Пятница, 20.09.2019, 21:35
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ (на примере гимнастики)

Медведева Е.Н., доктор педагогических наук, профессор
Айзятуллова Г.Р., кандидат педагогических наук, доцент
Сахарнова Т.К., кандидат педагогических наук, профессор
Национальный Государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ (на примере гимнастики)

В статье представлены результаты педагогических наблюдений и тестирования уровня технической подготовленности студентов НГУ имени П.Ф. Лесгафта, Санкт- Петербург с целью обоснования компетентностного подхода к реализации программы обучения по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта (гимнастика)».

Ключевые слова: компетентностный подход, гимнастика, студенты, физическая культура, базовые виды спорта.


Введение. Образовательная деятельность студента в физкультурном вузе представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование интеллектуально и физически гармонично развитой личности, обладающей профессиональной подготовкой, соответствующей требованиям государственного образовательного стандарта [3].

В соответствии с компетентностными обязанностями выпускник высшего учебного заведения по направлению 49.03.01 Физическая культура должен иметь знания, умения и навыки в проведении тренировочных занятий. Иными словами, одним из ведущих видов профессиональной деятельности будущего выпускника является тренерская. Вместе с тем, выпускники факультетов, университетов и институтов физической культуры организуют свою будущую профессиональную деятельность, скорее всего, на интуитивном, а не на научно обоснованном уровне [2]. В целом, анализ научно-методической литературы показал повышенное внимание к изучению вопроса подготовки студентов физкультурных вузов, последние полученные данные отражены в работах Загревской А.И. и Поливаева А.Г. [1,4].

Результат тренировочной деятельности может быть представлен в форме проведения тренировочных занятий по избранной специализации с использованием средств базовых видов спорта. Согласно учебным планам базовых видов спорта пять: гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание. Анализ регламентирующих деятельность документов показал, что одной из базовых дисциплин во всех образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов по физической культуре, является гимнастика, во время изучения которой студенты овладевают на протяжении определенного срока средствами и методами проведения тренировочных и учебных занятий с использованием средств гимнастики.

Гимнастика - традиционное и массовое средство гармоничного развития человека на протяжении всей жизни. Существует много направлений и видов гимнастики, которые необходимы будущему специалисту в области физической культуры. Но основной вид - спортивная гимнастика - наиболее часто используется на учебных занятиях по базовому виду спорта. В Национальном Государственном Университете физической культуры, спорта и здоровья (НГУ) имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург дисциплина «Теория и методика обучения базовым видам спорта (гимнастика)» занимает основное место среди базовых видов спорта и изучается студентами всех профилей/направленностей на протяжении первого года обучения (1 и 2 семестры) (рис.1).

Рис. 1. Классификация базовых видов спорта в организациях, осуществляющих подготовку бакалавров по физической культуре (направление 49.03.01)

В рамках дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта (гимнастика)» (ТиМОБВС) студенты получают знания по истории развития и современному состоянию гимнастики, классификации средств гимнастики, методике обучения, технике безопасности на занятиях по гимнастике, правилам соревнований по гимнастике. Одним из требований данной дисциплины являются умения осуществлять страховку при обучении снарядовой гимнастике, проводить занятия средствами гимнастики (с обязательным музыкальным сопровождением в любой части занятия), организовывать и проводить соревнования по массовой гимнастике.

Результаты исследования и их обсуждение. Для определения качества полученных знаний, умений и навыков тренерами не гимнастических видов спорта в рамках дисциплины ТиМОБВС (гимнастика) нами было проведено педагогическое наблюдение, которое заключалось в анализе использования средств гимнастики на тренировочных занятиях. Всего проанализировано более 250 занятий (учебных и тренировочных) в 14 общеобразовательных и 17 спортивных школах по 21 виду спорта (единоборства, спортивные игры, легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, фигурное катание, футбол, хоккей и др.). Так, строевые упражнения в минимальном объеме используют 94% тренеров; общеразвивающие упражнения - 100%; акробатические упражнения - 37%; упражнения снарядовой гимнастики - 39%. Грамотная терминология гимнастических упражнений используется лишь в 31% случаев, причем в общеобразовательных школах терминологию используют чаще: 85% учителей из показанных данных (рис.2).

Хочется отметить, что до введения стандартов подготовки и замены подготовки специалистов на двухуровневую форму обучения, дисциплина ТиМОБВС (гимнастика) занимала 13-15% от общего количества часов на обучение на протяжении 3-х лет, а в настоящее время - лишь 3-5% на протяжении первого года обучения. В связи с этим, владение средствами гимнастики тренерами, закончившими специалитет, находится на более высоком уровне, по сравнению с тренерами, которые имеют степени бакалавров / магистров.

Рис. 2. Использование средств гимнастики тренерами в качестве знаний, умений и навыков, полученных в рамках дисциплины ТиМОБВС (гимнастика)

Необходимо указать на недостаточно высокий процент тренеров и учителей, использующих упражнения снарядовой гимнастики и акробатики. В случае с учителями физической культуры можно уверенно отметить их нежелание проводить уроки по спортивной гимнастике, связанное как с отсутствием необходимого оборудования, так и с риском получения травм детьми (как показал опрос учителей, лишь 19% из них используют частично снаряды и акробатические упражнения на уроках). В случае же с тренерами по видам спорта, где необходимость в использовании снарядовой гимнастики и акробатики, как прикладного средства, высока, процент использования данных средств немного выше (22%). Для определения причин низкого уровня использования снарядовой гимнастики и акробатических упражнений нами было проведено тестирование уровня технической подготовленности студентов НГУ имен П.Ф, Лесгафта, Санкт-Петербург и опрос тренеров и учителей физической культуры. Всего в тестировании приняли участие 185 студентов, обучающихся по направлению 49.03.01 Физическая культура, направленность /профиль Спортивная тренировка в ИВС. Кроме того, проведенный опрос учителей физической культуры

Кировского района (22 человека) и тренеров по видам спорта (37 человек) позволили определить наиболее весомые причины низкого использования на своих занятиях снарядовой гимнастики и акробатических упражнений (табл.1,2).

Одной из причин нераспространенного использования вышеназванных средств физической культуры является низкое овладение данными средствами гимнастики в образовательных организациях физической культуры (табл.1). В таблице представлены результаты проведенных соревнований по спортивной гимнастике и акробатике среди студентов НГУ имени П.Ф. Лесгафта различных видов спорта. Результативность определялась по сумме баллов, полученных за выполнение упражнений по акробатике и на снарядах спортивной гимнастики (за выполнение упражнения на каждом снаряде максимальное количество баллов - 10).

Полученные данные показывают в целом неблагоприятную картину в отношении средств гимнастики.

Таблица 1
Результаты технической подготовленности студентов НГУ имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург по снарядовой гимнастике и акробатике, n=237 человек

Так студенты специализации фигурного катания получили оценки выше средних за технику выполнения упражнений. Студенты, вид спорта которых связан с высоким уровнем развития силы мышц рук и плечевого пояса (волейбол и единоборства) продемонстрировали средние оценки за выполнение упражнений снарядовой гимнастики и акробатики. Остальные студенты, оценки которых ниже 7 баллов, находятся на низком уровне технической подготовленности по предмету ТиМОБВ (гимнастика). Иными словами, более 70% студентов НГУ имени П.Ф. Лесгафта, Санкт- Петербург, не владеют снарядовой гимнастикой и акробатикой (рис.3).

Рис. 3. Рейтинг* технической подготовленности студентов НГУ имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург по снарядовой гимнастике и акробатике, n=237 человек

*Рейтинг определяется занятым местом на соревнованиях по гимнастике (1-3 места - выше среднего, 4-6 - средний уровень, 7-9 - ниже среднего, 10-15 низкий уровни)

Вывод. Владение снарядовой гимнастикой и акробатикой в целом необходимо будущему выпускнику (как гимнастических, так и не гимнастических видов спорта) в качестве основного и дополнительного средства развития физических качеств. На протяжении многих лет формирования теории и практики физической культуры и спорта доказывается необходимость использования снарядов и дополнительного оборудования для гармоничного развития спортсмена, а использование акробатики - как прикладного средства в избранном виде спорта (с целью профилактики травм, повышения технического мастерства и т.д.).

Вместе с тем, в последние десятилетия отмечается тенденция к устойчивому неприятию средств гимнастики как в тренировочном, так и в учебном процессе подрастающего поколения. Исходя из полученных данных, нами отмечается, что это, скорее всего, связано с низким владением гимнастическими и акробатическим средствами. Решению данной проблемы, возможно, послужит введение в силу Федерального стандарта нового поколения (3++) по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура, в котором будут увеличены часы на дисциплину ТиМОБВС (гимнастика).

Литература

1. Загревская А.И. Модель двигательной деятельности студентов на основе кинезиологического подхода к физкультурно-спортивному образованию //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - №1(119). - 2015. - С.79.
2. Кузнецова С.В. Формирование способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию у студентов факультета физической культуры: автореф. дис. .канд. пед. наук. - Тюмень, 2004. - С.3.
3. Манойлов А.А. Формирование профессионально-педагогической направленности на основе личностно-ориентированного подхода в технологии подготовки специалиста в вузах физической культуры: автореф. дис. .канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2006. - С.14.
4. Поливаев А.Г., Гераськин А.А., Григорович А.Г. Влияние индивидуально- психологических особенностей личности студентов факультетов физической культуры на эффективность их профессиональной подготовки // Спортивный психолог. - 2011. - № 1. - С. 85-89.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 4 (26) - 2018


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (11.10.2019)
Просмотров: 11 | Теги: компетентностный подход | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь