Вторник, 23.07.2019, 09:52
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

КОМПОНЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ИНСТРУКТОРОВ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

А.В.Ворожейкин
П.П.Литасов, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России

КОМПОНЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ИНСТРУКТОРОВ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

Сотрудники силовых структур, оперативно-боевая подготовка, инструктор, рукопашный бой, педагогическая модель, компоненты реализации, условия функционирования.

В настоящей работе раскрываются некоторые аспекты функционирования педагогической модели подготовки инструкторов по рукопашному бою в интересах силовых структур. Определены компоненты реализации педагогической модели. Проведено научное обоснование содержания каждого из компонентов и технология их материализации.

 
В  условиях современных требований к обеспечению государственной безопасности перед образовательными организациями силовых структур стоит ряд задач по подготовке квалифицированного кадрового состава, отвечающего за организацию оперативно-боевой подготовки сотрудников.

Одним из направлений такой подготовки в системе дополнительного профессионального образования является подготовка инструкторов по рукопашном бою. В связи с изменением требований, предъявляемых к профессиональной подготовке сотрудников силовых ведомств, возникла необходимость кардинальным образом пересмотреть технологию подготовки инструкторского состава. В связи с этим нами предпринята попытка разработки и научного обоснования педагогической модели подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур [1].
В процессе разработки педагогической модели подготовки инструкторов по рукопашному бою мы определили компоненты ее реализации (средства, методы и формы физической подготовки), провели научное обоснование содержания каждого из компонентов и предложили технологию их материализации. Специфика деятельности сотрудников силовых структур (МВД, ФСО, ФСБ, МО, ФСВНГ) предопределила подбор компонентов реализации модели. Он осуществлялся с учетом ряда условий, а именно первоначальных и условий функционирования [2].

Первоначальные условия педагогической модели:

- целевые установки подготовки (повышения квалификации); цель - формирование (повышение) уровня знаний, умений и навыков инструкторов по рукопашному бою силовых структур;

- направления обучения; эффективность подготовки по рукопашному бою (независимо от силового ведомства) определяют следующие основные факторы: технический, тактический, физический и психологический; важно, что ни один из этих факторов, определяющих итоговый результат схватки (действия), нельзя рассматривать изолированно, так как технические решения тесно взаимосвязаны с физическими, психическими и тактическими возможностями сотрудника; в любом случае компоненты реализации для всех четырех направлений обучения (соответственно названным факторам) формируются с учетом из особенностей оперативно-служебной деятельности обучающихся.

Условия функционирования:

- базовый уровень подготовки инструкторов (теория, методика, практика) по всем направлениям подготовки;

- готовность инструкторов к педагогической деятельности;

- объем учебного времени, отводимого для реализации целевых установок учебной программы;

- квалификация педагогического состава, обеспечивающего подготовку;

- учебно-материальная база и информационные технологии обучения.

С учетом перечисленных выше условий определялись основные компоненты педагогической модели подготовки инструкторов. Важной задачей при их подборе являлось создание возможности научить инструктора применять в процессе своей будущей педагогической деятельности те же средства, методы и формы, которые использовались при его обучении. Впоследствии, когда модель проходила апробацию, мы убедились, что этот перенос позволяет компенсировать недостаток времени, отводимого на реализацию целевых установок программы [2].

Говоря о компонентах реализации, можно также отметить, что их подбор научно обосновывался и опирался на ряд исследований, проведенных с привлечением инструкторов по рукопашному бою и специалистов по оперативно-боевой подготовке силовых структур из 28 регионов России [3].

Средствами педагогической модели мы определили: приемы рукопашного боя, действия рукопашного боя, физические упражнения, служебно- профессиональные приемы и действия. Краткая их характеристика представлена в таблице 1.

Таблица 1.
Характеристика средств педагогической модели подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур 

Анкетный опрос инструкторов по рукопашному бою и сотрудников, обеспечивающих организацию оперативно-боевой подготовки (анализ программ обучения) показал, что в настоящее время в подразделениях недостаточно времени выделяется на совершенствование навыков рукопашного боя. В связи с этим в технологию подготовки инструкторов, помимо основного средства - физического упражнения (приемы рукопашного боя, действия, упражнения на развитие физических качеств), мы включили неспецифические средства физической подготовки - служебно-профессиональные приемы и действия. Суть этих средств заключается в выполнении на занятиях по дисциплинам оперативно-боевой подготовки и в процессе оперативно-служебной деятельности упражнений, ориентированных на формирование и совершенствование навыков рационального ведения схватки (задержания), в основе которых лежат принципы стратегии и тактики рукопашного боя.

Систематическая тренировка, заключающаяся в многократном выполнении служебно-профессиональных приемов и действий, способна в определенной мере компенсировать отсутствие регулярных занятий по физической подготовке, однако 110 полностью исключить необходимость выполнения сотрудниками приемов не может.

Способы применения подобранных нами средств совершенствования сотрудников и конкретные пути достижения целевых установок программы являются методами педагогической модели. Совокупность методов обучения, развития и воспитания, а также различных методических приемов, используемых во взаимосвязи, составляет соответствующий методический компонент модели (таблица 2).

В разработанной нами модели ключевое место занимают активные методы (кейс-метод, имитационные упражнения и учебная деловая игра).

Таблица 2.
Характеристика методов педагогической модели подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур

Как показывает практика, используемые нами активные методы, требующие от обучаемых решения конкретных практических задач в проблемных ситуациях, в сочетании с интерактивными компьютерными технологиями (интерактивный тренажер по рукопашному бою «Сенсор», автоматизированный обучающий комплекс «Рукопашный бой»), разработанными под педагогическую модель, позволяют подойти к процессу обучения дифференцированно [3].

Существуют специфические временные и организационные рамки использования средств и методов подготовки инструкторов. Третий компонент реализации - формы физической подготовки. В нашу авторскую разработку мы включили следующие формы: учебные занятия, утренняя физическая зарядка, самостоятельная тренировка. Все они имеют свою специфическую направленность, содержание, особенности организации, обеспечения, проведения и используются в тесной взаимосвязи (таблица 3).

Опираясь на результаты аналитического исследования существующих программ и технологий подготовки инструкторов по рукопашному бою в силовых структурах, мы научно обосновали продуктивные компоненты педагогической модели и условия ее реализации. Общая их структура представлена в таблице 4 [4].

Таблица 3.
Характеристика форм педагогической модели подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур

Таблица 4.
Компоненты реализации педагогической модели подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур

Проведенные исследования [1-3, 5] свидетельствуют, что при разработке педагогической модели подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур необходимо учитывать следующее:

- для обеспечения полноценного функционирования педагогической модели требуется подбор продуктивных компонентов реализации (средства, методы, формы), соответствующих требованиям оперативно-служебной деятельности силовых структур;

- эффективность модели напрямую зависит от первоначальных условий и условий функционирования, в связи с чем необходима обязательная адаптация и корректировка компонентов реализации педагогической модели под эти условия;
- условия функционирования напрямую влияют на первоначальные условия; как следствие, подбор компонентов реализации педагогической модели должен быть адекватным первоначальным условиям и условиям функционирования, которые по отношению друг к другу являются взаимозависимыми;
- сбалансированное сочетание компонентов реализации, подобранных в соответствии с взаимозависимыми условиями (первоначальными и функционирования), позволяет подготовить квалифицированных инструкторов, соответствующих современным требованиям. ¦

 
Библиографический список:

1. Бакаев В.В., Ворожейкин А.В. Обоснование факторов определяющих необходимость совершенствования подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур // Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции «Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры». 2016. 284 с. С. 7-12.
2. Сущенко В.П., Ворожейкин А.В. Показатели, определяющие готовность инструкторов по рукопашному бою силовых структур к педагогической деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 12 (142). С. 127-130.
3. Ворожейкин А.В., Зайцев А.А., Литасов П.П. Комплексная методика оценки инструкторов по рукопашному бою силовых структур // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 4 (46). С. 78-82.
4. Стародубцев М.П. Плаксин А.П. Педагогические условия, необходимые для эффективного формирования профессиональной готовности у сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2012. № 4 (86). С. 153-156.
5. Ворожейкин А.В., Семенов М.В. Роль физической подготовки в оперативно-служебной деятельности сотрудников подразделений пограничного контроля пограничных органов ФСБ России // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур (часть вторая ДСП). СПб: ВИФК, 2012. № 3. С. 56-61.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 1 (47) 2017.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (29.06.2019)
Просмотров: 18 | Теги: Рукопашный бой | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь