Пятница, 03.04.2020, 00:45
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОЛЧЕЦКАЯ Т.С., доктор юридических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Исследованы особенности разработки тактических приемов установления психологического контакта в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности с учетом современных достижений ряда наук. Проанализированы стадии установления такого контакта с позиций комплексного подхода, предложены научно обоснованные тактические приемы, наиболее эффективные для каждой из них. Показаны перспективы научного исследования проблемы установления психологического контакта в оперативно- розыскной деятельности.

Ключевые слова: психологический контакт, тактика оперативно-розыскной деятельности, тактические приемы, ситуационный подход, моделирование, экспресс-диагностика личности, невербальные средства и техники активного слушания и общения.

 

В процессе осуществления профессиональной деятельности, проведения оперативно-розыскных мероприятий  у оперативного сотрудника возникает необходимость общения с людьми различных категорий: участниками уголовного процесса, сотрудниками правоохранительных органов, должностными лица ведомств и учреждений, рядовыми гражданами. Для успешного общения немаловажное значение имеет коммуникабельность, в частности - умение быстро найти общий язык с самыми разными по возрасту, характеру, социальному положению людьми. В этом плане речь идет о владении оперативным сотрудником приемами установления психологического контакта (создания доверительных, комфортных для общения отношений). Проблемам, связанным с установлением такого контакта, ранее уже был посвящен ряд научных исследований . Однако сегодня, в период глобального прогресса науки и техники, в условиях активного внедрения в нашу жизнь новейших цифровых технологий, существенно меняется как образ жизни людей, так и их мышление. И эти обстоятельства нельзя не учитывать в процессе общения. Кроме того, имеется немало современных достижений в области психологии, криминалистики, криминологии, наконец, теории оперативно-розыскной деятельности, использование которых может существенно обогатить научную разработку тактических приемов установления психоло-
гического контакта в оперативно-розыскной деятельности. Речь идет о методах ситуационного подхода, моделирования, приемах экспресс- диагностики личности, невербальных средствах и техниках активного слушания и общения и др. [3]. Поэтому для повышения эффективности научных разработок по проблемам установления психологического контакта необходим комплексный научный подход, учитывающий достижения целого ряда наук.

Мы полагаем, что контакт, устанавливаемый оперативным сотрудником с каким-либо субъектом, должен состоять из следующих стадий:

- мысленное перспективное моделирование ситуации знакомства и ее реализация;

- экспресс-диагностика личности собеседника; взаимная оценка, изучение отношения субъекта к начавшемуся общению;

- стадия непосредственного установления психологического контакта;

- стадия поддержания установившегося контакта.

Проанализируем каждую из названных стадий с позиций комплексного подхода и рассмотрим наиболее эффективные тактические приемы для каждой из них.

Мысленное перспективное моделирование ситуации знакомства и ее реализация. Успех знакомства обеспечивается его грамотным перспективным (предварительным) моделированием [2]. В зависимости от исходной ситуации, то есть времени, места, особенностей человека, с которым надо установить контакт (его пола, возраста, социального положения, психологических особенностей и т.д.), выбирается тот или иной предлог для знакомства. Если такой предлог оказывается максимально естественным, то общение начинается довольно легко и непринужденно. К примеру, можно поинтересоваться, как доехать до вокзала, или спросить, где находится ближайший супермаркет. Однако следует признать, что высшим пилотажем является создание оперативным сотрудником при выборе предлога для знакомства такой ситуации, в которой интересующий его субъект сам проявляет инициативу.

Ю.В. Чуфаровский, внесший большой вклад в разработку психологических основ оперативно-розыскной деятельности, предлагает использовать тактический прием «всеобщей заинтересованности», который, как правило, реализуют в местах скопления людей, например на экскурсиях, футбольных матчах и т.д. [7]. В таких местах вполне естественно выглядят спонтанные обсуждения тех или иных событий, и схожесть (или противоположность) мнений является отправной точкой для установления психологического контакта и его последующего развития.

На практике для инициации ситуации знакомства нередко используется тактический прием так называемой «мнимой потери вещей». К примеру, сотрудник, возвращаясь в кафе, делает вид, что некоторое время назад оставил на стуле какую-либо свою вещь - пакет, папку, телефон и т.д. (либо действительно заранее оставляет там какую-либо незначительную вещь). При этом он должен вести себя таким образом, чтобы привлечь внимание интересующего его субъекта. И если этот человек проявляет сочувствие, начинает участвовать в поиске или даже помогает найти утерянную вещь, ситуация естественным образом дает возможность завязать беседу. В таких ситуациях субъект чаще всего не видит чужой инициативы в установлении контакта, а считает, что именно он сам явился его инициатором.

Причем следует иметь в виду, что предлог для общения - это только «зацепка» для дальнейшего продолжения разговора.

Взаимная оценка. Экспресс-диагностика личности собеседника. С первого момента общения начинается визуальное и мысленное сканирование собеседниками друг друга, подсознательно происходит диагностика личности собеседника. Первое впечатление о человеке в большинстве случаев является самым верным, а главное - оно играет решающую роль в дальнейшем продолжении общения. Это впечатление складывается в результате восприятия внешности, одежды человека, его вербальных признаков (голоса, речи, манеры говорить) и невербальных особенностей (жестов, мимики), а также динамических признаков (походки, манеры держаться) и т.д. Вместе с тем следует заметить, что хотя внешний вид собеседника и говорит о многом, не рекомендуется уделять ему повышенного внимания, поскольку в результате этого невольно формируется некий стереотип восприятия человека, который оказывается далеко не всегда верным [1].

Особо следует остановиться на анализе невербальных проявлений эмоций человека, которые довольно подробно описаны Алланом Пизом [6]. Так, о психологической открытости, готовности человека к общению говорят открытые руки, разворот корпуса или стоп человека в сторону собеседника, наклон корпуса вперед. Наклон головы вбок также является признаком заинтересованности в общении. О закрытости свидетельствуют сжатые кулаки, а также скрещенные на груди руки. Если собеседник сидит, положив ногу на ногу, это показывает, что он уверен в себе, чувствует себя хозяином положения, возможно, даже стремится к соперничеству. Когда же человек смотрит поверх очков либо в процессе беседы резко срывает их с себя и кидает на стол, это говорит о его негативной оценке собеседника или об отрицательной оценке сообщаемой ему информации.

На стадии непосредственного установления психологического контакта происходит формирование у обеих сторон интереса друг к другу и активности в общении. На подсознательном уровне интерес к тому или иному человеку, как правило, связан с таким явлением, как симпатия, которая и становится основанием для продолжения контакта. Чтобы вызвать к себе симпатию, оперативному сотруднику целесообразно играть роль единомышленника, не противоречить собеседнику по спорным вопросам, а занимать соглашательскую либо нейтральную позицию. В такой ситуации эффективен следующий тактический прием: следует увидеть в собеседнике какие-либо приятные черты, пусть даже и незначительные, это позволит расположить субъекта к себе и благоприятно повлияет на установление психологического контакта.

Другим весьма эффективным тактическим приемом является демонстрация своей «открытости» и готовности к общению. При этом надо периодически слегка улыбаться, не забывая о том, что улыбка должна быть искренней. Этого добиться не так-то и легко, ведь во многих ситуациях (скорее - в большинстве случаев) общение оперативного сотрудника оказывается вынужденным. Здесь можно рекомендовать использовать прием, разработанный Дейлом Карнеги: «Перед тем, как зайти в кабинет, на мгновение остановитесь и подумайте о чем-то приятном, и на лице у вас появится искренняя улыбка, следы которой и останутся впоследствии» [4, с. 242].

Однако особо следует подчеркнуть, что психологический контакт - это не конечная цель общения (понравиться собеседнику), а средство получения оперативно значимой информации. Именно важность получаемой информации является главным критерием оценки уровня психологического контакта, а не степень симпатии собеседника к оперативному работнику.

В ходе предварительного изучения и первых секунд знакомства необходимо четко понять интерес собеседника во «взаимном деле». Основные посылки здесь могут быть различными: можно использовать как позитивные чувства, так и негативные - злость, обиду, зависть и т.д. Если же нет совпадения интересов, то это - просто ничего не значащее знакомство и зря потерянное время. На практике проблема возникает в тех ситуациях, когда оперативный сотрудник плохо изучает личность человека, с которым предстоит общаться. В результате этого инициативу в разговоре берет в свои руки «объект» и рефлексивно «переигрывает» оперативного сотрудника [3].

Одним из наиболее важных качеств, которые позволяют повысить эффективность процесса общения, является умение выслушивать собеседника. Надо всегда давать человеку возможность выговориться, рассказать все, чем он хочет поделиться, проявляя при этом максимум внимания и заинтересованности, не забывая при этом об обратной связи. Это может быть кивок головы, изменение выражения лица, краткие реплики («да...» «да-да», «я понимаю» и др.) и т.д. Кроме того, существуют и специальные приемы: «выяснение» и «перефразирование». В первом случае используются слова: «Поправьте меня, пожалуйста, если я ошибусь, но Вы сказали, что.». Во втором: «Если я Вас правильно понял, то.». Возможно также использование так называемой «эхо-техники», когда оперативный сотрудник дословно повторяет высказывания собеседника, начиная с фраз «Как я Вас понял,...», «Другими словами, Вы считаете...» и т.п. Можно также использовать прием «зазеркаливания» собеседника, то есть повторения основных его слов и жестов.

Стадия поддержания установившегося контакта. Существуют и некоторые иные важные правила общения. Необходимо проявлять уважение к мнению собеседника, никогда не следует прямо говорить ему, что он неправ. Оперативному сотруднику вообще не всегда следует говорить «нет» и «да» в категоричной форме.

Имеются и пространственные факторы, влияющие на успех в установлении психологического контакта и тем самым на результативность общения. Так, если предполагается «равенство» в общении, собеседники должны находиться на одном уровне, например оба сидят или оба стоят. Наиболее предпочтительное расстояние между ними должно быть в пределах 1-1,5 метра. Желательно, чтобы между беседующими не было видимой преграды - стола, стула и т.п.

В ходе разговора рекомендуется периодически смотреть в глаза собеседнику, называть его как можно чаще по имени или имени-отчеству, помня о том, что практически для любого человека на подсознательном уровне нет ничего приятнее, чем слышат ь звучание своего имени.

Для поддержания психологического контакта можно использовать тактический прием внушения собеседнику его значительности. К примеру: «В этом вопросе я хотел бы с Вами посоветоваться». Причем важна не сама по себе эта фраза, а то, как и в какой ситуации она произносится.

Приемы поддержания психологического контакта в процессе общения.

Оперативному сотруднику не следует постоянно ощутимо доминировать в разговоре, поскольку никто не любит, когда над ним довлеет чья-то сила. Нежелательно также увлекаться монологами, которые нередко утомляют собеседника, способствуют потере интереса к разговору. Не надо терять над собой контроля, перебивать собеседника, даже если не нравится то, что он сообщает.

Для поддержания и развития психологического контакта оперативному сотруднику следует во время разговора держаться максимально свободно, постоянно контролировать себя, улавливать моменты, когда в теле появляется напряжение. Оно проявляется в мимике, позах, жестах. Напряжение мышц лица, рук может сигнализировать о непринятии того, что говорит собеседник, и тот в свою очередь начинает ощущать такое же состояние.

В заключение отметим, что проблемы разработки теоретических аспектов тактики установления психологического контакта в оперативно-розыскной практике требуют дальнейшего научного изучения. На наш взгляд, имеется несколько перспективных направлений подобных исследований.

Во-первых, большое прикладное значение имеет выделение основных типовых ситуаций общения и разработка для оперативных сотрудников типовых алгоритмов их разрешения.

Во-вторых, несмотря на то, что вопросы тактического взаимодействия следствия и оперативно-розыскных подразделений в криминалистической науке и в теории оперативно- розыскной деятельности детально разработаны, исследование проблем установления психологического контакта оперативного сотрудника со следователем в науке только начинается [5]. Мы полагаем, что решение этого вопроса будет весьма эффективным с позиций ситуационного подхода. Психологическая подоплека таких отношений варьируется с учетом этапов взаимодействия, а также складывающихся ситуаций. Например, в процессе реализации материалов оперативный сотрудник больше заинтересован в следователе. А на первоначальном этапе расследования преступления, в период его раскрытия в результатах оперативно-розыскной деятельности больше заинтересован, наоборот, именно следователь.

В-третьих, учеными мало исследованы проблемы установления психологического контакта внутри следственно-оперативной группы. А в этом, полагаем, есть своя особая специфика, обусловленная своеобразными задачами, решаемыми следственными и оперативными подразделениями. Для того чтобы следственно-оперативная группа работала слаженно и эффективно необходимо учитывать как разные аспекты совместимости членов этой группы, так и особенности видов ее деятельности. Психологическая или психофизиологическая несовместимость особенно резко проявляется в критических ситуациях.

И наконец, в-четвертых, для того чтобы оперативный сотрудник мог эффективно применять тактику установления психологического контакта, необходимо проводить тренинги по данной тематике как при обучении будущих юристов, так и в ходе повышения квалификации оперативных сотрудников, для чего требуется разработка соответствующих методических материалов на научной основе.

Полагаем, что эти и другие, связанные с ними, вопросы будут объектом дальнейших научных исследований, осуществляемых на комплексной основе с позиций различных областей юридических наук и психологии.

Библиографический список:

1. Бедризов А.Г., Волчецкая Т.С., Галяшин Н.В. и др. Криминалистическое изучение личности / Отв. ред. Я.В. Комиссарова. М., 2019.
2. Волчецкая Т.С. Роль идей профессора Р.С. Белкина в развитии научной школы криминалистической ситуалогии // Современное развитие криминалистики и судебной экспертизы как реализация идей Р.С. Белкина. Материалы Международной научно- практической конференции «К 95-летию со дня рождения ученого, педагога, публициста». М., 2018. С. 166-171.
3. Волчецкая Т.С. Учение о криминалистических ситуациях: генезис, современное состояние и перспективы развития // Союз криминалистов и криминологов. 2019. № 2. С. 59-64.
4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влиять на людей. М.: Попурри, 2016.
5. Низамов В.Ю. Психологические особенности взаимодействия следователя и оперативного сотрудника в расследовании и раскрытии преступлений // Российский следователь. 2016. № 12. С. 46-49.
6. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. М., 2016.
7. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. М.: Проспект, 2014.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 4 (58) 2019.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (12.03.2020)
Просмотров: 19 | Теги: оперативно-розыскная деятельность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь