Четверг, 21.09.2017, 22:24
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Командование воинской части (учреждения) как орган, осуществляющий контроль за условно осужденными военнослужащими

Командование воинской части (учреждения) как орган, осуществляющий контроль за условно осужденными военнослужащими

 

Часть 1 ст. 187 УИК РФ определяет, что контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденных, а в отношении условно осужденных военнослужащих - командованием их воинских частей.

Вместе с тем, по мнению некоторых ученых-юристов <36>, нормативное закрепление за командованием воинских частей полномочий по осуществлению контроля за осужденными не способствует эффективному и результативному исполнению такой формы реализации уголовной ответственности, как условное осуждение. Данная позиция базируется на том, что командование воинских частей (учреждений), в отличие от сотрудников уголовно-исполнительных инспекций и иных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, специальными пенитенциарными познаниями не обладает, надлежащих исправительных и воспитательных мер воздействия в отношении условно осужденных, как правило, не осуществляет <37>; указанное обстоятельство способствует повторному совершению преступлений осужденными военнослужащими <38>.

--------------------------------

<36> Скиба А.П., Ковалев А.М. К вопросу о субъектах контроля за поведением условно осужденных военнослужащих // Вестн. Бурятского гос. ун-та. Сер. 12: Юриспруденция. 2006. N 3. С. 124 - 130.

<37> Федоров С. Надзор за исполнением наказаний военнослужащих // Законность. 2004. N 10. С. 52.

<38> Оноколов Ю.П. Детерминанты преступности военнослужащих и ее предупреждение: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2005. С. 101 - 102.

 

А.М. Ковалев, А.П. Скиба предлагают освободить военное командование от уголовно-исполнительных функций в целях улучшения качества их выполнения. Контроль за условно осужденными военнослужащими указанные авторы считают необходимым возложить на специализированных военных приставов-исполнителей, к компетенции которых следует отнести исполнение всех уголовных наказаний, не изолирующих осужденных от воинского коллектива <39>.

--------------------------------

<39> Ковалев А.М. Условно осужденные военнослужащие: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2008. С. 157.

 

Однако данное предложение следует подвергнуть критике. Во-первых, создание новой государственной структуры приведет к многочисленным бюджетным расходам, а также к увеличению штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации, что, очевидно, будет противоречить концепции придания армии и флоту нового облика. Во-вторых, приставами-исполнителями являются лица, профессионально подготовленные для совершения действий по выявлению и фиксации имущества, на которое по закону может быть обращено взыскание для погашения имущественных требований (ст. 1 Федерального закона "О судебных приставах" от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ). Возложив на приставов функцию, не связанную с обращением взыскания для погашения имущественных требований, законодатель выйдет за пределы двух совершенно различных сфер правового регулирования, а именно: уголовно-исполнительных отношений, связанных с исправлением осужденных и предупреждением совершения ими новых преступлений, и общественных отношений по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Как известно, функцию исполнения уголовных наказаний, не связанных с реальным лишением свободы, выполняют уголовно-исполнительные инспекции. Они не предназначены для организации и координации индивидуальной социально-реабилитационной работы специалистов с конкретным правонарушителем. Поэтому в свете реформирования уголовно-исполнительной системы в настоящее время ведется активная работа по созданию в России отдельной службы - Федеральной службы пробации в системе Министерства юстиции Российской Федерации <40>.

--------------------------------

<40> Орлов П. Больше не садитесь. В России создается специальная служба для опеки бывших арестантов // Рос. газ. 2011. 25 мая.

 

Пробация - комплексная социально-правовая технология реабилитации правонарушителей, решающая задачи качественного выполнения и координации в обществе уголовных наказаний, способствующая снижению нагрузки других правоохранительных органов и пенитенциарной системы <41>. Служба пробации является важнейшим институтом сферы уголовного правосудия и профилактики правонарушений во многих странах мира: США, Канаде, Франции, Германии, Польше, Эстонии, Латвии и т.д.

--------------------------------

<41> Служба пробации и другие предложения по реформе системы исполнения наказаний в РФ / Под ред. А.Ю. Сунгурова. СПб., 2011. С. 39.

 

Планируется, что в Российской Федерации новая служба будет выполнять функцию надзора, сущность которой заключается в осуществлении контроля за условно осужденными и организации мероприятий социальной поддержки с целью добиться положительно приемлемых изменений в поведении лица, чтобы предотвратить совершение новых правонарушений.

В настоящее время в Министерстве обороны Российской Федерации на базе военных комендатур и военной автоинспекции создано новое структурное подразделение - военная полиция, основной задачей которой является обеспечение соблюдения воинской дисциплины, укрепления правопорядка и законности в войсках <42>. Представляется, что функция контроля за поведением условно осужденных военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации может быть возложена на военную полицию, которая бы стала в будущем аналогом службы пробации в военной сфере.

--------------------------------

<42> Гаврилов Ю. Патруль у казармы // Рос. газ. 2012. 11 окт.

 

В то же время создание военной полиции, являющейся перспективным направлением в борьбе с рецидивной преступностью, не уменьшает роли командования воинских частей, на которое возложены пенитенциарные функции при исполнении приговора об условном осуждении в обстановке военной службы. Возложение обязанности осуществления контроля за условно осужденными на соответствующее командование базируется на концептуальных положениях военно-уголовного законодательства: включении уголовно-исполнительной деятельности военного командования в особую и специфичную социально-правовую функцию уполномоченных органов государства <43>, дуалистическом содержании статуса осужденного военнослужащего, определяемого нормами военного и уголовно-исполнительного законодательства, целесообразности сосредоточения организации исправительного воздействия на основе принципов централизации и единоначалия на едином уровне властной военной вертикали, возможности дополнения средств достижения целей наказания специфическими военно-административными, воспитательными и дисциплинарными мерами, высокой степени правовой регламентации всех вопросов жизни, быта и деятельности войск, в том числе и основополагающих вопросов исполнения воинских наказаний.

--------------------------------

<43> Безнасюк А.С, Толкаченко А.А. Уголовные наказания военнослужащих: теория, законодательство, практика: Учеб.-практ. пособие. М., 1999. С. 10.

 

Интересно отметить, что ранее военное командование обладало довольно широкими полномочиями в сфере реализации уголовной ответственности военнослужащих. Так, в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 28 марта 1958 г. без согласия военного командования военная прокуратура не могла привлекать к уголовной ответственности и передавать в военный трибунал уголовное дело в отношении военнослужащего, совершившего воинское преступление. Через четверть века такой порядок был отменен, и военнослужащие стали привлекаться к уголовной ответственности за воинские преступления без согласия командиров (начальников). Такие полномочия были предоставлены только следственно-судебным органам. Однако в ряде зарубежных государств, в частности в США и Англии, военное командование и в настоящее время обладает значительными правами в осуществлении правосудия. Оно может, например, назначать суд, утверждать приговоры, предавать военнослужащего суду и т.д. <44>.

--------------------------------

<44> Оноколов Ю.П. Развитие военно-уголовного законодательства в советский период // Военно-юрид. журн. 2010. N 7. С. 22 - 26.

 

В 1904 г. Н.И. Фалеев писал: "Отрицать за военным начальством право интересоваться подчиненным не представляется возможным: суд изучает преступника по одному факту и в течение короткого времени; начальство знает и должно изучать подчиненного, работать над ним в течение нескольких лет; наконец, если даже условно осужденный возвращается снова в часть, то и при таких условиях начальству не безынтересно принять участие в деле постановки и разрешения вопроса об условном осуждении" <45>.

--------------------------------

<45> Фалеев Н.И. Указ. соч. С. 81.

 

В связи с вышеизложенным, как представляется, законодатель совершенно справедливо наделил командование воинской части (учреждения), обладающее широким спектром воздействия на военнослужащего (например, дисциплинарного характера), уголовно-исполнительными полномочиями по контролю за условно осужденными, что в конечном итоге способствует укреплению воинской дисциплины и авторитета самого командования.

Предоставление военному командованию уголовно-исполнительных функций в указанной части находит свое нормативное подтверждение во многих зарубежных законодательствах <46>. Например, согласно § 112d Закона об отправлении правосудия по делам молодежи ФРГ <47> судья или чиновник, руководящий исполнением наказания, чтобы полнее учесть интересы военной службы, перед применением к молодому военнослужащему мер воздействия должен заслушать мнение его непосредственного начальника. Такое мнение является решающим в случаях дачи указаний или возложения обязанностей, назначения помощи в воспитании, отказа от применения ареста. Начальник лучше знает обвиняемого в силу длительного наблюдения за ним, располагает фактическими данными, его характеризующими. В юридической литературе справедливо отмечается, что обязанность суда по установлению истины по делу в отношении военнослужащего не может считаться полностью исполненной, если не будет заслушан его начальник <48>.

--------------------------------

<46> См., например: ч. 6 ст. 63 УК Республики Казахстан; ч. 2 ст. 76 УК Украины; ч. 81 ст. 14 УИК Республики Беларусь; ч. 2 ст. 66 УК Грузии; ст. 72 УК Узбекистана; ч. 9 ст. 71 УК Таджикистана.

<47> Jugendgerichtsgesetz (JGG) i.d.F. vom 11. 12. 1974 (BGBl. I 3427), letztes DndG v. 28.10.1994 (Bundesgesetzblatt, BGB1. I S. 3186).

<48> Brunner R. Jugendgerichtsgesetz: Kommentar. Berlin; New Jork: de Gruyter, 2002. S. 710.

 

При рассмотрении субъекта контроля за поведением условно осужденных закономерно может возникнуть следующий вопрос: командованием каких частей должен осуществляться этот контроль? Вероятно, тех, в которых проходит службу осужденный военнослужащий, что подтверждается ч. 1 ст. 187 УИК РФ - контроль за поведением условно осужденных военнослужащих осуществляется "командованием их воинских частей". Более четко по этому поводу сказано в п. 99 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими: контроль за поведением условно осужденных военнослужащих в течение испытательного срока осуществляется командованием воинских частей (учреждений), в которых военнослужащий проходит службу. Вышеуказанные Правила (п. 2) распространяют свое действие на осужденных военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах Российской Федерации. В этом случае рассматриваемые функции могут возлагаться на должностных лиц воинских подразделений не только Министерства обороны Российской Федерации, но и других органов (п. 1 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ).

Кроме того, помимо воинских частей, в качестве субъекта контроля за условно осужденными военнослужащими законодатель выделил военные учреждения. Военные учреждения - это состоящие на полном или частичном финансировании из федерального бюджета некоммерческие военные организации, созданные государством в лице уполномоченных им органов для осуществления функций в области обороны страны и безопасности государства. Учредителем военной организации, создаваемой как юридическое лицо, является, как правило, федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится данная военная организация и который осуществляет права собственника имущества указанной военной организации в пределах предоставленных ему полномочий <49>.

--------------------------------

<49> Военно-юридический энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.В. Кудашкина, К.В. Фатеева. М., 2008. С. 93.

 

Очевидно, что понятия "воинская часть" и "учреждение" совершенно нетождественны по своему значению. В то же время в нормах УИК РФ командование воинских учреждений вовсе не упоминается в качестве контрольного органа в отношении условно осужденных военнослужащих, что, на наш взгляд, является недопустимым упущением законодателя. Как представляется, нормативно-правовое регулирование должно охватывать деятельность всех субъектов уголовно-исполнительных (пенитенциарных) отношений. В этой связи необходимо добавить к словам "командование воинской части" слова "и учреждения" в соответствующем падеже в целях унификации норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства.

Помимо вышеуказанной проблемы, возникает вопрос: какие учреждения упоминаются в ч. 6 ст. 73 УК РФ? Возможно, по данной причине в разд. V приложения к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 29 июля 1997 г. N 302 учреждения как органы, исполняющие контроль за поведением условно осужденных военнослужащих, не упоминаются вовсе. А.М. Ковалев отмечает, что командование медицинских воинских учреждений (которые также функционируют в различных органах исполнительной власти: Министерстве обороны Российской Федерации, МВД России и др.) не подготовлено к выполнению каких-либо уголовно-исполнительных функций, в том числе по контролю за поведением условно осужденных военнослужащих <50>. Получается, что контроль за поведением условно осужденных военнослужащих превращается в формальность, а число возможных субъектов этого контроля, по сути, приравнивается к количеству соответствующих командиров или членов командования всех воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации независимо от их ведомственной принадлежности. Как представляется, рассмотренный законодательный пробел в определении субъектов контроля за поведением условно осужденных военнослужащих требует своего разрешения.

--------------------------------

<50> Ковалев А.М. Указ. соч. С. 156.

 

По мнению А.М. Ковалева, вопрос о субъекте контроля содержит еще одну проблему. Автор отмечает, что по непонятной причине в п. 101 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими говорится о функциях командира воинской части, а в п. 102 - о командовании воинской части, что не одно и то же. Полномочиями по контролю соблюдения условно осужденными общественного порядка и исполнения ими возложенных судом обязанностей возлагаются на не четко определенное командование, в которое, помимо самого командира части, могут включаться: первый заместитель командира части, начальник штаба полка, заместитель командира по воспитательной работе (офицер по работе с личным составом), заместитель командира по вооружению, заместитель командира по тылу, начальник медицинской службы, начальник финансовой службы и т.д., а при отсутствии штатного заместителя и если заместитель не был указан командиром - старший по воинскому званию <51>.

--------------------------------

<51> Ковалев А.М. Указ. соч. С. 205.

 

На наш взгляд, неопределенность, существующая при назначении лиц, ответственных за осуществление контроля за поведением условно осужденных военнослужащих, должна быть устранена. Безусловно, объем обязанностей командира воинской части, несущего персональную ответственность перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего, огромен. Поэтому никто не требует от командира личного исполнения приговора военного суда об условном осуждении, но никто и не снимает с него ответственности за организацию его исполнения.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что командование воинской части (учреждения) является особым органом, выполняющим специфичную социально-правовую функцию уполномоченных органов государства. Особенность деятельности военного командования по осуществлению контроля за условно осужденными военнослужащими состоит в том, что оно, не будучи профессионально подготовленным к реализации уголовно-исполнительных функций, тем не менее обязано в полном объеме выполнять одновременно две роли: пенитенциарную и военно-административную, руководствуясь при этом как уголовно-исполнительным, так и военно-административным законодательством.

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (30.06.2014)
Просмотров: 655 | Теги: условное осуждение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь