Суббота, 16.02.2019, 06:22
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

А.Н.Архангельская 

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье представлены результаты комплексной оценки физического развития сельских школьников. Выявлено, что больше половины детей имеют сочетанный статус гармоничности морфологических и функциональных показателей, причем девочки характеризуются большей гармоничностью морфофунщионального развития, чем мальчики, независимо от темпа биологического развития.

Ключевые слова: сельские школьники, физическое развитие, центильный метод, шкалы регрессии, биологическое развитие

 

Существует несколько методов оценки физического развития: метод сигмальных отклонений, регрессионный метод, метод центилей (перцентилей). Многолетняя дискуссия о методах оценки физического развития способствовала разработке современными учеными (Баранов, Кучма, Скоблина, 2008) нового подхода, известного под названием комплексной оценки физического развития. Основываясь на существующих методах, последний приобрел новое качественное содержание, углубляющее изучение процессов роста и созревания организма ребенка, подростка. Принципиально новым в данном методе является определение уровня биологического развития по комплексу морфологических критериев [1,2].

В настоящее время реально практикуются две схемы: центильный метод и модифицированные шкалы регрессии (MIIIP) В табл.1 представлена унифицированная схема оценки по результатам обоих АС (Богомолова, Кузмичев, 2011).

Таблица 1
Интерпретация групп физического развития по данным действующих алгоритмов антропометрического скрининга

Проведена комплексная оценка физического развития сельских школьников на основе методики, предложенной Барановым А.А., В.Р.Кучмой, Скоблиной Н.А. (2008), состоящая из двух этапов.

При выявлении особенностей физического развития современных сельских школьников использовались данные исследований физического развития 327 сельских школьников Нижегородской области (159 мальчиков и 168 девочек), проведенных на базе Центра здоровья для детей г.Арзамаса [3,4].

На первом этапе определен уровень биологического развития сельских школьников Нижегородской области, который основывается на оценке у младших школьников количества постоянных зубов, у детей средних и старших школьников показателей полового созревания. У 69,9% мальчиков биологический возраст соответствует паспортному, 16,5% имеют замедленное развитие, а 13,6% опережают свой календарный возраст. Среди девочек распределение уровня биологического возраста соответственно - 71,9%, 13,8% и 14,3%.

На втором этапе оценена гармоничность физического развития сельских школьников. Гармоничное физическое развитие имеют 75,0% мальчиков с замедленным статусом биологического возраста, среди детей с соответствующим возрасту развитием - 75,8%, а среди опережающих свой возраст - 62,7%. У девочек аналогичные показатели имеют следующую структуру: 70,8%, 77,9% и 69,6% соответственно (рис.2). Структура распределения мальчиков и девочек с дисгармоничным физическим развитием имеет схожие тенденции и характеризуется значениями выше эталонных среди группы отстающих детей представителями с НМ и НД Опережающий темп биологического развития обусловливает превышение нормы по численности школьников в группах с ВД и ИМ. Для дисгармоничных детей с соответствующим своему возрасту развитием характерно снижение доли с НМ и преобладание школьников с ВД, а у мальчиков опережающего развития ИМ повышается до 20,9%.

Таким образом, большинство сельских школьников характеризуется гармоничным физическим развитием и преобладанием среди дисгармоничных мальчиков и девочек численности детей с ИМ и ВД. Отмечается тенденция снижения гармоничности морфологических показателей с ускорением процесса созревания организма сельских школьников [3,5].

Для оценки гармоничности морфофункционального состояния проведена оценка функциональных показателей сельских школьников. Центильное распределение ЖЕЛ и ДИК, как у мальчиков, так и у девочек, имеет правосторонне смещение, наиболее выраженное в группе школьников с опережающим развитие. Распределение показателей гемодинамики (ЧСС и САД) близко к эталонному, но имеет завышенные значения показателя ЧСС в 8 ц.и. среди детей с соответствующим и опережающим биологическим возрастом, а для отстающих детей характерно левосторонне смещение САД.

Показатели ДАД также характеризуется ярко выраженным правосторонним смещением, независимо от пола, УБР и гармоничности.
Полное заключение о физическом развитии ребенка складывается из оценки уровня биологического развития, оценки гармоничности физического развития и уровня функциональных параметров. Обобщенные данные о физическом развитии детей представлены в таблице 2, из которой видно, что гармоничные морфологические показатели свойственны большему проценту школьников, чем функциональные, снижение которых обусловлено данными гемодинамики. Для девочек характерна большая гармоничность физического развития, чем для мальчиков, особенно с нормальным и опережающим темпом развития.

Таблица 2
Показатели гармоничности морфофункционального статуса сельских школьников

Примечание: МП - морфологические показатели; ФП - функциональные показатели; БВ - биологический возраст, ПВ - паспортный возраст;
Большинство сельских школьников имеет соответствующий возрасту УБР, среди девочек этот показатель несколько выше (на 2%).

Среди них также отмечена большая доля (на 0,8%) с опережающим и меньшая (на 2,7%) с замедленным биологическим развитием, чем в группе мальчиков.

Оценка морфологического статуса выявила соответствующие эталону доли мальчиков и девочек с гармоничным развитием, 73,9% и 75,7% соответственно, причем в группе детей с опережающим развитием эти показатели повышаются (до 75,8-77,9%). Для детей с дисгармоничным развитием характерно снижение доли с НМ и преобладание школьников с ВД, а для мальчиков еще и с ИМ, в отличии от стандартных норм. Центильное распределение физиологических показателей (ЖЕЛ, ДИК) имеет правостороннее смещение, что отражает благоприятные тенденции функциональных возможностей у сельских и школьников. Распределение показателей гемодинамики (ЧСС и САД) близко к эталонному, а ДАД, имея негативный характер правостороннего смещения, указывает на недостаточность расслабления сердечной мышцы во время диастолы сердца и, следственно, возможное напряжение адаптационных возможностей у сельских школьников [6,7].

Больше половины детей имеют сочетанный статус гармоничности морфологических и функциональных показателей, причем девочки характеризуются большей гармоничностью морфофункционального развития, чем мальчики, независимо от темпа биологического развития.

Литература

1. Информативность антропометрических скринингов по результатам оценки физического развития школьников города Арзамаса и Арзамасского района / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, В.Н.Крылов, Е.А.Болтачева, С.В.Михайлова, Н.В.Жулин / Новые исследования. 2012. №2 (31). С. 100-106.
2. Характеристика функциональных резервов сельских школьников / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, В.Н.Крылов, С.В.Михайлова, Е.А.Болтачева, Н.В.Жулин // Новые исследования. 2012. №4 (33). С.99-106.
3. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Особенности физического развития сельских школьников Арзамасского района // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2012. №3. С.15-19.
4. Особенности морфофункционального развития сельских школьников в современных условиях (на примере Нижегородской области) / С.В.Михайлова, Е.А.Калюжный Ю.Г.Кузмичев, В.Н.Крылов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С.519.
5. Влияние экологического фактора на уровень физического развития сельских школьников Нижегородской области / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова, В.Н.Крылов, В.А.Басуров // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 3-1. С. 41-47.
6. Морфологический статус сельских школьников Арзамасского района / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова, Н.В.Жулин // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3(35). С.4.
7. Особенности физического развития сельских школьников в современных условиях / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, В.Н.Крылов, С.В.Михайлова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014. Т. 31. С. 21-31.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (18.01.2019)
Просмотров: 24 | Теги: Физическое развитие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь