Пятница, 09.12.2016, 16:28
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

КОМАНДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

А.А.Губанищева

КОМАНДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся возникновения интереса к командному менеджменту и его актуальности в современных условиях, связанных с рядом вновь проявившимися тенденциями в области развития организаций и высокоэффективного менеджмента.

Ключевые слова: команда, менеджмент, группа, тимбилдинг, управление.

TEAM MANAGEMENT IN THE SYSTEM OF SPORTS ORGANIZATION MANAGEMENT
Gubanishcheva A.A.
Volgograd State Physical Education Academy
The article analyses the questions concerning the occurrence of interest to the team management and its relevance in modern conditions, in connection with the newly emerged tendencies in the development of high-performance organizations and management.
Keywords: team, management, group, team building, management.

 

Для того чтобы выжить в современных экономических условиях, спортивным организациям требуются определенные условия. К таким условиям можно отнести гибкость, повышение производительности труда, адаптивность к быстро меняющимся условиям рынка, умение творчески развиваться.

В виду этого современные спортивные организации все чаще стараются использовать в своей деятельности командные методы управления, так как они дают ряд преимуществ, таких как:

Во-первых, формирование команды предполагает вовлечение сотрудников в процесс управления организацией посредством самоорганизации и самоуправления, сотрудничества и взаимного контроля, взаимопомощи и взаимозаменяемости, что позволяет обеспечить ясность общих ценностей и целей, коллективную ответственность, сплоченность и коллегиальность отношений внутри трудового коллектива.

Во-вторых, коллегиальные отношения, сплоченность членов команды повышают производительность труда, а, следовательно, повышается эффективность деятельности спортивной организации в целом.

В-третьих, с помощью командной работы обеспечивается повышение уровня профессионализма и квалификации, личностный рост каждого члена команды, за счет того, что от участников требуется использование множества трудовых навыков, а не только умения выполнять одну или две функции.

В-четвертых, децентрализация принятия решений становится механизмом формирования преданности и приверженности членов команды организации, так как принятие решений осуществляется в атмосфере доверия и затрагивает всю команду. При этом участники команды осознают, что если они не могут прийти к единому решению, окончательное решение должен принимать руководитель. Другими словами, цель команды - это общий результат работы, достигнутый путем открытого диалога.

В-пятых, члены команды чувствуют себя «одной семьей», они преданы целям фирмы, которые они сами и помогли определить.
Актуальным вопросам построения командного менеджмента в организации посвящены многочисленные научные труды отечественных и зарубежных теоретиков и практиков менеджмента [1, 2, 3, 7].

Опыт зарубежных и российских спортивных организаций, которые в ходе своей деятельности добились значительных успехов, подтверждают, что ведущую роль в их достижениях играют не отдельные личности, а созданные рабочие группы, высшей формой проявления которых является команда.

На современном этапе развития спортивной индустрии умение работать в команде рассматривается как одна из базисных и ведущих компетенций сотрудников организаций.

Таким образом, сегодня существует необходимость обосновать понятие команды, определить ее признаки и роль в процессе управления организацией.

В толковом словаре Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. приводится такое определение: «Команда - это группа, связанных чем-либо людей» [6].
В Современном толковом словаре русского языка Ефремовой Т.Ф. команда трактуется как «группа лиц, выполняющих определенную работу» [5].

Толковый словарь Дмитриева Д.В. содержит два определения анализируемого понятия:
1. «Команда - это группа людей, которые образовали коллектив для выполнения какой-либо работы».
2. «Команда - группа людей, которые связаны одним делом, интересами и составляют чье-либо окружение» [4].

В большом экономическом словаре под командой понимается временная или постоянная организационная единица, предназначенная для выполнения определенных задач, служебных обязанностей или каких-либо работ [1].

Во всех указанных определениях ключевым является группа. Но следует различать группу людей, которые формально были объединены для выполнения связанных работ, и команду, способную к развитию, самоорганизации и самоуправления. В таблице 1 приведены основные отличительные признаки между двумя понятиями: «команда» и «группа».

Таблица 1
Различия между терминами «команда» и «группа»    

В настоящее время опыт использования коллективных методов труда в нашей стране, а также особенности менталитета русского человека, в том числе ориентация на неформальные отношения, склонность к групповой работе, позволяют сделать вывод о том, что потенциал групповых форм взаимодействия в организациях в России достаточно высок. Специалисты видят инструмент повышения конкурентоспособных преимуществ среди российских компаний и предприятий в использовании командного менеджмента.

Тренинги и другие мероприятия, направленные на повышение эффективности работы команды, начали применяться активнее и стали в последнее время неотъемлемой составляющей деятельности успешных российских спортивных организаций. Руководители большинства из них стали осознавать, что для достижения успеха необходим сплоченный коллектив профессиональных сотрудников.

За последние 5 лет на российском рынке успела сформироваться целая отрасль, которая представляет собой совокупность компаний, представляющих услуги по формированию команд другим организациям. Согласно данным сайта HeadHunter за 2014 год, четверть всех российских организаций устраивает командные тренинги, в то время как еще больше корпораций собираются проводить их в ближайшем будущем [1, 2].
Сегодня востребованность тренингов командообразования растет примерно на 20% в год. Диаграмма востребованности тренингов по вопросам командообразования российскими организациями в период за 2012-2014 гг. представлена на рисунке 1.


Рис. 1. Диаграмма востребованности тренингов по командообразованию в Российской Федерации

На сегодняшний день существует большое количество компаний, предлагающих услуги по тимбилдингу, т.е. комплексу мероприятий, направленного на сплочение команды путем совместного активного отдыха, корпоративных игр, тренингов и прочего.

Основной задачей тимбилдинга является построение прочных дружеских отношений и принципов взаимовыручки в среде сотрудников компании.
Следует отметить, что практику тимбилдинга применяют в основном только передовые компании, понимающие важность высокой эффективности работы персонала и готовые вкладывать деньги в HR-проекты. К сожалению, для большинства российский компаний вкладывать финансовые ресурсы в мотивацию своих сотрудников в период кризиса непозволительная роскошь.

Тимбилдинг - внутри коллективный процесс, который подчинен повышению уровня сплоченности коллектива на основе общих представлений и ценностей. Можно выделить ряд его целей:
- формирование навыков успешного взаимодействия членов команды в различных
ситуациях;
- повышение уровня личной ответственности за конечный результат деятельно
сти;
- переход от состояния конкуренции к сотрудничеству;
- повышение уровня доверия и заботы между членами команды;
- переключение внимания участника с себя на команду;
- повышение командного духа, получение заряда позитивного настроения.

По мнению ряда авторов, результатом качественно проведенного тимбилдинга становится:
1. нормализация атмосферы и отношений внутри коллектива, продуктивное разрешение конфликтных ситуаций;
2. получение сотрудниками навыков эффективного общения: умение налаживать взаимодействие, находить общий язык;
3. коллектив становится более сплоченным: улучшается взаимопонимание между его членами, у них развивается чувство общности, повышается их готовность к принятию новичков;
4. верное понимание распределения ролей в команде, умение использовать ресурсы каждого участника команды;
5. формируются навыки активного слушания, презентации идей: четкая речь и аргументация при групповой работе, качественная обратная связь, своевременное разрешение конфликтов, выявление эффективных лидеров, понимание принципов командной работы;
6. повышается командный дух коллектива: улучшается психологический и эмоциональный климат, вырабатывается позитивный настрой и нацеленность на победу, повышается работоспособность команды;
7. повышение уровня мотивации и лояльности к компании;
8. уменьшение текучки кадров;
9. повышение желания сотрудника делиться опытом, открыто обсуждать проблемы и пути их решения, анализировать прошлый опыт, делать выводы, учитывать ошибки;
10. повышение уровней инициативности и доверия сотрудников.

Подводя итоги выше сказанному, можно отметить, что авторитарное руководство организацией уходит в прошлое. Командное управление сегодня позволит занять лидирующие позиции в конкурентной борьбе тем предприятиям, которые вовремя начнут перестраивать свои внутренние коммуникации. Тимбилдинг является одним из современных инновационных методов формирования команд в организации, который позволяет развивать командный дух в работе всего персонала компании.

Литература

1. Авдеев, В.В. Управление персоналом: технология формирования команды / В.В. Авдеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 544 с.
2. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала / В.Р. Веснин. - М.: Юристъ, 2009. - 349 с.
3. Губанищева, А.А. Оценка напряженности и интенсивности трудового процесса менеджеров организаций / А.А. Губанищева, В.В. Анцыперов, О.А. Тынянкин // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №3; URL www.science- education.ru/123-19994 (дата обращения: 30.09.2015).
4. Дмитриев, Д.В. Толковый словарь русского языка: Ок. 7000 словар. ст.: Свыше 35000 значений: Более 70000 иллюстрированных примеров. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 1582 с.
5. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / под ред. Ефремова Т. Ф. - М.: Русский язык, 2000. - 453 с.
6. Словарь русского языка. 1949, 22-е издание, 1990; с 1992 - "Толковый словарь русского языка" / под ред. Ожегова С.И.,. Шведовой Н. Ю. - М.: 1992. - 1524 с.
7. Степанян, В.М. Профессиональная управленческая компетентность будущих менеджеров / В.М. Степанян, // Философия социальных коммуникаций. - 2014. - №1 (27). - С. 130-135 http://elibrary.ru/item.asp?id=21746931.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 4 (14) - 2015

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (13.04.2016)
Просмотров: 254 | Теги: КОМАНДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016