Понедельник, 15.10.2018, 17:42
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

КОМПЛЕКСНАЯ РЕЙТИНГ-ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ СТУДЕНТОВ

С.В.Михайлова, Ю.Г.Кузмичев

КОМПЛЕКСНАЯ РЕЙТИНГ-ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье представлена оценка фунщиональных резервов студентов с применением рейтинг-оценки. Исследование по результатам проспективных наблюдений физического здоровья 450 студентов 17-23 лет в течение 2010-2016 гг. В ходе исследования применялся «Дневник здоровья студента». Студенты-спортсмены имеют лучшие функциопальные возможности, чем студенты, которые занимаются периодически, и намного лучше, чем те, которые не занимаются спортом. Ежегодные наблюдения выявили увеличение положительных оценок за период обучения в вузе за счет нормализации функционирования сердечно-сосудистой системы, хотя при этом отмечается снижение показателей (функциональных проб.

Ключевые слова: студенты, физическое развитие, (функциональные резервы, рейтинг-оценка

 

Функциональные резервы организма представляют совокупность характеристик физиологических функций, определяющих уровень активности функциональных систем организма, особенности жизнедеятельности и состояние работоспособности. Если функциональные резервы рассматривать преимущественно с позиций взаимосвязи с работоспособностью, то их можно определить как совокупность характеристик тех функций и качеств организма, которые несут наибольшую нагрузку в обеспечении жизнедеятельности человека [1].

Сердечно-сосудистая система является важнейшей системой организма. По теории P.M. Баевского, она определена как индикатор состояния всего организма, ее параметры являются ведущими для оценки его функционального состояния. Гемодинамические показатели реагируют на изменения равновесия между организмом и средой, и отражают состояние уровня адаптационно-приспособительных реакций целостного организма [2].

Комплексная рейтинг-оценка уровня функциональных резервов проводится по физиологическим параметрам и результатам функциональных проб. Осуществляется поэтапно: рассчитывают соответствующие показатели по каждой
применяемой методике, определяют номер центильного интервала на основе центильных шкал. Центильный интервал показателя имеет определенную количественную оценку, выраженную в баллах. Сумма интегральных оценок по показателям и пробам, деленная на их количество, определяет уровень функциональных резервов. Комплексную оценку уровня функциональных резервов ранжируют также по четырем группам: 1.00-0.88 - отлично; 0.87-0.70 - хорошо; 0.69-0.50 - удовлетворительно; 0.49-0.00 - неудовлетворительно [1,3].

Цель исследования - определить уровень функциональных резервов студентов с применением метода комплексной рейтинг-оценки.

Материалы и методы
Исследование проведено по результатам проспективных наблюдений физического здоровья 450 студентов (182 юношей и 268 девушек) 17-23 лет в течение 2010-2016 гг. В ходе исследования применялся «Дневник здоровья студента», включающий разделы: социологический (анкетные данные об условиях и образе жизни); физиологический (длина тела (ДТ), масса тела (МТ), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), динамометрия правой кисти (ДНК), частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое и диастолическое артериальное давление (САД и ДАД) и др.); функциональный (пробы Штанге и Генчи), физической подготовленности (двигательные тесты на скорость, силу, выносливость, гибкость), заполняемые студентами ежегодно в процессе обучения в вузе при изучении дисциплин медико-физкультурного блока [4].

Полученные данные оценивались с применением метода комплексной рейтинг- оценки:
Рейтинг 1 - оценка функциональных резервов по физиологическим показателям (ЖЕЛ, ДИК, пробы Штанге и Генчи) [5].
Рейтинг 2 - оценка функциональных резервов по показателям гемодинамики (ЧСС, САД, ДАД) [6].
Рейтинг 3 - интегральная оценка функциональных резервов (сумма рейтигов 1 и 2) [1,3,4].

Исследование проведено после получения положительного решения локального этического комитета ННГУ им. Н.И.Лобачевского, выполнено на сертифицированном и регулярно поверяемом оборудовании с соблюдением четких критериев исключения, а именно: наличие на момент обследования острых или обострения хронических заболеваний, беременности и отказ от обследования [5].

По результатам обследования создана персонифицированная база данных, статистическая обработка с использованием программ офисного пакета «EXCEL v8.00» и «Version 4.03 Primer of Biostatistics». Для выполнения задач исследования приметали методы вариационной статистики, метод оценки достоверности результатов (критерий %2) с доверительным интервалом р<0.05- 0.001.

Больше половины (58,3%) студентов получили оценки «удовлетворительно» (44,8% юношей и 67,9% девушек). Треть обследованных студентов (34,6%) имеет функциональные резервы, оцененные на «хорошо» (43,4% юношей и 28,4% девушек). Только 5,7% молодежи обладают отличными качествами функциональных резервов, среди которых 10,0% юношей и 2,7% девушек.

Среди юношей студентов с итоговой оценкой «неудовлетворительно» больше чем среди девушек всего на 1,0%, при этом среди них также больше отличников на 7,3%. Среди юношей больше оценок «хорошо», чем среди девушек, и меньше оценок «удовлетворительно». Итоговые оценки у юношей намного позитивнее, чем среди девушек, свидетельствующие о низком качестве функциональных резервов, по сравнению с юношами.

Таблица 1
Распределение рейтинг-оценок функциональных резервов студентов, %

Примечание: Ю - юноши, Д - девушки

По результатам рейтинга-1 нет оценок «неудовлетворительно», а в рейтинге-2 таких 10,2% (5,5% юношей и 13,5% девушек). Половина студентов (51,3%) в рейтинге-1 имеют оценки «удовлетворительно» (42,5% юношей и 56,2% девушек). В рейтинге-2 отличников больше, чем в рейтинге-1 (17,7% и 13,2% соответственно).

В ходе исследования провели анализ полученных оценок, в зависимости от уровня двигательной активности студентов, т.е. учитывали их занятия в спортивных секциях: постоянные и периодические. Также выделили группу молодежи, которая не занимается спортом, кроме занятий физической культурой в вузе (табл.2).

Таблица 2
Распределение рейтинг-оценок функциональных резервов студентов, в зависимости от уровня двигательной активности, %

Примечание: 1 - постоянно занимаются спортом, 2 - периодически занимаются спортом, 3 - не занимаются спортом.

Студенты, занимающиеся спортом на всех этапах исследования функциональных резервов имеют больше оценок «отлично», чем студенты, занимающиеся периодически, и особенно в сравнении с не занимающимися спортом.

С целью выявления особенностей динамики функциональных резервов в процессе обучения в вузе провели распределение рейтинг-оценок, полученных на каждом году обучения (табл.3).

Сравнительный анализ показателей динамики функциональных резервов студентов с 1 по 5 курс свидетельствует об увеличении оценок крайних значений. Количество отличных оценок увеличивается от 0,5% до 8,2%, а неудовлетворительных с 1,3% до 2,4%.

Таблица 3
Распределение рейтинг-оценок функциональных резервов студентов, в зависимости от курса обучения, %

Увеличение отличных оценок к концу обучения обусловлено повышением численности отличных в рейтинге-2, свидетельствующих о стабилизации функции сердечно-сосудистой системы. Увеличение неудовлетворительных оценок связано с уменьшением положительных оценок в рейтинге-1, т.е. обусловлено снижением к концу обучения в вузе показателей ЖЕЛ, ДПК и дыхательных проб.

Таким образом, в ходе исследования определили статистически значимые тендерные различия, свидетельствующие о лучших функциональных резервах у юношей. Половина юношей и треть девушек имеют оценки «хорошо» и «отлично». Результаты рейтинга-2, основанного на гемодинамических показателях, лучше, чем рейтинга-1, рассчитанного по значениям ЖЕЛ, ДПК и дыхательных проб. В зависимости от уровня двигательной активности студенты- спортсмены имеют лучшие функциональные возможности, чем студенты, которые занимаются периодически, и намного лучше, чем те, которые не занимаются спортом.

Ежегодные наблюдения выявили увеличение положительных оценок за период обучения в вузе за счет нормализации функционирования сердечно-сосудистой системы, хотя при этом отмечается снижение показателей ЖЕЛ, ДПК и дыхательных проб.

Мониторинг уровня функциональных резервов организма студентов позволяет разрабатывать и оценивать эффективность профилактических и реабилитационных мероприятий и разрабатывать научно обоснованные оздоровительные программы.

Литература

1. Функциональные резервы организма детей и подростков. Методы исследования и оценки: учебное пособие / Н.Г.Чекалова, Ю.Р.Силкин, Н.А.Матвеева, Ю.Г.Кузмичев, А.В.Леонов [и др.]. Н.Новгород: Издательство НижГМА, 2010. 164 с.
2. Баевский P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний /P.M. Баевский, А.П. Берсенева. — М.: Медицина, 1997. — С. 43-53.
3. Методы исследования и оценки функциональных резервов организма детей и подростков: методические указания / Н.Г.Чекалова [и др.]. - Н. Новгород: Издательство НижГМА, 2009. 88 с.
4. Михайлова С.В., Кузмичев Ю.Г., Жулин Н.В. Методы оценки и самоконтроля физического здоровья учащейся молодежи: учебно-методическое пособие. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. 174 с.
5. Методы изучения и оценки физического развития детей и подростков: учебное пособие / Е.С.Богомолова, Ю.Г.Кузмичев, Н.А.Матвеева [и др.]. Н.Новгород: Издательство НГМА, 2015. 92 с.
6. Оказание медицинской помощи взрослому населению в Центрах здоровья. Методические рекомендации. М.: ФГБУ «ГНИЦПМ», 2012. 109 с.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (28.03.2018)
Просмотров: 97 | Теги: рейтинг-оценка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь