Суббота, 14.12.2019, 17:14
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ДЕВОЧЕК 8-9 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ

М.Г.Микрюкова

КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ДЕВОЧЕК 8-9 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ

Художественная гимнастика - современный, активно развивающийся и популярный вид спорта, который требует совершенствования учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности. В статье отражены вопросы комплексного развития гибкости у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой. В данном исследовании были предложены физические упражнения, направленные на сопряженное развитие гибкости и совершенствование техники выполнения соревновательных упражнений. В содержание первого комплекса вошли упражнения на гибкость для совершенствования элемента «Планше» («свечка»), второго - для совершенствования прыжка прогнувшись с прямой ногой, третьего - для совершенствования равновесия с прямой ногой назад («затяжка»). В ходе педагогического исследования доказана эффективность применения разработанных комплексов упражнений. Исходя из этого, данные комплексы могут быть рекомендованы тренерам-преподавателям по художественной гимнастике для регулярного применения в процессе спортивной тренировки.

Ключевые слова: гибкость, художественная гимнастика, комплексы упражнений, акцентированное развитие, сопряженное развитие.


Введение. Во многих странах мира, в том числе и в Российской Федерации, в настоящее время художественная гимнастика занимает ведущие позиции среди других видов спортивной деятельности. В нашей стране уже давно сформировался штат высококвалифицированных тренеров-преподавателей и хореографов, компетентность которых сегодня признана во всем мире. Соревновательные упражнения художественной гимнастики состоят из ряда сложнейших движений: поворотов, равновесий, наклонов, волн и переворотов, прыжков, которые сочетаются с разнообразной работой предмета, что требует от спортсменок высокого уровня подготовленности [1].

В связи с активным развитием и модернизацией этого вида гимнастики поиск новых методических подходов к определению содержания тренировочных занятий является актуальным и своевременным.

Так, по мнению О.Г. Румба, успешность спортсменок обуславливается уровнем развития гибкости и других качеств, а также ряда эстетических компонентов: красоты линий, «чувства позы», культуры движений и т.д. [5].

Гибкость - это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой [2].

По мнению Терехиной Р.Н. , гибкость придает спортсменке пластичность, мягкость и изящество. Современная художественная гимнастика уделяет пристальное внимание развитию и совершенствованию данных качеств, так как они играют важную роль при выполнении соревновательных упражнений с предметами и без предметов [6].

Так, А.В. Менхин [4] указывает, что методика развития гибкости в художественной гимнастике включает в себя комплекс методических приемов, состоящий из 4 групп упражнений:

1. Статические упражнения - сохранение позы или суставного угла, включают в себя активные двигательные действия звеньями тела с удержанием положения, с дополнительной локальной нагрузкой, с воздействием при повторных движениях (увеличение амплитуды).

2. Упражнения «с внешним управлением» - выполнение движений с активной помощью партнера или сопровождение (имитацией) движения при относительной пассивности исполнителя, использование упругих средств (снарядов), задающих определенный режим движения в суставах.

3. Динамические упражнения включают в себя маховые движения конечностями, движения туловищем (сгибания, разгибания, ротации), пружинистые действия, возвратно-поступательные движения (типа маятника).

4. Комбинированные упражнения - сочетания разнохарактерных действий и условий их выполнения. Включают в себя махи с последующим удержанием позы (или в обратной последовательности), сочетание равновесия с внешней поддержкой, соединение двух и более элементов разного характера [4].

Цель исследования - разработать и экспериментально проверить средства и методы развития гибкости у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

Предмет исследования - методика комплексного использования средств художественной гимнастики для развития гибкости.

Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился в условиях учебно-тренировочных занятий гимнасток 2010-2011 года рождения на базе Кировского областного государственного автономного учреждения «Вятская спортивная школа олимпийского резерва» КОГАУ «ВятСШОР» по художественной гимнастике г. Кирова. В исследованиях принимали участие 20 гимнасток в возрасте 8-9 лет, по 10 человек в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах.

Основными методами тренировки явились сочетание метода строго регламентированного упражнения (повторного метода) и метода сопряженного развития (заключающегося в совершенствовании техники соревновательных упражнений в условиях, требующих увеличение амплитуды движений). Изучались упражнения, которые входят в соревновательные композиции гимнасток возраста 8-9 лет: планше («свечка»), прыжок прогнувшись с прямой ногой, равновесие с прямой ногой назад («затяжка»).

К основным средствам развития гибкости отнесены три разработанных комплекса упражнений.

Тренировочное занятие, согласно программе КОГАУ «ВятСШОР», длилось 120 минут: 30 минут - подготовительная часть, 70 минут - основная часть, 20 минут - заключительная часть [3]. Занятия проводились 5 раз в неделю. Комплексы упражнений использовали в подготовительной части занятия, длительность - 15-20 минут в зависимости от количества повторений каждого упражнения.

Экспериментальный комплекс физических упражнений №1

Задача: совершенствование техники выполнения упражнения «Планше» («свечка»).

1. И.п. - стоя спиной к гимнастической стенке на правой, левая в шпагате с опорой на стенку, руки в упоре спереди на полу.

а) пружинящие движения тазом к стенке;

Дозировка: 2-3 подхода по 10 раз.

Методические указания: таз от гимнастической стенки не отрывать, опорную ногу в коленном суставе не сгибать.

б) поднимание спины до уровня 90°, руки вперед, голова вперед;

Дозировка: 2-3 подхода по 10 раз.

Методические указания: плечи не поднимать.

в) удержание туловища на уровне не ниже 90°, руки вперед;

Дозировка: 2-3 подхода по 10 счетов.

Методические указания: спину не опускать, плечи опущены.

г) «домахи» левой (правой) ногой от гимнастической стенки;

Дозировка: 2-3 подхода по 10 раз с обеих ног.

Методические указания: таз не разворачивать, опорная нога как можно дальше отставлена от стенки вперед, таз прижат к гимнастической стенке, спина как можно выше, плечи ровно. Домахи выполнять как можно дальше от стенки.

2. Надеть резину на стопу одной ноги и на плечо. И.п. - стоя в «арабеск», опустить корпус вместе с ногой до параллели пола на 90°, нога в шпагат («свечка»).

Дозировка: 2-3 подхода по 10 раз.

Методические указания: плечи держать ровно, голова вперед, нога точно в шпагат.

3. Надеть резину на обе стопы и положить середину резины на плечо. Выполняя переворот вперед, делать «домахи» в «свечку».

Дозировка: 2-3 подхода по 10 раз.

Методические указания: спину держать высоко, колено опорной ноги не сгибать, плечи опущены.

4. И.п. - сед на шпагате с двух стульев, руки вверх. Выполнять наклон вперед и
назад.

Дозировка: 2-3 минуты.

Методические указания: спину держать ровно, плечи не поднимать.

5. И.п. - стойка на носках, руки вверх, пальцы в замок.

Опуская корпус на 45°, удерживать положение на 10 счетов, затем опуститься «в столик» на 90° и удерживать 10 счетов, далее - на 45° книзу, взгляд вперед.

Дозировка: 10 раз.

Методические указания: стоять на высоких полупальцах, плечи не поднимать, спина ровно.

6. И.п. - стойка руки в стороны. Выполнить мах в «свечку», удерживая спину на 90° (вниз не опускать), нога в шпагат, удерживать 3 счета, затем вернуться в и.п.

Дозировка: 2-3 подхода по 10 раз.

Методические указания: лопатки сведены, мышцы спины максимально напряжены, плечи не разворачивать.

Экспериментальный комплекс физических упражнений №2

Задача: совершенствование техники выполнения упражнения прыжок прогнувшись с прямой ногой.

1. И.п. - стойка, руки в стороны. Выполнять высокие махи прямой ногой назад с наклоном вперед.

Дозировка: 2-3 подхода по 10 раз.

Методические указания: мышцы спины максимально напряжены, колено опорной ноги не сгибать, таз ровно.

2. И.п. - стоя лицом к гимнастической стенке, правую (левую) ногу с опорой коленом на рейку, руки вверх. Наклон назад, взяться прямыми руками за рейку, держать.

Дозировка: 2-3 подхода по 10 счетов.

Методические указания: таз не разворачивать, локти выпрямлены, выполнять с обеих ног.

3. И.п. - стоя лицом к гимнастической стенке, правую (левую) ногу с опорой коленом на рейку, руки хватом за рейку на уровне груди. Махи в прогиб назад.

Дозировка: 2-3 подхода по 10 раз.

Методические указания: махи выполнять амплитудно, таз не разворачивать, тянуть стопы, выполнять с обеих ног.

4. И.п. - сед на полу в шпагате на правой (левой) ноге, руки вверх. Выполнить наклоны назад к ноге 10 раз, взяться за ногу и держать, выпрямляя руки.

Дозировка: 2-3 подхода.

Методические указания: наклоны выполнять быстро, плечи не разворачивать (держать «квадрат»), тянуть стопы, выполнять с обеих ног.

Экспериментальный комплекс физических упражнений №3

Задача: совершенствование техники выполнения упражнения равновесие с прямой ногой назад («затяжка»).

1. И.п. - стоя спиной к гимнастической стенке. Наклон назад, выпрямляя руки в упоре на рейке и разгибая ноги в коленном суставе, держать.

Дозировка: 2-3 подхода по 5 раз.

Методические указания: для усложнения подойти ближе к стенке ногами, то же, но руки ставить на пол между ног, наваливаясь на стенку плечами.

2. И.п. - стоя лицом к гимнастической стенке, руки хватом за рейку на уровне груди. Наклоняясь вперед, положить правую (левую) стопу на рейку, разгибая ногу в коленном суставе, качаясь назад.

Дозировка: 2-3 подхода по 5 раз.

Методические указания: опорная нога ставится дальше от гимнастической стенки, колени выпрямлены, плечи не разворачивать, выполнять с обеих ног.

3. И.п. - стоя лицом к гимнастической стенке, удерживаясь одной рукой за рейку. Мах правой (левой) ногой назад, ловить противоположной рукой ногу в «затяжку».

Дозировка: 2-3 подхода по 5 раз.

Методические указания: опорная нога на полупальцах, колено опорной ноги выпрямлено, плечи не разворачивать, выполнять с обеих ног.

4. И.п. - то же. Махи правой (левой) ногой назад на 90° по 4 раза, поймать ногу противоположной рукой с наклоном назад, голову прижать к ягодице.

Дозировка: 2-3 подхода по 5 раз.

Методические указания: опорная нога на всей стопе, колено опорной ноги выпрямлено, плечи не разворачивать, выполнять с обеих ног.

5. И.п. - стоя правым (левым) боком к гимнастической стенке. Ближней ногой к опоре выполнить мах назад и поймать противоположной рукой ногу в «затяжку», держать, медленно наклоняясь с ногой назад, поставить ее на пол, отпуская руку, выпрямиться в и.п.

Дозировка: 2-3 подхода по 5 раз.

Методические указания: опорная нога на всей стопе, колено опорной ноги выпрямлено, плечи не разворачивать, выполнять с обеих ног.

Результаты исследования и их обсуждение. Перед проведением педагогического эксперимента группы гимнасток по исследуемым показателям были однородны (p>0,05).

После формирующего педагогического эксперимента было проведено контрольное тестирование, которое позволило оценить уровень развития гибкости у девочек 8-9 лет в экспериментальной и контрольной группах. Результаты представлены в таблице.

Так, от начала к концу педагогического эксперимента между результатами девочек ЭГ и КГ произошли статистически достоверные изменения (p < 0,05) по всем четырем тестам: в тесте «Мост» в контрольной группе показатели уменьшились лишь на 1,3 см, а в экспериментальной - на 4,6 см; среднее значение поперечного шпагата со стульев в контрольной группе уменьшилось на 1,9 см, а в экспериментальной - на 3,5 см. В тесте «Наклон вперед со скамейки» в контрольной группе показатели увеличились лишь на 1,2 см, а в экспериментальной - на 4,3 см; в тесте « Перевод гимнастической скакалки» показатели контрольной группы уменьшились на 0,8 см, а экспериментальной - на 3,9 см.

Таблица
Изменения среднегрупповых показателей гибкости у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой от начала к концу   педагогического эксперимента

Выводы.

1. Разработаны средства комплексного развития гибкости у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой, включающие в себя:

- комплекс упражнений для совершенствования техники выполнения упражнения «Планше»;

- комплекс упражнений для совершенствования техники выполнения упражнения «Прыжок прогнувшись с прямой ногой»;

- комплекс упражнений для совершенствования техники выполнения упражнения «Равновесие с прямой ногой назад».

При этом в совершенствовании техники сочетали методы строго регламентированного упражнения и сопряженного развития.

2. Результаты педагогического исследования наглядно показали эффективность разработанных комплексов упражнений. Уровневые показатели тестирования экспериментальной группы гимнасток 8-9 лет от начала к концу педагогического эксперимента
повысились существеннее, чем у гимнасток контрольной группы. По всем тестовым заданиям различия показателей достоверны (p<0,05).

Таким образом, использование экспериментальных комплексов физических упражнений позволит не только повысить уровень развития гибкости у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой, но и существенно повлияет на качество выполнения техники соревновательных упражнений.

Литература

1. Бандаков М.П., Микрюкова М.Г. Совершенствование методики развития координационных способностей у девочек 6-7 лет в художественной гимнастике // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2015. - № 1. - С. 164-169.
2. Заячук Т.В., Шамгуллина Г.Р., Гомыжева И.И. Методика воспитания гибкости средствами йоги у детей 7-8 лет занимающихся художественной гимнастикой // Научный альманах. - 2015. - № 8 (10). - С. 469-474.
3. Зонова О.И. Программа спортивной подготовки по виду спорта: художественная гимнастика. - Киров, 2015. - 44 с.
4. Менхин А.В., Новикова Л.А., Исмаилова А. Гибкость и особенности её проявления в художественной гимнастике // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 8. - С. 11-15.
5. Румба О.Г. Теоретическое и экспериментальное обоснование методики повышения качества работы ступней ног спортсменок в художественной гимнастике // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 5 (51). - С. 81-86.
6. Терехина Р.Н., Винер-Усманова И.А., Крючек Е.С. Реализация целевой комплексной программы спортивной подготовки спортивной сборной команды России по художественной гимнастике к играм XXXI олимпиады // Олимпийский спорт и спорт для всех XX Международный научный конгресс. - 2016. - С. 618-621.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 3(29) - 2019


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (13.11.2019)
Просмотров: 27 | Теги: художественная гимнастика, комплексы упражнений, гибкость | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь