Вторник, 18.06.2019, 16:42
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

КОМПЛЕКСНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

А. П. Альбов , доктор юридических наук, кандидат философских наук, профессор, профессор кафедры интеллектуальных прав Института экономики и права МИРЭА – Российский технологический университет, профессор Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова
И. И. Слуцкая, кандидат культурологии, доцент кафедры русского языка Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского

КОМПЛЕКСНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМЕНИ П. И. ЧАЙКОВСКОГО)

Для успешной профессиональной подготовки необходима выработка у студента двух взаимно дополняемых качеств - ценностной ориентации и навыков предметно-практической деятельности. При этом практико-ориентированный подход может быть выстроен только на основе единства материальных и духовных ценностей, чувственного и рационального в процессе обучения. В статье показано, что процесс обучения в творческих вузах, музыкальных вузах в частности, имеет собственную логику, собственные традиции, в которых в последние годы произошёл определённый сдвиг, связанный с наметившимся изменением методологического инструментария. Решение этой проблемы возможно в контексте подготовки творческого, мобильного, ценностно ориентированного профессионала, готового работать с новой информацией, выстраивать вектор самообразования, свободно себя чувствовать в новых социальных и экономических условиях. Но предпосылкой решения данной проблемы является органичное сочетание консервативного и инновационного моментов в педагогическом процессе.

Ключевые слова: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, комплексная подготовка специалиста, гуманитаризация образования, ценностная ориентация, предметно-практическая деятельность, консервативное и инновационное в образовании.

 

Вопрос о подготовке специалистов в музыкальной сфере является одним из ключевых в решении проблемы образования и сохранения ценностей российского общества, его единства [1; 5; 10]. Необходимость прак- тико-ориентированной комплексной подготовки будущих специалистов в сфере культуры и искусства обусловлена тем, что «наша страна - страна великой культуры, огромного культурного наследия, многовековых культурных традиций и неиссякаемого творческого потенциала. Накоплен уникальный исторический опыт взаимовлияния, взаимообогащения, взаимного уважения различных культур - на этом естественным образом веками строилась российская государственность [15]». Культура России - такое же её достояние, как и природные богатства; познание, овладение культурными ценностями происходит в процессе гуманитаризации образования. Именно культура является той основой, платформой, фундаментом, на котором сохранялся, накапливался и передавался новым поколениям духовный опыт народа, обеспечивалось единство нации, укреплялся авторитет государства в цивилизаци- онных процессах [13].

Актуальность сформулированной проблемы детерминирована комплексом современных тенденций в педагогическом образовании, связанных с разноплановыми условиями развития в культурной,социальной, политической жизни общества, и все эти факторы обусловили потребность подготовки специалистов как в сфере культуры и искусства в целом, так и в музыкальном
образовании в частности. Перед нами стоит задача формирования комплексных, интегральных механизмов обучения и профессиональной переподготовки на основе нового методологического инструментария, с учётом многообразия региональных культурных факторов [10].

Необходимо наполнить новым содержанием образовательный процесс, а значит, создать условия, позволяющие в рамках практико-ориентированного образования глубже понимать процессы в российском обществе и мире в целом, осознавать уникальную национальную специфику нашей культуры.

Сегодня в подготовке специалистов наблюдается явный перекос в выработке способности технически совершенных навыков исполнительского искусства, и вместе с тем упускается из виду другая социокультурная составляющая - концептуальная способность и умение реализовать полученные знания в более широком социокультурном пространстве [2]. Выработка концептуальной ценностной ориентации и навыков предметно-практической деятельности в процессе профессиональной подготовки и самоподготовки не просто актуальна. Её реализация создаст условия для гармоничного всестороннего развития творческой личности, что, в свою очередь, позволит быть мобильным и востребованным специалистом [4]. А для этого необходимо определить педагогические условия и механизмы эффективности подготовки, которые включают в себя ряд элементов: повышение профессиональной компетентности педагогов, формирование, внедрение и мониторинг педагогических технологий, гарантию компетентности в области медиатехнологий, включение в учебный процесс предметов, направленных на формирование конкурентоспособных качеств в сфере культуры и искусства [1].

Особенности профессиональной подготовки студентов в вузах культуры и искусства раскрыты в работах Е. М. Акишиной, Л. Л. Алексеевой, Л. Е. Слуцкой, Е. П. Олесиной, О. В. Стукаловой, где выявлена стратегия развития профессиональной музыкальной подготовки и самоподготовки. В этом плане актуальны исследования в области комплексной подготовки будущих специалистов в сфере культуры и искусства, демонстрирующие системообразующую роль социогуманитарного знания в профессиональном образовании, достоинства педагогического диалога в контексте такой профессиональной подготовки. А потому решение проблем, возникающих в системе подготовки указанных специалистов, необходимо целенаправленно направить в сторону духовного, самоценностного развития всех участников образовательного процесса и, соответственно, их креативных способностей [13; 14; 17].

В этом плане Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского является не только крупнейшим образовательным, научным и просветительским центром нашей страны, но и центром по творческому, музыкальному консультированию, повышению подготовки, переподготовки, дополнительного профессионального образования.

МГК имени П. И. Чайковского - одно из первых учебно-образовательных учреждений России, основанное выдающимся музыкантом и общественным деятелем Н. Г. Рубинштейном. В феврале 1866 года генерал-губернатор Москвы получил от председателя Российского музыкального общества великой княгини Елены Павловны «рескрипт», в котором Московскому отделению Общества разрешалось учредить в Москве высшее музыкальное училище на основании Устава подобного же училища в Санкт-Петербурге.

С учреждением в Москве высшего музыкального училища указанному Обществу открывался более обширный круг деятельности; ему была дана возможность развивать те природные музыкальные дарования, которых так много в России и которые, к сожалению, доселе бесследно пропадали для искусства. В сентябре этого же года состоялось Торжественное открытие Московской консерватории. К концу XIX - началу XX века Московская консерватория продемонстрировала блестящие результаты: выросла русская композиторская школа (московская ветвь). Композиторы С. И. Танеев, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Мет- нер получили мировое признание. Русская фортепианная школа ярко себя проявила в лице А. И. Зилоти (ученик Н. Г. Рубинштейна), А. Н. Скрябина, И. и Р. Левиных (ученики В. И. Сафонова), С. В. Рахманинова (ученик А. И. Зилоти) и т.д. В 1940 году МГК получает имя П. И. Чайковского, работавшего в консерватории с первого дня её основания. 6 февраля 1993 года было издано Постановление Совета министров Правительства Российской Федерации «О Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского» - о присвоении статуса особо ценного объекта культурного наследия Российской Федерации. Московская консерватория - единственное музыкальное учебное заведение, которому был присвоен статус университета.

Каждый студент консерватории неразрывно связан с ней на протяжении всей своей творческой жизни. Московская консерватория олицетворяет собой не просто учебные дисциплины, но прежде всего людей - мастеров высочайшего класса, разнообразную концертную деятельность, уникальные творческие проекты. Выпускники Московской консерватории - артисты симфонических оркестров, оперных театров, руководители хоровых коллективов, педагоги музыкальных школ, колледжей, вузов. Выпускники-музыковеды работают критиками, редакторами, лекторами, журналистами на радио, телевидении и в других СМИ. Высочайший уровень мастерства российского музыкального искусства демонстрируют такие выпускники МГК имени П. И. Чайковского, как М. Плетнев, Д. Мацуев, Н. Луганский, Е. Мечетина, Г. Казазян, Н. Борисоглебский, А. Бузлов, В. Урюпин, В. Вале- ев и другие. Являясь крупнейшим мировым центром музыкального искусства, консерватория имеет различные творческие коллективы: два симфонических студенческих оркестра: младших курсов, старших курсов, Камерный, «Московия»; два хора: студенческий и камерный; Фольклорный ансамбль; ансамбль японской музыки "Wa-on"; а также профессиональные коллективы - производственные: хор и оркестр Оперного театра; ансамбль «Студии новой музыки». Ежегодно в залах Московской консерватории организуется около 500 концертов. К участию в концертной работе привлекаются воспитанники консерватории прошлых лет, ставшие известными артистами, а также зарубежные музыканты - студенты и гости консерватории.

Консерватория является и крупным научным центром. Общее количество научно-творческих центров консерватории - 12, включая Научно-музыкальную библиотеку имени С. И. Танеева - крупнейшее в России хранилище нотных и музыкальных изданий, имеющее более 1 500 000 единиц хранения. Библиотека имени С. И. Танеева - один из ведущих центров библиотечной научной работы, организатор и участник ряда международных конгрессов, в том числе IAML (Конгресс Международной ассоциации музыкальных библиотек, архивов и информационных центров), участник ряда международных справочных изданий.

В 2012 году был создан Научно-творческий центр междисциплинарных исследований музыкального творчества, в задачи которого входит объединение исследований музыки с применением самых современных математических и естественно-научных методов (биологии, психологии). Центр по праву является уникальной инновационной структурой не только в России, но и в мире, так как входит в состав вуза, традиционно занимающегося профессиональным музыкальным образованием.

Научно-творческий центр электроакустической музыки. Специалисты этой инновационной структуры занимаются исследованием новейших областей музыки, связанных с применением электронных и компьютерных средств, а также принимают участие в создании музыкальных произведений данной отрасли. Важной областью деятельности является преодоление исторически сложившегося отставания России в области музыкально-компьютерных технологий, для чего осваивается мировой опыт, переводятся на русский язык фундаментальные научные труды и учебные пособия. Центр входит в Международную ассоциацию электроакустических центров.
 
Научно-исследовательский центр музыкально-информационных технологий. В отличие от предыдущей структуры занимается изучением различных аспектов музыкального искусства, в том числе природы музыкального звука в архаических культурах, при помощи информационных технологий.

Научно-творческий центр «Музыкальные культуры мира» сочетает научную деятельность с творческо-исполнительской и организаторской. Под руководством центра ежегодно проводится ряд крупных фестивалей и конференций по внеевропейской музыке, выполняются диссертационные исследования, осуществляется широкий круг контактов со специалистами различных стран мира: мастер-классы, лекции и т.д.

Научный центр народной музыки имени К. В. Квитки. Центр осуществляет широкомасштабное изучение музыкального фольклора, в первую очередь русского. В силу специфики предмета изучения, как и центр «Музыкальные культуры мира», ведёт интенсивную исполнительскую и концертную деятельность в России и за рубежом. Центр народной музыки имени К. В. Квитки называют практически постоянным грантодер- жателем РГНФ.

Научно-творческий центр современной музыки, инновационность структуры которого состоит в объединении в его составе композиторов-практиков и учёных-музыковедов. Этого требует специфика современной ситуации в музыкальном искусстве. Ведёт обширную научную деятельность по освоению текстов (музыкальных и теоретических) российских и зарубежных композиторов. Постоянно организует исполнения произведений современных композиторов, сотрудничая с оркестром «Студия новой музыки», приглашает выдающихся композиторов мира для проведения мастер-классов.

Проблемная научно-исследовательская лаборатория музыки и музыкального образования - музыкальное образование, являясь одним из значимых элементов всей российской культуры, аккумулирует и приумножает мировые и национальные ценности, эсте
тические идеалы, способствует креативному освоению личностью динамичного, мульти- культурного мира, формированию ценностной ориентации и выработке навыков предметно-практической деятельности.

В процессе подготовки специалистов в стенах консерватории в основу понимания культуры и искусства кладётся активная ценностно-ориентированная деятельность как преподавателя, так и студента, вследствие чего осуществляется развитие будущего специалиста в качестве активного, деятельного субъекта. Новые подходы в музыкальном образовании - ответ новым социальным вызовам; при практико- ориентированном подходе они совпадают с успешным развитием будущего специалиста [16; 18].

В практике большинства западноевропейских государств в системе подготовки специалистов в сфере культуры и искусства сложилась устойчивая модель, которая соединяет в себе два аспекта: профессиональный и практико-ориентированный, позволяющий заниматься в будущем организацией и правовым сопровождением концертной деятельности, журналистикой, менеджментом, научно-педагогической деятельностью. Основной задачей такой подготовки является воспитание специалиста, владеющего всеми профессиональными компетенциями, заложенными государственным образовательным стандартом. В ряде работ современных исследователей показано, что целями практико-ориентированных дисциплин является формирование социально активной личности, при условии сохранения и адаптации национальных особенностей и традиций, формирование мыслящей личности, обладающей определённым уровнем владения знаниями мировой культуры, имеющей устойчивое мировоззрение, которое определяет её убеждения и нравственную позицию [7; 8; 9; 12].

Соответственно, педагоги в вузах культуры и искусства, включая Московскую консерваторию, в учебном процессе решают ряд важнейших задач, среди которых:

1. Сохранение и передача нормативных, общехудожественных и иных ценностей, значений и знаний через трансляцию социального опыта от поколения к поколению, синхронизацию диалога культур как внутри общества, так и между народами [14].

2. Фиксация целеполагания профессиональной деятельности выпускников, формирование новых ценностных парадигм, установление соотношения возможностей и перспектив развития культуры и искусства, формирование вектора развития на разных социальных уровнях: от бытовых, каждодневных задач до реализации творческого потенциала и формирования духовных ценностей всей культуры [13].

3. Формирование студенческой коммуникации и информационного обмена с использованием символов и образов. Таким образом достигаются следующие цели: интеграция различных социальных групп, личности и государства на основе общих ценностных установок; внутреннее структурирование социальных институтов на основе ценностных кодов общества [19].

4. Практико-ориентированная составляющая подготовки выпускников, способствующая социализации и адаптации будущих специалистов в современной среде постиндустриального общества.

5. Компенсаторная функция, призванная компенсировать проблемы и недостатки современной общеобразовательной школы [11]. В вузах культуры и искусства необходимо выявить творческий потенциал общеобразовательных дисциплин, предпо
лагающий отказ от сциентистского подхода в гуманитарных дисциплинах, когда, например, преподавание философии превращается в изложение истории философии [4].

Отметим, что в ряде работ Е. М. Акиши- ной показано, что педагогическая установка должна сформировать устойчивое творческое самоопределение личности, а именно - понимание смысла профессии и своего профессионального роста. При этом практи- ко-ориентированный потенциал реализуется не только в процессе обучения в учебном заведении, но и через личность педагога, который ежедневно своим опытом, знаниями формирует убеждения, установки, определяя тем самым устойчивую линию поведения, жизненную позицию будущих специалистов.

Анализ экспериментальных исследований показывает, что образовательная среда вуза в сфере культуры и искусства, при наличии системного педагогического сопровождения, способна создать эффективные условия для развития профессиональных установок студентов. Наиболее высокие коэффициенты корреляции были получены со следующими показателями профессиональных установок: уровнем сформирован- ности целеполагания и жизнестроительных стратегий (r = 0,6841); стремлением к доминированию (r = 0,3711); способностью к принятию других и адаптивностью (r = 0,3580). Полученные корреляционные связи доказывают, насколько актуальным для профессионального становления будущего специалиста является наличие развитой образовательной среды [2].

Сегодня часто говорят о консерватизме в российском образовании, но скорее всего именно благодаря ему наша высшая школа оказалась способной сохранять нравственные идеалы, культурные ценности и национальные традиции, оставаясь при этом тем социальным институтом, где имеет место формирование представлений о ценности человеческой личности и её творческом развитии [20]. В российском образовании по-прежнему сохраняется традиция, связанная с лучшими классическими образцами воспитания и обучения студента: образованность, интеллигентность, универсальные знания. Эта традиция поддерживается большей частью научно-педагогического состава, так как личность педагога была сформирована в социокультурных реалиях, где коллективизм и духовные ценности рассматривались в качестве основ развития личности.

Таким образом, наиболее сложной задачей вузов культуры и искусства, что демонстрирует опыт Московской консерватории, становится необходимость обеспечить сочетание консервативной и инновационной сторон педагогического процесса. Поиск в этом направлении позволяет решать те задачи, которые стоят перед отечественной системой высшего образования и обществом в целом, а точнее, перед обществом в сфере образования. И при этом необходимо помнить, что ответ на современные вызовы не должен быть ограничен формальными рамками аккредитационных показателей [22].

 

Примечания

1. Акишина Е. М. Возможности современных педагогических технологий в непрерывном художественном образовании [Электронный ресурс] // Педагогика искусства : сетевой электронный научный журнал. 2018. № 2. С. 8-13. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/ vozmozhnosti-sovremennyh-pedagogicheskih-tehnologiy-v-nepreryvnom-hudozhestvennom
2. Акишина Е. М. Развитие профессиональных установок студентов в образовательной среде вузов сферы культуры и искусства // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 169-170.
3. Алексеева Л. Л. Исследования в области художественного образования в контексте реформирования отечественной науки [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. 2015. № 1. С. 262-266. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/issledovaniya-v-oblasti-hudozhestvennogo- obrazovaniya-v-kontekste-reformirovaniya
4. Альбов А. П. Аксиологический потенциал гуманитаризации профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере искусства и культуры // Перспективы науки. 2018. № 5 (104). С. 89-91.
5. Альбов А. П. Основы государственной культурной политики России. Курс лекций : учебное пособие. Ставрополь : Логос, 2018. 385 с.
6. Аристотель. Сочинения : в 4 томах. Москва : Мысль, 1983. Том 4. Никомахова этика / пер. и ред. А. И. Доватура. 1983. 830 с.
7. Зинченко В. П. Гуманитаризация образования // Российская педагогическая энциклопедия : в 2 томах / гл. ред. В. Г. Панов. Москва : Большая российская энциклопедия, 1993-1999. Том 1. 1993. С. 239-240.
8. Зинченко В. П. Ценности в структуре сознания // Вопросы философии. 2011. № 8. С. 85-97.
9. Ильинский И. М. О высшем образовании для XXI века // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 4. С. 8-15.
10. Концептуальные основы модернизации предметной области «Искусство» в современном информационном обществе : коллективная монография / под ред. Е. М. Акишиной, Е. П. Олесиной. Москва : ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016.
11. Любжин А. Гуманитарное образование в современной школе: как преодолеть его провинциализм? [Электронный ресурс] // Русский журнал : [веб-сайт]. Электрон. дан. 18.10.2006. URL: http://www. russ.ru/pole/Gumanitarnoe-obrazovanie-v-sovremennoj-shkole-kak-preodolet-ego-provincializm
12. Мейдер В. А. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования: сущность, направления, проблемы / Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, Волгоградский государственный университет, Волжский гуманитарный институт. Препринт. Волгоград, 1998. 56 с.
13. Олесина Е. П., Стукалова О. В. Гуманитаризация образовательного процесса подготовки будущих педагогов: концептуальные положения и перспективы // Казанский педагогический журнал. 2015. № 3 (110). С. 124-129.
14. Олесина Е. П., Стукалова О. В., Радомская О. И. Гуманитаризация образования - Социокультурная среда города - Развитие современных школьников : монография. Москва : ИХОиК РАО, 2016.
15. Основы государственной культурной политики : утверждены Указом Президента РФ от 24.12.2014 N 808 [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. URL: static.kremlin.ru/media/events/ filesM1d526a877638a8730eb.pdf
16. Петровский В. А. Человек над ситуацией. Москва : Смысл, 2010. 559 с.
17. Скуднова Т. Д., Еговцова Е. И. Человековедение : учебно-методическое пособие / под ред. Т. Д. Молодцовой ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Таганрогский государственный педагогический институт». Таганрог : Изд-во Таганрогского государственного педагогического института, 2004. 207 с. : ил., табл.
18. Слуцкая И. И. Механизмы влияния художественной культуры на процесс формирования гуманистических идеалов личности [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. 2014. № 2. С. 11-14. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/mehanizmy-vliyaniya- hudozhestvennoy-kultury-na-process-formirovaniya
19. Слуцкая Л. Е. Становление и трансформация педагогических и художественно-эстетических парадигм в системе современного музыкального образования : дис. на соиск. учён. степ. доктора педагогических наук : 13.00.02 / Слуцкая Лариса Евдокимовна ; Московский государственный открытый педагогический университет. Москва, 2013. 465 с. + ил.
20. Стукалова О. В. Гуманитаризация высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства как актуальная проблема педагогики // Новое в психолого-педагогических исследованиях = Innovation in psychological and pedagogical research : теоретические и практические проблемы психологии и педагогики : научно-практический журнал. 2011. № 3 (23). С. 55-64.
21. Франкл В. Человек в поисках смысла : пер. с англ. и нем. Москва : Прогресс, 1990. 368 с.
22. Akishina E. M., Krasilnikov I. M., Medkova E. S. Interpretation of religious plots in the 20th century russian music and visual arts. European Journal of Science and Theology. 2017, vol. 13, no. 3, pp. 195-203.

Источник: Научный журнал "Вестник Московского государственного университета культуры и искусств". 2018. № 5 (85)


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (03.06.2019)
Просмотров: 27 | Теги: консерватория | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь