Пятница, 20.07.2018, 06:09
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

КОЛИЧЕСТВЕННО-КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЙ ОПЕРАТОРА ПРИ УПРАВЛЕНИИ МОБИЛЬНЫМ ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВОМ

А.Д.Курилкин

КОЛИЧЕСТВЕННО-КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЙ ОПЕРАТОРА ПРИ УПРАВЛЕНИИ МОБИЛЬНЫМ ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВОМ

Рассмотрено применение логико-вероятностного подхода к оценке действий оператора при выполнении одного из базовых приёмов управления автомобилем — «постановка автомобиля в бокс задним ходом». Выявлена корреляция между опытом управления и количественно-качественными характеристиками действий оператора. Проведён анализ полученных данных с позиций педагогической психологии. Предложено использовать данный подход в качестве инструмента для оценки наличия у обучающихся в автошколах необходимых знаний, умений и навыков управления автомобилем.

Ключевые слова: оператор, автомобиль, опыт управления, алгоритм действий, логико-вероятностный подход, количественная оценка действий.

 
Управление мобильной техникой — сложный динамический процесс, в ходе которого оператору приходится выполнять различные технические действия и приёмы. Количество и качество реализуемых действий и приёмов в значительной степени обусловлено наличием у оператора соответствующих знаний, умений и навыков, формируемых по мере увеличения опыта взаимодействия с техникой [1].

Актуальной является задача по выявлению корреляции между опытом управления и количественно-качественными характеристиками действий оператора. Исходя из вышесказанного была сформулирована следующая гипотеза: с увеличением опыта управления автомобилем у оператора формируется определённый алгоритм действий, необходимых для выполнения того или иного технического приёма. Предполагается, что между опытом, как одной из количественных характеристик оператора, и навыком управления существует корреляция, которую можно обнаружить с помощью логико-вероятностного подхода к оценке действий оператора, предложенной Г. М. Зараковским [2] и опробованной автором [3-5].

Допустим, что алгоритм действий оператора состоит из N составляющих (N0 — количество элементарных действий и Nл — количество логических условий), распределённых соответственно по n0- и nл -группам. Разобьём алгоритм на комплексные группы, включающие в себя по одной группе элементарных операторов и логических условий. Пусть каждая комплексная группа содержит т составляющих алгоритма, из них m0 — элементарных операторов и mл — логических условий.

Тогда коэффициент интенсивности рабочего процесса V вычисляется по формуле
(1)
где N — число членов алгоритма; T — время реализации алгоритма.

Нормированный коэффициент логической сложности Ьн, характеризующий сложность логической обработки информации и динамичность рабочего процесса, определяется следующим образом:
(2)
Степень стереотипности рабочего процесса характеризуется нормированным коэффициентом стереотипности 2н, вычисляемым по формуле
(3)
Разбивка алгоритма на комплексные группы при вычислении Zн производится начиная с первой группы элементарных действий, а при вычислении Ьн — с первой группы логических условий, то есть предшествующая ей группа элементарных действий не учитывается.

Объект исследования: система «человек — машина», состоящая из оператора и легкового автомобиля.

Предмет исследования: наличие/отсутствие корреляции между опытом управления и количественными характеристиками действий оператора; в случае обнаружения корреляции, динамика последней.

Эксперимент. Перед началом эксперимента с участниками проводился вводный инструктаж по правилам безопасности, разъяснению целей и задач эксперимента. Участники были разбиты на 5 групп. В первую группу вошли операторы, проходящие обучение в автошколе и не имеющие опыта (или имеющие минимальный опыт) управления автомобилем. Вторую группу составили операторы с опытом управления менее одного года. Третья группа состояла из операторов с опытом управления от одного года до трёх лет. В четвёртую группу были набраны операторы, имеющие опыт от трёх до пяти лет. Пятая группа была сформирована из операторов с опытом управления автомобилем более пяти лет. Операторы трижды выполняли технический приём «заезд в бокс задним ходом». Действия каждого оператора при выполнении приёма фиксировались на видеокамеру, установленную в салоне автомобиля. По окончании эксперимента видеозапись просматривалась, а все действия оператора заносились в рабочую таблицу. Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью MS Excel [6]. Результаты представлены в таблице и на рис. 1-3.

Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы:

1. Наилучшие количественно-качественные оценки получены в группе наиболее опытных операторов. Так, среднее время и среднее количество действий, необходимых оператору из пятой группы для выполнения приёма, соответственно равны 16,1 с и 14. Данные значения превосходят аналогичные показатели наименее опытного оператора почти вдвое. Сходные отношения получены и для нормированных коэффициентов стереотипности Zн и логической сложности Lн действий оператора.

2. Динамика значений коэффициента интенсивности действий оператора V имеет колоко- лообразную форму, достигая своего максимума у операторов с опытом управления менее одного года.

Количественно-качественная оценка действий операторов

* КУД — контрольно-управляющие действия.

Рис. 1. Зависимость времени выполнения приёма от опыта управления

Рис. 2. Зависимость коэффициента интенсивности действий оператора от опыта управления

Рис. 3. Зависимость коэффициентов стереотипности и логической сложности действий от опыта управления

Данный факт объясняется более быстрым сокращением времени выполнения приёма по сравнению с уменьшением количества выполняемых КУД вследствие формирования у оператора первичного относительно устойчивого навыка выполнения приёма.

3. Необходимо отметить, что, несмотря на количественно-качественные изменения знаний, умений и навыков управления автомобилем, по мере увеличения опыта управления автомобилем наблюдается явное замедление указанных тенденций. Так, время реализации приёма во второй группе операторов на 22 % ниже, чем в первой группе, 23,6 против 30,4 с. Разница между аналогичными показателями в пятой и четвёртой группах составляет всего 8,5 %. Схожие цифры получены и для остальных характеристик действий операторов. Данный факт следует объяснять классическим логарифмическим законом обучения.

Таким образом, проведённый эксперимент подтвердил выдвинутую гипотезу о существовании функциональной зависимости между опытом управления и количественно-качественными характеристиками действий оператора при управлении мобильной техникой. Предложенный подход может быть использован в автошколах в качестве инструмента для наглядной демонстрации
динамики формирования у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков управления.

Список литературы

1. Габай, Т. В. Педагогическая психология / Т. В. Габай. — М. : Академия, 2008. — 240 с.
2. Крылов, А. А. Человек в автоматизированных системах управления / А. А. Крылов. — Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1972. — 192 с.
3. Курилкин, А. Д. Идеомоторный тренинг как средство совершенствования навыков управления мобильным техническим средством / А. Д. Курилкин // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. — 2016. — Т. 1, № 3. — С. 60-63.
4. Курилкин, А. Д. Оценка результативности идео- моторного тренинга по управлению мобильным техническим средством / А. Д. Курилкин // Наука молодых — агропромышленному комплексу : сб. ст. Междунар. науч. конф. молодых учёных и специалистов. — М. : Изд-во РГАУ—МСХА, 2016. — С. 163164.
5. Курилкин, А. Д. Ускоренная адаптация оператора к управлению мобильным техническим средством / А. Д. Курилкин // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. — 2017. — Т. 2, № 3. — С. 66-70.
6. Макарова, Н. В. Статистика в Excel : учеб. пособие / Н. В. Макарова, В. Я. Трофимец. — М. : Финансы и статистика, 2002. — 368 с.

Для цитирования: Курилкин, А. Д. Количественно-качественная оценка действий оператора при управлении мобильным техническим средством / А. Д. Курилкин // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 4. — С. 123-127.

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (26.06.2018)
Просмотров: 20 | Теги: автомобиль, опыт управления, Оператор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь