себя в будущем сотрудниками ОВД, 29 % хотели бы стать в будущем полицейскими, 5 % - военными, 3 % - моряками, 3 % хотели бы служить в Министерстве по чрезвычайным ситуациям России, 3 % - в Федеральной службе безопасности России, 14 % - инженерами, врачами, программистами, спортсменами, поварами, механиками и др., 12 % не определились с выбором будущей профессии.

Что приводит юношей такого широкого спектра взглядов на свою профессиональную перспективу к попытке связать индивидуальную траекторию получения образования с поступлением на обучение в СВУ МВД России? Ответ на этот один из основных вопросов профессиональной ориентации может приблизить к пониманию механизма принятия молодыми людьми решения о выборе пути освоения профессии.

В соответствии с Планом комплектования [2], в 2014 г. на обучение в Астраханское, Ела- бужское, Новочеркасское, Санкт-Петербургское и Читинское СВУ МВД России поступили 274 воспитанника. Статистические данные, приведённые в отчётах о самообследовании по состоянию на 1 августа 2017 г., размещённых на официальных сайтах училищ, подтверждают, что в 2017 г. выпускниками этих образовательных организаций стали 218 суворовцев, что составляет лишь 79 % от произведённого набора с учётом срока обучения 3 года. Дифференцированно по общеобразовательным организациям процент отчисленных следующий: Читинское СВУ - 39 %, Астраханское СВУ - 31 %, Елабужское СВУ - 20 %, Санкт-Петербургское СВУ - 15 %, Новочеркасское СВУ - 5 %.

Следует учитывать, что все суворовцы прошли непростой путь профессионального консультирования, сбора документов, медицинского освидетельствования, формирования учебного дела, подготовки и сдачи вступительных испытаний, конкурсного отбора, профессионального просвещения, зачисления на учёбу, первичной адаптации к распорядку дня и жизни в новых обстоятельствах, знакомства со сверстниками из разных регионов страны, индивидуального и коллективного преодоления трудностей, связанных прежде всего с личными чертами характера юношей, силой воли и жизненными ценностями и их интересами.

Эти мероприятия не дали ожидаемого эффекта, и значительная часть суворовцев приняла решение отказаться от продолжения образовательных отношений с училищем на разных уровнях обучения и этапах воспитания. Можно предположить, что по какой-то причине на каком-то этапе в каждом конкретном случае произошла системная ошибка, сущность которой надо искать в нарушении правильной коммуникации между участниками образовательных отношений.

Анализ причин и обстоятельств безуспешности выделил шесть основных явлений.

1. Несоответствие результатов обучения суворовцев предъявляемым требованиям, выраженное в низкой успеваемости.

2. Неспособность разрешать конфликт интересов участников образовательных отношений на психофизиологическом уровне, связанном с личными жизненными приоритетами.

3. Часть суворовцев приняли решение посвятить себя гражданской профессии.

4. Часть суворовцев желают быть офицерами, но не в качестве сотрудников ОВД, и использовали форму обучения в СВУ МВД России как возможность проверить себя и качественно подготовиться к поступлению в образовательные организации других силовых ведомств.

5. В период обучения выявились проблемы, связанные с состоянием здоровья, не совместимым с дальнейшей службой в ОВД.

6. По результатам психофизиологических исследований обучающийся не рекомендован к прохождению службы.

Совершенствование педагогической системы профессиональной ориентации в СВУ должно идти по следующим направлениям:

1. Увеличение конкурса при поступлении с целью повышения конкуренции и качества отбора.

2. Повышение эффективности профессионального консультирования и диагностики индивидуальных психологических установок на возможную профессиональную деятельность.

3. Совершенствование психолого-педагогического сопровождения и социального партнёрства в реализации личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательной деятельности.

4. Внедрение проектной деятельности обучающихся, направленной на исследование будущей профессии.

5. Повышение качества медико-санитарного обеспечения образовательной деятельности.

Педагогическую систему профессиональной ориентации в СВУ надо рассматривать как открытую, социальную, выполняющую заказ личности, общества и государства в лице МВД России, способную адекватно отвечать вызовам и требованиям конкретного исторического этапа.

Одно из значений понятия «модернизация» относится к обновлению объекта. Термин «модернизация» может быть представлен в виде реакции на вызовы современности, разнообразия процессов догоняющего развития в развивающихся обществах и государствах.

В профориентационном смысле модернизация понимается в качестве технологического и социального прорыва внутри системы, с последующим выходом за счёт его результатов за пределы собственных границ. Данная тенденция могла бы оказать существенное влияние в современной России на степень соответствующих преобразований в области образовательных технологий и значительно повысить интеллектуальный уровень, а также систему подготовки молодых специалистов в учебных заведениях страны.

В аспекте модернизации выделяем следующие основные задачи ведомственного образования и профориентации как её подсистемы.

1. Витально-интеллектуальное, профессионально-техническое и гармоничное развитие человека для общества и государства.

2. Обеспечение высокого уровня и качества системы ведомственного образования как общенационального достояния.

3. Рациональное удовлетворение потребностей общества.

4. Развитие ведомственного образования как средства помощи в борьбе с социальным неравенством, обладающего свойствами и включающего в себя функции социального лифта в обществе.

5. Оказание помощи человеку в поиске необходимых ему профессиональных знаний и качеств личности.

6. Внедрение системы непрерывного обучения в обществе.

Эффективное решение всех этих задач, на наш взгляд, должно быть основным критерием оценки качества развивающейся педагогической системы.

Сегодня на фоне кризисных явлений в социально-политических сферах общественной и государственной жизни наблюдаются размытые представления о социальном идеале, его ценностях, являющихся критерием оценки реальности и ориентиром деятельности индивида, к которым происходит обращение в переломные моменты жизнедеятельности социума. Так, Т. Парсонс считает, что именно государство, образование, семья, религия как социальные подсистемы осуществляют воспитание в общем своём состоянии, а «недавняя революция в системе образовании имеет такое же решающее значение, какую имели промышленная и демократические революции» [3, с. 127].

Из всех существующих социальных сфер общественного развития именно образование является одним из главных элементов социализации личности на разнообразных стадиях развития общества.

Анализируя проблему модернизации образовательной сферы, необходимо констатировать, что институт образования при ситуациях социального транзита, да и в целом, в процессе трансформации современного общества, стал единственно возможным средством «относительно контролируемого воздействия на новое поколение», но и одновременно «фактором ускоренного или замедленного преобразования общества».

Как считает М.М. Шульга, результат зависит, прежде всего, от того, «сможет ли обеспечить система образования формирование наиболее оптимального типа личности» [4, с. 169]. В связи с этим она отмечает, что в настоящее время общество столкнулось со следующими существенными недостатками современной системы образования:

1. Пространство образования совершенно не справляется со своей задачей по передаче всей совокупности положительного знания, вследствие такого увеличения его объёмов, которые уже превысили практические возможности трансляции и продолжают увеличиваться такими темпами, что в перспективе возникнут глобальные сложности с работоспособностью всей системы образования в целом.

2. Массовость и демократизация системы образования приводят к сложностям в системе иерархизированности обучаемого по уровню усвоения знаний.

3. Сегодня система образования вынуждена зачастую менять критерии оценки, ориентируясь на общую массу слабоуспевающих обучаемых, и делить школы на «массовые» и «элитарные».

4. Технократическая модель образования часто нацелена на обучение, а не на решение вопросов и задач воспитания.

По мнению С. Гершунского, важной причиной кризиса образования является традиционная для массовых образовательных систем преимущественная ориентация только на трансляцию из поколения в поколение совокупности научных знаний, что является характерной особенностью каждой цивилизации. Эта трансляция как в процессуальном, так и в содержательном плане является пассивной передачей накопленных научных фактов и их разнообразных по своей природе толкований, что позволяет лишь сохранять на необходимом уровне знания, умения и навыки обучаемых, необходимые и достаточные для реализации жизненных целей и достижения жизненного успеха в области материальных и потребительских устремлений и желаний.

Главным в системе данных критериев является поиск и занятие «индивидуальной социальной ниши» в процессе общественного разделения труда. Эта деятельность пополняется утилитарно разнообразными механизмами конформизма и покорности перед государством и рыночными отношениями, а также посредством духовного воздействия со стороны наиболее значимых идеологических доктрин, иногда непродуманных и не всегда обеспеченных рациональным нормативно-правовым регулированием [5, с. 37].

Данные тенденции в современном образовании вовсе не характерны были для нашего традиционного общества с советским прошлым с общепринятыми ценностями и достижениями в науке и практике. Поэтому вполне понятны причины и последствия заимствования в области образования европейской практики Болон- ского процесса и других новаций.

Как известно, западное общество является индустриальным и технократическим по духу и сути. Технократическая культура материального потребления приобретает характер инерционной силы, стремящейся стимулировать индустриальное общество даже в то время, когда основные материальные запросы людей удовлетворены, возникает вероятность развития информационно-духовных потребностей.

В противовес данным тенденциям сегодняшней практики в российском образовании М.М. Шульга, развивая детально разработанные в государственных стандартах профессиональные стороны модели специалиста, человека нового типа, настаивает на том, что она должна обязательно включать в себя следующие характеристические черты [4, с. 282].

1. Интеллектуальную компетентность, являющуюся особым типом организации знаний.

2. Структурированность, категориаль- носгь и обобщённость.

3. Гибкость и оперативность при анализе ситуаций для обеспечения адекватного принятия объективно-эффективных решений.

4. Интеллектуальную инициативу, представляющую собой свойство целостной личности, как органическое единство когнитивных и мотивационных устремлений, способность выйти за границы заданного и качественно изменять без внешнего влияния интеллектуальную деятельность.

5. Самоорганизацию, предполагающую анализ самых разнообразных ситуаций, планирование и прогнозирование результатов и последствий собственной деятельности, постановку задачи, самоконтроль и оценку эффективности собственных решений на основе саморефлексии.

6. Саморегуляцию, означающую способность свободного управления собственной интеллектуальной деятельностью и фиксации изменений в себе, понимание и применение инструментов культурной самокоррекции.

В настоящее время надо отметить то, что в традиционной системе российского образования внимание на конкурентной среде уделялось не вполне достаточно и не акцентировалось на ней. Известно, что сегодня одной из характерных черт современного индивида считается его конкурентоспособность. Соответственно, за ориентир и эталон в современном образовании надо принимать способность к здоровой конкуренции и свободе личности.

Конкуренция представляет собой состязание за максимальное увеличение личных преимуществ в обладании лимитированными благами, является движущей силой эволюции субъектов, принимающих участие в деятельности, и влечёт за собой их взаимный переход в качественно новое состояние.

Конкурентоспособность - это интегрально-вариативная характеристика, состоящая из совокупных качеств личности, которые определяют возможности её по осуществлению определенной деятельности гораздо эффективнее остальных и выгодно отличают её от всех участников среды конкуренции.

Важным представляется отметить и то, что конкурентоспособный выпускник не только «продукт производства» образовательного учреждения, но и человек, обладающий набором неких специфических качеств. Конкурентоспособность только тогда является эффективной, когда личность способна победить в конкурентной борьбе, а не просто демонстрировать высокий результат своей деятельности.

Среди большого разнообразия качеств, определяющих конкурентоспособность личности, В.И. Андреев выделил десять основополагающих, приоритетных. «Конкурентоспособность личности характеризуется синтезом таких качеств, как ценностные ориентации, чёткость целей и трудолюбие, творческое отношение к своей деятельности, готовность к оправданному риску, независимость, склонность к лидерству, стремление к саморазвитию, стрессоустойчивость, желание и способность к непрерывному профессиональному росту, к повышению результативности своей деятельности» [6, с. 526].

Данная модель конкурентоспособной личности даёт нам возможность определить те базовые компоненты (организационно-волевые свойства, интеллект, коммуникативные, мотивационно-потребностные, деловые, общекультурные качества, морально-нравственные, психологическая характеристика самосознания), которые являются базовыми характеристиками, обеспечивающими данный наиважнейший показатель.

Актуальным является, на наш взгляд, мнение Т.А. Сливиной о том, что конкурентоспособная личность специалиста - это такой «субъект профессиональной деятельности, который имеет особые интегрально-динамические, характерные черты и особенности, обладающий деятельностной характеристикой - конкурентоспособностью, выражающей специфические сущностные возможности личности и находящей своё выражение в потребности к достижению успеха и самосовершенствованию, стремлению к самореализации, к достижению лучшей эффективности своей деятельности, выступающей лидером в самых различных условиях конкуренции» [7, с. 14, 15].

Необходимо отметить следующие личностные характеристики, обладание которыми позволяет сохранять конкурентоспособность в общественно-государственной среде.

1. Способность приспосабливания и быстрой адаптации в зависимости от изменяющихся условий жизни, умение ориентироваться в экономическо-социальной и окружающей государственной политической обстановке, сохраняя при этом свою мировоззренческую позицию, идеалы и ценности.

2. Обладание высокой социальной мобильностью и активностью, стремлением к поиску новых решений и способностью нахождения оптимальных решений жизненно важных проблем в самых разнообразных нестандартных ситуациях жизнедеятельности.

3. Стремление к жизненному успеху и достижениям, способность к самостоятельному принятию решений, устойчивое стремление к развитию себя, своих профессиональных навыков и качеств.

4. Законопослушность и социальная ответственность, развитое чувство внутренней естественной свободы и личного достоинства, способность к адекватной самооценке.

5. Постоянная ориентация на свои интересы и индивидуалистические установки, прагматичное отношение к жизни.

6. Обладание национальным самосознанием.

7. Готовность защищать интересы своей социальной общности.

При обсуждении многочисленных проблем современной системы образования и профориентации как её подсистемы можно отметить и то, что модернизация имеет своей целью создание механизма устойчивой эволюции, способного отвечать всем особенностям современной формационной среды общественного развития. Обеспечение постоянной способности реагировать на современные угрозы и вызовы XXI в., и соответствие системе социально-экономических потребностей развития государства, общества и личности, является наиглавнейшим и определяющим условием для совершенствования управления в сфере образования.

Для достижения этой цели в первую очередь необходимо решать следующие приоритетно-взаимосвязанные задачи.
1. Обеспечение доступности и равных возможностей государственных гарантий при получении полноценного образования.

2. Повышение качества образования всех уровней и его соответствие международным стандартам.

3. Формирование эффективных, работающих нормативных правовых и организационно-экономических механизмов в вопросах привлечения и использования разнообразных ресурсов в системе образования.

4. Осуществление повышения социального статуса и профессионального мастерства работников системы образования.
.

5.Целенаправленное совершенствование образования как открытой общественно-государственной системы, основанной на солидарной ответственности всех субъектов образовательной деятельности и повышения их роли.

6. Создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей.

7. Формирование у обучающихся мотивации получения образования на протяжении всей своей жизни.

Таким образом, тенденции совершенствования образовательной системы, в области правоохранительной деятельности предусматривают необходимость усовершенствования ведомственной системы образования, в т.ч. технологий, методик обучения, повышение их действенности по формированию творческого мышления участников образовательной деятельности, его инновационности и прогностич- ности, становления так называемого «инновационного образования».

Инновационное образование предусматривает обучение в процессе формирования новых знаний за счёт естественного объединения фундаментальной науки, образовательной деятельности и практики непосредственно. Оно олицетворяет собой новую модель получения знаний, ориентированную на максимальное совершенствование творческих способностей обучающегося, формирование мотивационной потребности к самосовершенствованию и самообразованию как в системе формального образования, так и неформального и информального образования.

В основе инновационного образования лежит личностно ориентированная модель, содержание которой, по мнению Е.В. Бондаревской, заключается «в преодолении противоречия между отношением к индивидууму как к ученику, т.е. как субъекту обучения и воспитания, и его отношения самого к себе как человеку, субъекту жизни» [8, с. 3].

Личностно-смысловая ориентированность содержания образования подразумевает осуществление в образовательном пространстве таких основных ценностей личности, как самореализация, творческое и культурное отождествление, индивидуализация и др. Таким образом, в современной системе образования становится важным особое отношение к процессам формирования и развития знания, а не его передачи.

Необходимо также понимать, что по своей сути инновационное образование является системообразующим обстоятельством интеграции образовательной деятельности и научного поиска. Оно не только позволяет использовать в образовательной деятельности новые знания, но и включает в инновационное образование элемент творческого поиска.

Такая модель образования должна содействовать человеку жить в согласии с собой и окружающим миром. Самым ценным знанием оказывается знание, самостоятельно познанное, осмысленное и готовое к использованию. Также несомненно, что многое будет зависеть от культурного богатства человека, от степени сфор- мированности его знаний и творческих возможностей, от эффективности формирования творческого пространства и времени. Необходимо переходить от педагогических инноваций, нацеленных на углубление репродуктивного мышления индивида, к педагогическим инновациям, нацеленным на расширение его инновационного мышления,

Движение к новому обществу, ориентированному на инновационный потенциал личности, диктует и переход от «поддерживающей модели образования» к «инновационной». Эта система направлена на гибкую модель передачи знаний и не ограничивается установленными сроками и формами обучения в стенах или за пределами учебных организаций, принимает черты повседневной жизнедеятельности, т.е. процесса саморазвития человека на протяжении всей социально активной жизни, в свою очередь, социальная жизнь - свойства непрерывной образовательной деятельности.

В качестве перманентного процесса образование прекращает быть в основном внешне скоординированной деятельостью и оказывается в значительной мере личным делом человека. Образование утрачивает свою обязательность и массовость, принимает персонифицированный, личностно ориентированный подход, основывается на потребностях самого обучающегося. Такой подход к образованию позволяет человеку постоянно получать необходимые знания и информацию.

Выбор профессии основывается в первую очередь на предметном интересе к конкретной области знания. Однако правильный профессиональный выбор должен осуществляться в условиях ясного представления о своих интеллектуальных способностях, операциональных и коммуникативных возможностях.

Для осознанного выбора профессии необходимо выполнение, по меньшей мере, трёх следующих условий:

1) соответствие выбора профессии предметным интересам выпускника СВУ;

2) представление о своих способностях;

3) адекватная самооценка возможностей.

Профессиональное самоопределение недопустимо без личностного, так как именно жизненное самоопределение предусматривает способность ориентироваться, оценивать ситуацию, принимать ответственное решения не только в области профессий, но и в собственном внутреннем мире, и в обществе, и оно является определяющим.

В качестве основы модернизации профессиональной ориентации в настоящее время предлагается субъект-субъектный социально-педагогический подход к воспитательной работе с суворовцами.

Обозначим два концептуально важных аспекта этого подхода. Во-первых, при реализации мероприятий воспитательной работы с суворовцами в центре воспитательного воздействия должна быть прежде всего личность воспитанника. Во-вторых, в построении системы воспитательной работы приоритет субъект-субъектного подхода предполагает активное участие суворовца в процессе социализации. При этом воспитанник не только адаптируется к взаимодействию в учебном коллективе, своей роли в нём, к его требованиям и ожиданиям соответствующих образовательных результатов с его стороны, но и активно влияет на свои жизненные обстоятельства, достижения, а также на самого себя.

Рассмотрим организацию воспитательных мероприятий, осуществляемую субъектами воспитания. К ним прежде всего относятся те должностные лица, кто непосредственно взаимодействует с обучающимися в ходе реализации образовательной деятельности. В их должностных регламентах зафиксированы прямые обязанности по организации и проведению воспитательной работы. Наряду с ними, субъектами воспитания в СВУ являются Совет обучающихся, Совет родителей, Совет ветеранов в части профилактики нарушений дисциплины суворовцами, а также должностные лица территориальных ОВД, представители государственной власти и местного самоуправления. В связи с этим формируется некая корпоративная культура как микросреда воспитания суворовцев, значимость которой для лояльных к ней воспитанников должна повышаться вместе с ростом их духовного и физического потенциала.

Под корпоративной культурой надо понимать исторически сложившуюся постоянно совершенствующуюся систему знаний, корпоративных ценностей, норм, традиций, ритуалов, способов организации досуга, формирующую и определяющую комплекс качеств и поведенческих проявлений суворовцев, создающую определенный образ их жизни и влияющую на процесс их социализации.

Каждый воспитанник оказывается погружённым в заданный культурный контекст, из которого он формирует свои представления, идеалы, правила жизни и способы действий. В результате взаимодействия с «воспитательной средой» идет процесс развития личности суворовца. Корпоративная культура становится главнейшим фактором социализации, определяющим её содержание, средства и механизмы усвоения суворовцами норм, эталонов поведения, взглядов, традиций.

Повседневное соблюдение уставного порядка суворовцами, необходимая требовательность и контроль за его поддержанием со стороны курсового руководства основывается на известном в педагогике методе тренировки, который вырабатывает навык и привычку следовать уставному порядку, формирует такие качества, как ответственность и дисциплинированность, умение работать в команде и сознательно подчиняться. Воздействие на этот фактор микросреды может и должен оказать ведущий субъект воспитательной работы - командир взвода.

Другая составляющая механизма формирования и развития личности суворовца - самосовершенствование личности - отражает главенство субъект-субъектного подхода, основанного на активном поведении личности в процессе социализации. Но созданную В.А. Сухомлинским [9] оригинальную целостную педагогическую систему необходимо дополнить методикой параллельного воздействия, созданной и проверенной на практике А.С. Макаренко [10]. Полученная таким образом синтетическая модель взаимодействия элементов педагогической системы даст новое качество уже проверенным методам.

Тройное параллельное воспитательное воздействие, заключённое в одновременную реализацию требований коллектива, педагога к личности и самой личности к себе, в условиях закрытого типа образовательной организации, когда педагогический коллектив живёт деятельностью, устремлённой к определённой цели - подготовке юношей к службе в полиции, даёт стремительное и целостное развитие творческого потенциала суворовца. В этих условиях важно стремиться развивать систему стимулирования деятельности воспитанника в образовательном процессе в целях формирования у него мотивации и установок на саморазвитие с использованием способов фиксации изменений в личности суворовца.

По определению профессора А.М. Столя- ренко, «воспитанность личности - важнейшая аксиологическая составляющая сущности личности, система жизненных и поведенческих смыслов, значений, ценностей, желаний, отношений и выборов в поступках и жизни, её педагогическое свойство» [11, с. 248].

Уровень воспитанности можно оценить ценностными отношениями к критериям - признакам социализированности, восприятия их как внутренне необходимых для себя лично, выраженных в реальном поведении и подтверждаемых результатами учебной деятельности, как отражением качества внутренней работы. Здесь следует воспользоваться традиционными методами изучения личности суворовца: биографическим методом; методом наблюдения; анализа результатов учёбы; методом поручений; методом обобщённых (независимых) характеристик; методом тестирования.

Полученные промежуточные результаты - как текущие достижения, так и выявленные недостатки - необходимо систематически обсуждать в присутствии представителей руководства суворовского училища публично при подведении итогов учебно-воспитательной деятельности в коллективах за определённый период, но не реже одного раза в учебную четверть. Эти мероприятия обязательно должны продолжаться вспомогательным личностно-ориенти- рованным психолого-педагогическим сопровождением обучающихся со стороны руководства курсов, психологов и преподавателей училища.

Применительно к педагогической системе профессиональной ориентации в суворовских училищах как модели, обладающей признаками живого организма и имеющей обособленный, где-то даже закрытый характер, необходимо в приоритетном порядке стимулировать функцию поиска и оперативного разрешения проблемных ситуаций. Эта функция должна быть направлена как на поиск проблем внутри педагогической системы, так и на решение задач, связанных с внешними факторами, влияющими на успешное достижение образовательных целей профессиональной ориентации. Учитывая важность функции поиска и разрешения проблем в развитии педагогической системы профессиональной ориентации, необходимо сделать вывод, что персональная ответственность за совершенствование этой деятельности должна лежать на начальнике училища.

Таким образом, необходимо выделить обязательные черты, которыми должна обладать модернизированная педагогическая система профессиональной ориентации СВУ.

1. Наличие механизма внутреннего контроля эффективности деятельности субъектов профессиональной ориентации, поиска проблемных ситуаций и своевременной выработки оптимальных решений.

2. Профессиональная подготовка и повышение психолого-педагогичееких компетенций учителей, командного состава курсов и психологов училища.

3. Реализация дополнительных образовательных программ, направленных на разностороннее развитие личности воспитанника, повышение его потенциала и формирование нового уровня здоровых амбиций суворовцев.

4. Соответствие образовательной среды, форм и методов воспитательной работы оптимальному решению задач по реализации дея- тельностного подхода в саморазвитии суворовцев с целью их самоопределения.

5. Образовательная деятельность должна осуществляться с учётом закономерностей, выявленных в ходе диагностических исследований развитий личностей суворовцев.

6. Целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности суворовцев, учитывающее индивидуальные особенности и возрастные потребности личности воспитанников и соответствующее успешному приобретению черт характера необходимых будущему сотруднику ОВД.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 // Российская газета. - 2012. - 31 дек. - № 303.
2. Распоряжение МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1/12612.
3. Парсонс, Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева; под ред. М.С. Ковалевой. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 270 с.
4. Шульга, М. М. Высшая школа как фактор социализации в современной России: теоретический аспект анализа. - Ставрополь: Изд-во Ставропольского гос. ун-та, 2005. - 365 с.
5. Гepшунский, Б. С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа). - М.: МПСИ, 1997. - 120 с.
6. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань: Изд- во Казанского ун-та, 1996. - 565 с.
7. Сливина, Т. А. Формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Сливина Татьяна Анатольевна. - Красноярск, 2008. - 248 с.
8. Бондаревская, Е. В. Прогностическая роль концепций личностно-ориентированного образования в развитии целостной педагогической теории / Научная школа чл.-корр. РАО, проф. Бонда- ревской Е.В. // Известия Южного отделения Российской академии образования. - Вып. 1. - Ростов- н/Д.: Изд-во РГПУ, 1999. - С. 134-136.
9. Сухомлинский, В. А. О воспитании. - М.: Политическая литература, 1982. - 270 с.
10. Макаренко, А. С. Методика воспитательной работы. Избранные труды. - М.: Юрайт, 2018. - 249 с.
11. Столяренко, А. М. Общая педагогика : учеб. пособие. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 480 с.

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» № 4 (80) 2018 г.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (10.04.2020)
Просмотров: 32 | Теги: Суворовцы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь