Четверг, 13.12.2018, 23:07
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Комплексный контроль в совершенствовании скоростно-силовой подготовки пловцов

Пальчикова Н. Ю., Войтова А. В.

Комплексный контроль в совершенствовании скоростно-силовой подготовки пловцов

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, целью которого явилось совершенствование скоростно- силовой подготовки пловцов различной квалификации. Исследования показали, что процентное соотношение показателя энергичности спортсменов имеет положительную динамику и возрастает от начала к концу исследования, но отличается у представителей разной квалификации. Таким образом, открываются перспективы индивидуальной оптимизации комплекса физических и психоэмоциональных качеств спортсмена для более полной реализации своих двигательных возможностей в соревновательной деятельности.

Ключевые слова: показатели психоэмоционального состояния, скоростно-силовая подготовка пловцов, специализированная развивающая нагрузка, тренировочный эффект.

 

Эффективность двигательной деятельности спортсмена во многом зависит от оптимального соотношения его физических и психоэмоциональных качеств. Успешность тренировочной и соревновательной деятельности в современном спорте определяется рациональным построением тренировочных нагрузок, своевременным контролем за физическим и психоэмоциональным состоянием спортсмена [4]. Следует отметить, что в процессе тренировки психоэмоциональное состояние может изменяться значительно быстрее, чем физическое. Без комплексного контроля и учета соотношения физического и психоэмоционального состояния управлять тренировочным процессом крайне сложно [1, 2, 4].

Рядом ученых предложен бесконтактный метод, с помощью которого определяется комплекс психоэмоциональных показателей, связанных с двигательной деятельностью [2, 3]. Методика анализа виброизображения (Vibralmage) предлагает широкие возможности контроля и диагностики более 12 психоэмоциональных параметров состояния человека. Применяя информационно-статистический анализ к трехмерному микродвижению головы, авторами используется вестибулярно-эмоциональный рефлекс [2, 3].

Целью данного исследования явилось совершенствование скоростно-силовой подготовки пловцов различной квалификации.

Задачи исследования:
- определить влияние специализированной развивающей нагрузки («до отказа») на тренировочный эффект;
- выявить воздействие психоэмоциональных показателей (энергичности и стресса) на проявление тренировочного эффекта.

Методы исследования. В испытании приняли участие 4 группы спортсменов — КМС, I, II, III разрядов по 6 человек в каждой. Спортсмены выполняли серийную нагрузку в зале, с индивидуальной предельной интенсивностью «до отказа» на тренажере «Хюттеля-Мартин- са» и индивидуальным предельным количеством серий по 20 раз, паузы отдыха между сериями составляли 3 минуты. До и после нагрузки проводилась видеосъемка для оценки показателей психоэмоционального состояния с помощью программы Vibraimadge 7+ (энергичность и стресс). Для изучения тренировочного эффекта такое же испытание было проведено через три дня. Полученные данные обрабатывались с помощью статистических критериев достоверности.

Анализируя двигательные действия спортсменов в первом испытании можно увидеть, что в среднем группы выполняли: пловцы КМС 24,3 подхода по 20 раз; группа перворазрядников отказалась от нагрузки на 18,6 серии; спортсмены II разряда — на 12,2 серии и третьеразрядники — на 6,4 серии.

Рассматривая показатели психоэмоционального состояния при первом испытании, мы видим, что процентное соотношение показателя энергичности
спортсменов имеет положительную динамику и возрастает от начала к концу исследования, но отличается у представителей разной квалификации.

Так, у спортсменов КМС показатель энергичности составлял 34, 3%, у спортсменов I разряда — 27,6%, второразрядники и третьеразрядники продемонстрировали 15,2 и 9,8% соответственно. Показатели стресса у всех групп имели тенденцию к увеличению, у пловцов КМС — 48,4%, у перворазрядников 42,3%, у спортсменов II и III разрядов — 40,8% и 34,6% соответственно.

Во втором испытании, через три дня, пловцы КМС выполнили 29,2 серий по 20 раз, прирост количества выполненных серий составил 20,8% (Р<0,05); перворазрядники — 23,4 серии (прирост 10,7%, при Р<0,05); спортсмены II разряда отказались от нагрузки на 12,6 серии (2,2%, Р>0,05); III — выполнили лишь 5,9 серии, что оказалось меньше на 1,8%, чем они смогли выполнить на первом испытании.

При выявлении различий в показателях психоэмоционального состояния после второго испытания определено, что у спортсменов КМС показатель энергичности вырос на 11,6% по отношению к данному показателю после первого испытания. У спортсменов I разряда прирост составил 4,8%. Второразрядники не показали статистически значимого увеличения показателя энергичности, а у третьеразрядников этот показатель снизился на 5,2%. Показатели стресса у всех групп имели тенденцию к уменьшению, у пловцов КМС — 22,4%, у перворазрядников 32,3%, у спортсменов II и III разрядов — 36,8% и 38,7% соответственно.

Выполненная развивающая нагрузка, направленная на повышение тренировочного эффекта положительно повлияла на скорость плавания. Так, скорость проплы- вания 50-метровых отрезков брассом в группе КМС возросла на 3,8%, при P<0,05. В группе перворазрядников — на 2,7%. В группах пловцов второго и третьего разрядов динамика скорости изменилась незначительно.

Исследования показали, что группы КМС и перворазрядники при более стабильных и высоких показателях энергичности и стрессоустойчивости показали более выраженный тренировочный эффект. В то же время группы пловцов второго и третьего разряда оказались на том же уровне скоростно-силовой подготовки, изменения изучаемых показателей были статистически недостоверны.

Таким образом, открываются перспективы индивидуальной оптимизации комплекса физических и психоэмоциональных качеств спортсмена для более полной реализации своих двигательных возможностей в соревновательной деятельности.

Литература:
1. Горожанин В. С. Скоростные способности человека и подвижность нервной системы // Теория и практика физической культуры. 1974. № 10.
2. Минкин В. А., Николаенко Н. Н. Информационно- статистические параметры виброизображения, как базовые элементы расчета любых эмоциональных состояний. //Труды 18-й Международной научно- технической конференции «Современное телевидение».— Москва, 2010.
3. Минкин В. А., Николаенко Н. Н. Применение технологии и системы виброизображения для анализа двигательной активности и исследования функционального состояния организма// Медицинская техника N 4.— стр. 30-34.— 2008.
4. Филин В. Н. Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие. — М.: Физкультура и спорт, 1987.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (21.11.2018)
Просмотров: 13 | Теги: подготовка пловцов, скоростно-силовая | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь