Воскресенье, 19.11.2017, 22:32
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

КОМПЛЕКС ГТО: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Л.Н.Волошина, доктор педагогических наук, профессор, В.Л.Кондаков, доктор педагогических наук, профессор, Е.Н.Копейкина, кандидат педагогических наук, доцент

КОМПЛЕКС ГТО: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Рассматриваются актуальные проблемы внедрения комплекса ГТО на разных уровнях образования. На основе анализа результатов анкетирования выпускников школ, студентов вуза и регионального опыта внедрения комплекса ГТО определяются технологические блоки его научно-методического сопровождения.

Ключевые слова: научно-методическое сопровождение ГТО, здоровье, физическое развитие, физическая подготовленность, ГТО, мониторинг.

 

Актуальность. В современном образовательном пространстве состояние здоровья, физических кондиций, двигательной активности детей и молодёжи характеризуется устойчивыми тенденциями снижения показателей [1; 7; 8]. Становится очевидной необходимость поиска новых организационно-педагогических подходов, эффективных форм и технологий, направленных на совершенствование системы физического воспитания на всех ступенях образования, начиная с дошкольных организаций [2; 3; 5].

На наш взгляд, к числу таких неотложных и долгосрочных мероприятий относится внедрение комплекса ГТО [2; 3; 5; 6]. Новая система сдачи норм ГТО предусматривает одиннадцать возрастных групп и направлена на эффективное использование возможностей физической культуры и спорта в гармоническом физическом развитии, укреплении здоровья, воспитании патриота и гражданина уже с шестилетнего возраста. Полагаем, что внедрение комплекса ГТО в систему физического воспитания детей и молодёжи будет важным этапом её развития, так как предусматривает общую оценку уровня физической подготовленности, качества двигательных навыков [2; 3].

Заметим при этом, что в настоящее время в условиях стандартизации и преемственности всех ступеней образования отсутствуют нормативные показатели физической подготовленности выпускника детского сада к школе. Это не позволяет объективно оценить эффективность реализации образовательной области «Физическое развитие» на дошкольной ступени общего образования. Весьма сложно, из-за отсутствия нормативных требований, в создаваемой вариативной системе физического воспитания дошкольников сравнивать уровень их физической подготовленности в разных регионах России. Внедрение комплекса ГТО способствует разрешению обозначенных проблем.

Однако сам процесс внедрения комплекса ГТО в систему физического воспитания растущего человека требует разработки долгосрочных, научно- обоснованных мер, которые обеспечивали бы учёт состояния здоровья и физического развития детей и молодёжи, их интересов, реальных условий физического воспитания, а также мер, способствующих повышению готовности педагогов, родителей, самих обучающихся к реализации намеченных планов по внедрению ГТО [2; 4]. Это подтверждается результатами анкетирования школьников и студентов.

Цель и задачи исследования — выявление проблем внедрения комплекса ГТО в образовательных организациях различного уровня.

Материалы и методы исследования. Преподавателями кафедры физического воспитания Белгородского государственного университета было проведено анонимное анкетирование студентов 1-2-х курсов различных специальностей. В опросе принял участие 451 студент — из них 215 юношей и 236 девушек.

Результаты исследования и их обсуждение. Данные опроса студентов показали неоднозначную ситуацию. О том, что такое комплекс ГТО и каковы его цели, не знают 4,7 % опрошенных студентов. Следует отметить, что большая часть таких студентов относится по состоянию здоровья к специальному учебному отделению (72,34 %), также в основном это девушки (87,23 %).

Анализ ответов на ряд вопросов показал, что в настоящее время у студентов нет стимула к подготовке к ГТО. Так 44,8 % респондентов основным препятствием для сдачи ГТО указали отсутствие желания. Большинство таких студентов обучается на 2-м курсе (31,7 %), вероятно, это связано с тем, что у молодых людей появляются новые интересы и увеличивается учебная нагрузка. Вместе с тем интерес к сдаче норм ГТО, судя по ответам опрошенных студентов, снижается по причине непонимания студентами перспективы дальнейшего применения полученных результатов (35,7 % всех орошённых).

Студенты не видят необходимости в самостоятельных занятиях физической культурой и спортом и считают, что комплекс ГТО на формирование здорового образа жизни никак не влияет (27,6 % опрошенных юношей и 44,9 % девушек). Лишь 17,3 % студентов считают необходимым изучение специальной литературы, 5,6 % — просмотр специализированных сайтов, 3,7 % — консультирование с педагогами по физической культуре, чтобы подготовиться к успешной сдаче норм ГТО. Только 9,3 % студентов связывают подготовленность к сдаче норм комплекса ГТО и свою успешность в будущей профессиональной деятельности (это в основном студенты специальностей «Таможенное дело» и «Юриспруденция», так как многим для карьеры необходима хорошая физическая подготовленность).

Ответы студентов на следующие вопросы позволили выявить самооценку уровня подготовленности к сдаче норм комплекса ГТО. Так, уровень своей физической подготовленности среди юношей на «отлично» оценили 36,2 % респондентов, «хорошо» — 32,8 %, «удовлетворительно» — 25,1 %, затруднились оценить свою физическую подготовленность 5,9 % опрошенных. У девушек были получены следующие результаты: на «отлично» свою физическую подготовленность оценили 29,4 % респонденток, «хорошо» — 41,8 %, «удовлетворительно» — 21, 3 %, затруднились оценить свою физическую подготовленность 7,5 % девушек.

На вопрос о том, умеют ли студенты плавать, были получены следующие ответы: умеют плавать 66,4 % студентов и 54,3 % студенток. При этом среди неумеющих плавать большинство первокурсников, то есть в школьном возрасте по различным причинам они не приобрели жизненно необходимый навык. Одной из основных причин такие студенты назвали отсутствие в их населённом пункте бассейна (25,6 %).

Лыжной подготовкой владеют 47,7 % юношей и 34,5 % девушек. Однако дома лыжный спортивный инвентарь имеют лишь 38,9 % всех опрошенных студентов. Регулярно в зимнее время катаются на лыжах 36,2 % юношей и 28,7 % девушек. Это значит, что доля успешно сдавших нормы ГТО по лыжным гонкам будет очень низкий.

С навыками, которые необходимы для успешной сдачи норм ГТО по туризму, в полном объёме знакомы только 46,9 % юношей и 38,2 % девушек. Это свидетельствует о недостаточной распространённости этих видов спорта в образовательных учреждениях, особенно в сельской местности.

Наиболее удручающая ситуация обозначилась при анализе ответов студентов о степени владения навыком стрельбы из винтовки. Так, подавляющее число респондентов обоих полов (76,1 % юношей и 89,5 % девушек) никогда не держали в руках стрелкового оружия. Относительно малое количество студентов (1,1 % юношей и 0,7 % девушек) когда-либо имело отношение к стрелковому спорту. Остальные студенты отметили, что имели возможность «пострелять» лишь изредка и в целях развлечения (в тире) или из охотничьего ружья.

Более оптимистично выглядят ответы студентов на вопросы, касающиеся степени владения техникой выполнения легкоатлетических дисциплин (88,7 % юношей и 87,4 % девушек) и гимнастических упражнений (79,5 % юношей и 86,4 % девушек). Могут указать на технические ошибки при выполнении того или иного испытания 60,4 % всех опрошенных студентов.

Известно, что без систематических занятий физической культурой успешно сдать нормы комплекса ГТО практически невозможно. Однако одних только занятий по предмету «Физическая культура» в учебных учреждениях явно недостаточно. Необходимо уделять время самостоятельным занятиям физическими упражнениями или спортом [3]. Самостоятельно физической культурой занимаются 65,6 % опрошенных студентов. Среди тех, кто регулярно самостоятельно занимается физическими упражнениями, больше юношей (45,3 %), и если среди занятий у юношей преобладают определённые виды спорта, то девушки отдают предпочтение различными видами фитнеса.

Таким образом, анализ проведённого опроса студентов и опыта внедрения комплекса ГТО на Белгородчине обозначил ряд проблем, которые затрудняют процесс внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в образовательную практику. Их преодоление возможно при создании системы научно-методического сопровождения.

Научно-методическое сопровождение внедрения комплекса ГТО мы рассматриваем как систему взаимосвязанных действий, мероприятий, направленных на оказание помощи участникам образовательных отношений в достижении его целей.

В качестве базовых компонентов процесса внедрения ВФСК ГТО в образовательных учреждениях мы выделяем пять технологических блоков:

1. Диагностический. Его задачи — в целях объективной оценки возможностей сдачи комплекса ГТО создание информационной базы здоровья, физического развития, физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, школьников, студентов. Особенно это актуально на дошкольной ступени образования. На основании анализа полученных результатов осуществляется подготовка решений, направленных на укрепление здоровья и физическое совершенствование воспитанников и обучающихся в образовательном учреждении, их непосредственная реализация. Определяются неотложные и долгосрочные мероприятия по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое развитие и здоровье детей и молодёжи. Осуществляется информирование всех субъектов образовательного процесса о результатах диагностики, полученных в ходе мониторинга. Безусловно, здесь возникает проблема с возможностями и условиями сдачи комплекса ГТО детьми с ограниченными возможностями здоровья, с проектированием индивидуальных программ подготовки их к участию в таких мероприятиях.

2. Нормативно-правовое и ресурсное обеспечение. Предполагает разработку и утверждение нормативных документов по внедрению комплекса ГТО, мониторинг состояния и использования материально-технической базы и предметно-развивающей среды образовательной организации для подготовки и сдачи комплекса ГТО, её пополнение. Как показало анкетирование студентов и школьников, дефицитными областями являются лыжная подготовка, обучение плаванию и стрельбе. Актуальным становится поиск возможностей решения обозначенной проблемы и оптимального использования для этого ресурсной базы всех образовательных учреждений региона.

3. Информационно-методическое обеспечение внедрения ВФСК ГТО (осуществление методического сопровождения педагогов и обучающихся по вопросам внедрения комплекса ГТО, обеспечение учебными пособиями, рекомендациями). Составляются планы мероприятий для обучающихся, воспитанников и родителей, даётся информация об их проведении.

4. Организационно-управленческий. Проведение массовых мероприятий физкультурно-оздоровительной, спортивной направленности, организация индивидуальной подготовки детей к сдаче норм ГТО.

5. Рефлексивный. Анализ и оценка результатов научно-методического сопровождения комплекса ГТО, коррекция намеченных планов.

На всех этапах подготовки и выполнения норм комплекса ГТО осуществляется медицинский контроль.

Вывод. Таким образом, с целью обеспечения системного подхода к внедрению комплекса ГТО в целостном педагогическом процессе образовательных организаций необходимо взаимодействие педагогических коллективов, учёных, общественности, медицинского персонала, а также взаимосвязь и согласованность в работе специалистов образовательных учреждений с семьёй, с детскими спортивными школами, оптимальное использование имеющихся в регионе ресурсов.

Список литературы

1. Аксёнова, Е. А. ВФСК ГТО как механизм приобщения обучающихся к здоровому образу жизни: федеральные проекты Минобрнауки России, реализуемые Институтом медико-биологических проблем РУДН [Электронный ресурс] / Е. А. Аксёнова, Е. С. Осокина, Т. О. Дегтярёва // Здоровье нации — основа процветания России : XI Всерос. форум. — URL: http://www.znopr.ru/files/ download/23f464981634212
2. Иванов, В. Д. ГТО — вчера, ГТО — сегодня, ГТО — завтра / В. Д. Иванов, А. Д. Горбачёва // Пед. опыт: теория, методика, практика. — 2015. — № 4 (5). — С. 495-498.
3. Полякова, В. Е. Правовое регулирование комплекса «Готов к труду и обороне»: история и современность / В. Е. Полякова, С. А. Ярушин // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире : материалы Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. / под ред. С. А. Ярушина, В. Д. Иванова. — Челябинск :Изд-во Челяб. гос. унта, 2015. — Ч. 2. — С. 141-147.
4. Постановление Правительства Белгородской области от 4 августа 2015 г. № 293 «О поэтапном внедрении комплекса ГТО в Белгородской области».
5. Титова, С. А. Готов к труду и обороне: новое понимание известного бренда / С. А. Титова, С. А. Ярушин // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире : материалы Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. / под ред. C. А. Ярушина, В. Д. Иванова. — Челябинск : Изд- во Челяб. гос. ун-та, 2015. — Ч. 1. — С. 16-19.
6. Указ о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» [Электронный ресурс] // Президент России. — URL: http://www. kremlin.ru/news/20636
7. Ярцева, Н. В. Всероссийский физкультурно- спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) в процессе физического развития дошкольников / Н. В. Ярцева // Пед. образование в России. — 2014. — № 12. — С. 204-206.
8. Kondakov, V. L. Causes of declining interest of students to employment physical education and sports [Электронный ресурс] / V. L. Kondakov, E. N. Kopeikina, N. V. Balysheva, A. N. Usatov, D. A. Skrug // Physical education of students. —
2015. — № 1. — P. 22-30. — URL: http://dx.doi. org/10.15561/20755279.2015.0104

Для цитирования: Волошина, Л. Н. Комплекс ГТО: перспективы и проблемы внедрения в региональном образовательном пространстве / Л. Н. Волошина, В. Л. Кондаков, Е. Н. Копейкина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 1. — С. 13-17.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (17.10.2017)
Просмотров: 41 | Теги: гто | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь