КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
И.А.Подгорная, Т.В.Хованская
Волгоградская государственная академия физической культуры
Данная статья посвящена вопросу применения компетентностно- ориентированных заданий по учебным дисциплинам естественнонаучного цикла, для формирования творческой компетентности студентов.
Одним из способов формирования и оценивания творческой компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту на этапе вузовского образования является использование компетентностно-ориентированных заданий при изучении дисциплин естественнонаучного цикла. Дисциплины естественнонаучного цикла составляют основу фундаментальных знаний и являются обязательными во всех профессиональных образовательных учреждениях.
Изучение таких дисциплин формирует у обучающихся умения осуществлять такие умственные действия, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, обобщение и пр., а также развивает умение учиться, экспериментировать, что особенно важно при переходе от квалификационного подхода в профессиональном образовании к компетентностному.
Творческая компетентность специалиста по физической культуре и спорту определяется нами как интегративное профессиональное качество личности, формируемое образовательными средствами, направленное на нестандартное разрешение возникающих в профессиональной деятельности проблем, а также на создание качественно новых ценностей с целью достижения прогрессивных, социально и личностно-значимых результатов в области физической культуры и спорта [3]. Компетентностно- ориентированное задание - задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий [2]. Целью таких заданий является формирование умения у студентов успешно применять полученную информацию в будущей профессиональной деятельности, находить творческие способы ее использования. Таким образом, применение компетентностно- ориентированных заданий позволяет создать на занятии условия, благоприятствующие самореализации и раскрытию творческих способностей студентов.
Для того чтобы предложенное задание являлось компетентностно- ориентированным, оно должно удовлетворять определенным требованиям. Такие задания требуют продвижения от воспроизведения известного образца к самостоятельному пополнению знания, поиска и разработки новых, не изучавшихся ранее подходов к анализу незнакомой проблемы или ситуации. При этом разрешение проблемы или ситуации может иметь практическое значение, или представлять личностный, социальный и/или познавательный интерес. Учащимся предлагается создать или исследовать новую для них информацию на основе имеющихся знаний [4].
Признаки компетентностно-ориентированного задания:
— обучающий характер;
— имитация жизненной ситуации;
— выход за рамки одной образовательной области;
— наличие большего, по сравнению с обычными учебными задачами, набора данных, среди которых могут быть и лишние, или часть необходимых данных отсутствует (предполагается, что обучающиеся должны самостоятельно найти их в справочной или учебной литературе).
Структура компетентностно-ориентированных заданий включает:
— стимул;
— задачную формулировку задания;
— источник информации;
— инструмент оценивания заданий
Задачная формулировка указывает на деятельность студента, необходимую для выполнения задания. Источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания. Бланк для выполнения компетентностно-ориентированных заданий нужен только в том случае, если задание предусматривает структурированный ответ, который должен четко фиксироваться на специально выданном бланке. Инструмент оценивания заданий представляет собой шкалу критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдения и т.д. [1]
Для оценки уровня сформированности творческой компетентности целесообразно использовать задания с разделением по уровням сложности:
1) Первый уровень - репродуктивный (на ранее изученные объекты и их свойства). Может быть проведен в виде компьютерного тестирования. Вопросы задаются в открытой и закрытой формах по основным понятиям изучаемой дисциплины.
Например: Выберите правильный ответ на вопрос.
ВОПРОС. Как называется универсальный указатель на ресурс, представляющий собой координаты документов или сервисов Интернет?
1. IP
2. DNS
3. URL
4. FTP
2) Второй уровень - репродуктивный (выполнение заданий по образцу). Это могут быть типовые задачи, которые позволяют применить разрешающую их процедуру (правило, формулу, алгоритм).
Например: Результаты спортсменов-пятиборцев оцениваются по сумме очков, набранных за каждый из пяти видов, плюс 10% от набранной суммы для спортсменов младше 16 лет.
Введите в электронную таблицу исходные данные, как на рисунке 1.

Рис.1. Образец занесения данных в электронную таблицу
Введите в электронную таблицу формулы для расчета:
- значений в столбце Н (используйте логическую функцию «ЕСЛИ»);
- средних значений в ячейках C14, D14, E14, F14, G14;
Выполните сортировку в электронной таблице по столбцу «Сумма очков» по убыванию. По полученным расчетам установите спортсменов, показавших результат менее 120-ти очков.
3) Третий уровень - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). Условия задачи формулируются близкими к реальной жизненной ситуации или кейс-ситуации.
Например: Тензодинамограмма (ТДГ) представляет собой запись вертикальной составляющей силы давления спортсмена на тензоплатформу при выполнении прыжка вверх с места (рис. 2).
Скорость движения фотобумаги в осциллографе (1регистр) равна 100 мм/с.
Коэффициент времени (Kt) показывает за какое время фотобумага проходит 1 мм, другими словами, сколько секунд содержится в 1 мм по оси времени.
Вычислите длительность отдельных фаз прыжка: время фазы разгона, время фазы отталкивания и время фазы снижения.

Рис.2. Запись вертикальной составляющей силы давления спортсмена на тензоп- латформу при выполнении прыжка вверх с места
Использование компетентностно-ориентированных заданий в рамках учебных дисциплин позволяет решить проблему более качественного усвоения студентами знаний и развития способности их применения на практике. При выполнении подобных заданий студентам необходимо тщательно прорабатывать теоретический материал, привлекать дополнительную литературу, что способствует усвоению не суммы готовых знаний, а методов их приобретения, более глубокому усвоению уже полученного материала. Исследовательская деятельность побуждает обучающегося к формированию собственных профессиональных позиций и самостоятельному приобретению знаний, формирующих умения и навыки мыслительной деятельности, развитию творческих способностей и умению самостоятельно работать с информацией.
Литература
1. Абрамов А.В., Артемьева Г.Н., Махутов Б.Н. Система педагогического оценивания формирования компетенций у студентов высших учебных заведений: Учебное пособие. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 100 с.
2. Болотов В. А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10.
3. Огульчанский В.А., Москвичев Ю.Н., Подгорная И.А. Сущность и основные характеристики творческой компетентности специалистов по физической культуре и спорту // Философия социальных коммуникаций. -№1 (22) 2013 г.- С.92-100.
4. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В.А. Богословский, Е.В. Караваева [и др.] - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 148 с.
__________________
Ключевые слова: компетентностно-ориентированные задания, специалист по физической культуре и спорту, компетентность, творчество.
|